Распродажу ряда казанских и закамских активов объявило АО «Холдинговая компания «Ак Барс» Ивана Егорова Распродажу ряда казанских и закамских активов объявило АО «Холдинговая компания «Ак Барс» Ивана Егорова

НЕ БЫТЬ СОБАКОЙ НА СЕНЕ

Распродажу ряда казанских и закамских активов объявило АО «Холдинговая компания «Ак Барс». На официальном сайте компании появился доселе не представленный раздел «Реализация имущества». В нем указаны 12 объектов с подробным описанием, иллюстрацией и ценой. Общая сумма, которую «Ак Барс» рассчитывает получить от продажи, — более 1,8 млрд. рублей. В это же время данный список имущества появился на других площадках, например kazned.ru.

В холдинге корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявили, что продажа этих активов планомерно идет уже три-пять лет. Впрочем, покупателей до сих пор нет — очевидно, с этим и связано решение о широком обнародовании информации. Между тем для участников рынка появление столь крупных лотов стало сюрпризом. «Причина отсутствия покупателей, на мой взгляд, простая и банальная: никто толком не занимается продажей, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ президент гильдии риелторов РТ, директор компании „НЛБ-Недвижимость“ Андрей Савельев. — Например, если Сбербанк продает одно из своих зданий, все риелторы города знают об этом. А здесь — тишина». Что ж, теперь тишина прервана.

Продаются давно заброшенные промзоны и земельные участки, которые «Ак Барсу» в нынешней ситуации оказалось проще отдать в руки сторонним инвесторам, нежели развивать самостоятельно. Например, в их числе — площадка обанкротившегося казанского химического завода «Хитон» площадью 32,8 га на ул. Кленовой и небезызвестная промбаза ОАО «Холод» площадью в 6,2 га на ул. Халитова. Избавится холдинг и от двух давно недействующих казанских хлебозаводов — №4 на ул. Островского и №7 на ул. Липатова. Среди прочего — лакомые куски земли в самом центре города, на улице Заслонова, здание пожарного депо в Лаишево, у казанского аэропорта, земельные участки площадью более 1 га на ул. Патриса Лумумбы, рядом с казанским ипподромом, и другие объекты. В Лаишево, в Песчаных Ковалях «Ак Барс» готов сбыть 326,9 тыс. кв. м земли под жилую застройку за 200 млн. рублей.

Надо думать, деньги эти для холдинга совсем не лишние. В последние годы «Ак Барс», и без того обремененный серьезной кредитной нагрузкой, начал сразу несколько новых масштабных проектов, таких как строительство нефтехимического производства — завода терефталевой кислоты в Нижнекамске и винзавода в Крыму, продвижение ряда гражданских проектов Зеленодольского завода им. Горького. На этом фоне балласт в виде погибших промзон, пусть даже и в центре столицы Татарстана, мог оказаться уже в тягость с учетом обязательств платить налоги на землю и имущество. Самое время выйти из образа собаки на сене.

ДИХЛОФОСЫ И МОРОЖЕНОЕ

Крупнейший и, пожалуй, интереснейший актив, выставленный на продажу «Ак Барсом», — площадка «Хитона» в районе Дербышек. Он оценен в 650 млн. рублей. Напомним, завод с полувековой историей (открыт в 1942-м) работал в составе холдинга «Ак Барс» с 2003 года и производил бытовую химию и лакокрасочную продукцию: освежители воздуха, инсектициды, репелленты, антистатики, чистящие средства, эмали, лаки и грунтовку. Однако, как уже неоднократно писал «БИЗНЕС Online», особых успехов на рынке предприятие не добилось. В 2007 - 2012 годах генеральным директором завода работал брат гендиректора «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова, Валерий Егоров, который покинул свой пост после возбуждения в отношении в него уголовного дела — следком РТ подозревал его в неуплате налогов, начисленных по зарплатам сотрудников в 2010 - 2012 годах. Правда, об исходе дела ничего не сообщалось. В 2014 - 2015 годах завод обанкротился, попав в переплет с долгами перед пенсионным фондом и налоговой службой.

В 2007-2012 годах гендиректором завода «Хитон» работал брат гендиректора «Ак Барс» холдинга Ивана Егорова Валерий Егоров, который покинул свой пост после возбуждения против него уголовного дела В 2007 - 2012 годах гендиректором завода «Хитон» работал брат гендиректора «Ак Барс Холдинга» Ивана Егорова, Валерий Егоров, который покинул свой пост после возбуждения в отношении него уголовного дела

«Эта площадка собиралась с 1970-х годов. Там было очень хорошее оборудование, просто шикарное, — вспоминает коммерческий директор лакокрасочной фабрики Lakko Ринат Сафаров. — И очень жаль, что такое хорошее производство загнулось. Потому что не было особых причин — всегда можно найти заказы».

Из судебной картотеки и единого федерального реестра о банкротствах видно, что землю и здание на торгах за сумму чуть более 2 млрд. рублей выкупила структура, связанная с самим же «Ак Барсом», — ООО «Агентство развития международного сотрудничества». Нынешняя цена в три раза меньше, но из документов невозможно понять, осталась ли прежней «комплектация». В составе лота — земельный участок площадью 32,8 га, на котором расположены здания площадью 79 тыс. кв. м, среди них — аэрозольный цех, цеха гофротары, лакокраски и цех синтетических моющих средств. Участок, конечно, оборудован всеми инженерными коммуникациями, на нем пробурены три артезианские скважины. До сих пор в одном из цехов на Кленовой, как рассказали нам участники рынка — производители лакокрасочных материалов, продолжает работать команда бывшего «Хитона». Там производят бытовую химию — дихлофосы, средства от комаров, в том числе выполняют контракты по СТМ (собственным торговым маркам) для крупных сетевых ретейлеров. Однако объемы далеко не те, большая часть площадки простаивает.

«Очень жаль, что такое хорошее производство загнулось. Потому что не было особых причин — всегда можно найти заказы» «Очень жаль, что такое хорошее производство загнулось. Потому что не было особых причин — всегда можно найти заказы»

По мнению Сафарова, вряд ли площадка может быть интересна для создания «родного» лакокрасочного производства: «Если мы возьмем строительную отрасль, вы прекрасно понимаете, что сейчас достаточно большой застой. А лакокраска прежде всего нужна для отделки чего-то большого. Если за рубеж отправлять продукцию, я еще могу себе это представить, но если только для нас — столько краски сейчас не нужно». Тем не менее, уверен он, цеха вполне можно использовать для производства бытовой химии: «Можно под что угодно перепрофилировать, это же просто цех с емкостями. Также и аэрозольная линия — туда все что угодно можно заливать».

Площадка на ул. Халитова — вторая по стоимости из продаваемых акбарсовских активов — обойдется в 300 млн. рублей. На ней расположена база ОАО ТРО «Холод», которое до 2014 года выпускало широко известное в Казани мороженое, а также замороженную рыбу. Предприятием в 2001 - 2006 годах в качестве генерального директора руководила прежний вице-премьер РТ Аделя Конюшева. После этого, по словам нашего источника, знакомого с ситуацией, на «Холод» пришла другая команда менеджеров «Ак Барс Холдинга», а известная чиновница до 2009 года стала председателем совета директоров, не влияя серьезным образом на ключевые решения. В марте 2009 года стало известно о тяжелом положении «Холода» и его предбанкротном состоянии. Но до банкротства тогда не дошло. Далее на предприятии со скандалом выясняли вопрос опять-таки уплаты налогов и приостанавливали производство из-за нарушений промбезопасности. В середине 2015 года «Холод» переименовали в ПАО «Микан-Инвест». Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» на предприятии, с 2014 года и по сей день «Микан-Инвест» ничего не производит, холодильных установок на предприятии уже не осталось, однако площадка все-таки живет своей жизнью после смерти — коммерческие площади, офисы и склады сдаются в аренду. Согласно последнему отчету ПАО за третий квартал 2016 года, общество получило убыток в 22,7 млн. рублей. Поскольку теперь площадка никак не специализирована, теоретически там можно открыть любое производство — разумеется, по согласованию с надзорными органами. Тем более что рядом находится прекрасная транспортная развязка с железнодорожной веткой, что само по себе серьезно повышает привлекательность и стоимость актива.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Среди лотов, предложенных покупателям «Ак Барсом», есть и настоящие архитектурные памятники. Например, двухэтажное здание бывшего хлебозавода №4 по адресу ул. Островского, 100 с вывеской «Объединенная хлебная компания». Вместе с землей он продается за 45 млн. рублей. Отметим невысокую цену относительно других подобных зданий в центре города. Впрочем, тому есть разумное объяснение: как честно указывается в объявлении, содержимое здания в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт. Вдвое дороже — за 90 млн. — продается комплекс бывшего хлебозавода №7 на ул. Липатова: трехэтажное производственное здание, склад, бытовые корпуса и магазин.

Если исторический «Хитон» еще теоретически можно сохранить как химическую площадку, то хлебозаводы — уже вряд ли. «Мое мнение, что хлебным игрокам это будет неинтересно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ исполнительный директор АО „Челны-Хлеб“ Наиль Шаймуратов. — Потому что мощности в принципе и так сейчас позволяют спокойно закрывать все потребности. В Казани есть два основных игрока — это Булочно-кондитерский комбинат и хлебозавод №3. Есть кроме этого еще завод поменьше — хлебозавод №2, близлежащий — Зеленодольский. Кроме этого, миллион пекарен».

«Рынок уже поделен, вряд ли кто туда еще полезет, — рассуждает эксперт. — Или надо туда серьезные вложения делать. Но зачем? Хлебный рынок никогда не был высокорентабельным. Очень жесткая конкурентная среда — куча пекарен, и все гипермаркеты, вы видите, сами пекут хлеб. И чисто с точки зрения маркетинга потребление хлеба снижается. Тенденция идет к разорению хлебозаводов — сколько уже заводов в нашей Камской зоне разорилось! Например, Заинский хлебозавод. Я вижу и по другим заводам, что есть проблемы, идет падение продаж — 30 - 40 процентов. Если бы в отрасли было все хорошо, там бегом бы набежали бизнесмены и вложили бы туда деньги, подняли бы на определенный уровень».

Тем не менее сами места, что называется, «козырные». «Любая земля в городе — это привлекательно, — уверен Шаймуратов. — А в Казани это серьезный актив. Особенно если есть мощности по коммуникациям, по техусловиям». Поэтому перепрофилировать участки можно подо что угодно, хоть под жилую застройку. Тем более власти всячески дают понять, что исторический центр города будет рано или поздно освобожден от промышленных объектов.

Сразу несколько опрошенных «БИЗНЕС Online» экспертов слышали, что «Хитон» давно рассматривают как место для промышленного парка в области химии. Таких, напомним, в Казани и окрестностях уже с добрый десяток: «Химград» на бывшей «Тасме», Индустриальный парк М7 у «Казаньоргсинтеза», УК «Спектр» рядом с КЗСК и др. «Насколько мне известно, рассматриваются разные варианты, в том числе и создание промышленных площадок. Было бы интересно на этих площадках развивать именно промышленные комплексы, а не переделывать их в формате редевелопмента под какие-то иные объекты назначения», — считает генеральный директор ОАО «Химград» Айрат Гиззатуллин. Об этом же слышал и Сафаров. Кстати, речь идет не только о «Хитоне». «В первую очередь это касается „Хитона“, но в том числе и другие площадки — и на Халитова можно образовать производственный кластер», — считает Гиззатуллин.

Однако в минэкономики РТ «БИЗНЕС Online» сообщили, что планов по созданию государственных промпарков на территориях «Хитона» и «Холода» нет. Теоретически замыслы могут осуществить частные инвесторы, но и они за какой-либо поддержкой в министерство не обращались.

Айрат Гиззатуллин: «Говорить о том, что площадка может быть использована под какое-то одно предприятие, это маловероятно. Поэтому я думаю, что более уместен вариант использования площадок сразу под несколько производств» Айрат Гиззатуллин: «Говорить о том, что площадка может быть использована под какое-то одно предприятие... Это маловероятно. Поэтому я думаю, что более уместен вариант использования площадок сразу под несколько производств»

Кому теоретически могло бы быть интересно выкупить эти территории под промпарк? «Сейчас достаточно тяжело сказать, кто может быть приобретателем, — рассуждает гендиректор ОАО «Химград». — Это могут быть и производственные компании, которые хотят развивать бизнес, и частные инвесторы, которые будут заниматься созданием промышленных парков. Но говорить о том, что площадка может быть использована под какое-то одно предприятие... Это маловероятно. Поэтому я думаю, что более уместен вариант использования площадок сразу под несколько производств». При этом, по его словам, надо понимать, что уже есть готовые площадки с готовой инфраструктурой, где подведены все коммуникации, есть подъездные пути, есть понятная юридическая история активов. «Здесь конкуренция инвесторов, конечно, достаточно серьезная», — предупреждает Гиззатуллин.

Представление о рынке подобных активов имеют в «Татспиртпроме», который в последний год тоже активно занимается распродажей неликвидов, правда, на более скромную сумму в 110 млн. рублей, — это и Бугульминский ликеро-водочный завод, и здание на Казанском винзаводе, и казанские конюшни, а также земли и магазины в Закамье. «Такой волны, такого объема излишней недвижимости у „Татспиртпрома“ уже, наверное, не будет», — сообщали на предприятии. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов сообщил, что на конец года многое распродано, осталось найти инвестора самому крупному активу — Бугульминскому ЛВЗ. «Интересуются несколько компаний, но на финальный договор пока не вышли, — констатировал Миннахметов. — Просто жалко, что простаивают такое количество земли и здания. Надеемся, что в следующем году этот вопрос решим». В целом же инвестиционная активность по покупке небольших промышленных площадок в Татарстане невелика. «Особой активности у предпринимателей в приобретении активов ТСП нет, — поделились опытом распродажи неликвида в „Татспиртпроме“. — Интересуются в поисках объектов с неоправданно низкой ценой. В переговорах прослеживается зачастую посреднический интерес с попытками занизить цену».

Андрей Савельев: «На некоторые сегменты, например, на производственные базы с действующей железнодорожной веткой даже есть хороший спрос» Андрей Савельев: «На некоторые сегменты, например на производственные базы с действующей железнодорожной веткой, даже есть хороший спрос»

«В целом продажа промышленных объектов в Казани идет, — считает Савельев. — На некоторые сегменты, например на производственные базы с действующей железнодорожной веткой, даже есть хороший спрос. Это даже, можно сказать, немного дефицит. Чаще всего на таких объектах идет перепрофилирование, потому что на продажу выставляются базы, оставшиеся еще с советских времен».

«В рамках избавления от непрофильных активов, на мой взгляд, это достаточно логично», — говорит о распродаже «Ак Барса» Гиззатуллин, вспомнив и «Татспиртпром». Однако он отмечает, что с точки зрения инвесторов их не очень много: «Времена не очень простые, кредитование у нас затруднено».