Очевидно, что серьезных конкурентов у нынешнего муфтия РТ Камиля Самигуллина и главного казыя Джалиля Фазлыева нет, хотя попытки заявиться былиФото: «БИЗНЕС Online»

ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРОВ?

Неожиданной завесой секретности оказалась окутана процедура выдвижения кандидатов на главные должности в духовном управлении мусульман РТ. Между тем вчера в 16:00 завершился прием документов от желающих стать муфтием РТ, его первым заместителем, а также главным казыем (верховным шариатским судьейприм. ред.). В апреле 2017-го на съезде ДУМ РТ состоятся сами выборы. «Когда после Гусмана хазрата были выборы, кандидатов на пост муфтия было человек 12 - 13, а после Ильдуса хазрата и известных событий (покушения на муфтияприм. ред.) — всего три кандидата. Куда все эти герои делись? Было тяжелое время — и всего три кандидата... А сейчас все спокойно — и кандидатов в муфтии, мне кажется, должно быть побольше», — рассказывал осенью на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» нынешний муфтий РТ Камиль Самигуллин, который в этом году будет баллотироваться на второй срок.

Но, судя по всему, прогнозам Камиля хазрата сбыться не суждено, хотя в самом духовном управлении предпочитают сохранять интригу. «Это не в моей компетенции, вопросами приема документов занимается оргкомитет, состоящий из 6 человек. Они и могут сказать об этом», — сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы организации и одновременно первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. Выходец из силовых структур, глава аппарата ДУМ РТ Рафис Шагвалеев коллегам из радио «Азатлык» также отказался назвать имена кандидатов. Еще один член «великолепной шестерки», юрист духовного управления мусульман Татарстана Айрат Билалов, так ответил на прямой вопрос нашего корреспондента: «Эти данные я не могу вам предоставить. Официально об этом будет объявлено общественности 16 февраля после пленума ДУМ РТ, у меня нет таких полномочий». Единственное, что сообщил Билалов: на все три должности — муфтия, первого заммуфтия и главного казыя — подано не одно заявление.

При этом отсутствие официальной информации может быть объяснено следующим образом: не все из заявившихся имамов по итогам пленума в ближайший четверг дойдут до апрельских выборов в статусе кандидатов. Основная причина — кандидат на любую из трех должностей должен быть выдвинут районным мухтасибатом. Пока же официально объявлялось лишь о дружном выдвижении мухтасибами в Казани и за ее пределами на новый срок все того же Самигуллина и главного шариатского судью Джалиля Фазлыева.

Азат Ахунов: «С одной стороны это, конечно, можно назвать нарушением демократических норм, но, с другой стороны, это говорит о том, что обстановка в Татарстане, в мусульманской умме более или менее стабилизировалась» Азат Ахунов: «С одной стороны, это, конечно, можно назвать нарушением демократических норм, с другой — это говорит о том, что обстановка в Татарстане, в мусульманской умме более или менее стабилизировалась» Фото: «БИЗНЕС Online»

АЗАТ АХУНОВ: «НАДО СКАЗАТЬ, ЧТО ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ НЕ СОБЛЮДАЛИСЬ И РАНЬШЕ»

Чем вызвана такая секретность? Известный исламовед, доцент кафедры востоковедения и исламоведения КФУ Азат Ахунов в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал удивление этому факту.

— Это странно, конечно. Судя по предыдущим выборам, которые были до настоящего времени, о всех претендентах объявляли, даже проводили некую свою избирательную кампанию, о их намерениях мы узнавали заранее. Другое дело, что многие из них потом отказывались от своих желаний претендовать на данный пост. В этом году мы видели, как прошли собрания в мухтасибатах, казанском, других районных отделениях ДУМ РТ, где имамы выдвигали на пост муфтия Камиля Самигуллина. Поэтому на данный момент никакой интриги нет. Скорее всего, главным кандидатам будет Камиль хазрат. Надо сказать, что принципы демократии не соблюдались и раньше. Было время, когда Гусман Исхаков становился единственным кандидатом на пост муфтия, но чаще всего избирали на альтернативной основе.

— Вас смущают возможные безальтернативные выборы Камиля Самигуллина?

— С одной стороны, это, конечно, можно назвать нарушением демократических норм, с другой — это говорит о том, что обстановка в Татарстане, в мусульманской умме более или менее стабилизировалась, идет планомерная работа. Наверное, можно сказать, что от добра добра не ищут. Каких-то предпосылок к другому мы не видим.

— Кто же в таком случае будет первым заместителем муфтия Татарстана, этаким вице-муфтием?

— До этого был Рустам Батров, который заявил, что он уходит и сосредоточится на научной работе, продолжит работу над своей монографией. Вопрос с выбором первого заместителя важен, потому что реальную текущую работу выполняет именно он. Это очень важный пост, поэтому трудно сказать, кто будет занимать данное место. Скорее всего, человек, который по своему мировоззрению, своим взглядам близок к Камилю Самигуллину. Нужно искать кандидатов в кругу действующего муфтия, тому, кому он доверяет, кого считает подходящим на этот пост.

— Вокруг должности главного казыя есть какая-то интрига?

— Это традиционный пост Джалиля Фазлыева. Он всех устраивает. Ему, кстати, много раз предлагали пост муфтия, но он отказывается. Считает, что не обладает достаточными знаниями, каким-то политическим бэкграундом. Потом человек в возрасте не обладает достаточным здоровьем совершать многочисленные поездки, встречи. Его вполне устраивает пост главного казыя РТ. Я думаю, что это и всех устраивает, потому здесь никаких неожиданностей не будет, скорее всего.

ГАБДУЛЕ ГАЛИУЛЛИНУ ПОСОВЕТОВАЛИ НЕ РАСКАЧИВАТЬ ЛОДКУ

Существуют ли реальные альтернативы нынешнему муфтию РТ? По информации «БИЗНЕС Online», еще несколько месяцев назад целый ряд авторитетных в республике имамов были готовы «бросить перчатку» Камилю хазрату. В частных беседах высказывал такие мысли, по данным нашей газеты, бывший муфтий РТ Илдус Фаизов. Другой бывший глава ДУМ РТ, имам Сенной мечети Габдулла Галиуллин, который устроил демарш на январском пленуме по поводу ведения пятничных проповедей на татарском языке, затем начал сбор пакета документов кандидата на пост муфтия и главного казыя, объявив имамам, что если не получится занять высшую должность в мусульманской иерархии республики, то он переквалифицируется в шариатского судью.

После столь громких заявлений, как указывают источники «БИЗНЕС Online», Галиуллина пригласили на беседу в аппарат президента РТ, где пристально следят за ситуацией, и настоятельно рекомендовали не раскачивать лодку, поскольку татарстанские власти полностью устраивает нынешний глава республиканского ДУМ. В итоге на собрание мухтасибата Вахитовского и Приволжского районов Казани, куда территориально входит Сенная мечеть, Габдулла хазрат не пришел. К слову, имамы отвергли и желание муллы мечети «Султан» Камиля Бикчантаева стать главным казыем республики. Самое интересное здесь то, что первый в истории казый Татарстана Камиль хазрат все же сдал документы в оргкомитет выборов, предоставив «шестерке» протокол, подписанный прихожанами своей мечети, которые и выдвинули его кандидатом. В интервью одному из татарских СМИ экс-судья заявил, что его желание поддержали имамы, но мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов Казани Мансур Джалялетдин опроверг данную информацию.

Традицией предыдущих выборов было наличие кандидатов-спойлеров, обеспечивающих их альтернативность, но не имеющих реальных шансов на победу. Самый авторитетный из них — это имам мемориальной мечети МВД по РТ «Хәтер» полковник в отставке Харис Салихжан, которому летом этого года исполняется 90 лет. По его словам, он даже не знал, что в апреле этого года пройдут выборы нового муфтия. «У меня уже возраст солидный, выдвигаться на пост муфтия я не буду, впрочем, как и на другие посты», — заявил «БИЗНЕС Online» ветеран Великой Отечественной войны. Участвовавшие в других курултаях ДУМ РТ имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдульхамит Зиннатуллин и руководитель центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман, по нашим данным, тоже на этот раз не претендуют на пост муфтия РТ. Однако, по информации «БИЗНЕС Online», в последние дни активно предлагали посоперничать с Самигуллиным и Ильфару Хасанову — имаму мечети «Кул Шариф».

Самый авторитетный кандидат-спойлер — имам мемориальной мечети МВД по РТ «Хәтер», полковник в отставке Харис Салихжан, которому летом этого года исполняется 90 лет Самый авторитетный кандидат-спойлер — имам мемориальной мечети МВД по РТ «Хәтер», полковник в отставке Харис Салихжан, которому летом этого года исполняется 90 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

УСИЛЕНИЕ КАМИЛЯ ХАЗРАТА

Судя по всему, единственная интрига предыдущих выборов — борьба за пост первого заместителя муфтия Татарстана. Здесь точно появится новый человек, поскольку Батров объявил, что уходит с должности. По словам источника «БИЗНЕС Online», новой правой рукой Камиля хазрата может стать имам мечети «Куддус» Рустем Валиуллин, человек из ближнего круга действующего муфтия РТ. В настоящее время он занимает пост казыя северо-запада РТ (Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский и Рыбно-Слободской районы), а также является мухтасибом Советского района Казани, которому, к слову, была оказана честь первым выдвинуть Самигуллина для участия в предстоящих выборах.

На прошлой неделе члены мухтасибата, по данным нашей газеты, выдвинули и своего шефа, хотя в СМИ эта информация и не проходила. Говорят, что он ездил на согласование своей кандидатуры в казанский Кремль, а уже на этой неделе Рустем хазрат начал свое турне в качестве претендента на кресло вице-муфтия. Так, буквально вчера он участвовал в собрании имамов Арского, Тюлячинского и Атнинского мухтасибатов.

Про Валиуллина известно, что он родился в Казани в 1979 году, имеет высшее религиозное образование. В 1999 году окончил казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия». Работал имамом в деревне Тиляче Тюлячинского района РТ, преподавал в среднем мусульманском медресе Нурлата, был муллой Апанаевской мечети Казани, в настоящее время возглавляет приход мечети «Куддус». Женат, отец четырех детей. Любопытный факт: в настоящее время проживает в общежитии. Если Валиуллин станет первым заместителем муфтия, то это будет означать усиление позиций самого Самигуллина, который, четыре года назад став главой ДУМ РТ, согласился на тех заместителей, которых ему предложили. Теперь же Камиль хазрат, видимо, занялся собиранием собственной команды.

«ЗА ВСЕХ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ЭТО НЕЗАВИДНАЯ ДОЛЖНОСТЬ, Я БЫ СКАЗАЛ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили перспективы апрельских выборов в ДУМ РТ.

Камиль Бикчантаев — имам мечети «Султан»:

— Я буду выдвигаться на пост главного казыя Татарстана. Мое выдвижение не поддержано мухтасибатом, но ведь Мансур хазрат еще не пленум, не съезд! У меня много козырей: я в Бухаре в медресе учился, окончил Королевский университет Иордании, Российский исламский институт в Казани. Выборы все покажут. В Судный день каждый будет отвечать за свои поступки... Кто будет муфтием, не знаю, даже не интересуюсь этим, я выдвинулся на главного казыя. Кто прав, кто виноват, будет известно после конца света — во время Судного дня.

Мансур Джалялетдин — имам мечети Аль-Марджани:

— Должность муфтия — очень ответственная и тяжелая ноша. Муфтию прежде всего нужно знать, что он отвечает не только перед общественностью за свою умму, но и держит ответ перед Всевышним. На сегодняшний день за всех мусульман республики нести ответственность — это незавидная должность, я бы сказал. Что сказать будущему муфтию? Нужно работать сообща, вместе. Тогда можно будет достичь больших успехов. Я привел бы в пример Казанский мухтасибат, который, сплоченно работая, достиг больших успехов. Сегодня Казань — мирный регион в религиозном отношении, и это благодаря сплоченности имамов. Если новый муфтий совместно с мухтасибами районов будет работать, тогда можно достичь больших высот. А им, наверное, станет Камиль Самигуллин. Я всегда им гордился, он выдвиженец нашей Казани, один из городских имамов. Дай Аллах ему такой же работы на благо нашей уммы.

Альбир Крганов — муфтий духовного собрания мусульман России:

— Татарстан для нас мусульман-татар — очень важный регион, на который мы и опираемся. Выборы — это внутреннее дело ДУМ РТ, имамы сами должны определить себе руководителя, того, с кем они будут вести дальнейшую работу. Но деятельность, которую ведет муфтият во главе с Камилем Самигуллиным, главным казыем Джалилем Фазлыевым и заместителем муфтия Рафиком Мухаметшиным, показывает, что это квалифицированная и эффективная команда в реализации тех задач, которые перед ними поставлены. Камиль хазрат за эти несколько лет стал узнаваемым, авторитетным деятелем не только в Российской Федерации, но и за рубежом. Я это в ходе совместных поездок замечаю, знаю. Люди с почтением относятся к хазрату, и тот курс, который он ведет по укреплению традиционной татарской богословской школы, очень значимый, очень важный. Его работа в профилактике идей радикализма очень существенна.