В минувшие выходные Нижнекамск уже в четвертый раз принимал «Свою колею» В минувшие выходные Нижнекамск уже в четвертый раз принимал «Свою колею» Фото: e-nkama.ru

«СВОЯ КОЛЕЯ» В ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ В НИЖНЕКАМСКЕ

В минувшие выходные Нижнекамск уже в четвертый раз принимал «Свою колею». Посвященный творчеству Владимира Высоцкого большой трехчасовой концерт прошел 21 января в Доме народного творчества при полном аншлаге. Что неудивительно, учитывая любовь народа к Высоцкому, живой звук, уникальные воспоминания, редкие фотографии из семейного архива и довольно сильный состав исполнителей. В Нижнекамск приехали сам руководитель проекта «Своя колея», сын актера и исполнителя Никита Высоцкий, а также Ольга Кормухина, Сергей Галанин, Светлана Сурганова, Валерия Ланская и др., а также симфонический оркестр «Глобалис». Концерт по традиции проходит в канун дня рождения Высоцкого, как и ежегодная премия «Своя колея», учрежденная 20 лет назад. В этом году вручение премии прошло в Москве, а торжественную церемонию зрители увидят на Первом канале сегодня, в день рождения поэта.

Участники концерта прилетели накануне поздним вечером и сразу отправились на ночную репетицию. Днем отдохнуть гостям тоже не удалось: перед концертом у некоторых из них уже были запланированы встречи. У актера Дмитрия Дюжева график тоже был расписан буквально по минутам. Так что перехватить его ненадолго корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось только ближе к обеду, сразу после того, как Дмитрий в очередной раз прогнал свой репертуар на сцене. Кстати, за исключением самого Высоцкого-младшего и оркестра «Глобалис», Дюжев — единственный участник проекта, кто уже, можно сказать, протоптал свою колею в Нижнекамск, приехав сюда во второй раз.

Дмитрий Дюжев Дмитрий Дюжев Фото: e-nkama.ru

«КОГДА ОКАЗАЛСЯ В КАЗАНИ, БЫЛО ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО Я ГДЕ-ТО В АСТРАХАНИ»

— Дмитрий, вы были в Казани с МХТ и Московским губернским театром, в Нижнекамске со «Своей колеей». Но наверняка это не единственные визиты в нашу республику?

— Да, я был в Казани, приезжал с театрами, потом были еще съемки документального фильма «Заступница». Так что не один раз меня уже сводила судьба с вашей республикой.

— Вообще, Татарстан с чем и с кем для вас ассоциируется?

— Так как я родился в Астрахани, где, наверное, треть населения — татары: соседи по подъезду, друзья у меня, Ильдарчик вот до сих пор остается дружочком детства, то это все знакомо и близко. Когда спустя много лет оказался в Казани, у меня было такое ощущение, что я улочками или переулочками где-то в Астрахани оказался. Даже очертания мечети, зеленый цвет, украшения — во всем что-то родное и близкое чувствовалось.

И про Нижнекамск хочу сказать. Очень гостеприимный город! Мне много приходилось где бывать, но здесь мне очень нравится. Люди больше открыты, с такой благодарностью, с такой радостью к нам, приезжим гостям, относятся, что сердце радуется, что есть такие отношения — настоящие, дорогие. В Москве такого давно уже не встретишь, всем все понятно и известно, ну привыкли и, в общем-то, довольны всем.

— Вы состоите в труппе МХТ имени Чехова, но играете только два названия — «Примадонны» и «Дворянское гнездо». Причем это далеко не новые спектакли. Почему нет новых ролей? Если все дело в том времени, которое занимает кино, не жалеете об этом?

— Спектаклю «Примадонны» 11 лет, 6 или 7 лет спектаклю «Дворянское гнездо» и 3 года спектаклю «Нашла коса на камень» в Губернском театре. Мы, кстати, привозили его в Казань, также, как и «Примадонны». А еще 14 лет спектаклю «Свободная любовь» режиссера Андрея Житинкина. Как видите, слава богу, я пока удержался от ошибки выбора пьесы и роли. По счастливому жизненному обстоятельству получилось так, что именно этот режиссер, именно эта площадка и именно это произведение у нас получилось. Поэтому у меня нет и не было больше других спектаклей, не считая студенческих и после студенческих. То есть все, что я делал, живет много лет.

Я такой человек: мне экзаменов и нового материала, нового состояния характера, новых людей хватает в кино, а то и в пространстве эстрадного искусства — то, что называется шоу-бизнесом. И там мне достаточно предоставляется возможностей в маленькой, краткой форме песни — 3 - 5 минут — сыграть судьбу, жизнь, чувства этого человека, который монологом не может говорить, он начинает петь и именно этими словами.

— Неужели не надоедают театральные роли, которым уже много лет?

— Я не знаю такого примера, где бы артисты переработались над своей ролью. Всегда есть что совершенствовать, что доработать. И потом с каждым годом сам по себе человек меняется. За 10 лет не видны изменения внешние, но внутренне мы меняемся: нравы, вкусы, желания и так далее. 10 лет с плеч проводили, и незаметно для себя человек получает новый взгляд на те же привычные вещи.

Вот, грубо говоря, 14 лет спектаклю «Свободная любовь». Я пришел в него после выхода сериала «Бригада». Андрей Житинкин взял парня, который сыграл в этом сериале. Мне было, наверное, 24 года. Сейчас мне 37. Он взял молодого парня и предложил сыграть слепого мальчишку, которому в спектакле 25 лет. На самом деле неважно, сколько ему лет. Он с ограниченными возможностями и живет в одном пространстве почти всю жизнь. Хотя он выходит, проявляет себя как герой, доказывает жизни, себе и окружающим, что он все может, что он такой же, что у него все нормально, что его не надо жалеть, что у него вообще все замечательно. И лишний раз он не будет слушать и чувствовать, что за ним наблюдают, что кто-то на него смотрит, сопереживает. Он чувствует себя ущербным, он просто реже выходит на улицу, то есть такая вот жизнь у человека.

И с каждым годом мне казалось, что, наверное, поиграем немного и, собственно, надо будет проститься со спектаклем, потому что там молодой парень... А на самом деле идет год за годом, и ты задумываешься: а что, собственно, меняется? Ну морщинки, может быть, появляются, какие-то вещи происходят, от нас независящие. Но все это естественно, а внутри мы те же мальчики и девочки. Нам так же нравится хохотать, нам нравится от души над чем-нибудь поплакать — не знаю, над фильмом каким-нибудь. Мы как дети иногда. И понимаешь, что, может быть, где-то тональность, интонация, может, чуточку поменялась, а так, по сути, мы остаемся теми же людьми. И Житинкин, сколько приходит, говорит: Дим, ты знаешь, а вот ничего не меняется...

.
Фото: e-nkama.ru

«ВОТ ТАКОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ ЭТО ИСКУССТВО — УВЛЕКАТЬ ЛЮДЕЙ, БЫТЬ ПРОВОДНИКОМ ОТ АВТОРА К НАДЕЖДЕ...»

На вашем счету уже несколько короткометражных работ в качестве режиссера...

— Это были новеллы для полнометражного кино.

— Есть задумки в полном метре?

— Есть, причем разные задумки. Есть и историческая тематика, есть такой для семейного просмотра, из детской литературы, но очень полезный для взрослых. Но пока я не встретил своего продюсера, который бы влюбился и нашел бы мне бюджет.

— Актерская профессия помогает в работе кинорежиссера?

— Однозначно помогает! Это я рассказываю про себя как раздвоение личности — режиссер и артист. И это два совершенно разных человека. Безусловно, это помогает в режиссуре, потому что я понимаю, чего бы я сейчас хотел и чего бы мне хотелось услышать, если бы режиссеру нужно было поставить вот такую задачу. Я очень хорошо это понимаю, и наоборот. Артист ко мне подходит и говорит: «Дима, у меня тут вот такой момент...» — и я тут же понимаю: да, действительно, несмотря на то, что режиссер отчасти должен обладать чувством диктатуры, в какой-то момент лучше пойти вместе с артистом и помочь ему, нежели тянуть свое и заставлять во что бы то ни стало сделать именно так.

Когда я артист и когда бывает в режиссуре слабина, а режиссер не может до конца объяснить, чего он хочет, как-то путается, мешается, нервничает излишне, отвлекается на все остальное, кроме артистов, то, конечно, мне помогает опыт — увидеть ситуацию и попробовать собрать артиста под те задачи, которые ставит режиссер.

.
Фото: Антонина Никипчук

— Какие новые работы у вас на повестке дня?

— Готовлюсь к большому труду, который должен скоро сдать, — премьера состоится 12 марта. Это главы из поэмы «Евгений Онегин». Я читаю наизусть два часа с антрактом. Мой педагог по художественному слову, которая преподавала в мастерской Марка Анатольевича Захарова четыре года, спустя 19 лет (так удивительно эти цифры слышать — 19 лет, господи, тогда казалось, что 20 пройдет, да какими мы будем через 20 лет, а эти годы пролетели, и думаешь: боже мой, а ничего такого...) как режиссер-постановщик взялась со мной сделать моноспектакль, в котором я играю, цитирую, живу, чувствую, переживаю вместе со всеми героями. Это так невероятно интересно получается! И у меня самого азарт невероятный, все-таки 60 страниц печатного текста. Но и когда начинаю читать отрывки друзьям, знакомым, вижу, что и людям, оказывается, это интересно. Я так благодарен Кузнецовой Антонине Михайловне, которая подарила мне это чувство — быть рассказчиком в поэзии, в которой я увлекаю зрителя и вывожу его на целую историю и оставляю нашего героя наедине с собой.

А в начале января (это перед «Евгением Онегиным») я получил огромный опыт — в большом зале Московской консерватории читал «Снежную королеву» с оркестром. Это была невероятно интересная задача. Симфонический оркестр радио «Орфей» играл Чайковского — разные музыкальные драматические отрывки. Моя задача была не только классического чтеца-рассказчика. Мы придумали, как голос, инструмент начинает всю эту музыкальную партитуру с музыкальной драматургией, с той драматургией, которую написал Чайковский в музыкальных отрывках. И это было чудо, действительно, так интересно!

— От детей в качестве зрителей получили особую отдачу?

— Я получил фотографии зрителей. Понятно, что родители приводили детей послушать сказку, а еще приобщить, научить слушать классическую музыку. А на фотографиях — дети с открытыми ртами и взрослые с открытыми ртами сидят и слушают! Вот такое невероятное это искусство и профессия — увлекать людей, быть проводником от автора к надежде, любви таких же, как и мы, людей...