С марта 2016 года госпрограммой по субсидированию переоборудования машин на метан воспользовались 834 раза. В основном это юрлица — они переоборудовали 698 машин (65% легковые, 9,5% — автобусы, 0,5% — грузовые и 25% — легкогрузовые) С марта 2016 года госпрограммой по субсидированию переоборудования машин на метан воспользовались 834 раза. В основном это юрлица — они переоборудовали 698 машин / Фото: president.tatarstan.ru

«ПЛАН МИЛЛЕРА-ЗУБКОВА» ВЫПОЛНЕН НАПОЛОВИНУ

Об итогах программы по переводу транспортных средств на газомоторное топливо отчитались накануне на пресс-конференции замминистра экономики РТ Рустам Сибгатуллин и директор филиала «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булат Газизуллин. Сибгатуллин рассказал, что с марта 2016 года госпрограммой по субсидированию переоборудования машин на метан воспользовались 834 раза. В основном это юрлица — они переоборудовали 698 машин (65% — легковые, 9,5% — автобусы, 0,5% — грузовые, 25% — легкогрузовые). «В 2017 году эта программа продолжится. Уже за январь 14 автомобилей переоборудовано. Средства из бюджета на эти цели продолжают выделяться. Плановый показатель — 1,5 тысячи единиц, мы будем двигаться к нему в 2017 году», — объявил Сибгатуллин.

Напомним, что на газ в РТ активно «давят» с 2015 года. Сам председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер был в Казани в последний раз в 2015 году, когда принимал участие в церемонии пуска газа по газопроводу-отводу до н. п. Елизаветино магистрального газопровода Казань — Горький для снабжения природным газом объектов Иннополиса. А председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков приезжал дважды — открывать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции): сначала летом в Зеленодольске, а потом зимой в самой Казани. Само же соглашение между республикой и компанией «Газпром газомоторное топливо» действует с 2013 года. И в рамках этого соглашения в 2016 году были разработаны новые мероприятия, стимулирующие переход на газомоторное топливо, а именно субсидирование бензиновых машин. Госпрограмма стартовала в марте 2016 года и предназначалась как для юридических лиц, предпринимателей, так и для физлиц. Правительство РТ выделило на эти цели 75 млн. рублей. Деньги должны были пойти на оплату из бюджета 15 - 30% от всей суммы, необходимой на переоборудование автомобилей на метан. Для легковых автомобилей размер компенсации составляет до 27 тыс. рублей, для малых грузовых автомобилей — до 48 тыс. рублей, для автобусов — до 111 тыс. рублей.

Председатель правления «Газпром» Алексей Миллер был в Казани в последний раз в 2015 году, когда принимал участие в церемонии пуска газа для снабжения объектов Иннополиса Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер был в Казани в последний раз в 2015 году, когда принимал участие в церемонии пуска газа для снабжения объектов Иннополиса / Фото: president.tatarstan.ru

Тогда, к слову, многие игроки рынка высказывали свое недоверие к газовому топливу. Но теперь под всевидящим оком из казанского Кремля свое мнение о преимуществах газового топлива поменяли такие компании, как «Челны-Бройлер», «Челны-Хлеб», ОАО «ТЭФ «Каматранссервис», ПАО «Таттелеком», а также холдинг «Ак Барс». К слову, последний готов на входящем в структуру компании заводе им. Горького строить даже газоходные корабли — был бы заказ... 260 транспортных средств, переоборудованных с помощью субсидий, принадлежат подведомственным организациям министерств экологии, труда, строительства и здравоохранения. «Я специально сказал, что [переоборудованы] транспортные средства своих учреждений. У минэкономики нет подведомственных учреждений, поэтому фактически переводить нечего, разве что машина министра», — сразу оправдался Сибгатуллин за свое ведомство.

Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков приезжал в Татарстан дважды — открывать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции) Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков приезжал в Татарстан дважды — открывать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции) / Фото: president.tatarstan.ru

Тем не менее из запланированных на 2016 год 75 млн. рублей было потрачено всего 20,7 млн., а вместо 1,5 тыс. единиц транспортных средств перевели за время действия программы лишь чуть больше половины. Выполнив все эти показатели, в 2017 году правительство РТ должно было уже рассматривать вопрос о дальнейшем продлении либо приостановлении программы. Что же помешало добиться контрольных цифр, почему приятный пряник на газификацию не соблазнил ни бизнес, ни частные лица? «Я думаю, здесь две причины. Первая — это длительность процедуры и этапность в оформлении необходимых документов. Вторая — это не такое большое по сравнению с бензиновыми заправками количество заправок АГНКС и всей газовой инфраструктуры», — объяснил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», замминистра экономики РТ.

Но теперь эти тормоза снимаются. Проблему с длительностью регистрации в связи с изменением, внесенным в конструкции собственных транспортных средств при установке газобаллонного оборудования, решали в челнинской испытательной лаборатории №16. До 2016 года ее даже не существовало. «Автовладельцы были вынуждены обращаться в лаборатории, территориально расположенные в Москве и Нижнем Новгороде. В целях сокращения времени на экспертизу было принято решение о создании в республике собственной лаборатории», — рассказал ее директор Сергей Хаюзкин. В целом же регистрация авто на метане длилась в течение 50 дней, большая часть из которого занимала именно данная экспертиза, которая, кстати, еще и стоила от 4 тыс. рублей. Теперь же такая процедура не займет больше одного дня и потребует максимум 2 тыс. рублей. Срок выдачи документов в ГИБДД — два-три дня, а в целом на регистрацию авто уйдет до пяти дней. Чтобы казанцам и не пришлось кататься в Закамье, филиалы лаборатории будут также располагаться на предприятиях АО «Таттехконтроль», которое специализируется на техосмотре транспорта.

И теперь, учитывая все нововведения, срок окупаемости, по словам директора компании «Шанс» Дениса Савельева, сократился до двух месяцев. «То есть в среднем, проехав 15 - 20 тысяч километров, легковой автомобиль уже возвращает деньги, потраченные на перевод», — объяснил Савельев.

Газизуллин с гордостью сообщил, что в Татарстане на данный момент работают 19 АГНКС, 9 из которых были введены в эксплуатацию в 2016 году. В 2017 году планируется открыть еще 4-5 новых станций Газизуллин с гордостью сообщил, что в Татарстане на данный момент работают 19 АГНКС, 9 из которых были введены в эксплуатацию в 2016 году. В 2017 году планируется открыть еще 4 - 5 новых станций / Фото: president.tatarstan.ru

ПОТРЕБЛЕНИЕ ГАЗА УВЕЛИЧИЛИ ПОЧТИ ВДВОЕ, А ЗАВОД СПГ В ЧИСТОПОЛЕ НАКОНЕЦ-ТО НАЧАЛИ ПРОЕКТИРОВАТЬ

Свою лепту в конференцию внес и «Газпром». Напомним, что, пока правительство РТ раздавало деньги, компания «Газпром газомоторное топливо» дарила физическим лицам, пожелавшим «газануть», бесплатные заправочные карты на 1,5 тыс. кубометров голубого топлива, а юрлицам — возможность взять на эти же цели займ под 1% годовых, также на всю сумму переоборудования. На себя «Газпром» брал и обязанность по развитию инфраструктуры. Так что сегодня Газизуллин с гордостью сообщил, что в Татарстане на данный момент работают 19 АГНКС, 9 из которых были введены в эксплуатацию в 2016 году. В 2017 году планируется открыть еще 4 - 5 новых станций. «Таким образом производительность АГНКС в Республике Татарстан практически увеличилась в два раза: с 79 миллионов кубометров метров в год до 148 миллионов кубометров», — подчеркнул Газизуллин. В целом же потребление газомоторного топлива в Татарстане увеличилось почти на 40% и достигло 22,8 млн. кубометров.

«Хотелось бы выделить особо город Набережные Челны, где 190 автобусов, осуществляющих городские перевозки, работают на природном газу» «Хотелось бы особо выделить город Набережные Челны, где 190 автобусов, осуществляющих городские перевозки, работают на природном газе» / Фото: nabchelny.ru

«Предприятия, муниципальные перевозчики, частные лица проявляют огромный интерес. В этом плане хотелось бы особо выделить город Набережные Челны, где 190 автобусов, осуществляющих городские перевозки, работают на природном газе», — поставил в пример представитель «Газпром газомоторное топливо» автоград другим городам. По его словам, в Челнах переоборудовано почти 100% общественного транспорта, в Нижнекамске — около 50%. Сколько именно работает на газе в Казани, Газизуллин уточнить не смог, однако предрек очевидное: «Мы надеемся, что в Казани все муниципальные перевозки будут осуществляться на природном газе». К слову, в планах постановления правительства РФ перевести к 2020 году половину парка общественного транспорта в городах-миллионниках на газ. Президент РТ Рустам Мининханов не раз и не два в течение года призывал переводить на газ все, что движется в Татарстане.

Президент РТ Рустам Мининханов не раз и не два в течение года призывал переводить на газ все, что движется в Татарстане Президент РТ Рустам Мининханов не раз и не два в течение года призывал переводить на газ все, что движется в Татарстане / Фото: president.tatarstan.ru

Наконец, отойдя от темы переоборудования автомобилей, Газизуллин приоткрыл завесу тайны над строительством завода сжиженного природного газа (СПГ) в Чистополе. Напомним, завод СПГ, по оценкам «Газпрома», должен был стоить порядка 9 млрд. рублей. Проектные работы должны были начаться еще в 2016 году. Предполагаемая мощность — 200 тыс. т к 2030 году. Ранее говорилось, что первая очередь должна заработать уже в 2016 году. Но, видимо, сконцентрировав в прошлом году внимание на компримированном газе, «Газпром» заявлял лишь об открытии новых АГНКС, а о заводе умалчивал. Сегодня же руководитель филиала «Газпром газомоторное топливо» сообщил, что начались изыскательные работы по проекту. «На прошлой неделе у нас состоялось очередное совещание на эту тему. На сегодняшний день заключен контракт по проектированию с ПАО „Криогенмаш“ — это московская компания. В рамках данного контракта к нам приезжали проектировщики. Начаты первые этапы по изысканиям, по выработке основных технических решений. Нам был представлен график по реализации этого проекта. Если все будет нормально, то, согласно ранее подписанному договору с Республикой Татарстан, данный проект будет реализован», — заявил Газизуллин, добавив, что сроки реализации первого этапа могут быть скорректированы и перенесены на 2019 год.

«У НАС УЖЕ ОБОРУДОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНО, ТОЖЕ НЕДЕШЕВОЕ, ЧТО-ТО ЕЩЕ УСТАНАВЛИВАТЬ — ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?»

Предприниматели Татарстана рассказали «БИЗНЕС Online», почему все же некоторые из них решили перейти на метан, а другие до сих пор «газуют» на пропан-бутане.

Валерий Исаев — директор службы такси «Фортуна»:

— Мы так и ездим на пропане. Во-первых, оборудование на метане очень тяжелое — там несколько баллонов надо ставить. Во-вторых, у нас таких заправок почти нет, так что смысла переходить нет никакого. У нас уже оборудование установлено, тоже недешевое, поэтому что-то еще устанавливать — зачем это надо? Я не знаю, почему другие предприятия на это идут. Возможно, у них нет другого оборудования. Видимо, там большие машины, а не легковые. Нам это неинтересно.

Эдуард Юнусов — первый заместитель АО «Челны-Хлеб»:

— У нас пока не все машины переведены на метан — планируем это сделать в ближайшие два года. Пока перевели процентов 10, в этом году, наверное, выйдем процентов на 30. Плюсы: стоимость газа — это раз, то, что тяжелее украсть, — это два, пробег больше — три. Ну все, пока достаточно.

Юрлица за год переоборудовали 698 машин: 65% — легковые, 9,5% — автобусы, 0,5% — грузовые, 25% — легкогрузовые / Фото: president.tatarstan.ru

Николай Тятюшкин — директор ООО «Пассажирские перевозки»:

— Жизнь идет, значит, нужно двигаться шаг в шаг с ней. Раз есть более дешевый вид топлива, более экологически чистый, значит, меняем. За весь прошлый год только вот-вот, к концу 2016-го, появилась техника на чисто газомоторном топливе. Это «ПАЗ», «НЕФАЗ»... Само собой, уже давно КАМАЗ сотворил его. Появился «КАВЗ» на чисто газовом топливе. То есть мы будем потихоньку думать. Постепенно мы и технику малой вместимости переоборудуем, на «Газель Next» тоже уже газ-бензин идет. Мы тихонько закупаем «Газель Next» малой вместимости. Некоторые перевозчики уже и «ПАЗ» берут чисто на газомоторном топливе. В планах все есть. Но самое главное — сейчас есть заправки, то есть не надо выстаивать с вечера, чтобы заправиться. В Челнах открыли вторую заправку... Плюсы переоборудования покажет жизнь. Газомоторная техника дороже, чем на простом топливе. За сколько мы ее отобьем и как она будет себя вести? Пока «НЕФАЗы»не очень выдерживают. Посмотрим, как «ПАЗы», «КАВЗы» и «Газели Next» покажут себя.