Татарстанское управление ФАС возбудило дело в отношении ООО «Птицеводческий комплекс «Ак барс» из-за жалобы торгового дома «Перекресток» на завышенные цены на куриные яйца Татарстанское управление ФАС возбудило дело в отношении ООО «Птицеводческий комплекс «Ак барс» из-за жалобы торгового дома «Перекресток» на завышенные цены на куриные яйца Фото: Сергей Елагин

«ПЕРЕКРЕСТОК» ПОЖАЛОВАЛСЯ В ФАС НА ПТИЦЕФАБРИКУ ИВАНА ЕГОРОВА

Татарстанское управление ФАС возбудило дело в отношении ООО «Птицеводческий комплекс «Ак барс» из-за жалобы торгового дома «Перекресток» (X5 Retail Group) на завышенные цены на куриные яйца. Как сообщает пресс-служба ведомства, после изучения рынка и анализа материалов выяснилось, что повышение цен на куриные яйца действительно имело место. Повышение зафиксировано, в частности, со стороны филиала комплекса — птицефабрики «Яратель». На сайте ведомства сообщается, что общее отклонение отпускных цен с 1 сентября по 30 ноября 2016 года было несопоставимо с ростом себестоимости, что и стало поводом для возбуждения антимонопольного дела по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Интересная деталь: «Перекресток», как и полагается федеральной сети, с жалобой на стоимость татарстанских яиц пожаловался в центральный аппарат ФАС, а не в республиканское управление. И уже оттуда подчиненные главы ФАС Игоря Артемьева спустили бумаги в территориальное управление.

Сколько, собственно, составило повышение цен на яйца «Яратель», в антимонопольном ведомстве не отмечают. В отделе сбыта птицефабрики газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что стоимость десятка яиц (с доставкой) высшей категории составляет 53 рубля, отборных — 51, первой — 49, второй — 46 рублей. По данным Татстата, на 26 декабря 2016 года средняя цена десятка яиц в Татарстане составила 55,71 рубля, однако эта стоимость уже включает в себя наценку магазинов. Согласно данным портала «Ценомер», стоимость яиц (10 шт.) в Казани в «Ашане» составила 50 рублей (на 13 декабря 2016 года), в «Магните» — 60 рублей (на 18 декабря).

Дело будет рассмотрено 19 января. Как уточнили нашей газете в УФАС, ранее подобных жалоб от ретейлеров на «Яратель» не поступало. Исход разбирательства в ведомстве предсказывать не берутся — лишь отмечают, что «подробнее можно будет говорить после рассмотрения дела».

Сколько, собственно, составило повышение на яйца «Яратель», в ведомстве Груничева не отмечают Сколько, собственно, составило повышение на яйца «Яратель», в ведомстве Груничева (на фото) не отмечают Фото: Сергей Елагин

В X5 Retail Group также ограничились коротким комментарием. «Суть нашего обращения в ФАС РФ изложена в самом обращении... До решения вопроса по существу мы не будем давать каких-либо комментариев, рассчитывая, конечно же, на положительный исход. Поставщиков яиц, сами понимаете, в России достаточное количество, в том числе и тех, с кем мы работаем в других регионах», — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель директора дивизиона по работе с госорганами дивизиона «Приволжский» федеральной торговой сети «Пятерочка» Х5 Retail Group Тимур Баймуллин. Собственно, это обстоятельство и вызывает вопросы: не нравится цена — покупай у других. В данном же случае ретейлер пошел по другому пути, ответив на повышение цен жалобой регулятору.

В «Яратель» нашей газете сообщили, что позиция птицефабрики по жалобе появится на сайте компании, но на момент публикации ее не было. Фабрика крупнейшая в Татарстане по валовому сбору яйца и входит в Топ-15 птицефабрик России. По итогам 2015 года ООО «Птицеводческий комплекс «Ак барс» получило чистую прибыль в 277,6 млн. рублей при выручке в 5,6 млрд. рублей.

Несколько лет длились судебные тяжбы по использованию бренда «Пятерочка» по розничному направлению между Х5 и структурой холдинга «Ак Барс» Несколько лет длились судебные тяжбы по использованию бренда «Пятерочка» по розничному направлению между Х5 и структурой холдинга «Ак Барс» Фото: Ирина Ерохина

ФРАНЧАЙЗИ-КОНФЛИКТ С ФЕДЕРАЛАМИ

Это не первая стычка между сторонами. Несколько лет длились судебные тяжбы по использованию бренда «Пятерочка» по розничному направлению между Х5 и структурой холдинга «Ак Барс».

«Ак Барс Торг» развивал по франчайзингу федеральный розничный бренд «Пятерочка» на территории Татарстана. Первый магазин «Пятерочка» появился в 2005 году. В 2009 году между Х5 и «Ак Барс Торгом» началась корпоративная война, когда федералы стали развивать на территории Татарстана магазины под вывеской «Пятерочка плюс». Татарстанцы посчитали, что соглашение об эксклюзивном праве «Ак Барса» на развитие данной продуктовой сети в регионе нарушено, и подали жалобу в антимонопольную службу, которая в 2009 году признала X5 Retail Group виновным в недобросовестной конкуренции.

Спор утих только к концу 2014 года. Тогда действие договора на использование франшизы «Пятерочка» татарстанским ретейлером завершилось и «Ак Барс Торг» решил развивать свои магазины под другим брендом. Х5 же продолжил развивать «Пятерочку» в республике самостоятельно, а «Ак Барс» провел ребрендинг, превратив свои «Пятерочки» (всего около 140 магазинов в сети) в «Чак-чак» и «Нашу марку». Однако в итоге дело кончилось капитуляцией: «Ак Барс» был вынужден большую часть магазинов закрыть, сдав десятки помещений в аренду своему сопернику — все той же X5 Retail Group.

«Ак Барс» провел ребрендинг, превратив свои «Пятерочки» (всего около 140 магазинов в сети) в «Чак-чак» и «Нашу марку» «Ак Барс» провел ребрендинг, превратив свои «Пятерочки» (всего около 140 магазинов в сети) в «Чак-чак» и «Нашу марку» Фото: Мария Сушкова

САХАРНОЕ, ГРЕЧНЕВОЕ И ФРУКТОВОЕ ДЕЛА

В УФАС по РТ газете «БИЗНЕС Online» отметили, что «продуктовые дела» рассматриваются регулярно из-за довольно большого количества жалоб. «Так, на практике управления были обращения по поводу повышения цен на гречку, молоко, сахар, хлеб, яйцо куриное», — говорится в ответе на наш запрос.

Действительно, осенью прошлого года управление федеральной антимонопольной службы РФ по РТ поставило точку в «сахарном деле», которое было возбуждено в 2015 году в связи с резким повышением цены на сахар. Рассматриваемое в отношении только трех сахарных заводов Татарстана дело впоследствии коснулось всех 76 сахаропроизводителей России. И комиссия вынесла решение в отношении 34 заводов, а также некоммерческой организации «Союз сахаропроизводителей России». В соответствии с решением антимонопольного органа сахарные заводы признаны нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и участии ими в соглашении, которое привело к установлению и поддержанию оптово-отпускных цен на сахар на территории России. Как установило Татарстанское УФАС России, «Союзроссахар», привлеченный в качестве ответчика, осуществлял координацию экономической деятельности сахарных заводов. Комиссия вынесла решение в отношении 34 заводов и «Союза сахаропроизводителей России». Сумма штрафа составила существенные 360 млн. рублей, при этом под массовый штраф не попало ни одно из производств в РТ. В настоящее время оштрафованные заводы оспаривают санкции в суде.

Вслед за «сахарным» последовало «гречневое» дело. Летом 2015 года республиканское УФАС обвинило ретейлеров — «Зельгрос», «Магнит», «Ашан», «Агроторг» и торговый дом «Перекресток» — в ценовом сговоре, который привел к резкому подорожанию гречневой крупы в Татарстане (в среднем в 2,5 раза), и предписало сетям прекратить нарушение. Те объясняли, что были вынуждены согласовывать новые цены с поставщиками под угрозой отказа от поставок, а предписание оспорили в Арбитражном суде. Тот им отказал. Апелляционная инстанция, напротив, сочла, что повышение цен было обоснованным. В итоге вывод суда первой инстанции о том, что ретейлеры, повысив цены на гречку в Татарстане, получили необоснованную прибыль, апелляционная инстанция летом 2016 года сочла необоснованным. Противостояние в судах продолжается. Для сравнения: «Зельгросу» грозит штраф в 134 тыс. рублей.

Рассматривало ведомство и «фруктовое дело», возбужденное в отношении оптовых перепродавцов «ИнтерФрут» и «Плодкам», которым предъявлялись претензии, связанные с ростом — до 50% — цен на фрукты и овощи, оно закончилось победой УФАС. Перепродавцы были признаны нарушителями. В итоге ООО «Плодкам» было предписано перечислить в бюджет 3,2 млн. рублей.

Впрочем, и яичные дела УФАС уже тоже рассматривало. Так, УФАС заподозрило магазины «Магнит» в установлении завышенных цен на социально значимые продукты в трех районах Татарстана: Елабужском, Азнакаевском и Менделеевском. Претензии есть и по Дрожжановскому району. Возбуждено дело по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» — по приведенным данным, наценка на куриные яйца в елабужских «Магнитах» в июне 2015 года достигала 50,4%, в то же время по Казани данная цифра составляла 41,1%. Правда, в октябре наценки уже падают до 3% и 0,6% соответственно.