«ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ В ИСТОРИИ РОССИИ ХРАМ. ТУТ СЛУЖИЛ БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН»

Сегодня состоялась передача в собственность Казанской епархии здания Николо-Гостинодворской церкви, которое последние годы занимал госкомитет по архивному делу. К двум часам пополудни к небольшому, местами облупившемуся зданию во дворе Нацмузея РТ на улице Кремлевской начали стягиваться ответственные VIP-персоны и церковные отцы. Чуть раньше намеченного приехал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. За ним в неприглядный, увы, двор потянулись и люди в рясах, которые встречали владыку со стороны улицы Кремлевской. У дверей священнослужителей уже поджидала председатель госкомитета РТ по архивному делу Ирада Аюпова.

«Какие у вас красивые черевички», — сделал Феофан комплимент чиновнице. «Так ведь событие обязывает», — отреагировала она. Аюпова действительно оказалась в очень оригинальных ичигах с узорами.

Внутри все больше походило на совдеповское помещение — неудивительно, храм десятилетиями служил «присутственным местом». В одном из многочисленных кабинетов с табличкой «Отдел правовой и кадровой работы» прямо над розеткой висел небольшой стикер «Нет коррупции». Владыка сразу приступил к делу. В актовом зале он рассказал собравшимся, чем же важно для церкви это место.

«Сегодня пишется новая страница в жизни не только татарстанской митрополии, не только этого храма, но и России. Это не просто один из... Это единственный в истории России храм. Именно тут служил священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген. Именно он принял на свои руки и принес сюда образ Казанской Божией Матери. И некоторое время именно тут находился этот образ». Феофан отметил, что Гермоген — не просто глава русской православной церкви, этот человек в историю России вписан золотыми буквами.

«Когда незваные лжецари принуждали его признать их власть и за это быть обласканным, он сказал: „Нет, Россия и вера не продаются“. И пошел в заточение в тюрьму монастырскую, где, в сущности, умер голодной смертью. Но сделал великое дело. Он умудрялся рассылать грамоты с призывом собрать народное ополчение, чтобы освободить Москву, прекратить смуту. Обратился к народу. К великому сожалению, властная верхушка бояр была раздираема междоусобицами и нередко предавала землю русскую. Но твердое слово патриарха сплотило Русь. На его призыв откликнулось Поволжье. И Минин, и Пожарский. В этом движении ополченцев важную роль играли люди татарской национальности. Не разделялись православные и мусульмане. Шли спасать столицу отечества вместе. И освободили. Мы видим, как воля лидеров становится верным путеводителем для народа. Так было всегда в истории», — совершил политически грамотный экскурс в историю Феофан.

... Обращаясь к Аюповой, Феофан выразил ей благодарность «за все» и что «без писка, без эмоций мы совершаем совместное богоугодное дело»
Фото: Ирина Ерохина

ВЛАДЫКА ФЕОФАН: «ВСЕ ЦИВИЛИЗОВАННО СДЕЛАЛИ, ЭТО НАШ ОТВЕТ ПЕТЕРБУРГУ»

Уже обращаясь к Аюповой, митрополит выразил ей благодарность «за все». «Обычно мы видим, какие столкновения бывают: „А мы не хотим уходить, место нажитое“, — так говорят... Я вспоминаю нашу первую встречу, и у нас установился теплый человеческий контакт. Я часто привожу пример: люди, посмотрите на нас в Татарстане, как мы решаем вопросы с передачей храмов. Мир и согласие является залогом при решении таких важных дел, как возвращение собственности хозяевам, бывшим хозяевам, исконным. И я радуюсь, что насколько это ровно и спокойно, без писка, без эмоций, мы совершаем совместное богоугодное дело». При этом Феофан поблагодарил Господа за то, что в этом здании оказался именно Госархив, а не склад химических реактивов или еще чего хуже — клубов или иных «заведений непонятных».

Аюпова, в свою очередь, вручила первую запись в ведомости об упоминании этого храма за 1912 год, в которой зафиксировано то состояние здания, какое было до революции. «Это будет путеводителем для реставраторов», — поблагодарил Феофан и пригласил во время Масленицы Аюпову на блины.

Однако митрополия не будет торопиться с возвращением зданию функций храма. По задумке владыки, это должно быть таким духовно-просветительским мемориальным центром, посвященным патриарху Гермогену. Планируется и экспозиция, и ретроспективный взгляд с привлечением новых технологий, чтобы посетители могли интерактивно погрузиться в ту эпоху, в которой жил патриарх Гермоген. «С другой стороны, патриарх тесно связан с Казанским Богородским монастырем, так пусть эта связь так и остается. Потому что в центре храмы приходские есть, а на этом месте сохранились те исторические корни», — резюмировал Феофан.

... Ирада Аюпова вручила Феофану первую запись в ведомости об упоминании храма за 1912 год, в которой зафиксировано то состояние здания, какое было до революции
Фото: Ирина Ерохина

Он отметил, что прежде чем приступить к работе, необходимо разработать научную реставрационную проектную документацию. А это дело не одного дня. Но задача одна! Восстановить в первоначальном виде, благо описание сохранилось. «Уже сейчас я думаю, что храм должен стать по-настоящему всенародным. И думаю создать попечительский совет по его восстановлению», — говорит владыка.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, есть ли в РТ еще бывшие храмы, которые неплохо было бы передать церкви, владыка ответил: «Конечно, есть, будем думать. Мы идем последовательно, не называя ничего. Путь мой такой: спокойно обсуждаем, проговариваем, а затем уже декларируем. У меня всегда планы есть, но они не всегда обнародуются».

Внутри храма все больше походит на совдеповское помещение
Фото: Ирина Ерохина

Обойдя свои новые владения, Феофан остался доволен внешним состоянием здания, отметив при этом, что, когда будут убирать перекрытия, могут открыться непредвиденные сюрпризы вроде трещин в стене. Уже в дверях, прощаясь с Аюповой, он еще раз выразил ей свою благодарность. «Цивилизованно все сделали, как и должно быть. Это наш ответ Петербургу (по всей видимости, владыка намекнул на ситуацию с Исаакиевским собором прим. авт.). Я не стал говорить, но намек дал. А теперь милости просим на блины», — позвал он Аюпову.

Напомним, что в Санкт-Петербурге по тому самом закону о реституции церковных ценностей власти намерены передать Исаакиевский собор русской православной церкви в безвозмездное пользование на 49 лет с сохранением музейных функций. Сейчас называются сроки — к ближайшей Пасхе, то есть к весне. Это вызвало обширный резонанс: с одной стороны, речь о соборе и вроде все логично. С другой — Исаакий никогда не был в собственности православной общины или русской православной церкви, а находился в собственности государства и строился на деньги Российской империи. И общественность обеспокоена судьбой Исаакиевского собора, хотя в РПЦ заявляют не только о сохранении музейных функций, но и о бесплатном входе в собор. Сторонники передачи собора устраивают крестные ходы, а противники собирают подписи против и общественные собрания. На этом фоне мир и согласие в Татарстане действительно можно рассматривать как пример.

ГОСТИНОДВОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОТ ГЕРМОГЕНА — ДО АЮПОВОЙ

О том, что минземимущества РТ передаст в собственность Казанской епархии здание Николо-Гостинодворской церкви, стало известно еще 6 февраля. На сайте Татарстанской митрополии уточняется, что принципиальное решение было принято президентом РТ Рустамом Миннихановым после обращения митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

В самом госкомитете «БИЗНЕС Online» сообщили, что работу по возврату церкви верующим начал еще прежний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, который в 2013 году обращался в минзем РТ «с просьбой передать здание храма епархии в безвозмездное пользование в рамках реализации федерального закона от 30 ноября 2010 года №327-ФЗ „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“». Однако, согласно законодательству, в этом случае архиву необходимо предоставить другое здание, «отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов». Осуществить мечту РПЦ удалось лишь после того, как госкомитету нашли новое пристанище: двухэтажное здание в по адресу улица Ново-Песочная, 44 общей площадью 787 кв. метров. Новое здание архива тоже не молодое, 1907 года постройки, и находится на участке земли площадью 2457 кв. метров.

В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация
Фото: Ирина Ерохина

Как сообщили «БИЗНЕС Online», до последнего времени в здании на Кремлевской у архивного комитета были размещены аппарат управления, лаборатория Госархива, а также часть сотрудников аудиовизуального архива. Хотя помещение церкви было приспособлено под офис, но, учитывая особенности архитектуры, в пяти кабинетах не было даже окон. Всего в здании церкви работали около 50 человек. Сейчас все сотрудники госкомитета размещаются в здании на улице Ново-Песочной, а лаборатория и все сотрудники аудиовизуального архива — в здании на Сибирском тракте, 27. В ведомстве отмечают, что сейчас для сотрудников созданы все условия для работы и работа архива продолжается в штатном режиме.

Как сообщается на сайте Казанской митрополии, Гостинодворская церковь впервые упоминается в письменных источниках в 1565 году. Исторически храм входит в комплекс зданий Гостиного двора. «Однако за четыре с лишним века своей истории храм, который несколько раз перестраивался, сильно обветшал. В советский период церковь полностью утратила оригинальный интерьер, поэтому ей потребуется серьезная реставрация», — с сожалением отмечается на сайте митрополии. На старинных фотографиях видно, что у церкви было два купола, тогда как на современных снимках купола отсутствуют, будто срезаны гигантской пилой.

В декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин В декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин Фото: president.tatarstan.ru

«У СОТРУДНИКОВ АРХИВА ТОЖЕ ДУША БЫЛА НЕ НА МЕСТЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОНИМАЛИ, ЧТО НАХОДЯТСЯ В ЗДАНИИ ХРАМА»

Напомним, что и ранее в Казани бывали случаи возврата мирских помещений в лоно церкви. Так, в декабре 2015 года был открыт после реставрации Храм Cошествия Святого Духа, в котором ранее пел Федор Шаляпин. После закрытия в 1930 году культовый объект был приспособлен под клуб, затем здесь разместился кукольный театр. До возврата здания церкви верующим в храме не велись церковные службы на протяжении 85 лет.

Алексей ЧубаковФото: president.tatarstan.ru

Благочинный I Казанского округа, настоятель Духосошественского храма протоиерей Алексей Чубаков в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил, что в городе делается все возможное в плане возврата зданий церкви. «Мы видим, что федеральный закон №327 работает. Есть добрая воля руководства республики и муниципалитетов, потому что они понимают: дабы историческая справедливость восторжествовала, необходимо имущество, которое некогда принадлежало церкви, возвращать. Тем более что перед церковью стоит много задач. Это и работа с молодежью, и социальная работа, и работа в сфере образования. Все имущество будет приведено в порядок, и, думаю, что лучшего хозяина, чем сама церковь, и в данном случае Казанская епархия, не найти», — считает Чубаков. Интересуемся, как наладились церковные дела в Храме Cошествия Святого Духа спустя год после открытия храма. Настоятель рассказал, что в возвращенном храме помимо богослужения работает гимназия, где занимается порядка 100 детей, работает хореографическая студия и фольклорный ансамбль, студия флористики, кулинарные курсы.

«Понятно, что и служба ежедневная совершается. Видно на этом примере, что храм востребован и является духовным центром Суконной слободы. И детский театр получил новое здание — лучший театр в Европе. Так что, исходя из взаимных интересов, надо дальше так двигаться», — считает Чубаков. Также он прокомментировал передачу Гостинодворской церкви. «Госкомитет по архивному делу переехал в отремонтированное здание. И у сотрудников архива тоже душа была не на месте, потому что понимали, что находятся в здании храма и что, может быть, это не их место. Но надо им сказать спасибо, что здание сохранилось, оно отапливалось и обсуживалось, и с любовью передается», — отмечает Чубаков.