Коллекция музея чертей в Каунасе насчитывает более 3 тысяч представителей нечисти, которые прибыли сюда из 26 стран со всего земного шара. В том числе и из Татарстана Коллекция музея чертей в Каунасе насчитывает более 3 тыс. представителей нечисти, которые прибыли сюда из 26 стран со всего земного шара, в том числе и из Татарстана / Иллюстрация Баки Урманче к поэме “Шурале”

«ЧЕРТОВ ДЕЛЕГАТ» РЕСПУБЛИКИ В ДАЛЬНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ

В литовском городе Каунасе находится единственный в мире музей чертей. Его основал в 1966 году неординарный местный художник и коллекционер Антанас Жмуйдзинавичюс, который в свое время был страстным собирателем изображений и скульптур всякой нечисти, рассказывает сайт discoveric.ru. Страсть к собиранию чертят появилась у Антанаса в 1906 году, когда знакомые подарили ему чертенка. Художник поначалу думал, что соберет 13 бесенят и на этом его увлечение ограничится. Но все больший и больший круг людей узнавал о его новом хобби, и таким образом коллекция стала постоянно пополняться. В итоге художник собрал 260 различных представителей нечистой силы, которые сегодня составляют основу музейной экспозиции. Коллекция музея насчитывает более 3 тыс. представителей нечисти, которые прибыли сюда из 26 стран со всего земного шара, в том числе и из Татарстана. И им стал, конечно же, наш Шурале, и конечно, в исполнении Баки Урманче. К середине 1980-х, когда Литва была еще вполне советской республикой, каунасские нравы, в том числе и в изобразительном искусстве, были все же несколько посвободнее остальных. Известна литовская поговорка тех времен: «Вильнюс — это столица Литвы, а Каунас — столица литовцев». Так что появление необычного музея вполне объяснимо, равно как и появление в нем татарского «представителя». Помню, даже определенного рода гордость взяла при виде пары до боли знакомых репродукций со знаменитыми сюжетами: с легендарным героем и расщепленным бревном. «Да, мы знаем о Шурале, — улыбаясь, сказала тогда вашему корреспонденту с характерным прибалтийским акцентом сотрудница диковинного музея. — Знаем и о Тукае (его книга тогда, в 1985 году, тоже входила в экспозицию), и Баки Урманче у нас немного знают. Конечно, не так, как Чюрлениса (Микалоюс Константинас Чюрленис (1875 - 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры, — прим. ред.), но публике интересны его рисунки».

КАК УЧЕНИК МЕДРЕСЕ ПРОВАЛИЛ ЭКЗАМЕН ПО ЗАКОНУ БОЖИЮ

Жизнь основоположника татарского национального изобразительного искусства Баки Урманче вместила почти весь ХХ век. Он прожил 93 года, выстоял в борьбе с невзгодами и стал выдающимся живописцем, скульптором и графиком. «В музее изобразительных искусств Республики Татарстан, — сообщает сайт «Русский музей: виртуальный филиал», — хранится богатая коллекция произведений Урманче — живопись, графика, скульптура. Хотя судьба забрасывала художника и в Москву, и в Соловки, и в Среднюю Азию, многие произведения были созданы в Казани. Здесь воплотились многие его творческие замыслы.

Баки Урманче родился в селе Куль-Черкене (территория современного Буинского района Республики Татарстан — прим. ред.) 10 февраля (23-го по новому стилю) 1897 года. «Мальчику были дарованы природой богатырское телосложение и здоровье, — читаем на сайте Республиканской юношеской бибилиотеки. — Со временем он вырос в мужчину двухметрового роста с могучими и умелыми руками Мастера. В 1907 году Баки стал шакирдом медресе «Мухаммадия» в Казани. Там он проучился 7 (по некоторым источникам — 6) лет. Медресе «Мухаммадия» было «новометодным», то есть своего рода университетом, где наряду с традиционными религиозными дисциплинами преподавали также математику, естественные науки, татарский, русский, арабский и персидский языки. Медресе располагалось в те годы на улице Тихвинской (ныне улица Тукаевская), а совсем рядом, на Московской и Евангелистовской (современная улица Татарстан), находились гостиницы «Амур» и «Булгар», где провел последние годы своей жизни великий татарский поэт Габдулла Тукай. Чайная при гостинице «Амур» была своеобразным клубом татарской интеллигенции, и здесь часто бывал Тукай. Как магнитом притягивало сюда шакирдов медресе. По четвергам, когда в бесконечных занятиях наступал перерыв и у них выдавался единственный за неделю свободный вечер, Урманче с товарищами обязательно приходил в чайную, чтобы хоть издали посмотреть на этого необыкновенного человека.

Важнейший шаг в своей творческой биографии Урманче сделал, добиваясь осуществления мечты о специальном художественном образовании. Наставников у него не было, и в 1913 году Баки делает попытку поступить в Казанскую художественную школу. Необходимость сдачи экзамена по Закону Божьему оказалась неодолимым препятствием для шакирда «Мухаммадии».

Казанская художественная школа была основана в 1895 году Императорской Академией художеств (в XX веке школа стала одним из сильнейших учебных заведений России в своей специальности — Казанским художественным училищем имени Николая Фешина; имя одного из своих выдающихся учеников и преподавателей было присвоено училищу в 2006 году — прим. ред.).

СТУДЕНТ СРАЗУ ДВУХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Зимой 1919 года из Казани приходит вызов на курсы переподготовки работников народного образования. Преподавать на них должны были видные ученые и специалисты Казани, а занятия проходить в здании бывшего Коммерческого училища и лабораториях университета. Урманче едет в Казань и на следующий же день по приезде подает заявление о приеме в Художественную школу. После собеседования с молодым учителем из села и просмотра его рисунков и акварелей его зачисляют в начальную мастерскую этого учебного заведения.

Продолжил свое обучение Баки Идрисович в знаменитом ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские — московское учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путем объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, — прим. ред.), где система обучения находилась в процессе становления. Он учился сразу на двух факультетах — скульптуры и живописи. Урманче неоднократно завоевывал первые премии на факультетских конкурсах, сотрудничал с редакциями газет и журналов, написал книгу о преподавании детям изобразительного искусства. По скульптурному факультету Урманче окончил четыре курса и весной 1926 года завершил обучение на живописном факультете. Звание художника присвоили без предоставления дипломной работы, по совокупности успехов за время обучения в вузе.

Завершив учебу во ВХУТЕМАСе, Баки Идрисович работает завучем Казанского художественного техникума. Он счастлив, что осуществились его мечты и призвание. К этому времени он уже автор многих работ, таких как «У сепаратора», «Портрет Бикбулатова», «Татарка», «У переправы», «На Волге». Много сил отдает воспитанию кадров национальных художников, организует керамическую мастерскую, ведет работу по пропаганде достижений казанских художников, создает секцию изоискусства при Доме татарской культуры. Рабочий день Урманче начинался рано. Жил он тогда на улице Островского и любил в ранние утренние часы ходить в техникум пешком, наблюдая уличные сценки, впитывая очарование живописных казанских переулков, обдумывая дела на предстоящий день.

Баки Урманче в мастерской Баки Урманче в мастерской Фото: art16.ru

«БЕЗ СУДА, БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ»

«Но в 1929 году наступают мрачные времена в жизни художника, — продолжает жизнеописание художника сайт «Русский музей: «виртуальный филиал». — 13 августа Урманче арестовывают прямо в его мастерской в художественном техникуме. Потом сотрудники «органов» на бричке повезли арестованного на его квартиру для проведения обыска. Обыск, естественно, не дал результатов — ничего запрещенного у Баки Идрисовича не было и быть не могло. Тем не менее у него изъяли письма, документы, бумаги, а самого художника увезли на «Черное озеро». Этим арестом начался период его странствий, длившийся 28 лет. Арест и последовавшие жестокие допросы завершились заключением в Соловецкие лагеря. Произошло это без суда, без предъявления официального обвинения».

Много позже, уже в годы, когда это стало возможным, Баки Урманче приложил большие усилия к тому, чтобы отыскать следы своего брата, так же как и он репрессированного в 1929 году. И получил из партийного аппарата республики следующий ответ, который приводит сайт sobaka.ru (орфография документа сохранена — прим. ред.):

«Товарищу Урманче Б.И.

Уважаемый Баки Идрисович!

Ваша просьба, касающаяся дела брата — Урманче А.И. рассмотрена.

Урманче (Урманчеев) Ади Идрисович, 1900 года рождения, татарин, служащий, работал на различных комсомольских и других должностях в армии, организациях города Казани, завучем техникума, преподавателем совпартшколы.

В мае 1929 года в городе Казани Урманче А.И. был арестован как активный участник «султангалиевской контрреволюционной организации», ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-4 (оказание помощи международной буржуазии в осуществлении враждебной против союза ССР деятельности), 58-11 (участие в контрреволюционной организации). Постановлением коллегии ОГПУ от 28 июля 1930 года он был заключен за это в концлагерь сроком на 10 лет.

Отбывал наказание в Соловецкой тюрьме. Однако здесь без каких либо обоснований вновь был привлечен к уголовной ответственности — особая тройка по Ленинградской области 9 октября 1937 года приняла решение о его расстреле. 27 октября 1937 года данное решение было приведено в исполнение.

Вот, уважаемый Баки Идрисович, что нам удалось выяснить о судьбе вашего брата. Тяжело вспоминать страшные времена 30-40-50 годов, ибо вы также перенесли на себе репрессии тех лет.

Но жизнь не стоит на месте, вы много и успешно творчески работаете.

Всего вам доброго, крепкого здоровья.

Председатель комиссии партийного контроля при обкоме партии А.Долганов

24 апреля 1990 года».

Из заключения Урманче был освобожден досрочно. Вероятно, сработала система так называемых «зачетов» — вместо пяти лет он пробыл в лагере четыре. Но та статья, по которой он получил срок, была проклятием художника, тяжесть которого он чувствовал на протяжении всей последующей жизни. В 1933 году Урманче получил возможность вернуться к творчеству. В годы Великой Отечественной войны Урманче пишет много картин, графических работ, где изображает людей, трудящихся в тылу во имя Победы.

Баки Урманче на родине в Буинском районе Баки Урманче на родине в Буинском районе Фото: art16.ru

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ...

Урманче работал в Москве, Алма-Ате, Узбекистане. Его выдающие способности явились вкладом в культуру казахского, узбекского, уйгурского, башкирского народов. Художник пишет картины «Татарка-шахтерка», «Бараки татар-шахтеров до революции», «Нефтепромыслы Ишимбая», «Салават Юлаев». Переломным в его биографии стал 1958 год. По приглашению правительства Татарии Урманче принял участие в оформлении концерта, с которым мастера искусств республики выступили на Декаде татарской литературы и искусства в Москве. В Казани, после почти 30-летних странствий, начался самый плодотворный, счастливый период его творчества и жизни. Здесь мастер встретил и свою будущую супругу, Флюру Вагаповну Ахметову, которая стала не только его женой, но и другом, соратником, любимой моделью. В Казани он выполняет скульптурные портреты известных татарских поэтов, писателей, композиторов, ученых, рабочих. Работает в мраморе, бронзе, дереве. Он мог придать благородное звучание даже такому невыразительному материалу, как бетон. При смешении с другими материалами бетон кажется старой патинированной бронзой. Таков, например, скульптурный портрет Галимжана Ибрагимова, памятник Марии Ульяновой в селе Ленино-Кокушкино. Неиссякаемым источником вдохновения всю жизнь было для Баки Урманче творчество великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Художнику принадлежат виртуозные графические серии работ «Шурале», «Кисекбаш», которые включают сотни листов. В 1976 году он создает в родных местах поэта, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все — от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и «населяющих» парк, — выполнено по единому замыслу и проектам Урманче. Фигура поэта, сидящего на скамье, естественно вписывается в этот комплекс. Активное участие принял он и в оформлении музея Тукая в Казани, который открылся в 1986 году, к 100-летию со дня рождения народного поэта.

Баки Урманче активно занимается и живописным искусством. В цикле «Воспоминания» интересны его работы «В предгорьях Урала», «Сенокос в Салтыке», «Сабантуй», где мастер использует традиции древних миниатюр, книжной и рукописной графики Востока, традиции татарского народного творчества и высокие культурные достижения современности. Нельзя представить казанский период творчества Урманче и без богатейшего графического наследия. Сотни листов насчитывают его портретные рисунки — галерея современников: писатели, поэты, художники, музыканты, ученые. С 1958 по 1990 год, по сведениям авторов сайта Русского музея, Баки Урманче жил в Казани на пересечении улиц Академика Королева и Мухаммедьярова Московского района. Квартира, в которой жил Урманче, была двухкомнатная. На первом этаже располагалась мастерская художника, на втором — жилые комнаты.

Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив 93 года, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства. «Многогранность и временную протяженность творческой деятельности Урманче по масштабу можно сопоставить с творчеством деятелей эпохи Возрождения, — полагает Розалина Шагеева, казанская поэтесса, переводчица, искусствовед, одна из создательниц музея 1000-летия Казани в Национальном культурном центре. — А яркость и мощь таланта входят, как существенный компонент, в могучий контекст ушедшего столетия.

Символично, что два великих мастера татарской культуры — слова и изобразительного искусства — Тукай и Урманче похоронены рядом на Татарском кладбище в Казани. На родине художника, в Буинском краеведческом музее, один из 9 залов так и называется — «Земляки — наша гордость», в котором экспозиция, посвященная жизни и творчеству художника Урманче, занимает одно из ведущих мест. Есть дом-музей Баки Урманче в деревне Черки-Гришино Буинского района. В 1990 году открылся музей художника в Казани, его имя носит одна из улиц города. А торжественное открытие памятника Урманче в столице Республики Татарстан состоялось в феврале 1997 года — в день столетнего его юбилея. Автором статуи выступил прославленный скульптор-монументалист и заслуженный деятель искусств Татарстана Махмут Гасимов.