«Я радуюсь, насколько ровно и спокойно, без писка, без эмоций, мы совершаем совместное богоугодное дело», — говорил сегодня митрополит Феофан, принимая ключи от Ирады Аюповой, — Госархив распрощался со зданием Николо-Гостинодворской церкви. Здесь планируется выставочный центр, посвященный Казанской иконе Божией Матери с экспозицией о патриархе Гермогене. Архивисты тоже не в накладе — они переехали в отремонтированное помещение неподалеку от нового здания Арбитражного суда.
«ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ В ИСТОРИИ РОССИИ ХРАМ. ТУТ СЛУЖИЛ БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН»
Сегодня состоялась передача в собственность Казанской епархии здания Николо-Гостинодворской церкви, которое последние годы занимал госкомитет по архивному делу. К двум часам пополудни к небольшому, местами облупившемуся зданию во дворе Нацмузея РТ на улице Кремлевской начали стягиваться ответственные VIP-персоны и церковные отцы. Чуть раньше намеченного приехал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. За ним в неприглядный, увы, двор потянулись и люди в рясах, которые встречали владыку со стороны улицы Кремлевской. У дверей священнослужителей уже поджидала председатель госкомитета РТ по архивному делу Ирада Аюпова.
«Какие у вас красивые черевички», — сделал Феофан комплимент чиновнице. «Так ведь событие обязывает», — отреагировала она. Аюпова действительно оказалась в очень оригинальных ичигах с узорами.
Внутри все больше походило на совдеповское помещение — неудивительно, храм десятилетиями служил «присутственным местом». В одном из многочисленных кабинетов с табличкой «Отдел правовой и кадровой работы» прямо над розеткой висел небольшой стикер «Нет коррупции». Владыка сразу приступил к делу. В актовом зале он рассказал собравшимся, чем же важно для церкви это место.
«Сегодня пишется новая страница в жизни не только татарстанской митрополии, не только этого храма, но и России. Это не просто один из... Это единственный в истории России храм. Именно тут служил священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген. Именно он принял на свои руки и принес сюда образ Казанской Божией Матери. И некоторое время именно тут находился этот образ». Феофан отметил, что Гермоген — не просто глава русской православной церкви, этот человек в историю России вписан золотыми буквами.
«Когда незваные лжецари принуждали его признать их власть и за это быть обласканным, он сказал: „Нет, Россия и вера не продаются“. И пошел в заточение в тюрьму монастырскую, где, в сущности, умер голодной смертью. Но сделал великое дело. Он умудрялся рассылать грамоты с призывом собрать народное ополчение, чтобы освободить Москву, прекратить смуту. Обратился к народу. К великому сожалению, властная верхушка бояр была раздираема междоусобицами и нередко предавала землю русскую. Но твердое слово патриарха сплотило Русь. На его призыв откликнулось Поволжье. И Минин, и Пожарский. В этом движении ополченцев важную роль играли люди татарской национальности. Не разделялись православные и мусульмане. Шли спасать столицу отечества вместе. И освободили. Мы видим, как воля лидеров становится верным путеводителем для народа. Так было всегда в истории», — совершил политически грамотный экскурс в историю Феофан.
Обращаясь к Аюповой, Феофан выразил ей благодарность «за все» и что «без писка, без эмоций мы совершаем совместное богоугодное дело»
ВЛАДЫКА ФЕОФАН: «ВСЕ ЦИВИЛИЗОВАННО СДЕЛАЛИ, ЭТО НАШ ОТВЕТ ПЕТЕРБУРГУ»
Уже обращаясь к Аюповой, митрополит выразил ей благодарность «за все». «Обычно мы видим, какие столкновения бывают: „А мы не хотим уходить, место нажитое“, — так говорят... Я вспоминаю нашу первую встречу, и у нас установился теплый человеческий контакт. Я часто привожу пример: люди, посмотрите на нас в Татарстане, как мы решаем вопросы с передачей храмов. Мир и согласие является залогом при решении таких важных дел, как возвращение собственности хозяевам, бывшим хозяевам, исконным. И я радуюсь, что насколько это ровно и спокойно, без писка, без эмоций, мы совершаем совместное богоугодное дело». При этом Феофан поблагодарил Господа за то, что в этом здании оказался именно Госархив, а не склад химических реактивов или еще чего хуже — клубов или иных «заведений непонятных».
Аюпова, в свою очередь, вручила первую запись в ведомости об упоминании этого храма за 1912 год, в которой зафиксировано то состояние здания, какое было до революции. «Это будет путеводителем для реставраторов», — поблагодарил Феофан и пригласил во время Масленицы Аюпову на блины.
Однако митрополия не будет торопиться с возвращением зданию функций храма. По задумке владыки, это должно быть таким духовно-просветительским мемориальным центром, посвященным патриарху Гермогену. Планируется и экспозиция, и ретроспективный взгляд с привлечением новых технологий, чтобы посетители могли интерактивно погрузиться в ту эпоху, в которой жил патриарх Гермоген. «С другой стороны, патриарх тесно связан с Казанским Богородским монастырем, так пусть эта связь так и остается. Потому что в центре храмы приходские есть, а на этом месте сохранились те исторические корни», — резюмировал Феофан.
Ирада Аюпова вручила Феофану первую запись в ведомости об упоминании храма за 1912 год, в которой зафиксировано то состояние здания, какое было до революции
Он отметил, что прежде чем приступить к работе, необходимо разработать научную реставрационную проектную документацию. А это дело не одного дня. Но задача одна! Восстановить в первоначальном виде, благо описание сохранилось. «Уже сейчас я думаю, что храм должен стать по-настоящему всенародным. И думаю создать попечительский совет по его восстановлению», — говорит владыка.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, есть ли в РТ еще бывшие храмы, которые неплохо было бы передать церкви, владыка ответил: «Конечно, есть, будем думать. Мы идем последовательно, не называя ничего. Путь мой такой: спокойно обсуждаем, проговариваем, а затем уже декларируем. У меня всегда планы есть, но они не всегда обнародуются».
Внутри храма все больше походит на совдеповское помещение
Обойдя свои новые владения, Феофан остался доволен внешним состоянием здания, отметив при этом, что, когда будут убирать перекрытия, могут открыться непредвиденные сюрпризы вроде трещин в стене. Уже в дверях, прощаясь с Аюповой, он еще раз выразил ей свою благодарность. «Цивилизованно все сделали, как и должно быть. Это наш ответ Петербургу (по всей видимости, владыка намекнул на ситуацию с Исаакиевским собором — прим. авт.). Я не стал говорить, но намек дал. А теперь милости просим на блины», — позвал он Аюпову.
Напомним, что в Санкт-Петербурге по тому самом закону о реституции церковных ценностей власти намерены передать Исаакиевский собор русской православной церкви в безвозмездное пользование на 49 лет с сохранением музейных функций. Сейчас называются сроки — к ближайшей Пасхе, то есть к весне. Это вызвало обширный резонанс: с одной стороны, речь о соборе и вроде все логично. С другой — Исаакий никогда не был в собственности православной общины или русской православной церкви, а находился в собственности государства и строился на деньги Российской империи. И общественность обеспокоена судьбой Исаакиевского собора, хотя в РПЦ заявляют не только о сохранении музейных функций, но и о бесплатном входе в собор. Сторонники передачи собора устраивают крестные ходы, а противники собирают подписи против и общественные собрания. На этом фоне мир и согласие в Татарстане действительно можно рассматривать как пример.
ГОСТИНОДВОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОТ ГЕРМОГЕНА — ДО АЮПОВОЙ
О том, что минземимущества РТ передаст в собственность Казанской епархии здание Николо-Гостинодворской церкви, стало известно еще 6 февраля. На сайте Татарстанской митрополии уточняется, что принципиальное решение было принято президентом РТ Рустамом Миннихановым после обращения митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.
В самом госкомитете «БИЗНЕС Online» сообщили, что работу по возврату церкви верующим начал еще прежний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, который в 2013 году обращался в минзем РТ «с просьбой передать здание храма епархии в безвозмездное пользование в рамках реализации федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“». Однако, согласно законодательству, в этом случае архиву необходимо предоставить другое здание, «отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов». Осуществить мечту РПЦ удалось лишь после того, как госкомитету нашли новое пристанище: двухэтажное здание в по адресу улица Ново-Песочная, 44 общей площадью 787 кв. метров. Новое здание архива тоже не молодое, 1907 года постройки, и находится на участке земли площадью 2457 кв. метров.
В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация
Как сообщили «БИЗНЕС Online», до последнего времени в здании на Кремлевской у архивного комитета были размещены аппарат управления, лаборатория Госархива, а также часть сотрудников аудиовизуального архива. Хотя помещение церкви было приспособлено под офис, но, учитывая особенности архитектуры, в пяти кабинетах не было даже окон. Всего в здании церкви работали около 50 человек. Сейчас все сотрудники госкомитета размещаются в здании на улице Ново-Песочной, а лаборатория и все сотрудники аудиовизуального архива — в здании на Сибирском тракте, 27. В ведомстве отмечают, что сейчас для сотрудников созданы все условия для работы и работа архива продолжается в штатном режиме.
Как сообщается на сайте Казанской митрополии, Гостинодворская церковь впервые упоминается в письменных источниках в 1565 году. Исторически храм входит в комплекс зданий Гостиного двора. «Однако за четыре с лишним века своей истории храм, который несколько раз перестраивался, сильно обветшал. В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация», — с сожалением отмечается на сайте митрополии. На старинных фотографиях видно, что у церкви было два купола, тогда как на современных снимках купола отсутствуют, будто срезаны гигантской пилой.
В декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин
«У СОТРУДНИКОВ АРХИВА ТОЖЕ ДУША БЫЛА НЕ НА МЕСТЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОНИМАЛИ, ЧТО НАХОДЯТСЯ В ЗДАНИИ ХРАМА»
Напомним, что и ранее в Казани бывали случаи возврата мирских помещений в лоно церкви. Так, в декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин. После закрытия в 1930 году культовый объект был приспособлен под клуб, затем здесь разместился кукольный театр. До возврата здания церкви верующим в храме не велись церковные службы на протяжении 85 лет.
Алексей Чубаков
Благочинный I Казанского округа, настоятель Духосошественского храма протоиерей Алексей Чубаков в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что в городе делается все возможное в плане возврата зданий церкви. «Мы видим, что федеральный закон №327 работает. Есть добрая воля руководства республики и муниципалитетов, потому что они понимают: дабы историческая справедливость восторжествовала, необходимо имущество, которое некогда принадлежало церкви, возвращать. Тем более что перед церковью стоит много задач. Это и работа с молодежью, и социальная работа, и работа в сфере образования. Все имущество будет приведено в порядок, и, думаю, что лучшего хозяина, чем сама церковь, и в данном случае Казанская епархия, не найти», — считает Чубаков. Интересуемся, как наладились церковные дела в Храме Cошествия Святого Духа спустя год после открытия храма. Настоятель рассказал, что в возвращенном храме помимо богослужения работает гимназия, где занимается порядка 100 детей, работает хореографическая студия и фольклорный ансамбль, студия флористики, кулинарные курсы.
«Понятно, что и служба ежедневная совершается. Видно на этом примере, что храм востребован и является духовным центром Суконной слободы. И детский театр получил новое здание — лучший театр в Европе. Так что, исходя из взаимных интересов, надо дальше так двигаться», — считает Чубаков. Также он прокомментировал передачу Гостинодворской церкви. «Госкомитет по архивному делу переехал в отремонтированное здание. И у сотрудников архива тоже душа была не на месте, потому что понимали, что находятся в здании храма и что, может быть, это не их место. Но надо им сказать спасибо, что здание сохранилось, оно отапливалось и обсуживалось, и с любовью передается», — отмечает Чубаков.
Николо-Гостинодворская церковь — сохранившийся с XVI века церковный и историко-архитектурный памятник, который упоминается в писцовых книгах 1566 - 1568 годов. Трехэтажное здание имеет площадь 814,7 кв. метров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 173
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.