. За 10 последних лет архивный фонд республики пополнился полумиллионом единиц хранения

«ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПРИНЯЛ СЕРЬЕЗНОЕ РЕШЕНИЕ»

С многозначительного напоминания началась вчера коллегия государственного комитета по архивному делу РТ (до мая прошлого года — главное архивное управление при кабмине РТ): о том, что федеральное архивное агентство исключено из структуры министерства культуры РФ и передано под прямое руководство президента России (таким образом, возглавляющая архивариусов Татарстана с ноября 2016 года экс замминистра культуры РТ Ирада Аюпова стала главой комитета и полноправным членом правительства РТ). «Владимир Владимирович [Путин] принял серьезное решение, — подчеркнул президент РТ Рустам Минниханов. — Я считаю, что эта служба важна, потому что наша страна с огромной историей, огромным количеством документов, и эти бесценные документы могут исчезнуть! Это будет поддерживать не только уровень нашей республики. Серьезная работа предстоит на муниципальном уровне».

Далее коллегия пошла по довольно нестандартному сценарию. Первым докладчиком оказалась Анастасия Петерсон — руководитель архива... шведского предприятия по обработке радиоактивных отходов хранения. «Почему у нас срок хранения документации 100 тысяч лет? — спросила она у зала и тут же дала ответ. — Это имеет непосредственную связь с радиоактивными отходами, их хранилищами, информация о которых должна храниться на протяжении этого срока». Основной смысл выступления гостьи из Скандинавии сводился к сложности сохранения информации и необходимости делать это аккуратно. «Обычно мы берем отрезки в 20, 100 лет, а тут — 100 тысяч лет!» — изумился Минниханов.

Впрочем, местная архивная жизнь тоже привлекает внимание. За 10 последних лет архивный фонд республики пополнился полумиллионом единиц хранения. В 2016-м в Госархив РТ обратились 500 тыс. человек (89% — жители РТ). Более всего востребована информация по рабочему стажу, зарплате и имущественному блоку. В прошлом году в РТ появилась единая архивная информационная система, к которой подключили 3 государственных и 41 муниципальный архив. «Система предусматривает виртуальный доступ к научно-справочному аппарату, каталогам», — рассказала Аюпова и посетовала на неполноту архивных фондов, а также на то, что заявителю из-за «информационного разрыва» нередко приходится обращаться не в одну, а в несколько инстанций. Как результат — архивные справки с положительным результатом получили только 77% обратившихся.

В прошлом году на развитие архивного дела в РТ направили 200 млн. рублей, рассказал с трибуны глава Росархива Андрей Артизов. Перед коллегией в сопровождении Минниханова и Аюповой он осмотрел отремонтированное здание госкомитета на ул. Ново-Песочной, куда и переедет штаб-квартира ведомства, находящаяся сейчас в здании Гостинодворской церкви на ул. Кремлевской. Напомним, два года назад общественности представили проект 10-этажного здания Нацархива РТ стоимостью более 2 млрд. рублей, но дальше эскиза дело не пошло. Между тем Аюпова сообщила о том, что через 20 лет в Татарстане не останется места для хранения документов. «Нужно определить ценностный отбор документов, чтобы сократить бюджетные расходы», — сказала Аюпова о необходимости изменений федерального законодательства. Также она анонсировала создание при Госкомархиве центра генеалогии — в последние годы возросло количество обращений по поводу поиска татарстанцами своих предков, корней... Из других свершений — госкомитет стал активнее заявлять о себе в средствах массовой информации, чаще проводить выставки. В 2016-м его сотрудник впервые побывал на международной стажировке — в итальянском Триесте, где находится международная школа архивоведения. В этом году запланированы стажировки в Китае, Германии, Финляндии.

. В прошлом году на развитие архивного дела в РТ направили 200 млн. рублей

ТАТАРСКАЯ «ВИКИПЕДИЯ» И НОВАЯ ШТАБ-КВАРТИРА КОМИТЕТА

«Архивы должны прогнозировать будущие запросы общества к архивной информации, — заявила вчера Аюпова. — Это диктует совершенствование системы комплектования архивов. Что и как мы должны хранить, чтобы быть востребованными?» Ответ на вопрос о стандартах хранения дал еще один зарубежный гость — декан факультета компьютерных наук Университета Иннополис Джанкарло Суччи: «Когда мы обеспечиваем копирование, то встает вопрос: как мы эту копию затем прочитаем? Вторая проблема — аутентичность копии: кто-то может ее изменить. Ключевая идея здесь — блокчейн, чтобы никто не мог вмешаться в этот процесс. Информация будет криптографически защищена». Впервые термин блокчейн появился как название распределенной базы данных, реализованной в криптовалюте «Биткойн». «Блокчейн — технология несколько дорогая, тем не менее мы вынуждены смотреть в будущее, — сказала Аюпова. — Дело касается электронного контента, его достоверности».

С любопытной идеей выступил глава Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ Искандер Гилязов о создании постоянно обновляющейся электронной версии энциклопедии, эдакой «Википедии» на русском и татарском языках. «Часть материалов теряет актуальность, а постоянно переиздавать энциклопедию — утопия, — объяснил идею Гилязов. — Это актуальное распространение знаний, которое способствует сохранению языковой среды, объединению и сближению татар по всему миру — от кадров видеохроники до фотографий». А в целом не делает ли интернет бессмысленным работу архивов? «Интернет — это тоже архив, но только архив текущий, живой, с небольшой полнотой», — уточнил Артизов.


Далее подняли фудаментальный вопрос о роли архивов в мире и России. «Политический деятель отличается от государственного деятеля тем, что первый думает о следующих выборах, а второй — о следующих поколениях», — вернулся к путинской реформе архивного дела Артизов. Среди прочего он сообщил, что в ближайшее время изменится процедура хранения в Госархиве документов банковской сферы.

Сейчас свыше 90% Госархива РТ формируют государственные и муниципальные организации. Но достаточно ли этого? В пример положительного сотрудничества Аюпова привела «Татнефть» и «Казаньоргсинтез». А вот ТАНЕКО и ТАИФ ничего не делают для комплектования документов госархива. КАМАЗ сдает только свою документацию, а «дочки» остаются без архивного присмотра. «Многие инвестиционные проекты реализуются с привлечением бюджетных средств, и такие документы должны передаваться на государственное хранение», — подчеркнула Аюпова. Большие проблемы с сохранением проектной и научно-технической документации. Уже потеряны для архивариусов документы по организации и проведению Универсиады-2013, ЧМ-2018 по футболу в Казани, созданию Иннополиса, «Алабуги», фонда «Возрождение». «Ни один из этих проектов в архивы не сдается и вряд ли будет сдан», — сказала Аюпова.

Здесь почему-то вспоминаются слова персонажа одного романа: «Без архивов работать нельзя, а с архивами жить нельзя».