Решение об аресте Вадима Мерзлякова и Илнара Абдульманова остается в силеФото: Артем Кузнецов

«ДО СИХ ПОР НЕПОНЯТНО, ЧТО МНЕ ИНКРИМИНИРУЕТСЯ...»

«Арестовывайте Мусина! В чем виноваты наши мальчишки?» — такую фразу в сторону вкладчиков доверительного управления обронил сегодня отец начальника управления активных операций на рынке ценных бумаг ТФБ и «ТФБ Финанс» Илнара Абдульманова во время судебного заседания по апелляционной жалобе задержанного банковского функционера. Обманутые вкладчики ДУ — неизменные «болельщики» всех судебных заседаний по делу «ТФБ Финанс» — были не против. Они как раз разворачивали плакаты с призывом к задержанию предправления Татфондбанка Роберта Мусина. А их идейный вдохновитель, активист Дмитрий Бердников, пытался завести диалог то с адвокатами задержанных, то с журналистами.

Жалобы Абдульманова и другого арестованного, зампредправления банка Вадима Мерзлякова, рассматривались Верховным судом РТ одна за другой. Обвиняемых, естественно, не было в зале заседаний — решением Советского райсуда Казани они отправлены под арест. В СИЗО №2 для них была организована трансляция, мужчин даже вместе завели в камеру.

Адвокат Абдульманова Всеволод Добрынин, как и две недели назад во время избрания меры пресечения своему клиенту, акцентировал внимание суда на том, что никто из свидетелей не указывал его подзащитного в качестве причастного к каким-либо махинациям.

«В деле его фамилия фигурирует два раза», — сказал он, отметив, что оба упоминания встречаются лишь тогда, когда Абдульманов был задержан и арестован.

В чем причастность Абдульманова — не мог понять и сам арестованный.

«Мне до сих пор непонятно, что мне инкриминируется... То есть я даже не понимаю, на чем строить защиту, — сказал он во время выступления перед судом. — Хотел бы понять, за что конкретно я нахожусь под арестом. Помимо статьи, у меня другой информации нет».

Тезисы о том, что Абдульманов лично не общался ни с одним из клиентов, прозвучали вновь. Однако, по данным собеседников «БИЗНЕС Online», близких к следствию, Абдульманов на данный момент является едва ли не ключевой фигурой дела. Он, напомним, занимался торговлей ценными бумагами. В частности, именно Абдульманов покупал на деньги вкладчиков те самые злополучные облигации Татфондбанка. Так что механизм движения денег в схеме ему знаком едва ли не лучше всех.

Суд в итоге оставил в силе решение Советского райсуда о мере пресечения: Абдульманов остается в СИЗО до 2 апреля.

Ирина Хрунова заявила журналистам, что мера пресечения была ожидаемой, в расследовании экономических преступлений аресты высокопоставленных сотрудников едва ли не обычная практикаФото: Артем Кузнецов

«ЦЕЛЬ ВКЛАДЧИКОВ БЫЛА НЕ ПОСАДИТЬ КОГО-ТО, А ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ»

Естественно, что данное решения суда не позволило надеяться на лучшее Мерзлякову, который, ожидая своей очереди, наблюдал за заседанием. Впрочем, к тому, что ВС оставит в силе решение предыдущей инстанции, и он сам, и его адвокат Ирина Хрунова, кажется, были готовы.

«Вадим Александрович, как и договаривались, я в понедельник в СИЗО к вам подъеду?» — спросила Хрунова во время перерыва у Мерзлякова.

Чуть позже, уже после оглашения решения суда, Хрунова заявит журналистам, что мера пресечения была ожидаемой, в расследовании экономических преступлений аресты высокопоставленных сотрудников едва ли не обычная практика.

«Цель вкладчиков изначально была не посадить кого-то, а в первую очередь вернуть деньги», — акцентировала она внимание суда, напоминая, что ее подзащитный все время с начала кризиса в ТФБ активно занимался оздоровлением системы и поиском санатора. Арест Мерзлякова, по ее мнению, может поставить жирный знак вопроса на возможной санации банка.

Вкладчики, которым в том числе адресовались слова адвоката, казалось, остались от тезиса в замешательстве. Обычно бурно реагируя на любые слова защиты, те почему-то промолчали: сделать выбор между гипотетическим «хлебом» (то есть возвращением накопленных средств) и «зрелищем» (чехардой арестов) им оказалось трудно.

Сам арестованный, к слову, был сегодня максимально закрыт: ничего добавлять к словам защиты не стал, от дополнительного комментария, можно сказать, отказался. И вины своей (ему, кстати, обвинение было предъявлено лишь 17 февраля), естественно, не признал.

Суд с доводами защиты не согласился: Мерзляков, по версии гособвинителя, может помешать следствию или уничтожить потенциальные доказательства совершенного преступления, потому остается в СИЗО. На фоне игнорирования явок на допросы (иначе — просто бегства) другого коллеги Мерзлякова, еще одного зампредправления, курировавшего развитие рокового продукта ДУ «Доходные инвестиции» и «Доходные инвестиции Плюс», Сергея Мещанова, объявленного в розыск, решение выглядит еще более обоснованным.

На фоне игнорирования явок на допросы еще одного зампредправления Сергея Мещанова, объявленного в розыск, решение выглядит еще более обоснованнымФото: «БИЗНЕС Online»

«Естественно, мы недовольны», — сказала после заседания суда в беседе с корреспондентами Хрунова, добавив, что процедура кассационной жалобы затяжная и обжаловать сегодняшнее решение можно будет как раз к тому моменту, когда срок меры пресечения будет подходить к концу.

Интересно, что в начале прошлой недели стало известно о том, что следствие наложило арест на кое-какое имущество других задержанных по делу «ТФБ Финанс». Например, на имущество гендиректора ДУ Тимура Вальшина. «Нам об этом ничего неизвестно», — так прокомментировала данную информацию Хрунова.

Сомнений в том, что обвинение, предъявленное Мерзлякову, будет изменено, у адвоката не возникает. «Мы по крайней мере увидели, в чем обвиняют Мерзлякова. В соответствии с этим мы можем строить защиту. Конечно, первое, что сделало следствие — предъявило обвинения, что они обманывали вкладчиков. Надо понимать, что мой клиент никогда с вкладчиками не общался, он работает заместителем председателя правления. В его должностных обязанностях нет работы с физическими лицами. Это не его работа абсолютно. Предложение о „досудебке“? Нет, абсолютно точно могу сказать, нам ничего не поступало. Нахождение в следственном изоляторе мешает в первую очередь пострадавшим. Даже если в ближайшее время будет принято решение о санации банка, этот процесс может быть затянут, потому что моего клиента нет на рабочем месте. Это надо понимать», — отметила она.

Задержаны и арестованы четыре сотрудника Татфондбанка: Тимур Вальшин, Рустем Тимербаев, Илнар Абдульманов и Вадим Мерзляков
Фото: «БИЗНЕС Online»

МЕРЗЛЯКОВ ПОКА ОСТАЕТСЯ ГЛАВНЫМ УЛОВОМ СЛЕДСТВИЯ

На данный момент Мерзляков так и остается главной рыбой, выловленной следствием по делу «ТФБ Финанс». Уголовное дело, заведенное по жалобам вкладчиков ДУ 2 февраля с совокупной суммой ущерба в не менее чем 90 млн. рублей, пока не породило новые аресты.

Всего в деле пять подозреваемых: это гендиректор «ТФБ Финанс» Тимур Вальшин, также неудачно обжаловавший свой арест в Верховном суде, его помощники Рустем Тимербаев, занимавшийся работой с клиентами, и Абдульманов, а также два зампредправления банка — Мещанов и Мерзляков.

Впрочем, список задержанных может пополниться. В предыдущий вторник вкладчики ДУ ходили на прием к заместителю министра внутренних дел по РТ Рафаилю Гильманову с требованием привлечь к ответственности еще одного зама Мусина — Рамиля Насырова.