SPECIAL GUEST STAR ГОДА

Дмитрий Черняков

По приглашению театра им. Камала Дмитрий Черняков выступил с мастер-классами на фестивале «Ремесло» По приглашению театра им. Камала Дмитрий Черняков выступил с мастер-классами на фестивале «Ремесло» Фото: kamalteatr.ru

«Меня никто не может узнать, так как режиссер — персонаж закулисья. И меня не нужно узнавать», — так скромно отозвался о себе в интервью «БИЗНЕС Online» знаменитый оперный постановщик Дмитрий Черняков. Осенью настоящая суперзвезда мировой оперной режиссуры на несколько дней приезжала в Казань, где, как оказалось, в начале 90-х еще совсем молодой Черняков ставил в ТЮЗе ныне забытый детский спектакль по сказке Оскара Уайльда. По приглашению театра им. Камала он выступил с мастер-классами на фестивале «Ремесло», а также съездил в Свияжск.

В столице Татарстана всерьез думают о том, чтобы привлечь Чернякова, график которого расписан на годы вперед, к каким-то лабораторным театральным проектам, хотя сделать это будет очень непросто. Пока же в апреле режиссер должен выпустить в Парижской опере «Снегурочку» Римского-Корсакова, в заглавной партии — наша землячка Аида Гарифуллина. «У „Снегурочки“ неправильная репутация, — говорит Черняков. — Это не сказка для детей. Опера полна чувственности, эротики и взаимоотношений. Все персонажи в ней переплетены, и все ищут любви». Интересно, что в театре им. Джалиля о визите самого знаменитого в мире оперного режиссера из России узнали, пожалуй, лишь из новостей.

АКЦИЯ ГОДА

Спектакль-бродилка в подземной галерее на улице Баумана

Документы, связанные со сталинскими репрессиями на территории Татарстана представляли сами зрители спектакля. Среди них оказалась и Наталия Фишман Документы, связанные со сталинскими репрессиями на территории Татарстана, представляли сами зрители спектакля. Среди них оказалась и Наталия Фишман Фото: Ирина Ерохина

Казань уже привыкла к ярким театральным проектам, связанным с фондом «Живой город». Но даже на этом фоне выделяется эскиз спектакля питерского режиссера Семена Серзина и местного драматурга Нияза Игламова по историко-партийным архивам Татарстана 1930 - 40-х годов, летом показанный в рамках лаборатории «Город АРТ-подготовка»... в подземной галерее на улице Баумана — своеобразном памятнике нереализованным амбициям экс-градоначальника Камиля Исхакова. Само превращение этой территории, пусть и на время, в арт-объект оказалось чрезвычайно смелым художественным решением. Кроме того, многих всерьез задела и выбранная тема — документы, связанные со сталинскими репрессиями на территории Татарстана, а среди них были истории семей Василия Аксенова и Баки Урманче, представляли сами зрители спектакля.

Среди них оказалась, например, помощник президента республики Наталия Фишман, чье участие в спектакле-бродилке можно, пусть и с некоторой долей условности, но назвать самым громким актерским театральным дебютом года. Кстати, многие из зрителей летнего проекта рассчитывают, что он еще вернется в ту же подземную галерею на Баумана или какую-то другую площадку.

ГАСТРОЛИ ГОДА

«Современник» в Казани

Большие гастроли легендарного московского театра «Современник», отметившего свое 60-летие, стали важным событием для казанской публики, которую в последние годы не так часто радуют такими подарками. Питомцы Галины Волчек привезли в столицу Татарстана сразу четыре названия — в основном спектакли своего художественного руководителя. А на закуску — «Горе от ума» выдающегося литовского режиссера Римаса Туминаса с Фамусовым — Сергем Гармашом, уверенным, что театр, которому он отдал 30 лет, по-прежнему остается актуальным. «Для вас понятие „консервативный“ монтируется с „Современником“. Для меня — категорически нет, — говорил Гармаш в интервью „БИЗНЕС Online“. — Считаю, что любое сообщество людей, особенно творческое, сильно именно наличием традиций, они и при рождении „Современника“ были важны. 60 лет назад они собрались именно за тем, чтобы переосмыслить традицию, а не уничтожить ее. Создать, а не разрушить. Ведь это не новость, что для того, чтобы что-то разрушить, надо начать именно с традиций».

Также эти гастроли оказались очень важным событием для другой ведущей актрисы театра, нашей землячки Чулпан Хаматовой, которая сыграла на сцене театра им. Камала в спектакле «Двое на качелях». «Наконец-то, впервые почти за 20 лет, сколько я уже работаю в этом театре, я приехала в Казань с «Современником». Я очень счастлива и очень этому рада. И к тому же к этому времени «созрел» мой младший брат, который во время казанских гастролей играл главную роль (Шамиль Хаматов играл Чацкого в «Горе от ума»прим. ред.). Мы вдвоем приехали на родину, это страшно приятно», — рассказала Хаматова. Нужно ли говорить, что все билеты на «Современник» в Казани были раскуплены заранее.

МЕНЕДЖЕР ГОДА

Александр Славутский

Нынешний «бог и царь» театра им. Качалова Александр Славутский заступил на должность главного режиссера в Казани еще в 1994 году Нынешний «бог и царь» театра им. Качалова Александр Славутский заступил на должность главного режиссера в Казани еще в 1994 году Фото: Ирина Ерохина

Нынешний «бог и царь» театра им. Качалова Александр Славутский заступил на должность главного режиссера в Казани еще в 1994 году и с тех пор пестует свою аудиторию, предпочитая ее мнение оценкам профессионального сообщества. И, пожалуй, именно сейчас единение худрука и директора театра со своими поклонниками как никогда сильно. Славутский рапортует, что в ушедшем году его театр заработал на 10 млн. рублей больше, чем в 2015-м, «Яндекс» утверждает, что именно Качаловский среди фаворитов у тех, кто покупает в интернете билеты на культурно-зрелищные мероприятия в столице Татарстана.

Недавно его театр с помпой отметил свое 225-летие, а сам Славутский прекрасно чувствует себя в рамках актуального нынче в культуре на федеральном уровне патриотического тренда. Он назвал знаменитую речь Константина Райкина о попытке ввести цензуру в России «воплями» и «попытками выбить деньги», а изменения в составе экспертного совета «Золотой маски» и появление там театральных деятелей «правильной» идеологической направленности даже позволили спектаклю режиссера «Свадьба Фигаро» попасть в лонг-лист главной премии страны, о чем раньше даже помыслить было сложно, учитывая скептическое отношение профессиональной критики к творениям Славутского.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОДА

Театр «Мастеровые» (Набережные Челны)

Ушедший год можно назвать прорывным для театра «Мастеровые» из автограда. Работы челнинцев, которых в профессиональной среде часто называют лучшим русским театром Татарстана, наконец-то, причем в достаточно полном объеме, увидела и казанская публика на больших весенних гастролях, оценив в том числе и творения нового главного режиссера Дениса Хусниярова, приглашенного из Санкт-Петербурга. Его «Кроличья нора» попала в лонг-лист главной российский театральной премии «Золотая маска» и приглашена в очень престижную внеконкурсную программу фестиваля «Маска Плюс». Осенью в Казани можно было увидеть еще один яркий спектакль главрежа — на «Ремесле» показали его интерпретацию бессмертного гоголевского «Ревизора».

А пока же «Мастеровые» собирают регулярные аншлаги на своей домашней площадке, которую периодически пытаются закрыть пожарные, а коллеги из театрального мира отмечают, как вырос за короткое время директор театра Армандо Диамантэ: к экс-пиарщику «Татнефтепродукта» и руководителю челнинского филиала «Эфира» поначалу здесь относились с серьезной настороженностью.

ПРОРЫВ И РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА

Татарстанские театры и «Золотая маска»

Авторитетные столичные критики, в том числе, и члены экспертного совета «Маски», расточали комплименты и элегантному «Дон Жуану» Фарида Бикчантаева Авторитетные столичные критики, в том числе и члены экспертного совета «Маски», расточали комплименты и элегантному «Дон Жуану» Фарида Бикчантаева Фото: Сергей Елагин

Как это ни удивительно, но две прямо противоположные друг другу номинации в наших итогах посвящены одному и тому же событию. В этом году в республике как никогда ожидали объявления номинантов главной национальной театральной премии страны «Золотая маска». И, что интересно, наибольшего успеха добились театры республики, находящиеся в не самом простом положении. Так, казанский ТЮЗ, уже давно съедаемый противоречиями в коллективе и безденежьем, получил сразу четыре номинации за пластический спектакль главрежа Туфана Имамутдинова «Из глубины» (современный танец / спектакль, балет — современный танец / работа балетмейстера-хореографа (Анна Гарафеева), работа композитора в музыкальном театре (Эльмир Низамов), работа художника по костюмам в музыкальном театре (Лилия Имамутдинова). А Набережночелнинский государственный театр кукол, не имеющий даже собственного помещения, получил три номинации за спектакль Ильгиза Зайниева «Сак-Сок» (за лучший кукольный спектакль, за работу режиссера в кукольном спектакле, за работу художника в кукольном спектакле (Алексей Митрофанов).

Тем не менее, даже несмотря на такие значительные успехи, нельзя не отметить, что амбиции местных театров были еще выше. Да, в лонг-листе самых заметных спектаклей года в России, пусть и не номинированных на премию, оказались «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (театр им. Качалова), «Дон Жуан» (театр им. Камала), «Кроличья нора» (театр «Мастеровые», Набережные Челны), «Карина и Дрон» (творческая лаборатория «Угол»). Но все эти театры, за исключением Качаловского, чье появление здесь стало абсолютно неожиданным, всерьез рассчитывали на попадание в шорт-лист премии. Авторитетные столичные критики, в том числе и члены экспертного совета «Маски», расточали комплименты и элегантному «Дон Жуану» Фарида Бикчантаева, и глубокой «Кроличьей норе», и ультрасовременному «Карине и Дрону» Дмитрия Волкострелова, но не сложилось.

РЕЦЕНЗИЯ ГОДА

Андрей Пронин об «Укрощении строптивой» в театре им. Качалова

Известный петербургский театральный критик Андрей Пронин оценил творение режиссера Игоря Коняева, выпустившего шекспировское «Укрощение строптивой» на сцене театра им. Качалова Известный петербургский театральный критик Андрей Пронин оценил творение режиссера Игоря Коняева, выпустившего шекспировское «Укрощение строптивой» на сцене театра им. Качалова Фото: Шамиль Абдюшев

Известный петербургский театральный критик Андрей Пронин специально для «БИЗНЕС Online» оценил творение своего земляка — режиссера Игоря Коняева, выпустившего шекспировское «Укрощение строптивой» на сцене театра им. Качалова. Блестящий разбор достоинств и недостатков этого крайне спорного, но яркого зрелища вызвал живой интерес и у наших читателей.

СПЕКТАКЛЬ ГОДА

«Без ветрил» в театре им. Камала

«Без ветрил» Георгия Цхвиравы примечательна уже тем, что главный национальный театр республики предложил «препарировать» татарскую классику «Без ветрил» Георгия Цхвиравы примечательна уже тем, что главный национальный театр республики предложил «препарировать» татарскую классику Фото: Ирина Ерохина

В этом году не было очевидного фаворита в этой номинации. Спектаклем года можно было назвать любую из работ, так или иначе упоминавшихся применительно к «Золотой маске», но мы выбрали актуальные «воспоминания о будущем» — так обозначил жанр своей постановки «Без ветрил» в Камаловском театре главреж Омской драмы опытный Георгий Цхвирава.

Сама эта работа примечательна уже тем, что главный национальный театр республики предложил «препарировать» татарскую классику — пьесу Карима Тинчурина — приглашенному режиссеру, пусть и хорошо знакомому казанской публике по работе в ТЮЗе. В результате получился содержательный разговор, столь редкий на нашей сцене, о национальной истории и роли в ней национальной интеллигенции, к которой режиссер Цхвирава оказался гораздо более расположен, чем безжалостный драматург Тинчурин. Добавим сюда и целую россыпь прекрасных актерских работ во главе с Эмилем Талиповым.

ТЕНДЕНЦИЯ ГОДА

Именитые приглашенные режиссеры

Главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори — один из художников, хорошо известных в театральной России, который в 2016-м осуществил свои постановки в качестве приглашенного режиссеров в Казани Главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори — один из художников, хорошо известных в театральной России, который в 2016-м осуществил свои постановки в качестве приглашенного режиссеров в Казани Фото: Ирина Ерохина

Главный режиссер Красноярского ТЮЗа Роман Феодори («Единственный берег», «Угол»), главный режиссер Омского академического театра драмы Георгий Цхвирава («Без ветрил», театр им. Камала), главный режиссер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Игорь Коняев («Укрощение строптивой», театр им. Качалова), лидер театра post Дмитрий Волкострелов («Карина и Дрон», «Угол») — это имена художников, хорошо известных в театральной России, которые в 2016-м осуществили свои постановки в качестве приглашенных режиссеров в казанских театрах. Это ли не еще одно доказательство того, что столица Татарстана перестает быть театральной провинцией.

ЧЕЛОВЕК ГОДА

Инна Яркова

Директор фонда «Живой город» и творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова на глазах превращается в продюсера федерального масштаба и одного из локомотивов театрального лабораторного движения на российском уровне Директор фонда «Живой город» и творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова на глазах превращается в продюсера федерального масштаба и одного из локомотивов театрального лабораторного движения на российском уровне Фото: Сергей Елагин

Директор фонда «Живой город» и творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова на глазах превращается в продюсера федерального масштаба и одного из локомотивов театрального лабораторного движения на российском уровне. Про маленькую площадку «Угла» в центре Казани, где едва ли могут единовременно разместиться и 100 человек, в этом году написали и рассказали едва ли не все серьезные отечественные СМИ, пишущие на темы культуры и искусства. Один из лидеров молодой российской театральной режиссуры Волкострелов поставил здесь спектакль «Карина и Дрон», который уже успел съездить на несколько московских фестивалей, включая очень престижный «NET: Новый европейский театр». Серьезный резонанс в федеральной прессе имела и летняя театральная лаборатория в Свияжске, проводимая «Живым городом». Одним из результатов которой стал спектакль «Единственный берег» Романа Феодори, превратившийся из эскиза в полноценную постановку, вошедшую в репертуар «Угла».

Все это во многом персональная заслуга Ярковой, которая, правда, всегда подчеркивает, что «Живой город» возглавляет трио (Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин). Но именно неиссякаемая энергия директора фонда и делает его проекты театральными событиями, выходящими за пределы республики, буквально наводняя Казань в этот момент известными в стране театральными деятелями. К примеру, звездный Феодори исключительно по личной просьбе Ярковой согласился сделать в «Углу» спектакль за гонорар, который едва ли не в десяток раз меньше обычного для одного из лучших российских режиссеров, работающих в провинции.