Сразу четыре большие выставки в Казани и Москве должны стать плодами двухгодичного соглашения о сотрудничестве между Третьяковкой и Татарстаном, подписанном в присутствии Рустама Минниханова, которому перед этим устроила персональную экскурсию директор музея Зельфира Трегулова. «Трегулова умеет делать выставки, которые пользуются огромной популярностью. Мы таких выставок делать не умеем», — сетует один из татарстанских чиновников. Есть надежда, что теперь ситуация изменится.
Зельфира Трегулова лично провела для Рустама Минниханова экскурсию по Третьяковке, где в эти дни проходит выставка более 40 картин Беллини, Рафаэля, Караваджо
КАК СДЕЛАТЬ ВЫСТАВКУ «ГЛАВНЫМ ЭКСПОНАТОМ»
Судя по всему, Казань всерьез решила присоединиться к тому московскому музейному буму, который последний год четко ассоциируется с главным музеем столицы и его выставками. В четверг в Москве министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова подписали соглашение о сотрудничестве в рамках межмузейного культурного обмена. Подписи в документе они поставили в присутствии президента РТ Рустама Минниханова, замминистра культуры РФ Александра Журавского и помощника президента РТ Наталии Фишман, сообщила пресс-служба главы республики.
Перед этим Трегулова лично провела для Минниханова персональную экскурсию по Третьяковке, где в эти дни проходит действительно любопытная выставка «Вечный Рим. Сокровища Пинакотеки Ватикана»: это более 40 картин Беллини, Рафаэля, Караваджо. Никогда раньше музеи Ватикана ни в одну страну мира не выдавали такую большую коллекцию из постоянной экспозиции. Говорят, удалось решить вопрос чуть ли не на уровне руководителей двух стран. Кстати, на выставку «Вечный Рим» можно попасть, только заранее купив билеты на сайте музея, причем лишь на месяц вперед, настолько велик в Москве интерес к творениям Караваджо и других выдающихся художников. Хотя само по себе это удивительно: в России, в частности в Эрмитаже, есть и Караваджо, и Рафаэль...
Провели президента Татарстана и по постоянной экспозиции Третьяковки. Судя по видео, распространенному пресс-службой главы республики, его особый интерес вызвала картина Василия Перова «Охотники на привале», памятная нам всем из школьных учебников.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», сотрудничество Татарстана и главного музея Москвы будет развиваться по двум направлениям. Во-первых, Третьяковская галерея поделится технологиями организации успешных выставок, поскольку за последний год одна из главных галерей страны сумела успешно выстроить работу по их популяризации. В итоге если в 2015 году в Третьяковке побывали 1,62 млн. человек, то в 2016 — 2,1 иллиона. человек. Показатель цитируемости в СМИ вырос с 22,9 тыс. в 2015 году до 40,5 тыс. в 2016-м. Выставку Валентина Серова, которую прославил хит группы «Ленинград», за пять месяцев посетили 480 тыс. человек. Выставку Ивана Айвазовского за тот же период — 560 тыс. человек. Во время всероссийской акции «Ночь музеев» за одну ночь представление, посвященное творчеству Василия Кандинского, посмотрели 1,5 тыс. человек.
«Зельфира Трегулова умеет делать выставки, которые пользуются огромной популярностью. Мы таких выставок делать не умеем. Мы обладаем уникальными коллекциями, которые никто не смотрит», — рассказал нашей газете татарстанский чиновник, участвовавший в переговорах с Третьяковкой. По сути, республика ждет практический инструктаж, начиная тем, как правильно выстроить свет в павильоне до проведения лекториев во время выставок и PR-сопровождения.
Во-вторых, сотрудничество подразумевает и, естественно, совместные выставочные проекты. «Мы заинтересованы не только в импорте в Татарстан своих ноу-хау и технологий, выработанных за последние годы, но и в том, чтобы реализовывать с республикой совместные проекты», — рассказала Трегулова.
Впервые за многие годы будут вместе показаны работы Михаила Ларионова «Провинциальная франтиха» (работа хранится в ГМИИ РТ, 1907) и «Провинциальный франт» (ГТГ, 1909)
Первый совместный проект Третьяковской галереи и Татарстана — выставка «Гений века», посвященная первым именам художников и скульпторов ХХ века и охватывающая период с 1900 по 1920 годы (символизм, русский импрессионизм, неопритивизм, московский сезаннизм). На территории Кремля в центре «Эрмитаж-Казань» будут показаны 78 художественных работ из коллекции Третьяковской галереи (56) и Государственного музея изобразительных искусств Татарстана (22). Центром экспозиции станет уникальная работа Михаила Врубеля «Царевна-лебедь» из коллекции галереи. Будут представлены работы Николая Рериха, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Игоря Грабаря, Константина Коровина, Роберта Фалька и др. Сотрудничество двух музейных собраний даст возможность вместе показать работы разных авторов, которые работали в одном жанре и наиболее ярко отражают эпоху, или вовсе создавались одним и тем же художником. Так, например, впервые за многие годы будут вместе показаны работы Михаила Ларионова «Провинциальная франтиха» (работа хранится в ГМИИ РТ, 1907) и «Провинциальный франт» (ГТГ, 1909). Выставку будут сопровождать различные лекции и детские образовательные программы. Откроется она 26 апреля и продолжит свою работу ориентировочно до сентября.
Оксана Бондаренко (слева): «Если говорить глобально — это привнести то самое ноу-хау, которым Третьяковская галерея сейчас гордо обладает. А именно: как делать выставку успешной и посещаемой»
«ЗА НАМИ УЖЕ ЗАКРЕПИЛСЯ ИМИДЖ «СОЗДАТЕЛЕЙ ОЧЕРЕДИ НА СЕРОВА»
О сути взаимодействия с республикой и его основных направлениях «БИЗНЕС Online» рассказала директор фонда поддержки и развития Третьяковской галереи Оксана Бондаренко.
— Оксана, в чем непосредственно будет заключаться сотрудничество Татарстана и Третьяковской галереи?
— Сотрудничество будет заключаться в организации четырех выставочных проектов, три из которых пройдут в Казани и один — в Москве. В Казани мы в основном будем сотрудничать с музеем «Казанский Кремль» — наши выставки будут показаны в пространстве «Эрмитаж-Казань» и в пространстве Казанского манежа. Отличительной особенностью этого сотрудничества между двумя крупными музейными институтами является то, что мы в данном случае абсолютно четко сотрудничаем в диалоге с художественным наследием, которое хранится в ваших потрясающих музеях в Казани, в частности — в ГМИИ Татарстана.
Поэтому начиная с первой выставки, которая состоится в конце апреля этого года, мы создаем совместный выставочный проект, устраиваем диалог между двумя выставочными центрами ... Не просто привозим наши работы и выставляем их у вас, а раскрываем и подчеркиваем то многообразие художественного наследия, которое хранится у вас, подкрепляя его произведениями из нашей коллекции.
— Расскажите поподробнее о каждой из четырех анонсированных выставок.
— Первая выставка будет посвящена рубежу XIX - XX веков, выставка состоит из 78 наших работ, 22 работы представлены ГМИИ Татарстана. Вторая выставка также состоится осенью 2017 года. Она будет посвящена большому имени в современном искусстве — Булату Галееву (основатель отечественной цвето- и светомузыки, глава НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» Академии наук РТ и КГТУ им. Туполева — прим. ред.). Это ваш земляк, он сейчас о нем начали забывать. Наши специалисты поработают с наследием и архивом Булата Галеева и создадут прекрасную совместную экспозицию, которая будет показана и в Казани, и в Москве — либо в Третьяковской галерее, либо на ВДНХ. Третья выставка будет посвящена тому богатейшему православному наследию, которое хранится в Казани, — это Свияжские иконы. Мы бы хотели показать коллекцию Свияжских икон в Третьяковской галерее — это будет в 2018 году. Четвертую выставку мы также планируем в 2018 году — хрестоматийная, выставка художников-передвижников: Шишкин, Репин, Суриков и т. д.
— Но наверняка только обменом экспозициями дело не ограничится? Казанским музейщикам, очевидно, есть чему поучиться у коллег из Третьяковки, которые устраивают одну суперхитовую выставку, на которую трудно попасть, за другой.
— Это будет двухгодичное сотрудничество. И, если говорить глобально об этом сотрудничестве, те цели, которые были озвучены и представлены двумя нашими руководителями друг другу, — это привнести то самое ноу-хау, которым Третьяковская галерея сейчас гордо обладает. А именно: как делать выставку успешной и посещаемой.
Ни для кого не секрет, что за нами уже закрепился имидж «создателей очереди на Серова», потом уже очереди на Айвазовского, а сейчас — очередь на выставку из Ватиканской коллекции. Поэтому все наши выставки комплексно очень мощно отработаны не только в выставочном плане, но и в организации самого художественного пространства, и в драматургия выставки. Это одно из наших ноу-хау — мы всегда приглашаем к созданию выставочных пространств архитекторов, а также создаем околовыставочный компаньон на музейной сцене — умение создать вокруг выставки успешную образовательную — как детскую, так и взрослую — программу. Скорее всего, если глобально, то это так.
Айрат Сибагатуллин и Зельфира Трегулова подписали соглашение о сотрудничестве в рамках межмузейного культурного обмена
— Не стоит ли ждать создания в Казани филиала Третьяковской галереи?
— По поводу создания филиала Третьяковской галереи в Казани — такое предложение поступило и от президента Татарстана. Этот вопрос остается открытым. Но такое предложение, да, от вашего президента уже во второй раз поступило. Сейчас у нас в планах открытие филиала Третьяковки во Владивостоке по поручению президента России. Возможно, в какой-то форме наше сотрудничество с Татарстаном, скорее всего, будет оформлено. Будет ли это филиал или это будет очень качественная экспертиза, чтобы на вашей территории поднять музейную активность на должный уровень, — этот вопрос, повторюсь, открыт. Я думаю, к нему наши руководители вернутся отдельно.
Август 2016 года, очередь на выставку Ивана Айвазовского в здании Третьяковской галереи на Крымском валу
«ЧТОБЫ СЛУЧИЛОСЬ КАК НА АЙВАЗОВСКОГО, — ЭТО НАДО СИЛЬНО ПОСТАРАТЬСЯ»
Напомним, что Третьяковская галерея стала третьим крупнейшим российским музеем, с которым начала сотрудничать республика. До этого в Казани «прописались» главные культурные достопримечательности Северной столицы — Эрмитаж и Русский музей. Культурно-просветительская и выставочная программа сотрудничества Государственного Эрмитажа и Республики Татарстан началась в 1997 году, а к 1000-летию Казани на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» открылся центр «Эрмитаж-Казань». Любопытно, что Третьяковка в Казани заходит как раз на площадку питерцев. Кстати, надо заметить, что последняя по времени громкая выставка знаменитых художников в «Эрмитаж-Казань» прошла аж в конце 2013 — начале 2014 года, когда сюда привозили французских импрессионистов: Моне, Ренуара, Матисса, Сезана...
Кроме того, в прошлом году на территории ГМИИ РТ открылся культурно-выставочный центр Русского музея, который презентовал сам директор знаменитого музея из Санкт-Петербурга Владимир Гусев. За год в столице Татарстана прошли выставки Карла Брюллова и Константина Коровина.
Способная ли Казань при поддержке тех же специалистов Третьяковки повторить московский музейный бум? «Мне кажется, что в Казани это возможно, потому что и в Москве лет 5 назад никто не думал, что такое возможно, и в Москве 5 - 10 лет назад никто эти выставки и музеи особенно не посещал, — считает вице-мэр Казани Евгения Лодвигова. — Такой сильный толчок произошел в прошлом году, когда в Третьяковку привезли картины и сделали выставку Серова как раз в новогодние праздники. Поэтому, я думаю, что и у нас такое возможно, тем более что в Казани публика достаточно благодарная. Особенно если будут привозить интересные картины, тем более это сегодня модно. Хочется, конечно, чтобы это все работало, хочется, чтобы у нас тоже были такие выставки, как в Москве».
«Бум в Казани невозможен, потому что не хватает определенного количества людей. Такое возможно только в мегаполисе, а в Москве — 20 миллионов людей. Количество посетителей и зрителей зависит от общего количества жителей города. Это можно одномоментно только сделать — во время открытия, например. Но так, чтобы на постоянной основе был поток в течение трех недель... Это, по-моему, нереально. Мне кажется, к этому и стремиться-то не очень надо», — уверен художник и создатель центра современной культуры «Смена» Ильгизар Хасанов.
«То, что от сотрудничества с Третьяковской галереей будет польза, это понятно. А произойдет ли музейный бум? Надо сильно постараться»
Но к самому факту сотрудничества с Третьяковкой он относится исключительно положительно: «Я сам общался с Зельфирой Трегуловой, когда она приезжала в Казань, она к нам в «Смену» приходила, мы, в частности, говорили о каких-то совместных проектах. Это здорово, великое подспорье». При этом Хасанов рассказал «БИЗНЕС Online», что сейчас, по его мнению, благоприятное время для развития искусства и повышения к нему интереса: «Мне кажется, чем слабее времена всякие — экономические, социально-политические, — тем больше люди интуитивно стремятся к искусству, потому что это одна из форм жизни, которая, в общем-то, и делает человека человеком. А когда экономика растет, все тратится, благосостояние высокое, деньги уходят на всякое пустое, то тогда к искусству меньше внимания. Это такая закономерность, которую я даже для себя вывел, которую я наблюдаю в течение 20 - 25 лет».
«То, что от сотрудничества с Третьяковской галереей будет польза, это понятно. А произойдет ли музейный бум? Последний раз такое было в 88-м или в 89-м году, когда были первые авангардные выставки, когда люди приходили толпами, стояли в очередях, посещали и музеи, и выставочные залы, задавали вопросы. Мы даже дежурили у картин. А сейчас... — вспоминает казанский художник Виктор Тимофеев. — Конечно, и сейчас ходят, но это приходит подготовленная публика, которая посещает, как правило, открытие. А вот чтобы случилось, как на Айвазовского, это надо сильно постараться. Как именно? Этим надо заниматься, это просто ежедневная работа. У нас совершеннейшая живопись, замечательные коллекции. Мы помним, когда галерист Ильдар Галеев привозил картины в Казань, когда вывозил наши картины, вывозил Фешина в Москву, где на него собирались толпы народу. Над этим надо работать».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.