ШТРАФЫ ЗА «ЗЕЛЕНКУ»: ЗАКОННЫ ПО СУТИ, НЕЗАКОННЫ ПО ФОРМЕ ВЗИМАНИЯ?

«Штрафы за парковку на „зеленой зоне“ незаконны. Решение ВС РТ выложим позже. По сути, можно возвращать деньги обратно тем, кого оштрафовали по КоАП РТ», — написал сегодня Рамиль Хайруллин на своей странице в соцсети.

Однако это заявление, судя по всему, было сделано на эмоциях после судебных победоносных баталий. Разобравшись в сути дела, становится ясно, что речь не идет о незаконности самих штрафов. Парковаться на зеленой зоне по-прежнему нельзя. За подобные правонарушения по-прежнему могут штрафовать сотрудники полиции. А вот административно-технические инспекции вполне могут потерять «автоматическую дубинку», которой в 2016 году начали воспитывать автохамов на газонах.

«Мы обратились в Верховный суд с жалобой, чтобы отменить два пункта действующих правил благоустройства Казани, — сказал юрист федерации автомобилистов России в РТ Владлен Копвиллем в беседе с „БИЗНЕС Online“ и подчеркнул. — Это не означает, что теперь можно парковаться в зеленых зонах. Фишка в том, что в стране есть федеральное законодательство, региональное и муниципальное. За оставление транспорта в зеленой зоне должны наказывать федералы, а не муниципалы в лице административно-технической инспекции».

Правила благоустройства Казани приняты Казгордумой 18 октября 2006 года. За время их существования депутатами было принято 11 изменений, объяснил юрист позицию федерации. Согласно сегодняшнему решению Верховного суда незаконным признан пункт 155.9, который гласит, что на придомовой территории не допускается парковать и хранить транспортные средства на детских площадках, газонах, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в том числе разукомплектованные (неисправные). Незаконным также признан пункт 174.3, согласно которому на озелененных территориях не допускается передвижение на транспортных средствах и их парковка на газонах и цветниках вне зависимости от времени года, за исключением случаев осуществления необходимых работ на данных территориях, с условием обязательного проведения восстановительных работ.

«Пункты этих правил признали незаконными, это не отдельный случай», — считает Копвиллем. По данным ФАР, аналогичные пункты Верховный суд РФ отменил в Санкт-Петербурге и Белгороде. Такое же решение принял Свердловский областной суд по Екатеринбургу. «Далее УАТИ никого штрафовать в принципе не может за нарушение этих пунктов правил. Те, кто не оплатил штрафы, но получил их, может не оплачивать. Их штрафовали на основании нарушений этих правил, а эти пункты признаны незаконными».

В Верховном суде РТ сторону истца поддержали представители прокуратуры РТ. В беседе с «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ и общественностью Руслан Галиев пояснил, что прокуратура заняла такую позицию в силу того, что правила благоустройства Казани в данной части не соответствуют федеральному законодательству. В то же время, как считают в прокуратуре, ранее уплаченные штрафы за парковку на зеленой зоне автомобилистам вернуть не удастся — даже в случае, если решение Верховного суда не будет оспорено. Незаконными можно будет признать только «свежие» штрафы УАТИ, выписанные после вступления решения Верховного суда в силу. Как подчеркивает Галиев, на данный момент оно в законную силу не вступило, на обжалование дается месяц.

В пресс-службе исполкома, куда «БИЗНЕС Online» обратился за разъяснениями, порекомендовали дождаться выхода текста решения Верховного суда РТ. Чтобы конкретно и по пунктам определиться с позицией, мнения ФАР, которое базируется на устном оглашении резолютивной части, совершенно недостаточно, полагают в пресс-службе.

ШТРАФЫ ЗА АВТОХАМСТВО В «ПАЧЕЧНОМ» РЕЖИМЕ ВЗИМАЮТ С 2016 ГОДА

Можно подумать: ну что здесь такого — перестанет штрафовать УАТИ, начнут в полиции... Но не все так просто. Дело в том, что муниципальная инспекция была, что называется, кровно заинтересована как в сохранении зеленых зон в городе, так и в пополнении городской казны, так как средства поступали сразу в бюджет Казани. Сотрудники же ГИБДД фактически редко занимаются такой «мелочевкой» — и других забот полон рот. Не до этого и участковым полицейским. Может сложиться такая ситуация, что автомобилистов вообще ничто не будет сдерживать, кроме разве что заборчиков, которые и без того возводят вокруг многих зеленых зон.

Хотя право штрафовать за парковку в зеленой зоне у УАТИ было давно, в полную силу эта норма заработала только в 2016 году. Порядок применения КоАП был довольно-таки сложным, объяснял ранее депутатам Казгордумы начальник УАТИ казанского исполкома Альфир Шамсутдинов. «Значительное время уходит на поиск владельца, извещение его о составлении протокола, который может быть составлен только в его присутствии», — сокрушался он. В общем, это целая катавасия: найти водителя, установить личность, рассмотреть дело о правонарушении в административной комиссии города... Понятно, что число таких штрафов было невелико.

В итоге в апреле 2016 года Казгордума обратилась в Госсовет РТ с предложением внести поправки в Кодекс административных правонарушений РТ и разрешить использовать во дворах систему автоматической фиксации «Паркон». Автоматика процедуру сильно упрощает: объехал дворы и улицы, сформировал «письма счастья» — и, как говорят в Татарстане, алга. Зеленая это зона или нет, «Паркон» определяет по координатам GPS. Так что минус есть — ведь далеко не всегда такая «зона» определяется визуально, это может быть просто укатанная земля без единой травинки и бордюра!

Сами «Парконы» к тому моменту уже были под рукой у УАТИ — это-то и удивило депутата-коммуниста Алексея Серова. Почему их купили, не дожидаясь решения Госсовета РТ, поинтересовался он. Шамсутдинов объяснил: федеральный закон уже действует, КоАП РТ надо править в соответствии с ним, но татарстанские парламентарии эту инициативу не проявили. Любопытно, что месяц спустя инициативу пришлось отзывать из Госсовета на доработку уже на следующей сессии, но в итоге поправка прошла.

В результате «письма счастья» посыпались пачками. Только с января по июль 2016 года было составлено 8 тыс. протоколов за парковку автомобилей на зеленых зонах с помощью фотофиксации нарушений. Для сравнения: это почти столько же, сколько было выписано за предыдущие два года. Сумма наложенных штрафов составила 42,3 млн. рублей (более свежих данных нет). За нарушение гражданам грозит от 2 до 3,5 тыс. рублей. Должностным лицам определяется наказание на 15 - 30 тыс. рублей, юрлицам — от 200 до 500 тыс. рублей. Рекордом стал штраф, выписанный в ноябре прошлого года: за парковку авто ООО «ОТИС Лифт» вчинили штраф в 200 тыс. рублей. Машина компании стояла во дворе, за бордюром зеленой зоны под деревьями.

РЕШЕНИЕ В КОМПЛЕКСЕ: НЕ ШТРАФОМ ЕДИНЫМ, НО И ЭКОПАРКОВКАМИ, И АСФАЛЬТИРОВАННЫМИ КАРМАНАМИ ВО ДВОРАХ

Экологи считают, что решать проблему зеленых зон нужно не столько штрафами, сколько созданием парковочных мест, карманов и т. п. «Машины как ставили на зеленой зоне, так и будут ставить, до тех пор, пока не будет обеспечено достаточное количество парковочных мест. Это мое мнение не как эколога, а как жителя города, — говорит замдиректора Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ по научной работе Дмитрий Иванов. — Машины будут ставить либо на дороге, либо на необорудованные парковки, зеленые зоны. Хотя в большинстве случаев она таковой уже и не является. Если говорить о новой застройке, то теперь она планируется с учетом количества жителей в том или ином многоквартирном доме, без этого проект не примут. А если взять пятиэтажную хрущевку, эти дворы не проектировались на такое количество машин». Вместе с тем Иванов указывает на то, что практически в любом дворе есть немало пустырей, которые можно было бы использовать под парковки.

«В тех дворах, где проводится благоустройство, такие карманы для машин уже созданы. Утоптанные территории, где и так ничего не растет, они превращают в асфальтированные карманы», — отмечает эколог. «Здесь вопрос также в нашей экологической культуре. Но когда практически в каждой квартире или через одну есть машина, куда-то это все нужно ставить. Государство ведь тоже получает определенный доход как от продажи машин, так и от их эксплуатации в виде налогов. Транспортный налог никто не отменял, его только повышают», — напоминает Иванов. «С экологической точки зрения, понятно, что любое воздействие приводит к уменьшению площади зеленой зоны, и ни один эколог не скажет, что это можно делать». Эколог говорит, что можно использовать, например, георешетки. «Это в любом случае должно быть централизовано, а не так, как сейчас: кирпич, стул ставят или что-то еще. На этот счет должна быть какая-то городская политика. Исполком об этой проблеме знает, но денег на все не хватает», — считает Иванов.

Нафиса Мингазова, завкафедрой оптимизации водных экосистем, преподаватель кафедры природообустройства и водопользования, также считает, что городу стоит озаботиться созданием парковочных мест. «Количество машин растет, соответственно, около каждого дома возникает проблема парковок. Это необходимо предусматривать при строительстве», — говорит она. «Потом есть такой вариант: экологические парковки, сквозь которые произрастает трава. К сожалению, в наших условиях их использовать очень сложно, потому что у нас дороги грязные. Когда машина на них заезжает — с колес грязь сыпется, и экопарковки начинают забиваться грязью. Поэтому при заезде на парковку колеса должны быть чистыми. Это тормозит внедрение новых технологий. Соответственно, повсеместно наблюдаются заезды на необорудованные места, зеленые газоны. Городу решать эту проблему надо, в том числе и путем создания парковочных мест. Штрафы — это только часть работы», — говорит Мингазова.

Директор автошколы «Лидер» Игорь Кокшагин говорит, что частенько при парковке авто в Казани возникает вопрос: зеленая это зона или пустырь, потому что что на нем уже не растет ни одной травинки. Поэтому во время подготовки будущих автомобилистов к сдаче экзаменов на знание ПДД приходится ограничиваться формальными признаками: «Если есть заасфальтированная проезжая часть, пешеходная дорожка, а также какой-то бордюрчик или же поребрик, то за ним начинается уже как бы зеленая зона. А так иногда там зелеными насаждениями и не пахнет», — говорит Кокшагин. Также он отмечает, что в зимнее время не видит ничего страшного в парковке на зеленой зоне, поскольку травы в этом месте как таковой уже нет, а землю закрывает слой снега и льда. «А когда оттаивает лед и появляется земля, считайте, что появляется зеленая зона, ставить на нее уже нельзя», — считает директор автошколы. Но этот идеал недостижим, если штрафовать по координатам GPS. Так что в целом он поддерживает инициативу ФАР РТ.