Накануне в Вахитовском райсуде члены избирательного штаба депутата Госдумы РФ Айрата Хайруллина рассказали о том, каким образом Николай Максимов продавал им июньский тираж «Ленинской правды в НК»Фото: Иван Скрябин

«Я НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ХОТЕЛ НА ЭТОМ НАЖИВАТЬСЯ»

Накануне в Вахитовском райсуде члены избирательного штаба депутата Госдумы РФ Айрата Хайруллина рассказали о том, каким образом нижнекамский 65-летний депутат, бывший лидер нижнекамского отделения «Коммунистов России» Николай Максимов продавал им июньский тираж «Ленинской правды в НК».

Напомним, уголовное дело в отношении Максимова было возбуждено еще в начале сентября 2016 года. За номер с компроматом на единоросса подсудимый коммунист, по версии следствия, требовал сначала 1,8 млн. рублей (всего 30 тыс. экземпляров по 60 рублей за штуку), а потом согласился снизить ценник до 1,65 млн. рублей.

Сам Максимов, который по-прежнему остается членом партии, обвинения в вымогательстве (п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ) отвергает, напирая на то, что речь шла о сделке купли-продажи. Потерпевшими же по делу проходит не только Хайруллин, но и его брат Илшат Хайруллин (председатель совета директоров «Эдельвейс Групп»). На заседание оба не пришли, их интересы представлял адвокат Тимур Мифтахутдинов, который отказался что-либо комментировать «БИЗНЕС Online».

Гендиректор ОАО «Эдельвейс Групп» Рамиль Гайнутдинов и по совместительству глава предвыборного штаба Хайруллина на выборах в Госдуму 2016 года сообщил в ходе заседания суда, что именно к нему с деликатным предложением обратился Максимов в период избирательной кампании.


Фото: Максим Тимофеев

К тому времени уже было известно, что партийная верхушка «Коммунистов России» в столице Татарстана не утвердила кандидатуру нижнекамского депутата на выборах в Госдуму, а тираж июньской газеты с компроматом на оппонента уже был напечатан. Вот он и решил: не пропадать же добру.

— Я никоим образом не хотел на этом наживаться, — объяснил Максимов. — Я мог раздать эту газету, но смысл был потерян, потому что сам я не участвовал в выборах. Грязь ради грязи — это неинтересно. Я им предложил купить...

Но у представителя Хайруллина иной взгляд:

— После первой встречи в Казани Максимов мне неоднократно звонил, писал, говорил, что у него есть несколько партий, готовых купить этот тираж, который может негативно отразиться на репутации, — рассказывал в суде Гайнутдинов. — Это выглядело шантажом, принуждением к выкупу! Вы не заранее к выборам готовились, а готовили черный пиар! Черный пиар — это когда человека в последний день перед выборами обливают порочащими его сведениями.


Фото: Максим Тимофеев

«НЕ ОБЕЩАЛ КВАРТИРУ СЖЕЧЬ, ЕСЛИ НЕ КУПИТЕ ГАЗЕТЫ? УБИТЬ?»

Тогда Максимов попробовал зайти с другой стороны:

— Кроме распространения газет, я вам других угроз не предъявлял? Не обещал квартиру сжечь, если не купите газеты? Устроить аварию, убить? — забросил пачку похожих друг на друга вопросов Максимов. Гайнутдинов лишь ответил, что такого не было. Примерно таким же был ответ на то, что он не может оценить последствия от планов по распространению газет.

— В случае распространения газеты мы бы обязательно подали жалобу и написали заявление о возбуждении уголовного дела об оскорблении чести и достоинства, — добавил руководитель «Эдельвейс Групп», а судья Салихов был вынужден вмешаться и попросил Максимова не задавать наводящих вопросов.

О том, что «Ленинскую правду» предлагают выкупить, Айрат Хайруллин узнал самым последним накануне передачи средств. В избирательном штабе его такими новостями решили не беспокоить. Деньги в размере 1,65 млн. рублей Илшат Хайруллин лично снял в центральном офисе Энергобанка на ул. Пушкина со счета своего брата. В дальнейшем сопровождением «сделки» занимался замгендиректора «Эдельвейс Групп» по безопасности Олег Кондрашов и сотрудник службы безопасности ПАО «Красный Восток Агро» Виталий Семенов, который подал заявление о вымогательстве и проходит по делу свидетелем.

Семенов, который и предложил Максимову снизить стоимость тиража, в ходе судебного заседания сообщил, что никакого договора купли-продажи при передаче 1,65 млн. рублей за газету «Ленинская правда в НК» он не подписывал, хотя поставить подпись подсудимый ему предлагал.

— Я не был уполномочен подписывать какие-либо документы, — пояснил Семенов. — Газеты были в багажнике, битком на заднем сиденье в салоне, на полу [машины Максимова]. Не было только на переднем пассажирском месте. Экземпляры я не считал, но куча очень большая была.

Передача газет и денег проходила на производственных складах «Эдельвейса» в районе завода «Теплоконтроль» в Казани. Максимов сосчитал у багажника автомобиля только две пачки по 5 тыс. рублей, а потом сказал, что верит и взял одну газету — «на память».

Тут-то и появились сотрудники полиции. В итоге за два дня до выборов депутатов Госдумы РФ 16 сентября 2016 года коммунист оказался в СИЗО и сейчас продолжает находиться под домашним арестом.

— В вашем рассказе промелькнуло, что я в ходе телефонных переговоров сказал, что уже не первый раз делаю такие вещи. Вы точно знаете? — спрашивал Максимов. Семенову оставалось только сказать, что это есть в записи переговоров. «Я не знаю, это ваши слова», — сказал сотрудник службы безопасности под конец заседания.

БЫВШИЙ КАНДИДАТ В МЭРЫ НИЖНЕКАМСКА

У продавца «Ленинской правды» армейское прошлое, он окончил Казанское высшее командно-инженерное училище и почти 20 лет служил в Вооруженных силах СССР-РФ. Окончил также Военную артиллерийскую академию имени Калинина. Воинское звание — подполковник. За безупречную службу награжден 8 медалями. Ныне Максимов числится руководителем ООО «Премьер-С», которое занимается оптовой торговлей продуктами нефтехимии. Депутатом горсовета он стал с 2010 года — тогда коммунист прошел по партийному списку, а в 2015-м выиграл в одномандатном Западном округе у кандидата от «Единой России» Ильгиза Гафиятова, который до этого был депутатом два срока подряд.

В октябре 2010 года нижнекамские коммунисты предложили кандидатуру Максимова на пост мэра города, тогда он возглавлял Нижнекамский горком КПРФ. Однако в конце 2012 года Максимов был отстранен от этой должности с официальной причиной «нарушение устава партии». Кроме этого, было отмечено, что он «нанес огромный ущерб авторитету партии», попытавшись создать параллельную партию в виде рескома. Сейчас оргкомитет партии КПРФ в Нижнекамске возглавляет Альберт Ягудин. А сам Максимов вместе с частью единомышленников вступил в партию «Коммунисты России» и в конце 2014 года на пленуме ЦК был избран членом центрального комитета партии.

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось ходатайство защитника депутата Аскара Пономарева о прекращении уголовного дела в отношении Максимова «за отсутствием в действиях подзащитного состава преступления». В частности адвоката зацепила формулировка статьи о «сведениях, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевших и их близких». «Указанные в постановлении следователя сведения ранее были опубликованы в печатных и электронных СМИ и интернете, на которые имеется частичная ссылка в статье Максимова. При этом разрешенный оценочный характер содержащихся в статье суждений не изменит сути изложенных в ней фактов. Следственным органом эти обстоятельства не проверялись, хотя, безусловно, подлежали расследованию. Потерпевшая сторона данных об оспаривании этих фактов, их опровержении либо о защите чести, достоинства и деловой репутации в дело не представила. Как следует из показаний свидетеля Гайнутдинова Р.Ф., братьям Хайруллиным и их окружению были известны публикации о них, включая те, которые упоминаются в статье Максимова», — утверждает Пономарев.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого Максимову излишне инкриминирована угроза распространения «иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего и его близких». Однако, по мнению адвоката, это никак не соотносится с публичной деятельностью Хайруллина, о которой идет речь в статье, ставшей предметом расследования.