За прошедшую осень и начало зимы в ТЦ Казани произошло немало интересных изменений. Корреспондент «БИЗНЕС Online» обошла наиболее крупные «храмы торговли», заметив и зияющие дыры, и новые точки, которые как раз можно «разведать» в праздники. Некоторые модные группы сокращают невыгодные магазины, а ряд марок предстал в новом обличии. Тем не менее эксперты говорят, что в 2017 году потребительская активность будет такой же невысокой.
САМОЕ ДОСТУПНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ НАРОДА
После открытия единственного в этом году в Казани качественного торгового центра «Горки Парк», казалось бы, интересных событий на рынке уже не ожидается. Однако газета «БИЗНЕС Online» узнала подробности нескольких открытий и обновлений в торговых центрах города.
Пожалуй, самая ожидаемая премьера — новая сеть кинотеатров в торговом центре «Парк Хаус». Российский региональный оператор «Синема 5» откроется уже завтра, 30 декабря, и обещает «суперсовременный» восьмизальный кинотеатр на 957 мест. Напомним, предыдущий оператор — «Киномечта» (также с 8 залами) — прекратил работу летом, а осенью экс-управляющий кинотеатра Наиль Сагидуллин сообщил, что было принято решение не открывать кинотеатр вновь после закрытия на ремонт. Причиной он назвал условия ведения бизнеса. «Наш кинотеатр был одним из самых посещаемых в Казани и одним из первых был оснащен современным цифровым оборудованием, но все это — бизнес. И тут как в джунглях: кто сильнее, тот и выживет. В нашем случае стоял вопрос о том, кто больше заплатит... Помещение, занимаемое кинотеатром, — это собственность торгового центра. Здесь все очень просто: кто готов платить больше, тот и будет работать», — сказал он, а от дополнительных комментариев отказался.
«Синема 5» уже работает в двух городах Татарстана — Нижнекамске (кинотеатр открылся в 2010 году) и Набережных Челнах (с 2015 года). Подробности открытия новой сети в столице РТ нашей газете рассказал управляющий киносети «Синема 5» Алексей Воронков. Сеть эта скорее региональная, т. к. у нее нет кинотеатра в Москве. А на вопрос, какой город в сети основной, собеседник ответил, что им станет Казань.
«Для любого проекта самый главный — это последний город, потому что в него вкладывается все самое лучшее и современное, — рассказал он о вносимых изменениях. — Мы не имеем права трогать несущие конструкции, поэтому конструктив стен не трогаем. Полностью переделываются экраны, звук, меняются акустические панели, привозятся новые дорогущие кресла. VIP-залы все будут электрические, все в них будет двигаться, раскладываться. Это все дорого», — говорит он. Точную цифру инвестиций Воронков не назвал, но сказал, что вообще бюджет одного зала в кинотеатре в среднем по стране варьируется от 18 до 26 млн. рублей в зависимости от города. На окупаемость планируется выйти за 7,5 - 8 лет. Собеседник с грустью отмечает, что как бы много ни приходилось вкладывать, за два-три года, как раньше, окупиться не получится.
По словам эксперта, в Казани перенасыщенный рынок по количеству кинотеатров. Напомним, сегодня в Казани функционирует более 10 больших кинотеатров — Grand Cinema, 3D Port Cinema, «Сувар», «Киномакс», «Каро фильм», «Корстон», «Родина», «Мир» и др.
«Коэффициент экранности очень высокий, кинотеатров достаточно. Мы настолько привыкли к региону Татарстан и привыкли работать в Челнах и Нижнекамске, что не зайти в Казань было бы стыдно, — объяснил интерес собеседник. — Четыре года назад на рынке была большая хорошая тенденция — появилась система пассивного 3D. В течение двух лет люди бегали это смотреть. Сегодня мы понимаем, что людей не взять ничем, кроме комфорта. Все уже насмотрелись 3D, объелись поп-корном. В картинке ничего нового уже не изобрести — технология развития изображения практически остановилась. Есть только какие-то малейшие изменения. Единственное, что сегодня может привлечь людей в кинотеатры, — это именно комфорт. Поэтому если раньше мы могли позволить себе кресла за 5 - 6 тысяч рублей, то сегодня любая уважающая себя сетка понимает, что в кресло дешевле 15 тысяч человека уже не посадить. И если раньше можно было не заморачиваться на дизайне, сегодня люди должны приходить в кино как в дорогой, обставленный ночной клуб. Поэтому основные направления — дорогая мебель, хороший звук, большие вложения в акустические материалы». Помимо кинотеатра, «Синема 5» откроет обновленный кафе-бар.
При этом сеть надеется стать самой дешевой по услугам компанией в Татарстане. «Мы не позиционируем себя как премиум или лоу-кост. Мы массовый сегмент, не ограничиваемся студентами, это более взрослые люди, детки, это досуг. Конкуренты — все, но основные — это два кинотеатра сети «Киномакс». Они молодцы, но мы очень хотим с ними повоевать».
На вопрос, как повлиял кризис на посещение киносеансов, Воронков отвечает, что, по сути, никак, потому что кино остается самым доступным развлечением для населения. «Цена на билеты не поднималась выше 300 рублей. Все остальные развлечения стоят намного дороже. Падение, конечно, есть, но связано не с кризисом, — отмечает он. — Мы дешевый сегмент по цене, но я не беру в расчет Москву и Питер. В региональных столицах — Казань, Новосибирск, Хабаровск и другие — цена держится в среднем в пределах 220 рублей. Это нормальная цена. Если цена билета опускается ниже 147 рублей, кинотеатр начинает работать в убыток. Условия поставки фильмов, затраты на проектор — хороший „съедает“ одну лампочку в месяц. Есть ежемесячные несгораемые расходы. В Казани у нас минимальная цена на билет будет в пределах 140 - 150 рублей, максимальная — 300. VIP-залы будут подороже». Мы посмотрели на сайте кинотеатра цены — похожи с другими кинотеатрами. Отдельно радует, что пенсионеры, ветераны ВОВ и зрители с ограниченными возможностями могут приобретать билеты за 100 рублей на любой сеанс.
Пока что, судя по сайту, «Синема 5» представлена в 10 городах. Однако, как говорят наши источники, это одна из самых быстроразвивающихся сетей в России. Вторая — «Синема Парк», и она «посильнее», насчитывает больше кинотеатров. «Но и за „Синема 5“ стоят очень умные люди, которые не разбрасываются деньгами. Это региональная сеть из Йошкар-Олы», — говорят собеседники. Отметим, что фамилии собственников в юрлицах, связанных с компанией, спрятаны за кипрской компанией «Синема5 Холдингс Лимитед».
Сразу в двух торговых центрах — в «Кольце» и «Южном» — откроет свои магазины не представленный ранее в Казани бренд Cozy Home
ZARA HOME И COZY HOME В КАЗАНИ
Какие еще игроки откроются в казанских торговых центрах в ближайшем будущем? Корреспондент газеты обошла Топ-5 самых популярных и крупных объектов города, по мнению экспертов по коммерческой недвижимости. Это «Мега», «Южный», «Тандем», «Парк Хаус» и «Кольцо». Динамика по составу арендаторов сравнивалась за последние три месяца — после предыдущего обзора в самом начале осени.
В Казань выйдет несколько игроков, не представленных ранее на рынке. Самый интересный — скоро в молле «Мега» откроется магазин Zara Home. Это известный бренд товаров для дома группы компаний Inditex, созданный в 2003 году, где продается белье, одежда для сна, декоративные аксессуары для дома. Всего у Zara Home работает 447 магазинов в 60 странах мира. Правда, насколько скоро, неизвестно — открытие было анонсировано управляющей торговым центром Лианой Серазетдиновой в середине декабря без конкретной даты. Отметим, что бренд планировал выйти в Казань еще в начале 2010-х. Наша газета писала весной 2012 года, что были договоренности об открытии Zara Home, на тот момент представленного в России только в Санкт-Петербурге. Ожидалось, что магазин займет отдельное здание на улице Баумана. Впрочем, в 2014-м стало ясно, что на Баумана магазин не откроется, что логично — по словам экспертов, стритретейл на центральной улице скорее мертв, чем жив.
Из новых брендов появится магазин кожи и меха LaFerda — в начале декабря ТЦ «Южный» объявил о скором открытии
В той же «Меге» откроется еще один бренд, не представленный ранее в Казани. 2 января покупателей ждут в магазине Elena Furs. Это известная московская меховая фабрика — под управлением компанией Elena Furs находятся собственные производственные предприятия в Греции, Италии и России (в Пятигорске и Москве).
Сразу в двух торговых центрах — в «Кольце» и «Южном» — откроет свои магазины не представленный ранее в Казани бренд Cozy Home. Компания ООО «ПросТоргСервис» (бренд Cozy Home) известен предложением одежды из трикотажа. Компания более 17 лет на рынке, и сейчас новое направление — сеть магазинов домашнего текстиля, которая и откроется в том числе в Казани.
Из новых брендов также появится магазин кожи и меха LaFerda — в начале декабря ТЦ «Южный» объявил о скором открытии. Наконец, в «Парк Хаусе» начнет работу магазин по продаже сумок, перчаток, аксессуаров Labra.
Очень заметно за последние три месяца обновился торговый центр «Мега», где в течение всего 2016 года шел ремонт
ФУД-ФЕСТИВАЛИ ОТ «МЕГИ» И ПУСТЫЕ ПЛОЩАДИ «КОЛЬЦА»
В «Кольце, помимо Cozy Home, значительных изменений с сентября не произошло. Все так же есть несколько свободных площадей, темнеют пустые витрины закрытых в этом году магазина Centro и ресторана «Иль Патио». Из заметных потерь — закрытие магазина обуви и аксессуаров Paolo Conte. Этот российский бренд появился в 2001 году. В Кирове, например, он закрылся из-за разногласий с администрацией ТРЦ по арендной ставке. Причина закрытия в Казани неизвестна. Несколько пустовавших в начале осени площадей теперь заняты арендаторами — открылись магазин косметики «Красота и здоровье», La Manshe, Askent (сумки), магазин мужских и женских украшений Spikes и уголок с ремесленниками Поволжья — выставка-продажа изделий ручной работы. Вместо Ingrid's теперь — «Био Органика». Наконец, как и было обещано, открылся большой обновленный магазин одежды Zarina.
Очень заметно за последние три месяца обновился торговый центр «Мега», где в течение всего 2016 года шел ремонт — поменялся внешний (на современный) и внутренний дизайн, было уложено порядка 12,5 тыс. кв. м плитки, обновлены витрины 34 магазинов и еще 14 обновятся до конца года. Напомним, до 2018 года в «Меге» будет выполнена реконструкция стоимостью 2 млрд. рублей — новая концепция называется Ice Crystals. И если обновление объекта завершится до конца этого года, то фуд-корт — самое интересное — только к 2018 году. Как рассказала на специальном мероприятии в «Меге» управляющая Сиразетдинова, 14 января будет демонтирован каток, а площадь с кафе и ресторанами увеличится на 30% (до 2,5 тыс. посадочных мест) — в результате фуд-корт получится двухэтажным, с комнатами отдыха. Сама зона общепита в центре предполагает соседство кафе и ресторанов с зонами для выставок, мастер-классов и концертов. На лето часть фуд-корта будет закрываться и переноситься на улицу, будут проводиться гастрономические фестивали.
У Carlo Pazolini самая яркая и интересная витрина
Всего в этом году в «Мегу» пришло 17 новых брендов, а с осени до зимы обновился ряд магазинов — это Koton (одежда), Carlo Pazolini (с самой яркой и интересной витриной), Alba, обувная сеть Salamander (визуально словно ничего не поменялось), Love Republic, Swatch, Minomin. Кроме этого, открылись Armani Exchange, магазин косметики Inglot, Organic Shop (работает с 2006 года и в ближайшие годы хочет открыть 100 магазинов по России), «5 Карманов», обувной Super Step. На месте закрывшейся летом «Уютерры» сейчас проходит выставка тортов.
Но изменения в «Меге» еще продолжатся. Скоро в обновленном виде откроются магазины Gipfel, Tele 2, Pierre Cardin, Massimo Dutti, Zarina, Lego, Oysho и Monton. Кроме того, в торговый центр вернется бренд Calvin Klein, прекративший работу в «Меге» в прошлом году.
В «Мегу» вернется бренд Calvin Klein, прекративший работу в прошлом году
ПИЦЦЕРИЯ И ГАДЖЕТЫ В «ЮЖНОМ»
Есть несколько любопытных изменений и в других торговых центрах Казани.
В «Южном» имеется несколько пустующих площадей, но в целом объект заполнен почти под завязку, также обновились некоторые магазины, например Gloria Jeans, занявший площадь побольше. А на старом месте открылось пространство Hi Future с гаджетами, гироскутерами, электрокарами. Открылся, как и анонсировалось, гипермаркет «Леонардо», детская студия красоты «Веселая расческа», магазин пуховиков Ohara. Что касается фуд-корта «Южного», на нем есть самые разные игроки, а до Нового года, по данным в соцсетях, откроется пиццерия известной сети «Додо Пицца». Напомним, сыктывкарская сеть пиццерий вышла на рынок Казани в марте этого года и заявила, что вложит в локальный проект 135 млн. рублей.
Закрылось в «Южном» несколько магазинов. Вместо магазина велосипедов и принадлежностей «Велоград» — теперь выставка изделий ручной работы, а Love Republic, видимо, исчез полностью (зато обновился в «Меге»). Как писал в ноябре портал merchandising.ru, Melon Fashion Group (владеет брендами Love Republic, Zarina, BeFree) закрывает маленькие и нерентабельные магазины, но в то же время открывает крупные магазины с более широким ассортиментом. Число магазинов уменьшится, но площади сохранятся — порядка 102 тыс. кв. метров. На данный момент компания управляет 578 магазинами.
В торговом центре «Парк Хаус» обновили свои магазины несколько брендов, и были интересные открытия, хотя несколько пустующих площадей есть. За осень открылись магазин женской одежды Sultanna Frantsuzova, магазин косметики NYX (очень популярная американская марка, основанная в 1999 году), Intimissimi, «Пан Чемодан», обувные Vans, «Монро», Deichmann, Zenden, а также два детских магазина — Crockid и De Saletto.
Наконец, в торговом центре «Тандем», как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», произошло меньше всего изменений: за осень обновил свой фирменный салон «Билайн» и открылся в новом формате магазин Gloria Jeans.
В «Южном» открылось пространство Hi Future с гаджетами, гироскутерами, электрокарами
«ЛЮДИ ПРОДОЛЖАЮТ ЕСТЬ, РАЗВЛЕКАТЬСЯ, СОВЕРШАТЬ ПОКУПКИ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать, как прошел 2016 год для торговой недвижимости в регионах и каких интересных событий и игроков ждать в 2017-м.
Леонид Рахимов — директор «Грин хилл реалти»:
— Сегодня в Казани на первом месте по популярности «Мега», на втором — «Тандем», третье и четвертое делят «Парк Хаус» и «Южный». Соответственно, и успешность та же.
В «Парк Хаусе» собрались практически те же самые арендаторы, что и в «Меге». Стоит в хорошем месте, это хороший спальный район. То, что там открылся «Ашан», это вообще хорошо. Жалко, что там кинотеатр закрылся, но раз придет новый, значит, кто-то вложится.
Михаил Рогожин — директор отдела региональных торговых помещений CBRE:
— Благосостояние населения не растет, денег у всех стало меньше, поэтому обороты сетей в рублях остаются на прежнем уровне. Тем не менее люди продолжают есть, развлекаться, совершать покупки, поэтому поток в торговые центры идет. Средний чек если не сильно падает, то и не растет, — люди тратят чуть меньше денег в свой каждый приход.
Мы видим и по своей работе с новыми объектами, в том числе и в Татарстане (CBRE выступала консультантом открывшегося в этом году «Горки Парка» — прим. ред.): торговые центры хотели бы сдаваться по высоким ставкам, но тогда сегодня высока вероятность вообще не заполниться арендаторами. В уже работающих объектах попроще, там сложившаяся плеяда арендаторов и более простой, хотя и не менее творческий, процесс работы с ними. Наша задача — заполнять объекты и делать так, чтобы они работали. В Казани наша команда заполняла уже пятый объект. В Набережных Челнах в этом году открылся интересный объект Sunrise City, куда впервые в город мы привели магазины группы компаний Inditex, H&M и другие модные бренды. Работа продолжается, и открытие «Горки Парка» показало, что из-за того, что в последние пять лет в столице Татарстана не открывалось значимых торговых объектов, население соскучилось по чему-то новому. На открытие пришли аж 40 тысяч человек.
Примерно то же самое можно сказать и про другие российские регионы. Там полегче, чем в Москве, где много объектов, оправдавшиеся ожидания собственников и девелоперов по арендным ставкам. В регионах никто никогда не ждал огромных оборотов, и такого объема, как в Москве, «одномоментно» нигде не вводилось. Есть города, где работает всего один правильно сделанный объект с хорошим пулом арендаторов. Во Владивостоке, например, ничего толкового нет, и мы чувствуем докризисный интерес арендаторов. В Красноярске 8 с лишним лет назад мы вводили «Планету», и сейчас там строится второй объект на 100 тысяч «квадратов» — в нем есть необходимость и наличие интереса рынка к нему.
Если говорить о 2017 годе, нельзя однозначно спрогнозировать, что будет с арендными ставками. Все зависит от объекта. Например, в торговый центр «Республика» арендаторы не идут, как ни опускай ставки. А в «Тандеме» со ставками можно и поиграть — люди всегда его посещают и, уверен, не перестанут этого делать.
Думаю, в следующем году потребительская активность будет на том же уровне, что и сейчас — не слишком высокая, потому что сильного роста пока ждать неоткуда. Арендаторы в этом году чувствуют себя бодрее, чем в прошлом, но еще все-таки недостаточно оправились от прошедших кризисных потрясений. Казань хороша тем, что с момента открытия последнего качественного торгового центра, каждый объект сумел занять свою нишу, при этом город потенциально готов к открытию в нем нового суперсовременного проекта, непохожего на уже существующие и отражающего все последние мировые тенденции в отрасли.
Лилия Ибатуллина — директор торгово-развлекательного центра «Южный» (управляющая компания JLL):
— 2016 год для качественных торговых центров Казани, в том числе и для ТРЦ «Южный», не стал годом глобальных перемен. Негативные прогнозы в конце 2015 года имели место, однако тенденции развития были скорее положительными. Трафик вырос на примерно на 13 процентов, валовой товарооборот арендаторов демонстрирует прирост порядка 15 процентов.
Основными причинами такой динамики мы можем считать тот факт, что как покупатели, так и арендаторы научились жить в новой реальности, рынок ретейла относительно стабилизировался. В 2016 году на рынок Казани вышли новые игроки сегмента продуктовых гипермаркетов, а именно «Лента», «Эссен», расширили свое присутствие уже имеющиеся в Казани продуктовые операторы — «Магнит», «Перекресток», «Атак». Выход новых игроков говорит о том, что рынок пока не насыщен и интересен ретейлу.
Что касается арендных ставок, то их корректировка с учетом новых экономических условий произошла скорее во втором полугодии 2015 года, тогда как в 2016 году значительных изменений уже не было. Важнейшими шагами со стороны арендодателей стало скорее не изменение самих ставок аренды, а фиксация валютных коридоров, а также расширение существовавшего на рынке всегда состава арендаторов, оплачивающих арендную плату в виде процента от оборота магазина.
С момента открытия арендной стратегией торгового центра «Южный» являлось привлечение сетевых международных и федеральных операторов, обладающих финансовой устойчивостью и сформированной концепцией, привлекательных для целевой аудитории. В 2016 году знаковыми событиями для «Южного» мы считаем переход в новый расширенный формат действующих федеральных арендаторов «Твое» и Gloria Jeans, а также открытие в «Южном» таких арендаторов, как «Леонардо», «Додо пицца», кофейни «Бинхартс», Ariba pizza, Pompa, O Hara, Belwest, «Монро», детской студии красоты «Веселая расческа», текстиля для дома Cozy Home, салон кожи и меха La Ferda и другие.
Определенной тенденцией мы можем считать перемещение ряда сетевых магазинов, ранее размещавшихся в стрит-ретейле, в торговые центры; на примере «Южного» мы говорим об обувных магазинах Belwest, «Монро», «Кри Кри». Данные открытия говорят о дальнейшем усилении в Казани роли торговых центров как места для совершения всех семейных покупок.
Основой привлечения посетителей в ТРЦ и в целом наличия лояльной и стабильной целевой аудитории мы считаем прежде всего присутствие сильных якорных арендаторов. В случае ТРЦ «Южный» речь идет о гипермаркете «Ашан», кинотеатре «Киномакс», в сегменте fashion это магазины Н&М, Mohito, House, Gloria Jeans, «Твое», привлекательные для посетителей и формирующие собственный трафик. Новым драйвером трафика в «Южном» мы считаем хобби-гипермаркет «Леонардо», открывшийся в декабре на втором этаже. Также, на наш взгляд, открытие в самом конце декабря на втором этаже ресторана-пиццерии «Додо» — сетевого международного бренда — усилит состав арендаторов и привлечет дополнительный трафик, а ресторан станет новым местом комфортного семейного отдыха.
В течение года нам удалось не только сохранить, но и повысить посещаемость объекта за счет внедрения грамотной маркетинговой политики, заключающейся в правильном выборе традиционных и узкотаргетированных каналов коммуникации для привлечения целевой аудитории, позиционирования ТРЦ «Южный» как места наиболее выгодных покупок для всей семьи. Продолжает увеличиваться доля посетителей ТРЦ сегмента молодых семей с детьми младшего школьного и дошкольного возраста и доля лояльных посетителей за счет внедрения программ лояльности, стимулирующих акции с акцентом на увеличение показателей кросс-шопинга.
Говоря о брендах, покинувших рынок в 2016 году, стоит отметить особенно заметное событие для рынка Казани – глобальные закрытия в сети магазинов Centro и «ЦентрОбувь».
В 2017 году мы ожидаем появления в торговых центрах Казани новых интересных операторов, тогда как в поведении покупателей продолжатся тенденции к осуществлению трат в режиме рационального потребления.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.