Альберт Мавликов Начальник татарстанской таможни Альберт Мавликов впервые объявил о подготовке к открытию логистического сортировочного центра Почты России Фото: «БИЗНЕС Online

ТАМОЖНЯ ДАСТ ДОБРО, НО НЕ ВСЕМ ПОСЫЛКАМ

Сегодня в ходе брифинга по итогам работы татарстанской таможни в 2016 году ее начальник Альберт Мавликов впервые объявил о подготовке к открытию логистического сортировочного центра Почты России. Напомним, он работает в тестовом режиме близ международного аэропорта «Казань». Ранее сообщалось, что центр под Казанью за 2 млрд. рублей сдадут в эксплуатацию в начале 2017 года. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров уже посещал логоцентр.

Планируемый среднесуточный объем обрабатываемых почтовых отправлений нового центра — 71 тыс. ввозимых международных посылок и более 7 тыс. вывозимых. Между тем пока в зоне деятельности казанского таможенного поста число международных посылок достигает лишь 400. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Мавликов рассказал, что в четырех из них в 2016 году нашли наркотические вещества, и для понимания предстоящих объемов работы предложил соотнести этот показатель с будущим объемом. Если учесть, что хоть и малая, но часть их потенциально может быть «с сюрпризом»...

«Конечно, этот вопрос нас беспокоит. И мы сейчас проводим серьезные структурные, организационные, технологические мероприятия, чтобы обеспечить противодействие этим рискам, — признал Мавликов. — Наверное, этот объем [посылок] будет набираться постепенно, но объем будет большой. И мы постараемся обеспечить качество обработки почтовых отправлений».

Татарстанская таможня уже направила свои предложения по формированию нового таможенного органа на базе почтового логистического комплекса — подразделение займется только отслеживанием почты. Для проверки будут использоваться как кинологи, так и современные средства таможенного контроля.

«Включаем новые, используем старые [средства контроля], — сказал Мавликов. — Такая линия в России еще нигде не применяется, поэтому мы внимательно изучаем узкие места. Где расставить людей? Какие средства нужны? Где мы должны использовать кинологов? Как взаимодействовать с МВД, ФСБ и другими органами?»

Уточнять нашему корреспонденту, о какой сумме идет речь в поданной заявке, Мавликов не стал, но сообщил, что предложения находятся на рассмотрении, вариантов несколько. На первом этапе в логоцентре будут заняты 800 человек (имеются в виду сотрудники почты, а не таможенники). В дальнейшем штат будет увеличен до 1 тыс. человек и более. Сортировочный пункт будет обрабатывать всю посылочную почту и письменную корреспонденцию для пяти ближайших к Татарстану регионов (Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Самарской и Ульяновской областей) — до 1 млн. почтовых отправлений в сутки.

Надо сказать, что за прошлый год численность сотрудников таможни сократилась с 557 до 553 человек, тогда как в 2012 штат составлял 668 человек. Такие изменения объясняются регистрацией каждой второй декларации на товары в автоматическом режиме. Если декларацию на товар регистрирует сотрудник таможни, то на это уходит до 40 минут, при приеме документов в электронном виде затрачивается 1 - 2 минуты. Вот только в 2014 году более 90% деклараций России оформляли именно на коленке.

«Работа идет постепенно. Пока в автоматическом режиме обрабатываются партии, которые не относятся к рисковым поставкам, они проходят по критериям авторегистрации, — сказал Мавликов. — Бывают технические ошибки, запятую, точку не поставил участник ВЭДа... В этом случае автоматически обработать уже не получается».

ШУБЫ С ЧИПАМИ: НА ТАМОЖНЕ «УЧЛИ» 37,3 ТЫС. МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Мавликов напомнил, что в 2016 году произошли изменения в поставках изделий из меха, которые касаются их обязательного чипирования. «Это позволяет отслеживать движение товара с момента пересечения границы, — сказал главный таможенник РТ. — Могу сказать, что вопрос актуален и назрел давно».

В 2015 году и во второй половине 2016 года проводилось шесть таможенных проверок, в ходе которых нашли более 4 тыс. меховых изделий, ввоз которых в РФ не был подтвержден документально. «Предприятия добровольно продекларировали эти товары», — сказал Мавликов, уточнив, что сумма сборов тогда составила 11 млн. рублей. В этом году таможня в РТ такие проверки не проводила, но с декабря на таможне уже чипировали более 37,3 тыс. ввезенных шубок.

В целом за 2016 году татарстанская таможня направила в федеральный бюджет 24,3 млрд. рублей, что на 8,6% выше аналогичного показателя прошлого года. Импортная составляющая таможенных сборов по итогам прошлого года составила 23,9 млрд. рублей, экспортная — 26,6 млн. рублей. Мавликов озвучил и показатель эффективности работы своего ведомства: каждый вложенный рубль в прошлом году дал 61 рубль отдачи в федеральный бюджет.

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ РТ В ПИКЕ ИЗ-ЗА ДОЛЛАРА И САНКЦИЙ. ЗАТО В ЭКСПОРТЕ РАСТЕТ ДОЛЯ ПРОДУКТОВ

По сравнению с 2015 годом в РТ здорово просел внешнеторговый оборот. Он составил $3,5 млрд., что на 22% меньше. Объемы экспорта по сравнению с 2015 годом сократились на $589,5 млн. до $1,9 миллиарда (53,2% от внешнеторгового оборота). Импорт уменьшился на $401,08 млн. до $1,6 миллиарда.

«Стоимость выражена в долларах США, поэтому напрямую информация не может свидетельствовать о снижении внешнеэкономической активности, — уточнил Мавликов. — Здесь множество факторов, в том числе и колебания курсов доллара».

Вместе с тем число отгруженных товарных партий, которым соответствует количество деклараций, выросло. По данным таможни, за минувший год выпустили 62 тыс. таможенных деклараций, что на 6,3% больше по сравнению с 2015 годом. На экспорт задекларировали 36,7 тыс. товарных партий (рост по сравнению с 2015 годом — 11%), на импорт — 25,3 тыс. (рост на 3,2%). При этом участников внешнеторговой деятельности в РТ сократилось на 5,4% — с 1052 до 995.

В структуре экспорта на первом месте продукция химической промышленности — синтетический каучук, резиновые изделия, органические химсоединения (69,6%), машиностроительная продукция — грузовые автомобили и запчасти к ним, оборудование и запчасти (20,7%), замыкают тройку древесина и целлюлозно-бумажные изделия (3,1%). Основными экспортерами в РТ остаются «Нижнекамскнефтехим» (50,9% в структуре экспорта), внешнеторговая компания КАМАЗа (8,5%), Казанский вертолетный завод — 7,9%, «Казаньоргсинтез» — 7,4%, торговый дом «Кама» — 5%, «Менделеевсказот», «Аммоний».

«Всего не объяснить, но основное — изменение цены на нефть, сокращение по КАМАЗу, но все равно немножко вырос несырьевой экспорт, — рассказал в беседе с „БИЗНЕС Online“ глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Надо понимать еще, что не все товары проходят через нашу таможню. Часть наших продуктов идет через московские таможни, и здесь их таможенники не отражают (в том числе речь, идет по-видимому, о нефти и нефтепродуктахприм. ред.). Увидеть рост внешнеторгового оборота можно будет в перспективе двух-трех лет при условии поддержки реального производства. И если федеральный центр даст больше возможностей для инвестирования в производство».

В числе крупнейших импортеров РТ — «Форд Соллерс Елабуга» (13,4%), КАМАЗ — 12,5%, ТАИФ-НК — 10,4%, «Татнефть-Нефтехимснаб» — 5,1% и «Нижнекамскнефтехим» — 4,3%.

«Снижение импорта говорит о наличии санкций и девальвации рубля — нет денег для покупки нового оборудования», — объяснил статистику таможни по импорту Агеев.

В структуре ввозимых товаров лидируют поставки машиностроительной продукции — машины, двигатели, насосы, комплектующие к автомобилям, принадлежности моторных транспортных средств (61,3% от внешнеторгового оборота), на втором месте продукция химической промышленности — 25,3% (продукты неорганической химии, пластмассы и изделия из них), металлы и изделия из них — 6,3%, текстиль и текстильные изделия — 1,3%, минеральные продукты — 0,9%. На прочие товары приходится 4,7%.

«Доля экспорта и импорта для Татарстана достаточно традиционна, и из года в год эти пропорции сохраняются», — сказал Мавликов.

Однако впервые в структуре экспорта РТ появились продовольственные товары, их доля составила 2,8%.

«У нас есть ряд предприятий, которые отправляют свою продукцию в страны СНГ, не дальнего зарубежья, — сказал Мавликов, комментируя появление отдельной строкой продтоваров. — Они стали заметными, объемы стали более ощутимыми и попали в статистику».

Как сообщили на таможне, увеличение произошло за счет поставок за рубеж майонеза, подсолнечного и рапсового масла, кетчупа, томатной пасты и кондитерских изделий. Уточнять названия компаний в таможне не стали, объяснив это коммерческой тайной.

В ЛИДЕРАХ ПАДЕНИЯ ТОВАРООБОРОТА — ТУРЦИЯ И УКРАИНА

Всего участники внешнеэкономической деятельности РТ поддерживают отношения со 121 страной. Доля торговли со странами дальнего зарубежья увеличилась и составила 93%, а со странами СНГ уменьшилась до 7%.

В Топ-3 стран-импортеров в Татарстан вошла Германия (доля — 23,9% в торговом обороте), Китай (11,2% с наибольшим ростом по итогам года) и США (7,2%). В тройке экспортеров производителей РТ — Индия (10,8%), Польша (6,7%) и Венгрия (5,5% в торговом обороте).

С Турцией товарооборот Татарстана снизился на 27% до 5,9% в общем торговом обороте — $157 миллионов. «Это не продукты питания, ширпотреб, это все идет на предприятия, созданные совместно с турецкими инвесторами», — сказал Мавликов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Причины этому понятны. После инцидента со сбитым турецкими ВВС российским бомбардировщиком Россия ввела санкции против Турции. С 1 января 2016 года был запрещен ввоз в Россию из Турции ряда продуктов, приостановлено действие безвизового режима с Анкарой, отменены чартерные рейсы и введены ограничения на прием работников из числа граждан Турции. Торговые взаимоотношения Татарстана и Турции также сильно пострадали. Товарооборот между республиками начал свое падение еще в 2015 году: за 12 месяцев прошлого года он сократился в два раза — с $405 млн. в 2014-м до $215,1 млн. по итогам 2015-го. В 2016 году товарооборот РТ и Турции продолжил свое падение в условиях санкций.

«Восстановить рост с Турцией будет непросто, — считает Агеев. — Есть инерция. Восстановится, но не сразу, многое еще будет зависеть от туризма».

Второе крупное падение по внешней торговле — с Украиной. В октябре прошлого года сообщалось, что санкции как-то коснутся поставки двигателей ТВ3-117 (выпускаются украинским «Мотор Сич») для вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Кроме того, «напряженка» была с поставками двигателей из Николаева для комплектации фрегатов типа «Гепард». Вьетнаму пришлось буквально «надавить» на украинских партнеров, чтобы завод им. Горького достроил корабли. И теперь проектировщик фрегатов — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро — вообще не планирует заказывать двигатели на Украине. Во всяком случае, в числе 8 крупнейших стран-импортеров Украина не значится, тогда как экспорт РТ в эту страну составляет 5,4% в общем торговом обороте.