Так Ту-144 будет выглядеть на месте своей последней стоянки Так Ту-144 будет выглядеть на месте своей последней стоянки

«...НЕ ПРЕДОСТАВИЛИ НЕОБХОДИМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ»

Похоже, с помпой анонсированная транспортировка по Казани и последующая установка на пьедестал легендарного сверхзвукового лайнера Ту-144 вновь переносится на неопределенное время. Госавтоинспекция Казани отказала КНИТУ-КАИ в согласовании проекта по транспортировке 60-тонной части самолета Ту-144 из одного здания (на ул. Дементьева) в другое (на ул. Четаева). «Организаторы указанной перевозки не предоставили необходимой документации, в связи с чем в согласовании проекта им было отказано», — сообщили «БИЗНЕС Online» в отделе пропаганды отделе ГИБДД УМВД России по Казани.

В ГАИ пояснили, что транспортировка такого нестандартного объекта, как фюзеляж Ту-144, требует создания специального проекта. Среди прочего это схема и описание маршрута, график движения по маршруту с учетом интенсивности дорожного движения, схемы организации движения на участках с ограниченной видимостью, порядок проезда наиболее сложных участков, данные о необходимости полного или частичного перекрытия движения на участках дороги, а также места пропуска попутных ТС. Сведения должны подтверждаться фотоматериалами, отражающими реальное состояние дорог в городе. Все это нужно, чтобы не превратить перевозку в локальный транспортный коллапс с возможными далеко идущими последствиями.

Проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов сообщил «БИЗНЕС Online», что транспортировкой самолета занимается специальная компания, которая в том числе должна решить и вопросы с согласованием документов с ГИБДД: «Мы не занимаемся вопросом организации, есть специальные люди, которые занимаются перевозкой крупногабаритных грузов. Вот они решают с городом, где, что снять, как проложить маршрут, какие есть возможные решения». Однако он почему-то не стал называть компанию, которая «потащит» Ту-144: «Давайте так, не буду я распространяться [что это за компания]. С ней заключен договор, на перевозку выделила деньги республика по решению Минниханова, и она этим занимается. Вы начнете доставать и их, а они делают свое дело, мы обязательно этот вопрос решим».

ФЮЗЕЛЯЖ РЕЗАТЬ НЕ БУДУТ

И впрямь, чего доставать транспортников? Это ж не они заявляют о планах и сроках, а КАИ. Самолет хотели доставить на Четаева еще в ноябре 2013 года, к 125-летию Андрея Николаевича Туполева. Но лишь в 2015 году КАИ наконец добился финансирования проекта (3 млн. рублей выделило правительство РТ, еще 30 млн. — на создание музея — намеревались дать в минобре РФ). Но первые движения начались лишь в конце 2016 года: 19 октября сняли и перебросили подвижную часть носа, который сегодня лежит у второго «дома» университета. За носом последовали крылья. Фюзеляж должны были перевезти в ноябре 2016 года, но он и поныне на ул. Дементьева.

Как оказалось, срок перевозки самолета все еще не назначен, к тому же планы авиационного университета сбивают постоянные морозы. «Сейчас идет отсоединение килевой части, — рассказал Михайлов. — Все очень непросто, когда машина 30 лет стоит. Отсоединить, разъединить ее бывает очень сложно. Она [работа] идет не так быстро, как нам бы хотелось. Ну нет таких средств и возможностей! Участвует очень активно в этом Казанский авиационный завод, все технические работы по обеспечению выполняет КАИ, ГипроНИИавиапром согласовал все проектные работы. Все идет штатно, за исключением временных позиций, которые являются источником технических сложностей этого проекта».

В октябре прошлого года сняли и перебросили подвижную часть носа, который сегодня лежит у второго «дома» университета В октябре прошлого года сняли и перебросили подвижную часть носа, который сегодня лежит у второго «дома» КНИТУ-КАИ Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще один важный вопрос: любители авиации беспокоятся о сохранности самолета в процессе разборки, перевозки и сборки на новом месте. По КАИ даже пошел слух, что раз ГИБДД не пропускает фюзеляж целиком, его попросту разрежут на три части, вот сумеют ли после этого собрать — большой вопрос. «Фюзеляж не разрежут! — засмеялся во весь голос в беседе с „БИЗНЕС Online“ проректор. — Отстыкуют те части, которые можно. Носовая часть уже отстыкована. Хвостовую отстыкуют и пока положат у шестого здания. И остается только эта „сигара“. Она будет перевезена на территорию восьмого здания. Еще предварительно будет решаться вопрос с уборкой шасси».

Но, отметим, опасения авиалюбителей небеспочвенны. Так, если до недавнего времени у лайнера поднимался и опускался нос (как это делали реальные Ту-144 на взлете и посадке) и выпускалось переднее горизонтальное оперение, то на месте его последней стоянки ничего этого не будет. Кроме того, с самолета, скорее всего, снимут двигатели (их четыре): один оставят в КАИ как наглядное пособие, а остальные продадут — чтобы выручить деньги на обустройство Ту-144 на новом месте.

Кстати, интересно: если двигатели продадут, то кому? Покупателей, по словам специалистов, — только свистни, в том числе и с черного рынка подержанных двигателей. Дело в том, что движки казанского Ту-144 в очень хорошем состоянии, а создавать подобные сверхзвуковые двигатели и по сию пору могут только избранные страны: Россия, США, Великобритания, Франция — вот, пожалуй, и все.

«ЧЕМ КРУЧЕ ГРУЗ, ТЕМ ДОЛЬШЕ СОГЛАСОВАНИЕ»

Михайлов заверил, что вопрос с ГИБДД будет решен. Насколько это сложно, «БИЗНЕС Online» разъяснил Евгений Кан — владелец транспортной компании «АкБарсАвто», специализирующейся в том числе на перевозке негабаритных грузов (типа турбин для ТЭЦ). «Чем круче груз, тем дольше согласование», — заверил он. Для этого необходимо подать заявление в организацию, которая владеет конкретной дорогой: «Вот, допустим, чтобы перевезти груз из Казани в Нижний Новгород, нужно обойти 8 согласующих организаций-балансодержателей и собственников автодорог. По городу согласовать нужно будет с его администрацией, электросетями, владельцами троллейбусных, трамвайных сетей. Для каждого мостика есть свой хозяин, свой согласующий орган». Информацию о грузе и маршруте должен предоставить собственник, а на основе нее транспортная компания подбирает трал и, указав все его особенности вместе с крепежом, подает заявку на получение разрешения. Так что, выходит, отказ ГИБДД согласовывать проект в том числе на совести КАИ.

Стоимость транспортировки Ту-144 может варьироваться от 1,5 млн. до 2 млн. рублей, предполагает бизнесмен. Во-первых, это расходы по транспорту, который будет перевозить многотоннажную ношу. «Если у стандартной фуры 12 или 16 колес, то у подходящих в нашем случае машин колес гораздо больше, и только их замена чего стоит, — объясняет Кан. — Мы, например, предпочитаем машины импортного производства, где цена в три раза дороже российских аналогов». Второй фактор — ущерб автодорогам. И это самое дорогостоящее. «Ущерб рассчитывает балансодержатель той дороги, по которой мы едем, — рассказывает владелец „АкБарсАвто“. — Мы подаем заявку, пишем, какое транспортное средство везет груз, сколько колес, сколько осей, масса груза. Нам рассчитывают ущерб в зависимости от класса покрытия. Это самая дорогостоящая составляющая в перевозках, потому что ущерб порой достигает тысячу рублей за километр. Соответственно, сама перевозка может быть раз в 5 дешевле, чем заплатить за ущерб собственнику дороги».

Если груз по своим габаритам входит в третью категорию (длина свыше 20 м, ширина свыше 4 м, высота свыше 4 м), а в нашем случае так оно и есть, то обязательно сопровождение из одной-пяти машин прикрытия. На участках, где ширина проезжей части не позволяет проезд, необходимо привлечение сотрудников ДПС. «Они перекрывают движение, и мы передвигаемся, — говорит Кан. — Услуга платная». Есть ограниченная высоты: по городу — 4,5 м (все, что выше, задевает троллейбусные или трамвайные провода). То есть, если перевозчики транспортируют груз высотой более 4,5 м, необходимо привлекать собственников сетей — «Электротранс», «Горсеть». Те выделяют бригаду сотрудников, которые отключают сети от напряжения и по ходу движения транспорта поднимают эти провода.

«Ничего невозможного нет, все можно провести и куда угодно, только от всего этого поднимается цена, — резюмирует Кан. — От каждого метра стоимость может меняться в геометрической прогрессии».