«КАМАЗ» провел нечто вроде итоговой встречи со СМИ, на которой директор по развитию автогиганта Ирек Гумеров ПАО «КАМАЗ» накануне провело нечто вроде итоговой встречи со СМИ, на которой директор по развитию Ирек Гумеров (слева) рассказал о перспективных разработках и собственно итогов деятельности автогиганта

НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2018 ГОДУ

В этом году КАМАЗ рассчитывает продать 33,5 тыс. автомобилей на внешнем и внутреннем рынке. Таким прогнозом поделился накануне с журналистами руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. Администрация автогиганта вчера организовала нечто вроде итоговой встречи со СМИ — правда, без гендиректора Сергея Когогина. Компанию Афанасьеву составили директор по развитию Ирек Гумеров и главный конструктор компании Евгений Макаров — руководитель проекта «Перспективные автомобили». Согласно специализации спикеров, речь шла в основном о перспективных разработках КАМАЗа, однако Афанасьев коснулся и собственно итогов. Так, за 11 месяцев текущего года в России КАМАЗ продал 23,6 тыс. грузовиков — как подчеркнул руководитель пресс-службы, больше, чем за весь прошлый год. Тогда за 12 месяцев на внутреннем рынке было реализовано 23,1 тыс. машин.

«С экспортными поставками ситуация немножко сложнее, потому что из-за высокой загрузки мы решили часть заказов перенести на начало следующего года, — напомнил Афанасьев. — В частности, это произошло с поставкой на Кубу. Поэтому мы, наверное, останемся на уровне прошлого года, может быть, даже чуть ниже». Действительно, итоговый показатель будет ниже примерно на 0,3 тыс. автомобилей — в этом году КАМАЗ планирует реализовать за рубеж 6,2 тыс. единиц против 6,5 тыс. за прошлый год. Зато, как отметил Афанасьев, перенос экспортных заказов на январь — февраль позволит автогиганту избежать простоев и нештатных режимов работы в эти месяцы межсезонья. Корпоративный отпуск начнется по плану — пока обозначены даты с 9 по 22 января.

Гумеров рассказал о перспективах производства, опираясь на слайды. Правда, не реальные, а скорее концептуальные, как и продукция, представленная на них. К примеру, модель нового поколения К5 на слайде была размыта иллюстратором в целях секретности — хранить тайну планируется до следующей выставки «Комтранс». Вместе с выпуском новых моделей КАМАЗ намерен развивать ниши электротранспорта и интеллектуальных систем.

«Это штрихи к тому, как существующий модельный ряд будет меняться со следующего года, — комментировал Гумеров картинки. — Будет небольшой рестайлинг экстерьера и интерьера. У нас появятся климатическая установка, электрические стеклоподъемники, что было несвойственно традиционному модельному ряду. По сервисным функциям он будет уже более дружелюбным к водителям и более комфортным. Если К4 — это пока автомобили традиционных систем управления, то К5 будет оснащен системой помощи водителю, с ним мы подходим к автономному движению. Это автомобиль с абсолютно новой кабиной, с новым стилевым решением, с новым двигателем „КАМАЗа“, роботизированной коробкой, с новой электронной архитектурой, с интеллектуальными решениями. Далее в автомобилях К6 к 2030 году функции автономного движения будут реализованы уже глубоко. Вероятно, автомобили уже не будут двигаться по дорогам общего пользования. Но это требует и законодательной поддержки».

... Зуфар Давлетшин (телерадиокомпания «Чаллы ТВ») получил благодарственное письмо от КАМАЗа за сотрудничество

Впоследствии на уточнение корреспондента «БИЗНЕС Online» Гумеров ответил, что под новым камазовским двигателем подразумевается тот, что разрабатывается в настоящее время с не «совсем немецкой компанией». Очевидно, речь идет о немецко-швейцарской компании Liebherr, о совместной работе с которой говорили еще в 2014 году.

«Важно не то, с кем, важно то, что именно разрабатывается, — предложил приоритеты директор по развитию ПАО «КАМАЗ». — Двигатель 12-литровый, максимальная мощность его будет достигать 550 лошадиных сил, это высокий уровень. Ресурс заложен на 1,5 миллиона километров, периодичность техобслуживания — 120 - 150 тысяч километров. Этот двигатель с передовыми показателями мы планируем серийно производить с 2018 года. Оборудование уже идет, со следующего года начнем изготавливать опытные образцы». Гумеров пояснил, что, по прогнозу, К5, соответственно, и новый двигатель в нем заместят текущее поколение К4 к 2022 году, а значит, сведут к минимуму или к нулю поставки моторов производства Daimler из-за рубежа. Впрочем, и серийное производство этих двигателей по планам двухлетней давности уже должно было состояться...

Макаров со своей стороны попытался разубедить аудиторию в отношении к тягачу как к копии разработок Daimler. «В мире много примеров, когда автопроизводители используют компоненты других игроков, — заметил конструктор. — Это не говорит о том, что они копируют. Тот же Daimler активно продает свои двигатели МАЗу, продает в Бразилию, в Китай, в Индию. Если поставить рядом 5490 и тот же Axor, от которого мы взяли двигатель для К4, то можно увидеть, что конструктивно они очень сильно различаются. Иногда мы даже слышим упреки от эксплуатирующих организаций — они ожидали получить копию Axor, а получили совсем другой автомобиль».

Что касается системы «Помощник водителя», то на данном этапе ее внедрение связывают с безопасностью движения — предотвращением столкновений, перестроений и удержанием в полосе на основе данных радаров и камер. Первой функцией системы, которая призвана ее и монетизировать, Гумеров назвал аварийное торможение. Дальнейшее развитие подразумевает электроусилитель руля, распознавание состояния водителя — готов ли он, скажем, принять руль у автопилота.

Нынешний флагман продаж КАМАЗа — магистральный тягач 5490 в будущем году тоже должен улучшить свои потребительские свойства, а данный модельный ряд должен достичь логического завершения Нынешний флагман продаж КАМАЗа — магистральный тягач 5490 — в будущем году должен улучшить свои потребительские свойства, а данный модельный ряд — достичь логического завершения

«МЫ РАССЧИТЫВАЕМ И БЕЗ ГОСПРОГРАММ УДЕРЖАТЬ ДОЛЮ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛОВИНЫ РЫНКА...»

Нынешний флагман продаж КАМАЗа — магистральный тягач 5490 — в будущем году, по словам Гумерова, тоже должен улучшить свои потребительские свойства, а весь модельный ряд — достичь логического завершения. Так, в 2017 году КАМАЗ обещает вывести на рынок тяжелые тягачи и самосвалы этой линейки. Спикеры похвастались лидирующим положением грузовика 5490 на отечественном рынке и заявили, что продажи не пострадают от эволюции госпрограмм поддержки потребителя (утилизации и субсидирования лизинга), которые пока не продлены правительством. О том, что именно госпрограммы позволили КАМАЗу завоевать рынок, заявляли осенью дилеры автогиганта. Продавцы автомобилей поясняли, что в сумме господдержка обеспечивала модели 5490 разницу в цене с иностранными грузовиками на уровне 800 тыс. и отмена программ может откатить долю КАМАЗа на рынке. Афанасьев указал, что господдержка оказывалась всем производителям, имеющим производство на территории России, и никакой взаимосвязи между долей на рынке и льготами нет.

«Мы вырвались вперед за счет правильной ценовой политики и эффективных решений в грузовиках. Феноменальный успех 5490 в том, что грузовик с европейскими характеристиками продается значительно дешевле конкурентов. Все, кто ездил раньше на Volvo, Man, Iveco, продолжают пересаживаются на 5490, мы физически не успеваем насытить рынок. Но те же самые 400 тысяч по утилизации покупатель может получить и при покупке, скажем, Mercedes».

Об упомянутой Афанасьевым «эффективности решений» подробнее высказался Макаров. Он отметил, что в популярности новой машины большую роль сыграла базовая комплектация, которая в случаях с иностранными аналогами тянула бы на люксовую.

«5490 изначально был оснащен рядом дорогостоящих систем, — рассказал Макаров. — Те опции, за которые пришлось бы доплачивать покупателям иностранного аналога, — например, ретардер, коробка-автомат, предпусковой подогреватель, автономный воздушный отопитель — у нас стоят по умолчанию. Daimler с кабиной Axor предлагает на выбор либо предпусковой подогреватель, либо воздушный отопитель. Мы предлагаем оба варианта, причем уже в базовой комплектации».

По поводу субсидирования Афанасьев напомнил, что пока никаких утвержденных программ нет, однако государство ни от чего не отказалось. За последние два года, пока эти программы действовали, было решено очень много проблем в автопроизводстве, но сейчас явно пришло время повысить их эффективность. Вторая половина этого года показывает, что на рынке обозначился если не рост, то как минимум стабилизация. Рынок начинает восстанавливаться. Первый признак в том и заключается, что обновление автопарка идет уже без схем государственного субсидирования. «Наши продавцы заявляют, что заявок на обновление самосвалов поступает очень много. Мы рассчитываем, что на следующий год это естественное обновление даст рост рынку. Сегодня наша доля запредельно высока — порядка 60 процентов. Это не характерно для нормального рынка, но мы рассчитываем и безо всяких программ удержать свою 50-процентную рыночную долю», — заявил Афанасьев.

Электрические автобусы КАМАЗа Электрические автобусы КАМАЗа со следующего года будут переданы в опытную эксплуатацию в Москву, а во втором полугодии планируется уже их поставка в столицу

«ПОСТАВКИ В МОСКВУ — ВОПРОС НЕРЕШЕННЫЙ. НО ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ...»

Электрические автобусы КАМАЗа стали темой отдельного разговора. Компания уже показывала на выставках два модели электробусов — 12-метровый и 6-метровый. Первый уже прошел опытную эксплуатацию в Московской области.

«Со следующего года они передаются в опытную эксплуатацию в Москву, и во втором полугодии мы уже будем их поставлять, — сообщил Гумеров. — Мы видим интерес у столичных городов, эта ниша будет востребована».

Как уточнил директор по развитию ПАО «КАМАЗ» газете «БИЗНЕС Online», вопрос поставок в Москву еще не решен. Он обсуждается, однако камазовской администрации известно о планах Москвы на экологический транспорт, о позитивных отзывах в адрес камазовских электробусов, и, как выразился топ-менеджер, у нее «есть основания полагать». Он также пояснил, что для муниципалитетов уровня Набережных Челнов такие автобусы дороговаты. И в этом смысле была бы целесообразна очередная госпрограмма софинансирования потребителей — муниципальных бюджетов. Руководство страны принципиально идею поддерживает.

«Мы с большой долей уверенности полагаем, что такая поддержка будет, — подтвердил Гумеров корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Но даже в этом случае внедрение электробусов требует определенных финансовых сил. С субсидированием его можно продавать близко по цене к автобусу, при меньших эксплуатационных затратах. Но вместе с тем нужно инвестировать в инфраструктуру — зарядную, например. Поэтому мы видим в качестве полигона Иннополис. Это инновационный центр, и зарядки там уже установлены. Этот город для нас самый интересный и удобный».

Шестиметровый же «шаттл», разработанный КАМАЗом совместно с Научным автомоторным институтом (НАМИ), планируется использовать в закрытых пространствах выставочных комплексов и спортивных дворцов. Электробус ограничен в скорости, но, по словам Гумерова, практически автономен. Директор по развитию намекнул, что «шаттл» сейчас является одним из кандидатов на обслуживание чемпионата мира по футболу, который пройдет в Казани в 2018 году.

Еще одним свежим, хотя и не столь масштабным проектом завода стала скорая помощь на шасси КАМАЗа. Готовый автомобиль представили в прошлый вторник на московской выставке «Здравоохранение-2016». Афанасьев рассказал, что это первый в мире пример скорой помощи – грузовика. Машина оснащена пневмоподвеской для лучшей проходимости и двумя независимыми амбулаторными отделениями в качестве надстройки.

«В кунге два отделения: в одном можно оказывать первую помощь, в другом — проводить операции. У них автономная система электрогенерации, охлаждения и отопления, то есть полная система жизнеобеспечения на случай ЧП, если автомобиль заглохнет. Мы прошли тестирование и получили одобрение Росздравнадзора по самому высокому уровню, а к машинам скорой помощи у этого ведомства очень жесткие требования. Сейчас автомобиль едет из Москвы в Магадан, где будет обслуживать отдаленные районы. В некоторые деревни этого региона сегодня можно добраться только на вертолете — это и дорого, и вертолетов мало. Грузовик позволяет добраться до них по земле, и иногда это выходит даже оперативнее, чем найти и послать вертолет. Для труднодоступных населенных пунктов это реальное спасение. На презентации в Москве были представители не только Магаданской области, но и Якутии, Приморского края, других близких регионов. Магадан на первом этапе хочет заказать порядка 10 автомобилей, но нам для цены, конечно, нужна серийность. Так вот общий предзаказ уже перевалил за сотню».