Автор лучшего вопроса Валерию Соловью Олег Майсак Автор лучшего вопроса Валерию Соловью Олег Майсак

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПОСЛЕ 2004 ГОДА ПОЕХАЛА В НЕВЕРНУЮ СТОРОНУ»

— Олег, расскажите о себе, кто вы, откуда?

— Я родился и живу в Астрахани. Мне 29 лет. Окончил Астраханский университет (АГУ), специальность «информационные системы». Работаю в «Ростелекоме» администратором систем на уровне областного филиала. Кроме того, являюсь техническим и digital-директором в семейном бизнесе: моя мать Надежда Майсак — известный в среде астраханских психологов специалист, а я работаю над тем, чтобы ее знали и находили в интернете. Когда учился, успел немного поработать дизайнером полиграфии в типографии, есть начальное художественное образование.

— Как сегодня обстоят дела в Астрахани? Чем живет ваш город?

— Я думаю, у нас все примерно на уровне всероссийского «замкадья». В городе заметная безработица, я ее наблюдаю даже среди некоторых близких людей: кто-то очень долго искал более-менее приличную работу (причем даже пришлось менять карьеру), у кого-то было сокращение рабочей недели, а со следующего года будет сокращение насовсем (причем речь идет не о малом бизнесе, а о дочерней компании «Газпрома»).

Было досадно наблюдать, как уничтожали туристический бизнес, многие турагентства закрылись. В 2015 году мы планировали слетать в Турцию — не получилось, цены подскочили в разы. По сути, в том году из-за девальвации рубля большой пласт населения, включая нас, вылетел из условного среднего класса. Разумеется, это отразилось на малом бизнесе, коммерции, кафе, это наблюдалось по смене вывесок. Появилось просто адовое количество вывесок микрофинансовых организаций. По-моему, это многое говорит о том, что происходит с доходами астраханцев.

Мне кажется, люди приспособились: снизили потребление, особенно товаров второй необходимости, и продолжают жить почти как раньше, работают и отдыхают (теперь, наверное, чаще бесплатно, чем за деньги). Стоит отметить, в плане отдыха и развлечений стало не слишком хуже: по моим ощущениям, как раз эту сферу инфляция не сильно затронула. При этом заметно, что некоторые развлекательные заведения «проседают», частично пустуют.

— Что думаете о сегодняшней экономической ситуации в России?

— Я не эксперт в экономике, но иногда читаю экономистов, поэтому вижу такую картину: мы критически зависим от цены на нефть; кризис надолго; инвестиции падают; внешние финансовые рынки закрыты, а занимать при этом скоро придется; нужны даже не экономические, а структурные реформы (независимый суд, защита частной собственности, инвестиций и т. д.).

Я согласен с тем, что экономическая политика после 2004 года поехала в неверную сторону — не в сторону развития производства и услуг, а в сторону стимулирования потребления импорта на базе роста нефтяных цен. Цены на нефть упали, и вот результат.

«ЛИБО ТЫ СОГЛАСЕН С ВЛАСТЬЮ, ЛИБО ТВОЕ МНЕНИЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ»

— Чем вас заинтересовал Валерий Соловей?

— Соловей мне интересен по той же причине, почему он интересен последние месяцы прессе: как политолог, смелые прогнозы которого частично сбывались. Кроме того, Соловью я идеологически симпатизирую, потому что он, как я это вижу, пытается связать национальную идеологию с либеральной. У нас в стране почти нет авторитетных представителей такой идеологии.

— А Навальный вас чем привлекает? Вы полагаете, что он может стать президентом России?

— Я не считаю, что Навальный на данный момент может составить значительную конкуренцию Путину. По крайней мере, до тех пор, пока большинство граждан России получают информацию из медиа, которые так или иначе контролируются государством или друзьями Путина. Изменение ситуации станет возможным, когда большинство перестанет доверять гигантским государственным СМИ, а множество независимых электронных СМИ переманят к себе эту аудиторию. Такая динамика есть, если смотреть соцопросы, но она очень медленная и неоднозначная.

Нужно быть реалистами: пока электронные СМИ читают только треть граждан России, и часть этих СМИ подконтрольна государству, при этом 60 процентов населения доверяют «основным каналам телевидения» («Левада-центр», ФОМ). В такой ситуации у Путина конкурентов быть не может. По крайней мере, до тех пор, пока он не совершит какую-то чудовищную ошибку.

— Как в целом оцениваете политическую ситуацию в стране?

— Я вижу, что страна движется в сторону узурпации права на правду. Во всех сферах установилось правило: либо ты согласен с властью, либо твое мнение ничего не значит. В итоге люди, которые реально в чем-то разбираются, эксперты, просто даже стараются не лезть в такую власть: они не верят, что их услышат. Это то, что называется «обратная селекция»: все хорошее отталкиваем, все плохое притягиваем.

Власть полностью разучилась спокойно слышать правду. Появились политзеки, диссиденты, политэмигранты — как в Советском Союзе. Взять хотя бы историю с Дадиным: он же просто классический политзек. Все обсуждают, были там пытки или нет, а надо обсуждать другое: за что он вообще сидит? За трижды стояние с плакатиком? Но такое в нашей истории уже было несколько десятилетий назад. И кто сейчас обвинит этих людей за то, что они делали?

«Я МАЛО ЗНАЮ О КАЗАНИ...»

— Что знаете о Казани, о Татарстане?

— В реальности я мало знаю о Казани, кроме каких-то общих сведений и популярного образа мечети с фотографий. Город интересен хотя бы потому, что говорят, у вас там красиво. Ну и исторический бэкграунд у города важный, что популяризовано фразой из известной комедии: «Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал...». Думаю, у Казани такой же архитектурно богатый исторический центр, как у Астрахани.

— Как вы нашли «БИЗНЕС Online»?

— Возможно, я и раньше бывал на вашем сайте, но запомнил ваше издание после того, как несколько месяцев назад стал следить за появлением разных интервью профессора МГИМО Валерия Соловья в прессе. Отслеживаю через Google, оповещения и соцсети. Я интересуюсь политологией и по мере наличия времени пытаюсь вести политологический дайджест в виде паблика «РосНастроения», поэтому слежу за высказываниями некоторого перечня политологов и экономистов, которых считаю интересными. Таким образом иногда попадаю и на ваш сайт.

— Олег, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!