Автор, отметивший в этом году 50-летие профессиональной работы в журналистике, продолжает исследовать разные аспекты проблем региональной и национальной прессы. В статье для «БИЗНЕС Online» Римзиль Валеев вопреки общему мнению заявляет, что журналистика не бизнес, а инструмент политики и просвещения, средство формирования национальной и гражданской идентичности, и приглашает несогласных к полемике, надеясь на обсуждение поднятых проблем на заседании совета директоров медиахолдинга «Татмедиа».
Заседание комиссии исполкома ВКТ по делам СМИ
СПОР О СУРОВОЙ ПРАВДЕ ЖИЗНИ...
Заседания и всевозможные совещания не побуждают на подвиги. И не приносят вдохновения. Но идея этой статьи действительно была зачата на заседании комиссии по СМИ исполкома всемирного конгресса татар 7 декабря. Я там озвучил весьма экзотичные предложения (и они были приняты комиссией по делам СМИ ВКТ): превратить прессу в инструмент воспитания национального и гражданского самосознания, ежедневно вещать обзоры печати — «прессу с доставкой на дом» на «песенных» радиоканалах, обсуждать там же, а еще в газетах, журналах, в интернете и в телепередачах обзоры в жанре «человек у телевизора», комментируя удачи и неудачи ТВ-продукции. Против этих идей не возражал и председатель данной комиссии Ильшат Аминов, депутат и телемагнат. Правда, согласие человека не всегда гарантирует исполнение проектов и решений, ибо жизнь так сложна... А так было бы интересно, если бы средства информации различных видов и калибров взаимно раскручивали друг-друга, пусть доставляя некоторые волнения от субъективности оценок. Это лучше, чем забвение и могильная тишина при необъявленных похоронах иных медиаресурсов.
Предлагал я эти вещи с наивной целью: чтобы этническое и региональное информпространство не наводило тоску и не побуждало у максималистов рвотные инстинкты и безразличие к отчему дому и родным пенатам. Среди включенных в резолюцию предложений есть идея об отнесении публикаций и передач по сохранению национальной идентичности, изучению и применению родных языков к категории социально значимых мер, которые субсидируются государством. В одном ряду с темами борьбы против коррупции, наркотиков, и проблемами гармонизации межнациональных отношений, и разумеется, с самым святым и насущным: освещением деятельности органов власти.
В своем вольнодумстве я докатился до того, что призвал отказаться от приоритетности зарабатывания денег культурно-просветительскими информационными публикациями и передачами. То есть отказаться от рекламного бизнеса на площадках литературно-образовательных, юношеских СМИ, чем вызвал изумление заместителя руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Ильдара Миргалимова. Он, в недавнем прошлом главред журнала «Магариф», сдерживая свое сочувствие, возразил: «Мы же не можем сказать национальным изданиям, чтобы они не зарабатывали! Некоторые из них неплохо справляются с монетизацией...» И это правда. Хорошо знаю арскую, кукморскую газеты и некоторые другие районно-городские издания, частные газеты «Акчарлак», «Безнен гэжит», «Ирек мэйданы» и некоторые другие, которые зарабатывают на пропитание за счет подписки и рекламы. Но и они живут не сладко, не откажутся от поддержки, если будет таковая.
Слева направо: замруководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям Ильдар Миргалимов, Римзиль Валеев, Рустем Ганиев — руководитель Нижнекамского отделения ВКТ
Вот тогда и вспыхнула дискуссия о судьбе СМИ и журналистов. Быть или не быть этническим изданиям и вообще печатным с «консервативным» содержанием? Что читать и как писать, что показывать в региональных и местных изданиях и на каналах? Непраздные вопросы! Особенно сейчас, когда завершается подписка на первое полугодие 2017 года, которая покажет, где мы и куда движемся. Это весьма интересно для тех, кто не разучился читать и писать, коих среди пользователей «БИЗНЕС Online» немало.
ВЕСТИ О СУДЬБЕ НАРОДА
Давайте начнем издалека, с самых базовых понятий. Везде, где живут татары, наряду с мечетями, учреждениями культуры и образования, действуют татарские средства массовой информации, которые служат каналами продвижения знаний, культурных ценностей и традиций. Их учредители, тиражи, рейтинги, периодичность, технические и финансовые возможности могут быть разными — от ежеквартальных альманахов до ежедневных телепрограмм и онлайн-коммуникаций по радио, ТВ, в социальных сетях и в мобильных проектах. По статусу и способам доставки информации они тоже многообразны: государственные, общественные, религиозные, частные, печатные или электронные, включая интернет-издания этнокультурного характера, местные, общефедеральные или межгосударственные.
Их объединяет причастность к истории и судьбе татарского народа, второго по числу в Российской Федерации, имеющего непосредственное отношение к ее предшественникам — Улусу Джучи, Золотой Орде и средневековым княжествам и ханствам, на основе которых образовались Российская империя и современная Россия. Связь с восточным миром и европейской цивилизацией, опыт государственности, культурно-просветительские традиции, самобытность татарских обычаев и интегрированность в российскую культуру — все это определяет тематику и содержание татароязычных и региональных средств передачи информации и знаний. Сегодня они служат зеркалом, отражающим нынешнее состояние татарстанцев, каналом передачи моральных ценностей, распространения национальных и общепланетарнных идей и сферой применения родного языка.
В последние два десятилетия инфраструктура и диапазон национальных масс-медиа получили сильный импульс развития. Работают два спутниковых канала ТНВ, всего в Татарстане действуют 4 - 5 татарских телеканалов, развивается этнический сегмент глобальной сети интернет. Государство поддерживает издание детских, молодежных и литературно-художественных журналов, республиканских и районных газет, издающихся на татарском языках. Для СМИ, издающихся в регионах РФ, в Татарстане печатаются специальные вкладыши «Без бергә», проводятся молодежные форумы и фестивали, конкурсы среди этнических СМИ.
Масштабы и качество контента недостаточно полно удовлетворяют потребости потенциальной и реальной аудитории, расположенной в республике и российских регионах, а также за рубежом
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА?
Как же выполняется миссия татарских СМИ в наши дни и каково состояние информационного пространства, призванного консолидировать татар, поддерживать их национальное самосознание?
Значительная часть СМИ Татарстана распространяет информацию, актуальную для татар, живущих в республике и за ее пределами. Однако масштабы и качество контента недостаточно полно удовлетворяют потребости потенциальной и реальной аудитории, расположенной в республике и российских регионах, а также за рубежом. Это можно увидеть и в растерянности, пассивном ожидании общественности перед натиском глобализации, в приметах культурной и языковой деградации. Несмотря на открытие школ, классов, изданий для татарских детей и молодежи, сфера применения и востребованность национального языка сужается до шагреневой кожи пенсионного и предпенсионного поколения.
Вахит Имамов, главный редактор газеты «Мэдэни жомга»
В ЧЕМ НЕАДЕКВАТНОСТЬ?
Заинтересованность национальных СМИ в сохранении этнического самосознания и в активном применении языка не всегда адекватны реальной ситуации, сложившейся в городах, особенно в молодежной среде. Ни для кого не секрет, что тиражи национальных печатных изданий падают, рейтинги национального ТВ и интернет-сайтов скромны. Правда, аналогичные явления наблюдаются и в ряде русскоязычных и других СМИ. Конкуренция на информационном и рекламном рынке обостряется, и в ней редко побеждают коренные этносы России.
Можно критиковать Ивана Грозного, колониальную политику российской империи прошлых веков и национальную политику Сталина, Хрущева и Брежнева, их преемников. Но бесспорно: идентичность и состояние родного языка в значительной степени зависит от самих татар и от их интеллектуальной элиты, включая создателей медиапродукции.
Почему же наряду с динамичным развитием национальных масс-медиа, на фоне больших молодежных, культурно-образовательных, предпринимательских и общественных форумов, виртуальных акций и эффектных флешмобов наблюдаются признаки этнического распада, размывания национального сознания в молодежной среде, особенно в городах, некоторых районах Татарстана и, что особенно важно, в его столице Казани? Вряд ли это только проблема отцов и детей. Беда заключается в несоответствии формы и содержания информационно-просветительского продукта запросам современной молодежи, стандартам развлекательных телерадиопрограмм, компьютерных игр, предлагаемых зарубежными каналами. Размывание не только национальной, но и гражданской, российской и региональной идентичности оказывает сильное влияние на общефедеральное самсознание и на татарскую молодежь в целом. Этнокультурный и языковой нигилизм предстает как реальная угроза для всего российского обшества.
ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНФОРМРЫНКА
Сейчас почти каждый обладатель телефона и компьютера, все участники социальных сетей производят информацию. Резко увеличилось количество СМИ и каналов коммуникаций, площадок и каналов распространения контента, и вообще субъектов информационной работы. В целом информационное пространство, в особенности этническое, сейчас переживает серьезный кризис. Он спровоцирован общим экономическим состоянием общества, снижением покупательской способности населения, резким увеличением каналов информации и рекламных площадок, снижением интереса к чтению и социально значимым публикациям при росте потребления развлекательного контента, а также уменьшением аудитории, владеющей языками коренных народов страны и Поволжско-Уральского региона в частности.
Законы рынка охватили сферу информации и печати как раз в пору снижения востребованности печатных СМИ и обострения конкуренции среди телерадиоканалов и интернет-изданий. В системе государственной поддержки СМИ наблюдается ужесточение отношения к национальным и просветительским изданиям, которые выглядят неконкурентоспособными, неэффективными и невыгодными ресурсами.
У каждого этих редакторов многолетний опыт работы
БИЗНЕС ИЛИ ПОЛИТИКА?
У государственной власти сложилось двойственное отношение к масс-медиа: то ли это это бизнес или вспомогательнная структура предпринимательства, то ли это инструмент политической и имиджевой рекламы, остро необходимый в избирательных кампаниях, и вообще для захвата и удержания власти, ведения определенной долгосрочной политики. И вообще для нормального существования государства и управления общественными процессами.
СМИ разных калибров и мастей нужны и государству, и корпорациям, и кланам, и партиям, и общественным формированиям. Кому же нужны национальные СМИ, в частности, татарские, в Татарстане, в Поволжье и на Урале, в других регионах РФ?
Заказчик этой продукции скромен и не назойлив. Можно сказать высоким «штилем» — качественная и содержательная пресса нужна народу. Больше никому. При этом систему информации, национальной в том числе, «пользуют» как хотят, каждый на свой лад, на свой манер и в своих целях.
Районная пресса на заседании балансовой комиссии «Татмедиа»
КОМУ ОНИ НУЖНЫ И КАК ПОНИМАЮТ СВОЮ МИССИЮ?
Представьте себя на месте журналиста или редактора: они кто? Бизнес или средство просвещения или политтехнологической обработки, носитель правды или подмены ее специально заготовленной информационной микстурой?
Как воспринимают журналисты свою функцию? Вы когда-нибудь смотрели в глаза труженикам пера, честно демонстрирующим готовность служить, исполнять приказы беспрекословно, но частно сворачивающим в дебри и тупики, в том числе финансовые? Иные из них делают неплохой бизнес, но большинство и близко не могут подобраться к благополучию и раскованному творчеству, успешной конкуренции. Кто в накладе?
Чаще всего те же общественные круги, общенациональные интересы, в том числе татарские. Тут и этика, и мораль, и правовая грамотность, и общая культура, и то, что в некоторые периоды истории эпизодически появляется на площадках то, что называется «гражданское общество», имея в виду крамольное понятие «демократия». Вот и вся суть и судьба этнических СМИ.
С поэтом Равилем Бухараевым и главным редактором журнала «Магариф», заместителем гендиректора АО «Татмедиа» Сомбел Таишевой
ХОРОНИТЬ РАНО, ЛЕЧИТЬ ПОЗДНО?
Они числятся в отмирающих, непрестижных, стагнирующих и ослабленных элементах государства, неким «слабым звеном». Хоронить рано, лечить вроде бы поздно. Выбрасывать жалко, нести тяжело. Контролировать хлопотно, на волю отпускать страшно. Тем временем некоторые самостоятельные татарские издания — «Акчарлак», «Безнен гэжит», «Ирек мэйданы», «Татарстан яшьляре» — набирают тиражи в десятки тысяч экземпляров и держатся на самоокупаемости, не подрывая основ государства и не уходя в оппозицию. Иногда они более влиятельны, чем казенные и русскоязычные каналы информации, особенно когда нужна сельская аудитория или возрастная.
Что же с делать с «государственными» изданиями регионального и муниципального уровня, объединенными под крышей «Татмедиа»? «Оптимизировать» с учетом повышения цен на бумагу и краску, снижения тиражей, объявив о переносе в интернет? Или трясти эти издания, устраивая кадровую чехарду, тасуя редакторов, требуя резкого повышения доходов и количества читаталей в интернете? При этом не тратя серьезных денег на строительство зданий и покупку оборудования, на социалку? И, что особенно важно, не вкладывая ни копейки в контент, даже на элементарных экспертов и рецензироваие, на подготовку кадров? Благо хорошие журналисты, пусть редко, но иногда появляются сами «ниоткуда».
Специально перечисляю эти детали для тех, кто считает суммы субсидий социально значимых СМИ, хотя эти деньги мизерны на фоне грандиозного масштаба рекламного рынка и государственных вложений на разные социально-экономические проекты и программы, иногда невозвратные. Держу в уме также и самоокупаемые до поры частные издания, которые держатся на плаву, укладываясь в рамках социально значимого контента. Кому все они нужны и от кого им ждать помощи?
Руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов
ТЕЗКИ С РАЗНЫМИ ФУНКЦИЯМИ
Для непосвященных подчеркиваю, что в республике существуют 2 (две) организации «Татмедиа». Первая и главная по статусу — республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям, это небольшое министерство, заказывающее информационные услуги, нужные государству и, совершенно верно, обществу. Его руководитель — бывший пресс-секретарь первого президента Татарстана Айрат Зарипов входит в состав правительства. Никаких претензий к нему как члену правительства у меня нет. Как и к курирущему информационные страсти совету директоров. Ведь эти структуры призваны обслуживать меня и всех нас, оказывая инфромационные услуги.
Медиахолдинг «Татмедиа» в статусе АО исполняет государственный заказ, назначает редакторов, обеспечивает работу редакций. Зарабатывает и распределяет деньги. АО «Татмедиа», возглавляемое Андрем Кузьминым, бывшим пресс-секретарем действующего президента, понимает СМИ, в том числе национальные, прежде всего как бизнес. Редакторов и директоров филиалов жалуют и казнят по тому, сколько заработал на рекламе, на подписке, рознице, сколько посетителей читают на сайте и сколько зарабатывают через интернет. Скажем прямо, дело нелегкое. Низкорентабельные, убыточные, нуждающиеся в субсидировании СМИ в медиахолдинге воспринимаются как лишняя обуза, от которой лучше бы при удобном случае избавиться.
Медиахолдинг «Татмедиа» в статусе АО возглавляет Андрей Кузьмин
«СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ»: КТО ОНИ?
Вот в этом и заключается вся хитрость. Именно с учетом таких небогатых, убыточных редакций и выстроена политика господдержки социально значимых изданий. То есть ради этого и созданы аж два «Татмедиа», так как с бизнес-проектами в чистом виде неплохо справляются и в родном для журналистов предприятии «Татспиртпром», или в медиакорпорации «Эфир», и сотнях других коммерческих структурах, не исключая нефтяников, коих не стану смешивать в эту кашу.
Всю эту историю излагаю, чтобы сказать: нельзя считать орудием бизнеса детские, молодежные, женские, национальные СМИ и культурно-просветительские воспитательные издания и телерадиопрограммы, в частности, телеканал ТНВ. Нет, я вовсе не заявляю, что они не должны зарабатывать деньги рекламой, специальными программами и особенно подпиской: еще в советские времена за счет огромных тиражей татарские издания приносили сверхприбыли партийной кассе. Тот же сатирический журнал «Чаян», женский журнал, детская газета печатались тиражами в сотни тысяч, более полумиллиона экземпляров. И тогда, и сейчас в них своя приоритетная задача — воспитание, сохранение самобытности, привлечение и удержание соответствующей аудитории.
Желательно только потом, по мере выполения святого долга, можно кинуться зарабатывать деньги, которые им также пригодятся на премии и другие приятные вещи. Разве можно зарабатывать деньги, продавая информацию о том, что делает и собирается делать власть, хотя это тоже интересно? Иногда некоторые СМИ неплохо зарабатывают на теневой стороне жизни власти. Однако трудно делать деньги на поддержке официальных структур, сея разумное, вечное, воспитывая детей и молодежь, убеждая читать и писать на языке предков, зажатом катком глобализации.
Перевожу эти высокие материи на простой язык еще раз. Не надо кошмарить литературные и просветительские издания, татарские районные газеты, выгоняя редакторов, переводя их на дубляж с русского, о чем уже писал в «БИЗНЕС Online» в сентябре. Субсидии и госзаказ на них заложены в бюджете, деньги спускаются, а на крутые зарплаты и премиальные зарабатывайте на чем-то другом.
Редактор газеты «Шахри Казан» Гульнара Сабирова (слева) с коллегами из Ульяновска и Екатеринбурга
ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ НА ПИРОЖКАХ?
Если монетизация, зарабатывание — самая главная задача, то вообще не стоит возиться с газетой, детским журналом, просветительскими телерадиопрограммами. Проще напечь пирожки и продавать их на рынке, иногда втихаря. А потом, если есть спрос, можно зарегистрироваться как ИП, взять бумагу в потребнадзоре. Можно открыть аттракцион и катать детей в парке, и дети будут рыдать, выпрашивая у родителей деньги на волшебные полеты. А еще лучше завести по весне поросят, цыплят и к осени откормить их. В последние годы бизнес, воспользовавшись прежним опытом, кинулся торговать лекарствами, мобильными телефонами и их симками. Многие занялись организацией праздников, корпоративов. Банковским бизнесом, наконец, микрокредитованием. Оно надежнее и быстрее. Но ценности, реальный капитал производят совсем другие сферы.
Особняком стоит рекламный рынок, давно поделенный акулами этой сферы. Имеющие доступ к бюджетным проектам, печатным и электронным СМИ выполняют свою святую и очень важную государственную миссию. Так же как детские сады, музыкальные школы, оркестры, театры. Они тоже зарабатывают, но примерно ту же часть, что и социально значимые издания и книжное производство. Даже самые успешные из них 50 - 70 и более процентов своих затрат покрывают за счет государственной поддержки, бюджета и грантов. Сумма государственной поддержки, получаемой крупным театром или оркестром, не намного превышает средства, выделяемые тем же национальным или просветительским печатным изданиям. То есть все районные и республиканские этнические издания зарабатывают столько, сколько государство дает гранта театрам или симфоническому оркестру. Это такой мизер на фоне грандиозных затрат на спасение банков, инвестиции и инновации в сфере новых технологий, которые теоретически могут когда-то принести доходы. Вот именно: когда-то и теоретически. А то, что называется «человеческим капиталом», пропадает или теряет товарный вид уже сегодня. Образовательные, воспитательные проекты на базе телевидения, газет, журналов, интернета могли бы встряхнуть пробуждающуюся личность историей и культурой своего народа, раскрыть достопримечательности, личностей.
А им говорят: зарабатывайте! Ваш индикатор — тираж, рейтинг, заработанные суммы. А нельзя ли судить о результативности гуманитарной сферы по количеству воспитанных и порядочных людей, по их умению работать? По их самосознанию, умению ориентироваться в истории, культуре, владению языками, готовности строить отношения в семье, растить детей, уважать старших и понимать обычаи предков?
Только не ухмыляйтесь этому приступу моего идеализма. Поинтересуйтесь, в какие игры играют дети в компьютере, сколько видеопродукции проглатывают по телевизору. Более продвинутые страны им предлагают в записях, по кабелям и интересам ценности, которые вряд ли совестимы с вашими идеалами. Там это умеют лучше, чем у нас. Программы сохранения идентичности татар и других народов, поддержки чтения, михалковская истерия о российском и русском самосознании, не всегда адекватные попытки Мединского конструировать прошлое через историю войн и побед — все это непроизвольная реакция на опустошение в головах и душах.
Ильшат Аминов и руководитель информационного-аналитического управления исполкома ВКТ Гульназ Шайхиева
ПОЧЕМУ КАНАЛ «КУЛЬТУРА» НЕ ГРЕШИТ РЕКЛАМНЫМИ ОБЪЯВЛЕНИЯМИ, ИЛИ КТО КОМУ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ КОНФЕТУ
Замечательный телеканал «Культура» ВГТРК освобожден от рекламы. Хотя звезды театра могли бы своим речами принести немалый доход...
У многих национальных и просветительских изданий точно такая же миссия, не так ли? Послушав мои доводы на том заседании по СМИ в конгрессе татар, руководитель ТНВ и депутат Госсовета Ильшат Аминов непроизвольно произнес: а ведь надо поощрять людей за то, что читают полезные издания... Действительно, иногда хотелось бы дать конфетку ребенку и за просмотр хорошего спектакля, телепередачи, чтение умной книги, прослушивание классической музыки, аудиокниги. Есть люди, которые хотели бы выписать побольше газет и журналов, но каждая подписка теперь приближается к магической сумме 1000 рублей. Если уж не конфетку давать, а хотя бы издание сделать подешевле, дали бы шансы вечным ценностям. То же самое можно сказать о доступности театров, музеев, куда стоило бы ходить и водить детишек почаще.
Мы живем в такое время, когда коррупционеры копят миллиардные заначки, а иные банкиры пролетают на десятки и сотни миллиардов. Наши «гуманитарные» копейки и зарплаты на их фоне вызывают только грусть... Так стоит ли все время принуждать зарабатывать властителей дум, сочинителей книг, симфоний и опер? Даже успешные театры больше половины своего бюджета получают в виде господдержки.
Труд работника прессы оценивается так скромно, что об этом неудобно говорить. Только не надо про то, как ТВ заменило прессу, интернет отодвинул их обоих, а нас давно надо сдать в утиль. Журналистика одна, если есть идея, хорошая информация, она просачивается и в тексте, в картинке и звуке, в глобальной сети. Разумно ли хватать редакторов журналов и газет за чуб и таскать по двору за недостаточно успешный бизнес в информационном ремесле? Даже медийный олигарх Мэрдок потерял прежние позиции.
Я бы простил наших редакторов и журналистов, если бы они свою гуманитарную, творческую миссию выполняли талантливо. Если народ любит их издания и каналы. Популярность сама приносит выгоду через тиражи и рейтинги. Так же как, администраторов, менеджеров, директоров с образованием и опытом по части зарабатывания денег не заставлял бы творить чудеса в литературе и творчестве, уговаривая их стать креативными властителями дум. Как говорится, каждому свое. Не всякий информационный продукт — товар. Не всякая медиаплощадка — рай для рекламы. Есть еще просто продукт для мозга и души, без которого наши дети не вырастут нормальными людьми. Когда это поймем в новой, рыночной эпохе, где все продается?
Что касается возможности рассмотрения этих вопросов на совете директоров одного из «Татмедиа», то это, конечно, не в нашей компетенции, поэтому вопрос остается на усмотрение самого совета.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.