Сегодня в ходе делового понедельника в исполкоме Казани презентовали новую схему размещения нестационарных торговых объектов Сегодня в ходе делового понедельника в исполкоме Казани презентовали новую схему размещения нестационарных торговых объектов

ИЛЬСУР МЕТШИН АНОНСИРОВАЛ «ГОРЯЧИЕ ТОРГИ» ПО «НЕСТАЦИОНАРКЕ»

Сегодня в ходе делового понедельника в исполкоме Казани презентовали новую схему размещения нестационарных торговых объектов. Если раньше в городе было 1077 объектов, то теперь в схеме 883 участка по 16 профилям, например, «Продовольственный», «Непродовольственный», «Вода в розлив», «Цветы», «Ремонт обуви», «Объект общественного питания», «Автотовары».

«Схема появилась не вдруг, пройдена большая дорога, — взял слово мэр Казани Ильсур Метшин. — Сложность вопроса в том, что она затрагивает интересы очень большого количества предпринимателей, город развивается, и в прежнем формате схема существовать не могла. Ранее подавляющая часть объектов находилась на сетях, красных линиях. Во-первых, для всех правила должны быть одни. Мой, твой, чужой — такого быть не должно! Во-вторых, все должно быть законно. В-третьих, это в интересах наших горожан, города».

По словам заместителя руководителя исполкома Казани Ивана Кузнецова, комитет потребительского рынка выставит на торги право на размещение 539 объектов. «Большая работа предстоит, такого количества объектов в прежние годы не разыгрывали, — добавил Метшин. — Здесь мы пионеры».

Первые аукционы планируется провести в апреле. Согласно новой схеме, предприниматели получают право размещения объекта на 5 лет. «Отличительная особенность — строгое соблюдение профиля на каждом объекте, чтобы исключить возможность, например, продажи продуктов питания на месте, приобретенном под размещение цветочного павильона», — объяснил Кузнецов. Исключен из схемы универсальный вид (в предыдущей схеме было 260 таких объектов).

На 344 места претендуют предприниматели, у которых на март 2015 года действовали договоры аренды. Они смогут приобрести право на размещение объекта без участия в торгах по начальной цене.

Напомним, весной 2015 года поправки в Земельном кодексе РФ отменили преимущественное право арендаторов государственной и муниципальной собственности на заключение договора аренды на новый срок. Это стало сильным ударом по тем предпринимателям, которые по требованию городских властей заменили свои древние киоски на современные павильоны и рассчитывали в новом формате спокойно работать и дальше. Для того чтобы поддержать цивилизованный бизнес, по инициативе мэра Казани был разработан проект документа, предусматривающего возможность таким предпринимателям приобрести право размещения объекта на следующие пять лет без участия в торгах — по стартовой цене. Соответствующее постановление принял кабмин РТ. Стартовая цена (как и для участников торгов) будет формироваться на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Обсуждение этого вопроса затормозило принятие новой схемы, но, с точки зрения Кузнецова, это дало возможность дальше двигаться и законно, и справедливо по отношению ко всем участникам рынка.

В сфере нестационарной торговли есть строго прописанные требования к проектам торговых павильонов, есть и типовые проекты, перечень которых в этом году будет дополнен В сфере нестационарной торговли есть строго прописанные требования к проектам торговых павильонов, есть и типовые проекты, перечень которых в этом году будет дополнен

«ТУТ НЕТ СУБЪЕКТИВИЗМА — ТЫ ВОЙДЕШЬ, ТЫ НЕ ВОЙДЕШЬ»

При разработке новой схемы в исполкоме актуализировали информацию обо всех действующих нестационарных объектах, подготовили электронную карту с объектами, а затем последовала тотальная инвентаризация всех (более 1 тыс.) нестационарных торговых точек города. Условием для включения объекта в новую схему было его соответствие архитектурному облику территории, санитарным нормам, правилам благоустройства и требованиям безопасности, а также востребованность торговой точки на участке.

«Можно сказать, что новая схема фактически разработана совместно с предпринимателями. За все время ее разработки в наш адрес на эту тему поступило 1200 письменных обращений от заинтересованных лиц, проводились неоднократные встречи с основными участниками этого рынка, проводились презентации в администрациях районов. Если посчитать количество версий схемы, то не хватит пальцев обеих рук, — пояснил Кузнецов. — Но с каждой новой версией схема становилась более совершенной, выявлялись и устранялись ошибки. К примеру, много замечаний было по адресному ориентиру, который из-за неактуального картографического материала не совпадал с фактическим. Много изменений было внесено по площади, которая менялась вследствие проводимой реконструкции объекта. Сейчас все эти разночтения устранены — место, адрес, площадь и профиль соответствуют критериям размещения и фактическому положению».

Пока новая схема размещения только разработана, а не утверждена, и Метшин поручил в обязательном порядке вывести ее на общественное обсуждение.

«Когда из 1070 остается 883, математика понятна... Чтобы ни у кого не было вопросов, надо позвать городскую прокуратуру, ФАС, общественность, — заявил мэр. — Предприниматели должны себя увидеть на этой схеме, и еще до торгов надо услышать их пожелания. Все предпринятые шаги ведут к цивилизованному рынку».

«На встречах с предпринимателями мы должны разъяснить, почему этот участок не вошел, объяснить критерии, — рассказал, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“, Кузнецов. — Тут нет субъективизма — ты войдешь, ты не войдешь. Ничего за пределами критериев мы сделать не можем — это уже превышение полномочий».

В городе пока остается категория бизнесменов, имевших договоры на март 2015 года, но их места не соответствуют вышеописанным критериям. «Этим предпринимателям может быть предоставлено компенсационное место, — сказал Кузнецов. — Сейчас мы формируем список таких арендаторов, разрабатываем механизм и правила предоставления таких мест». Окончательно эта работа будет завершена по итогам встреч с предпринимателями, чтобы понять каждую ситуацию.

Напомним, к началу нулевых улицы Казани были заполнены киосками, часть которых вызвала недовольство населения и служб (их было около 2,7 тысячи). В 2009 году в городе утвердили порядок размещения объектов мелкорозничной сети, позже была сформирована схема размещения на 2011 - 2015 годы. В 2014 году число разрешенных мест мелкой торговли существенно урезали: вместо порядка 1300 мест осталось чуть более 800. Правда, затем схема была расширена и включала около 1000 объектов.

.

«Излишеств нет, но именно доступность, способность к трансформации бизнеса делает этот формат востребованным как для покупателей, так и для продавцов, — объяснял необходимость новой схемы Кузнецов. — С начала 90-х годов, когда стали появляться так называемые „комки“ (коммерческие киоскиприм. ред.), этот сектор оставался в тени и развивался очень хаотично».

По данным исполкома, за последние пять лет в отрасли потребительского рынка Казани произошли глобальные изменения в части формата магазинов и торговых объектов. В два раза увеличилось количество торговых центров. В пять раз уменьшилось число розничных рынков. В 2,5 раза сократилось количество павильонов, ларьков и киосков.

.

В сфере нестационарной торговли есть строго прописанные требования к проектам торговых павильонов, есть и типовые проекты, перечень которых в этом году будет дополнен, рассказал Кузнецов.

«Это те, которые утвердили? — спросил Метшин, глядя на слайды презентации, и получил утвердительный ответ. — Я прошу прощения, вот «Түбәтәй ». Красиво на картинке, а строитель скажет, что сверху выполнить вот так круглый парапет — это нереально, он будет состоять из огрызков. Такой красоты не получится. У нас, к сожалению, проекты рисуют Фантомасы одни, а реализуют другие».

Тут мэр города вспомнил свой первый градостроительный совет в Нижнекамске, где ему московский специалист предложил раскрасить в цвета радуги трубы предприятий города, «чтобы не давило». Но на вопрос о том, как красить колонны и факела, где тысяча градусов температура, Метшин тогда внятного ответа не получил. «Ни одну колонну, ни один факел красить нельзя, как выяснилось, — сказал мэр. — И здесь, как это будет? Нам приносят проекты домов, картинки красивые, как начинают реализовывать, то колера нет, то фасадной плитки!»

Глядя на проекты, Метшин посоветовал делать проекты максимально приближенными к жизни. «Это не значит, что нужны простые решения, две доски и два гвоздя. Нет», — продолжал мэр. Кузнецов взял это предложение на карандаш.

Учредитель сети национального фастфуда «Түбәтәй » Султан Сафин оказался занят и не смог прокомментировать «БИЗНЕС Online» озвученную на деловом понедельнике информацию.

«Вот «Тубэтей». Красиво на картинке, а строитель скажет, что сверху выполнить вот так круглый парапет — это нереально, он будет состоять из огрызков. Такой красоты не получится» «Вот «Түбәтәй». Красиво на картинке, а строитель скажет, что сверху выполнить вот так круглый парапет — это нереально, он будет состоять из огрызков. Такой красоты не получится»

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ЛАРЬКОВ СВЯЗАНО С ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИХ ДУБЛИРОВАНИЯ В РАДИУСЕ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка.

Арсен Савва — директор ООО «Казанская ремесленно-промысловая компания»:

— Наша компания принимала участие в разработке схемы дислокации. Надо понимать, что город остается живым организмом. С внедрением этого документа не сказано последнее слово в вопросах размещения объектов торговли. Можно включить дополнительные места для предпринимателей, если обосновать необходимость того или иного объекта торговли на эту территории. Сокращение числа ларьков связано с дублированием, когда в рамах одного квартала в радиусе 150 метров появляются идентичные предложения для населения.

Вместе с тем мы замечаем более жесткое регулирование в части регламентации оказания услуг и осуществления торговли. Это связано с растущими требованиями к экологии и комфорту горожан. Плюс потребитель стал более капризным. Всегда есть определенный слой покупателей, которые придут к павильонам, а не к ларькам, если там оказывается аналогичная услуга. Мы хотим, чтобы бизнес переезжал в более цивилизованные условия, в помещения с коммуникациями — водой, электричеством и так далее. Но не всегда рентабельность павильонов может окупить эти затраты.

Роман Булаев — предприниматель, владелец киосков по продаже цветов:

— Я считаю, что местные власти не мешают нам вести бизнес. Наоборот, они даже вошли в наше положение, когда на федеральном уровне были приняты изменения в закон о том, что продлевать аренду нельзя, хотя это было записано у нас в договорах. Мы стали выходить на митинги, и власти к нам прислушались, были встречи с президентом Татарстана, с мэром Казани. Они выслушали нашу позицию и приняли документы, разрешающие продлевать аренду тем, у кого с соблюдением договоров было все нормально. Я надеюсь, что нас соберут и все нам разъяснят. Хотелось бы, чтобы цена аренды не поднялась намного. Рынок перенасыщен, тяжело деньги зарабатывать. Мы против новых сборов, хотя бы в это кризисное время.

«МЫ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ ПРОСИМ РАЗРЕШЕНИЯ ПОСТАВИТЬ КИОСКИ — И ТРИ ГОДА НАС ФУТБОЛЯТ»

Часть опрошенных «БИЗНЕС Online» предпринимателей считает, что к «ларечникам» у исполкома города отношение идет «по спирали»: от ужесточения к либерализации.

Егор Макаров — председатель гильдии малого и среднего предпринимательства Казани:

— У нас движение идет по спирали — то ужесточение, то либерализация по отношению к малому бизнесу. То разрешают — аукционы проводятся, то опять порядок схем размещения меняется, и это каждые два года. В данный момент мы опять на витке либерализации. 883 участка? Ну, значит, примерно на том же уровне и осталось, как было. В целом я к этим изменениям отношусь положительно, потому что у многих людей сохранится приоритетное право аренды. И это хорошо — люди же вложили средства в эти участки, когда-то купили права на них на аукционе за 500 - 600 тысяч рублей. Да плюс аренда. А выгодно это или нет, зависит от сферы, в которой работает конкретный предприниматель. Если это цветочный бизнес, то он пока держится. Мелкая розница вся ушла с запретом продажи пива и сигарет, мороженым же ты не будешь торговать — невыгодно. На рынке остались сувениры, правда, они в основном в центре, фейерверки и одиночные киоски по ремонту обуви. Но они, по-моему, все незаконные. Есть еще шаурма и разливное пиво, но законны из этих киосков, по-моему, только половина.

Марат Садыков — директор торгового комплекса «Алтын Т»:

— Эта торговля сейчас регулируется очень жестко. Мы возле торговых комплексов на частной территории просим разрешить поставить киоски, и вот уже три года нас футболят — и исполком, и управление архитектуры города были против. Так мы и не смогли поставить эти киоски и потеряли этих людей. Сетевики всех вытесняют. И хотя даже с одним ларьком люди работают — семью прокормить им все равно хватает. Сейчас ведь у многих предпринимателей и возраст не тот — им никуда не устроиться. Вопрос именно о выживании. В основном выживают киоски по продаже продуктов питания. За вещами люди в киоски не ходят, на рынках с вещами лучше. А вот за продуктами заходят в киоски, и неплохо идет у них эта торговля. Многие ведь напрямую работают — возят мясо с районов и продают. Предприниматели, торгующие на рынке, и раскупают у них это мясо. Но сетевики выжимают частников очень сильно.

Евгений Иосипов — заместитель председателя гильдии малого и среднего предпринимательства Казани:

— Вмешательство властей в дела малого и среднего бизнеса только ухудшает ситуацию, я считаю. В связи с этим я бы хотел подчеркнуть два важных момента. В постановлении №553 кабинета министров РТ записано четко: без аукционов заключаются договоры на размещение торговых павильонов с владельцами, у которых были действующие договоры аренды земельных участков на 1 марта 2015 года. Теперь оказывается, что предприниматели, у которых договоры были заключены до марта 2015 года, должны заплатить стартовую цену. Как будто говорят: «Нет, голубчики, вы сначала заплатите стартовую цену аукциона и только потом получите право на размещение».

Я понимаю, что власти хотят отрегулировать ситуацию с малым бизнесом. Но второй момент: вот представьте, что некий предприниматель обретает павильон для торговли автозапчастями. А бизнес у него не идет. И что ему делать? Я на всех совещаниях предлагал по согласованию с исполкомом разрешить в таких случаях изменить предпринимателю род деятельности. Не получилось с запчастями — можно торговать цветами. Но это предложение не было услышано.