ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ РЕКТОРА КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЛЬШАТА ГАФУРОВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 2-Я
Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров на традиционной интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказал о том, как университет планирует зарабатывать деньги. Также ректор рассказал своем отношении к Сколково, к бакалавриату и магистратуре, о судьбе университетских музеев, а также о том, что в КФУ готовы обеспечить жильем 100% аспирантов.
ХРАМ НАУКИ ИЛИ ГОСКОРПОРАЦИЯ ПО ЗАРАБАТЫВАНИЮ ДЕНЕГ?
- Лариса Рафаэлевна Усманова прислала вопрос: "Работаю в университете 3 месяца после 10-летнего проживания и работы в научной гуманитарной сфере за рубежом. Складывается устойчивое ощущение, что из "храма науки" КФУ собираются сделать госкорпорацию по зарабатыванию денег. Как вы рассматриваете развитие фундаментальных исследований в гуманитарных областях науки, которые не могут принести моментальную прибыль, но благодаря которым также формируется имидж университета на международном уровне? Нужно сохранить и придать новый импульс развитию классических гуманитарных направлений, таких, как востоковедение, казанская лингвистическая школа, историческая школа, благодаря которым казанский университет УЖЕ известен (два века!) во всем мире. В конце концов, главный капитал любого общества - не нанотехнологии и роботы, а человек, ради которого и для которого строится инновационная экономика постиндустриального общества. Его духовное измерение - это и есть главный критерий развитости современного цивилизованного государства. И университет - единственное место, которое формирует такого человека".
- Есть такое выражение: ничего хорошего без денег не делается. Хочу сказать спасибо Ларисе Рафаэлевне за этот вопрос. Она вот приехала только три месяца назад после десятилетнего проживания за границей и сравнивает КФУ с зарубежными вузами. Нельзя сравнивать - по той простой причине, что у нас совершенно разное финансирование. Если в Финляндии на образование идет четыре процента от ВВП, то у нас только один. Но у нас и ВВП разный! Поэтому предъявлять к российским вузам такие же требования, какие у наших коллег за рубежом, но при этом не давать такого же финансирования - это не совсем правильно. Поэтому в стране выделены несколько федеральных университетов и порядка 30-ти научно-исследовательских, которые финансируются согласно проектам их программ. Мы недавно были с президентом нашей республики в США, в Кремниевой долине, были и в Беркли, и Стэнфорде. Так вот, в Стэнфорде всего 6700 студентов - и 8 тысяч аспирантов. И годовое финансирование - более трех миллиардов долларов. И 15 миллиардов долларов – это фонд, эта цифра из года в год меняется, потому что они расходуют средства.
- Стэнфорд - корпорация по зарабатыванию денег, по сути.
- Но если нам говорят, что казанский университет превращается в госкорпорацию по зарабатыванию денег, - до этого нам еще очень и очень далеко. Хочу напомнить, что и гуманитарные направления можно неплохо развивать только в том случае, когда есть на это средства.
Когда я стал ректором, ко мне было очень много вопросов: когда начнут побольше платить, изменится ли заработная плата преподавателей, увеличат ли стипендию аспирантам? Наша задача - создать такие условия, чтобы люди, работающие в университете, научились зарабатывать. И зарабатывали на своей профессии. Не разгрузкой вагонов! Это касается, прежде всего, аспирантов - надо, чтобы они могли зарабатывать на своей профессии, на своих знаниях. И гуманитарии в том числе.
Вот сейчас пишется проект программы развития нашей республики на ближайшие пять лет. Почему бы его не писать нашим ученым, федерального университета? Для этого просто надо иметь достаточно большой кругозор.
- Что-то не припоминается ни одной статьи за последние годы по теме экономики университетских специалистов...
- Вот в этом и суть! Можно требовать от государства чего угодно, говоря, что ты великий. Но этим великим сначала надо стать. Надо участвовать в реальном секторе и делать так, чтобы твое государство, твоя республика, твой город стали богаче от твоих действий. От действий - а не от твоего бездействия и критики.
Мне часто говорят, что есть четкая граница между фундаментальными науками и прикладными. А нет между ними разницы! Фундаментальная наука отличается от прикладной только тем, что у одной результаты могут использоваться сразу, а у другой - только через несколько лет. По срокам применения они отличаются.
Посмотрите, какие открытия были сделаны десятки лет тому назад, и сегодня используются на практике. Но в то время разве могли думать, что эти открытия будут использоваться? Вот в Казани было сделано прекрасное открытие: в 1944 году университетский ученый Евгений Константинович Завойский открыл явление электронного парамагнитного резонанса. Уже через год вслед за ним за рубежом открыли ядерный магнитный резонанс - и сразу сделали современный прибор. Сразу!
А мы в России, имея хорошую базу фундаментальных наук, до их приложения проходим огромный путь. Вот этот путь нам надо сократить. В противном случае мы все время будем отставать от Запада. Кончено, здесь негативную роль сыграли и наши промышленники. Поскольку заказы ученым поступали именно от них, понятно, что после развала Советского Союза и его экономики многие технологии в готовом виде стали просто закупать за рубежом. Раз они стали закупаться, значит, не у дел остались наши научно-исследовательские институты, не у дел остались наши конструкторские бюро и наши ученые.
Когда порой говорят, что сегодня наши вузы, наша наука ничего не делают, с этим можно поспорить. В противном случае наши выпускники не были бы так востребованы за рубежом. Они очень востребованы за рубежом, поскольку там есть на их исследования конкретный заказ. То есть за исследования кто-то должен платить. Либо государство, либо корпорации, либо частные лица. Вот у нас на сегодняшний день за исследования платит только государство. Это очень плохо. Поскольку у государства все время будет денег не хватать, и мы всегда будем отставать. Нигде в мире ведущие научно-исследовательские центры не содержатся только за счет государства.
СТАНЕТ ЛИ НАУКА В РОССИИ ПРИОРИТЕТОМ
- Но это еще и вопрос приоритетов. Если для государства наука приоритетна, оно будет бедным, но в науку будет вкладывать. Если у него приоритеты другие, то тогда… Пока у нашего государства непонятные приоритеты.
- С приоритетами в какой-то степени определились. Вот и в послании президента России они были обозначены.
- Да, инновации, модернизации… Говорится много, но реально что делается?
- В России выбрали точки роста - семь федеральных и три десятка научно-исследовательских университетов. Это говорит о том, что пошла конкретная процедура реализации проектов. И про Сколково можно то же самое сказать. Да, к Сколково можно по-разному относиться: будет - не будет, получится - не получится… Но сам факт, что для достижения поставленных целей начали создавать инфраструктуру - это уже хорошо. Было бы хуже, если бы таких проектов вообще не было.
- Можно в Сколково дома построить, улицы построить, офисы построить в пустыне. Это выгодное бюджетоосвоение. Но что-то пока Нобелевские лауреаты отказываются приезжать туда. Разве не лучше было бы вложить деньги в казанский научный центр, в Зеленоград? Этот вопрос, конечно, не к вам. Просто Сколково не выдерживает никакой критики.
- Поживем - увидим.
- Ученые в известных университетах, уже существующих научных центрах прозябают без заказов, без денег. А тут строят Сколково. Смешно просто...
- По-разному можно относиться, это я говорю совершенно искренне. Поживем – увидим. Но было бы очень плохо, если бы совсем ничего не было. Разговор не идет о том, на что лучше выделять деньги. Разговор идет о том, что нужно это делать или не нужно. И Жорес Алферов, который является лауреатом Нобелевской премии, - один из руководителей Сколково. Поэтому говорить о том, что туда никто из известных ученых не приедет, нельзя.
- Это же российские ученые, им скомандовали – уж куда денешься. Партия сказала "надо"!
- В ученом мире очень тяжело командовать… Я все-таки думаю, в Сколково будет создана инфраструктура. Это принцип - создавать на голом месте. Сибирская академия наук тоже на голом месте развивалась, Дубна тоже на голом месте развивалась. Но и находясь в центре Казани, тоже не очень просто развиваться. Вот сейчас мы закупаем аналитическое научное оборудование - и не очень просто его устанавливать, потому что под университетом проходит метро, точное оборудование мы не можем размещать над метрополитеном. И если бы нам предложили на голом месте, скажем, где деревня Универсиады, поставить лабораторию, мы бы с удовольствием согласились переехать туда. И студентам бы удобнее было.
- Наверное, вузы и надо выводить за пределы города. Как в Америке. В центре города, в центре мегаполиса вряд ли целесообразно иметь студенческий городок…
- Должен сказать, что кампусы должны быть: вместе и учебные здания, и общежития, и все прочее. В центре они или на окраине города, большой разницы нет. Вот в Гиссене всего 70 тысяч населения, но Гиссенский университет - один из крупнейших в Германии. Беркли тоже небольшой город, и Стэнфорд. Но там огромные территории отданы университетам, и от общежития до учебных корпусов студенты ходят пешком. И там вопрос о переносе начала занятий вообще бы не возник.
- Логично. Потому что там сначала подумали, а потом сделали.
- На Западе университетские городки строятся так же, как у нас строились академгородки. Ничего нового нет. Академгородки - это и у нас хороший пример.
МЫ ГОТОВЫ 100% АСПИРАНТОВ ОБЕСПЕЧИТЬ ЖИЛЬЕМ
- Вопрос задает Халиков Амир Рустамович: "Здравствуйте, Ильшат Рафкатович. Вам пишет аспирант химического института имени Бутлерова. Без резкого повышения количества статей и их цитируемости нашему КФУ никогда не пробиться в первую-вторую сотню мировых университетов. Двигателем для написания статей всегда была деятельность аспирантов и молодых ученых. Но у нас, аспирантов, смешная стипендия в 1500 рублей. Все аспиранты половину времени вынуждены подрабатывать на стороне, как-то крутиться. Из-за этого научная работа идет в два раза медленнее, чем могла бы. Когда у аспирантов будет такая стипендия, чтобы они могли думать не о заработке на обед, а о науке?"…
Действительно, какая может быть научная работа, если у человека мысли о другом. Этот вопрос - как раз к теме Сколково. Или Сколково строим, или делаем вид, что у нас аспирант живет на полторы тысячи. Может быть, какие-то другие пути есть, может, гранты? Хотя если аспирант будет гранты искать, то он из ученого в бизнесмена превратится.
- Ничего плохого нет в том, то аспирант превратится в бизнесмена. Вообще-то, во всем мире профессора за счет своих грантов доплачивают аспирантам. И мы, наверное, пойдем по этому же пути - если у профессора нет грантов, то не будем разрешать ему брать аспирантов. Поскольку, действительно, сегодня на полторы тысячи прожить невозможно. А сам аспирант на старте не готов зарабатывать гранты. Но он должен принимать участие изначально в грантовой работе, в работе на договорных отношениях. Вот когда я обучался в аспирантуре, тема моей диссертации практически совпадала с темой хоздоговорной работы по заказу Тасмы. И мне доплачивали. Ну, по тем временам тоже небольшие суммы – 70 рублей, но все-таки…
И сегодня, если у профессора есть гранты, значит, он имеет возможность доплачивать своим аспирантам. И потом, этот грант обычно кто отрабатывает? Аспиранты, не сам же профессор в одиночку грант исполняет. Не случайно я вспомнил про Стэнфорд, где восемь тысяч аспирантов. Это движущая сила любого университета и науки. Поэтому, если мы говорим о коммерциализации многих разработок, то это дело именно студентов и аспирантов. И в этом нет ничего плохого. Потому что стипендии в полторы тысячи аспиранту, конечно же, не достаточно. Это только база, которую платит государство. Сегодня в КФУ талантливым аспирантам мы готовы устанавливать внутриуниверситетские гранты, ректорские гранты. Более того, на сегодняшний день мы готовы 100 процентов аспирантов обеспечить жильем.
-Каким жильем?
- Либо в деревне Универсиады, либо в тех общежитиях, которые у нас уже были. Мы там проведем ремонтные работы и создадим хорошие условия для молодых специалистов, молодых ученых, аспирантов. Но на все это нужно время. Мы решим эту проблему. Вот для студентов решили - они сегодня платят за жилье 55 рублей в месяц...
- Это им подарок.
- Да, это подарок.
ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ВОЗГЛАВИЛ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ КФУ
- Вот говорили об универсиадской деревне, но есть же вопросы и по самому университету. Взять хотя бы второй высотный корпус, продуваемый всеми ветрами. Знаем его, потому что сами там учились... Но до сих пор ничего не поменялось. Были вроде гигантские планы к юбилею вуза, но многое не было реализовано.
- К сожалению, да, до сегодняшнего дня ничего не поменялось. Единственное, что мы хотим сделать – это каждому факультету предоставить отдельно стоящее здание. Финансовый факультет оттуда уже переехал, и институт дополнительного образования тоже переехал. При присоединении вузов многое будет возможно. Это первое.
Второе, конечно же, обе высотки - и здание физфака, и второй корпус требуют капитальной реконструкции. Цена вопроса немаленькая, более 600 миллионов рублей нужно на один корпус. И на сегодняшний день мы смотрим, какие у нас есть в наличии проекты и что мы сможем сделать. Этот вопрос рассмотрит и первый попечительский совет, который должен скоро собраться. Президент республики дал добро его возглавить.
- Вот так, да? А кто еще войдет? Генералы промышленности?
- Генералов промышленности мы тоже приглашаем войти в попечительский совет.
- Президент сильный ход сделал, если сам возглавил попечительский совет КФУ...
ЧТО БУДЕТ С УНИВЕРСИТЕТСКИМИ МУЗЕЯМИ?
- Ильшат Рафкатович, а это правда, что вы выселяете зоомузей из главного здания?
- Никто ничего не выселяет! Обсуждается вопрос об открытии всех наших музеев для доступа людей с улицы. Для казанцев, для туристов, для всех, кто приезжает в наш город. Сегодня, если мы хотим из Казани сделать культурный туристический центр, то такую возможность должны людям предоставить. Разговор идет именно о возможности доступа. Если министерство культуры РТ сумеет предоставить отдельно стоящие здания, то музеи будут переселены в эти здания вместе с кафедрами. То есть там будет музей, профильная кафедра, один-два учебных класса. Это делается для студентов, которые будут работать в этом музее и использовать музей, как базу учебной практики.
Мне сейчас задают вопрос работники музеев университета: а что, вы нас продаете? Отвечаю: вопрос о передаче кому-то иному в собственность ни разу не понимался. Просто эти музеи у нас заперты, закрыты. Когда в университете был председатель совета Федерации России Сергей Миронов, он посетил геофак. Так вот, даже в нашем музее геофака, хотя у него там огромные площади, все образцы не могут быть размещены, не умещаются. И мы попросили Татнефть первый этаж переоборудовать, сделать в музей вход с улицы. Там это выстраивается, там это получается. А вот в главном здание так не сделаешь - там в музей все идут через ректорскую зону, там доступа к нашим музеям с улицы нет.
- Но музей истории казанского университета не получится переселить!
-Музей истории университета останется у нас в главном здании. Потому что это музей истории университета. По музеям у нас сейчас вообще есть хорошие идеи - сделать, например, музей Завойского. Но вы знаете, где сподвижники этого дела предлагают открыть музей? В подвале главного здания. Я думаю, Завойский бы обиделся на это. Он же не в подвале работал, он же в главном здании работал. И вообще, надо, наверное, чтобы это был музей физики в целом. Чтобы вызвать у нашего подрастающего поколения интерес к естественным наукам.
- Идея хорошая: показать людям эти богатства, собранные в музеях университета.
- Конечно. Это можно сделать совместно с нашим министерством культуры, чтобы часть затрат взяло на себя оно.
- И мэрию надо подключить.
-Всех.
-А что будет с ректорским домиком, где жил Николай Лобачевский? Уже столько лет в университете говорят, что в этом домике надо открыть музей Лобачевского. Он же был ректором, строителем университета 19 лет, гением, который своим открытием принес славу Казанскому университету…
- Вот мы как раз думаем, может быть, стоило бы сделать музей физики и математики в одном месте. Насколько целесообразно делить их и делать два музея? А в едином мы бы могли бы подготовить целые блоки, посвященные Завойскому, посвященные Лобачевскому, другим знаменитым казанским ученым - физикам и математикам. Это станет основой музея, а какие-то другие экспозиции будут постоянно меняться.
-Вот и отдайте под этот музей ректорский домик...
- Этого недостаточно. Там будет не музей, а склад вещей. И потом, мы не можем зажимать учебный процесс.
- Но музеи - это гордость университета.
- Да, конечно. Они гордостью и останутся.
БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА: ЗА И ПРОТИВ
- Вопрос от читательницы Натальи: "Принесла ли западная система (бакалавриат и магистратура) свои плоды? Почему на Западе эту систему давно считают несовершенной, а мы ее внедряем?".
- Я не соглашусь с этой читательницей. По той простой причине, что если бы эту систему признали несовершенной, то от нее бы отказались. Если на сегодняшний день мы говорим о мобильности студентов, о признании наших дипломов и на Западе, то нам надо, чтобы, по крайней мере, программы у нас были схожи. Вот сегодня бакалавриат в Гессенском университете трехгодичный, а у нас - четырехгодичный. И мы не можем признать их диплом у нас. Тут все тянется одно за другим: учебная программа по магистратуре, по аспирантуре и так далее. Я считаю, что у выпускника нашего вуза должен быть универсальный документ, подтверждающий его квалификацию. Да, есть нарекания, но нарекания есть к любой системе, в том числе к балльно-рейтинговой системе.
-По этому поводу сразу несколько вопросов от читателей.
- Если касаться балльно-рейтинговой системы... Человечество всегда пыталось каким-то образом оценить количественными измерителями деятельность, особенно чиновников, глав администраций, губернаторов. Дать оценку. Причем, если просто собирать отзывы людей, то многие талантливые специалисты окажутся "непроходными". Потому что все зависит от того, кто голосует, насколько подготовлены люди, которые определяют качества человека, оценивают его. Вот говорят: я такой-то работодатель, ваш выпускник плохо подготовлен. Тогда я задаю вопрос: а вам какие выпускники нужны? Можете определить их параметры? Таких параметров, к сожалению, нет. Если сказать, что нужен специалист, который мое неконкурентоспособное предприятие сделает ведущим, тогда он должен сразу занять место директора этого предприятия...
И здесь такая же система. Придумали критерии оценки студентов. Мне кажется, что в балльно-рейтинговой системе все-таки поменьше субъективизма, поменьше отношения преподавателя - нравится ему студент или не нравится. Но раз такие вопросы по этой системе задают, мы должны попытаться внести в нее корректировки - с учетом мнения и преподавателей, и студентов, которые не очень довольны этой системой. Но сама ее основа должна быть сохранена, потому что разговор идет о текущей успеваемости. Мне тоже не очень нравится, когда студента оценивают по посещению занятий. Он может не ходить на занятия, но знать предмет, - мне, как преподавателю, какая разница? Правда, не посещая лекции, хорошо знать предмет не многим удается. А к тем, кому удается, вопрос: зачем ты вообще поступил учиться, экстерном бы сдал...
- Есть от читателей вопросы по ЕГЭ - ваше отношение к единому государственному экзамену?
- Если бы системы ЕГЭ не было, мало кто из обычных выпускников школ сегодня поступал бы в ведущие вузы страны. До ЕГЭ толпы родителей ходили на вступительных экзаменах рядом с вузами. Мы все родители, проходили эту процедуру. Сегодня все это ушло в историю. К слову, мы в казанском университете нынешним летом сразу опубликовали на сайте все результаты приема.
УНИВЕРСИТЕТ УЧИТ МЫСЛИТЬ
- Больной и болезненный для многих вопрос о трудоустройстве молодых специалистов прислал Ринат Зарипов. Он пишет: "Так называемая "реформа образования" нанесла тяжелый урон самой системе образования: ухудшилось качество образования, университеты пооткрывали непрофильные платные факультеты и специальности, расцвела коррупция, учебные заведения превратились в машины по выколачиванию денег со студентов и их родителей. Студентов обучают, выпроваживают в неизвестность и забывают о них. Получается, что обучили, как могли, - дальше выкручивайтесь сами. В советские времена была замечательная система распределения выпускников с обязательной трехлетней отработкой. Причем у того, кто лучше учился, возможность выбора места работы была больше. КАИ как-то пытается наладить работу по трудоустройству своих студентов - проводит республиканский форум, стремится наладить контакты с предприятиями. Так должны ли вузы взять на себя ответственность за дальнейшую профессиональную судьбу выпускников в первые три года после обучения? Понятно, что у нас "рыночная" экономика, но ведь и университетский диплом уже не так престижен, как раньше. Ведется ли в КФУ какая-нибудь статистика, связанная с выпускниками, например, сколько их трудоустроились по специальности, в каких регионах они работают, насколько востребована та или иная специальность, какие отзывы об уровне подготовленности? Считаете ли вы необходимым решение проблемы с трудоустройством выпускников? Каким образом можно решить эту проблему? Поможет ли в решении этого вопроса новый статус КФУ?".
- На этот длинный вопрос могу ответить коротко: у нас есть сайт центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников. Там много информации, этот центр связан с аналогичным центром трудоустройства по городу, с другими нашими вузами.
(Справка: Web: www.ksu.ru/umu/cst; группа ВКонтакте: http://vkontakte.ru/club6006023)
- Вы не считаете, что пора вводить такое же правило, какое действовало раньше: если за госденьги учишься, потом три года отработай по распределению?
-Нет.
-То есть пусть государство тратит деньги, например, на журналиста, на физика, а он потом пойдет в магазин торговать электроникой.
- Но это будет лучший продавец электроники!
- А другой талантливый парень или девушка, которые могли бы попасть в вуз, не попали...
- Знаете, все определяет стоимость. Вот порой говорят: почему талантливые люди, ученые не идут в школу преподавать? Все очень просто: начните в школе нормально платить - и завтра туда пойдут доценты и профессора. Дайте определенный мотивационный фактор: создайте условия, дайте квартиру, начните хорошо платить... Но ограничивать человека в выборе мы не можем. Этого нигде в мире нет. Не будет и у нас. От этого мы уже ушли. Зато сколько времени и сколько энергии наше поколение тратило, когда нас обязывали три года где-то отработать. Жену в один конец страны направляли, мужа в другой.
- Не обязательно ехать на край света. Речь о другом, - что ты должен отработать по полученной профессии. Скажем, учителем в Казани, в Елабуге или в Бавлах… Учителем! Если государство потратило на твое обучение деньги, будь добр, поработай учителем. А если ты вдруг обнаружил, что учителю мало платят, ну, никто не виноват. В 18 лет, когда поступаешь в вуз, надо уже соображать, сколько учитель получает.
-Вот мы обсуждали эту тему с ректором МГУ. Известно, что МГУ дает очень хорошее математическое образование, Казанский университет, кстати, тоже. Немало математиков работают в банках - программистами, руководителями отделений… С моей точки зрения, в этом ничего плохого нет. Эти специалисты - лучшие среди тех, кто работают в банковской системе, они занимаются внедрением многих новых технологий. Ну, давайте генерального директора КАМАЗа, который закончил физфак и не работает физиком, начнем упрекать в том, что он возглавляет одну из ведущих автомобильных компаний страны...
Университет учит людей мыслить. Он не только дает людям конкретное базовое образование - он учит мыслить, добывать знания. В этом его большое отличие от многих отраслевых вузов, которые конкретно "заточены" на ту или иную профессию. Поэтому люди с университетским образованием сегодня представлены везде, они занимают ведущие позиции в государственных структурах, в общественных организациях…
Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко
Ильшат Гафуров: "Удивило, что в университете долго принимаются решения". Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.