Четыре года потребовалось Раузилу Хазиеву, чтобы вернуть название «Татэнерго» его историческому владельцу — Генерирующей компании, скоро отмечающей 85-летие. Раньше забрать бренд себе для Сетевой компании пытался Ильшат Фардиев, но безуспешно. Между тем возвращение к истокам, по словам самого Хазиева, выражается не только в смене вывески, но и в уже идущей полным ходом консолидации энергоотрасли.
Раузил Хазиев, едва возглавив Генкомпанию, выкупил товарный знак «Татэнерго»
КАК ХАЗИЕВ ОБОШЕЛ ФАРДИЕВА
Со вчерашнего дня на энергетической карте России снова засветился оранжевым цветом бренд «Татэнерго». Как сообщается на официальном сайте теперь уже бывшей Генерирующей компании, «7 декабря 2016 года в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении ОАО «Генерирующая компания» внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с переименованием в акционерное общество «Татэнерго». Вчера АО «Татэнерго» получило регистрацию своего устава в налоговом органе. В самой компании отмечают, что полноценного ребрендинга проводить не планируется: «Татэнерго» просто вернулось к старому товарному знаку, который до сего дня ждал своего часа. Однако сайт компании уже полностью сменил свой стиль.
Напомним, что мечты о возвращении исторического имени некогда единой энергосистемы Татарстана и Раузил Хазиев, и Ильшат Фардиев начали лелеять еще в 2012 году, когда один возглавил Генерирующую компанию, а второй — Сетевую после эпохального разгона Рустамом Миннихановым татарстанского минэнерго. Очевидно, что бренд «Татэнерго» с 85-летней историей (энергосистема РТ буквально в ближайшие дни отмечает юбилей) имеет серьезную идеологическую подоплеку, причем не только чисто имиджевую.
Изначальное желание Фардиева застолбить бренд за собой было понятно — все же он на протяжении почти 10 лет возглавлял прежнее «Татэнерго». Однако Сетевой компании так и не суждено было обзавестись новым именем: Хазиев оказался проворнее — едва возглавив Генкомпанию, он выкупил товарный знак «Татэнерго». В результате Сетевая компания перестала выступать на отраслевых мероприятиях в ранее едином корпоративном стиле, выполненном в оранжевом цвете. А с 2013 года и вовсе держится особнячком от других энергетических активов республики — компания провела ребрендинг, сменив логотип, а также цвет — на глубокий синий.
Тем временем покупкой товарного знака команда Хазиева не ограничивалась, ГК начала целенаправленную работу по возвращению узнаваемого имени «Татэнерго», причем намерений своих не скрывала. Например, весной прошлого года на отраслевой энергетической выставке на стенде главного участника значок Генкомпании был уже совсем скромным по сравнению с крупным логотипом «Татэнерго». Уже тогда татарстанский генератор прозрачно намекал, что вот-вот явится миру де-юре под возрожденным брендом.
Еще в марте 2015 года ФАС одобрила ходатайство Генкомпании о присоединении к ней существовавшего в тот момент только на бумаге ОАО «Татэнерго». Стоит отметить, что переименование компании произошло бы раньше, однако мешали обязательства, которые она несла в связи с участием в госпрограммах. В частности, в программе ДПМ, которая не допускает реорганизации либо какой-то трансформации компании, в ней участвующей. По всей видимости, все процедурные вопросы уже устранены и никаких преград для реализации мечты четырехлетней давности не осталось.
Изначальное желание Ильшата Фардиева застолбить бренд за собой понятно — он на протяжении почти 10 лет возглавлял прежнее «Татэнерго»
«НЕ НУЖНО ПЫТАТЬСЯ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ АКТИВОВ»
Новый-старый бренд, ранее объединявший всю энергетику республики, вполне укладывается в идеологию Хазиева, который неоднократно заявлял о необходимости возрождения единой энергетической системы РТ. «Как бывший татэнерговец считаю, что когда-нибудь энергетика Татарстана обратно соберется, может, на другой основе, — говорил в интервью „БИЗНЕС Online“ Хазиев еще в декабря 2014 года. — Наше окружение — компании, которые имеют по 20 - 30 станций в активе. Мы не очень крупная компания, всего лишь 8-я в России. Есть компании намного крупнее нас. И они в Поволжье имеют по 20 своих станций, а пространство одно. У нас 6 станций, у ТГК-16 две, у „Татнефти“ одна. А товар один и тот же, мы все внутри „забора“. Кто, по-вашему, будет доминировать на рынке? У кого 20 или у кого 1 станция? Эти 20 и будут диктовать условия. Да, у нас 6 объектов генерации, мы еще можем конкурировать. А представьте, что мы все — и „Татнефть“, и ТГК-16 — выступим единым фронтом уже с 9-ю станциями? В этом случае с нашими ценами на рынке стали бы считаться. Потому что чем меньше компания, тем ей труднее выживать на рынке».
Сегодня «БИЗНЕС Online» удалось получить эксклюзивный комментарий гендиректора теперь уже «Татэнерго» по поводу переименования.
— Раузил Магсумянович, зачем понадобилось переименование?
— Причин несколько. Первая: Генерирующая компания — это обезличенное название. Иными словами, генерирующих компаний много, а «Татэнерго» — одно. Действовавшее название не соответствует тому уровню и потенциалу, который есть у энергосистемы Татарстана. Второй момент: это связано с тем, что наша республика имеет одну из самых мощных и богатых историй энергосистемы — в этом году «Татэнерго» отмечает 85-летие со дня образования. И в этом смысле смена названия — это не только четкая идентификация компании, но и дань уважения тем людям, которые строили эту систему на протяжении всех лет. Название «Татэнерго» отражает всю историю и потенциал всей энергосистемы Татарстана. И, конечно, немаловажно, что название привязано к региону, так как республика имеет очень четкий ярко выраженный бренд, узнаваемость как успешный регион.
— Когда возникла идея вернуть название Генерирующей компании?
— Об этом задумались в 2012 году, не секрет, что мы всегда придерживались идеологии создания единой сильной энергосистемы. Такая задача была поставлена с 2012 года. Первым шагом стало объединение производства, передачи и сбыта тепловой энергии. Сейчас мы выходим на завершающую стадию объединения этих компаний. Начало было положено объединением Генерирующей компании и «Таттеплосбыта», на очереди НчТК и КТК (теплосетевые компании). По Челнам в ближайшее время завершится объединение. По Казани работа идет.
— Что значит корпоративное объединение?
— Мы уже объединились с точки зрения системы управления, а сами компании остались существовать как юридические лица. У этих компаний было несколько собственников, и сейчас идет планомерная системная работа по объединению в одну компанию уже де-юре. При объединении компаний управленческий аппарат будет сокращаться.
— Кто выбыл из числа собственников?
— Компания выкупила акции, которыми владел ГЖФ, они теперь наши. Сделка состоялась в 2016 году. Процесс объединения был связан в том числе и с тем, чтобы обезопасить эти компании от внешнего воздействия. Мы считаем, что поскольку это единый технологический процесс и бизнес единый, то не нужно пытаться уйти от ответственности путем выделения отдельных активов. В энергосистеме этого делать нельзя. Иначе теряется ответственность перед потребителем. К сожалению, ситуация с разделением активов прошла по всей стране. И если вы посмотрите в Челнах, Нижнекамске тариф, то он единый для всех потребителей. В большинстве крупных городов России тарифов множество. Это о чем говорит? Множество компаний имеет свои тарифы, свои взаимоотношения с потребителями, с производителями, транспортировщиками и так далее. Но это ни к чему хорошему не приводит. Потому что теплоснабжение — это единый комплекс, и он должен управляться как единый механизм, и ответственность должна быть единая. Вот почему для нас важно было вернуть историческое название.
Как сообщается на официальном сайте, 7 декабря 2016 года в ЕГРЮЛ в отношении Генкомпании внесена запись о государственной регистрации изменений
«ВСЕ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ ЭТОТ ЗНАК ДЛЯ СЕБЯ: И СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ, И ГЕНЕРИРУЮЩАЯ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились мнением о ценности бренда «Татэнерго».
Дмитрий Кошкин — дизайнер:
— Да, действительно, это я был автором этого бренда «Татэнерго». По-моему, это было или в конце 90-х, или в начале 2000-х годов. Этот бренд хорошо поддержал тогдашний генеральный директор Ильшат Фардиев. Практически это был его проект, этот бренд был принят под его руководством. И хотя принят он был достаточно быстро, но его внедрение шло достаточно долго. Компания «Татэнерго» была достаточно грузной структурой, в которую входили и Сетевая, и Генерирующая компании, и «Татэнергосбыт», и все ТЭЦ тоже входили туда. В тот момент Фардиев пошел на очень серьезный шаг. Я считаю, что получился достаточно радикальный знак. Он до сих используется для подражания. Копии, где были использованы общие идеи этого знака, я видел в других странах.
На самом деле этот бренд не ушел в прошлое. Лет семь, наверное, назад была попытка разделить этот знак между всеми структурами «Татэнерго». Все хотели получить его для себя: и Сетевая компания, и Генерирующая... Тогда мною была сделана попытка сделать ребрендинг, с помощью которого этот знак присутствовал бы в логотипах каждой из бывших структурных подразделений «Татэнерго». Но эта попытка ничем не закончилась, потому что они так и не смогли понять, у кого останется основной знак. А сейчас бренд «Татэнерго» остался у основной части — у Генерирующей компании.
Кстати, если вы посмотрите на здание «Татэнергосбыта» на бывшем казанском ипподроме, то увидите попытку использовать этот знак «Татэнерго» в видоизмененном виде. Но эта попытка, на мой взгляд, неудачна.
Рад ли я, что бренд «Татэнерго» вернулся? Наверное, это хорошо, потому что любой знак, бренд аккумулирует энергию и силу, которые накапливаются за годы его использования. Вы же в курсе, что бренд Coca-Cola стоит дороже, чем все активы этой компании. И Генерирующая компания, возвращая такой актив, получает, таким образом, дополнительную прибыль.
Павел Савицкий — директор рекламного агентства «Пи Арт»:
— Если компания государственная, да к тому же еще и монополист, то существует ли вообще какая-то ценность у этого бренда? Если потребитель лишен возможности выбирать? В этом случае ценность бренда равна нулю. Ведь каково призвание бренда? Помочь потребителю на основании каких-то эмоциональных ценностей произвести свой выбор. А если потребитель выбора не имеет, то как бы ни называлась компания, какой бы ни был у нее логотип, она будет выбрана потребителем в любом случае.
Сам по себе бренд «Татэнерго» абсолютно нормальный. Единственное, что хотелось бы отметить, — это то, что любые названия, которые содержат сокращения «тат», «рос», «сов», «мос», «обл» и так далее, указывают на отсутствие желания проявить какой-то креатив. Все это напоминает «прекрасные» советские аббревиатуры: «облглавснаб» и тому подобное.
Сергей Насекин — дизайнер:
— Логотип был хороший, он мне нравился. Он был лаконичным и простым, в хорошем смысле этого слова. Таким и должен был быть классический логотип. Он был сделан в духе швейцарского минимализма 70-х годов. Я не вижу ничего плохого в возврате к этому старому логотипу. Когда возвращаются к чему-то хорошему, вне зависимости от профессиональной и прочей принадлежности, это хорошо. Кстати, эта перевернутая буква Е до сих пор, кажется, крутится над зданием «Татэнерго». Этот логотип хорошо смотрелся и на футболках «Рубина» в свое время. Мне все это нравится.
Антон Ватман — гендиректор студии «Новый дизайн» и портала КАМ.RU:
— Эта перевернутая Е в квадрате — суперлоготип. Название «Генерирующая компания» вообще ни о чем не говорит. Я считаю, что если они поменяли именно бренд, то это хорошо с точки зрения узнаваемости. Хотя это же не коммерческий бренд, логотип имеет смысл только тогда, когда идет позиционирование на покупателя. Я разве могу другую Генерирующую компанию выбрать? Нет, у меня никакого выбора нет. Поэтому, с точки зрения потребителя, мне плевать, какой у них логотип. Для организации, которая не имеет никакой альтернативы, логотип не нужен. «Газпрому» логотип не нужен, правительству России не нужен логотип... Я могу только оттуда брать электроэнергию, а больше ниоткуда. Так зачем мне этот логотип как потребителю? Значит, логотип никакого значения не имеет. Если бы мы выбирали ресторан, какой-нибудь бренд одежды, то мы бы смотрели на логотип. А в данном случае это ноль, с точки зрения потребителя. С точки зрения дизайнера, все нормально, все ровненько, добротненько.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.