... На итоговом совещании досталось на орехи и минэкологии, и лесникам, и «Средволгаводхозу»
Фото: Анна Величко

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЮРИЯ ЧАЙКИ: «ПРИРОДООХРАННАЯ ОБСТАНОВКА В РТ НАПРЯЖЕННАЯ»

Сегодня у «зеленых» Татарстана в синих прокурорских мундирах был непростой день. С одной стороны, работники казанской межрайонной природоохранной прокуратуры отмечали новоселье, с другой — отвечали на вопросы приехавшего в столицу РТ руководства. Подводили не просто итоги очередного уходящего года, но и Года водоохранных зон Волги и Камы в Татарстане. Задачу осложняло то, что помимо сноса 365 заборов похвастаться-то особо было нечем. Ведь громкими сносами теремков бизнесменов или чиновников (ради чего все, как хотела надеяться публика, и затевалось!) природоохранная рать так и не удивила ни общественность, ни президента РТ. Но уж очень комплексная это проблема — борьба за чистоту берегов. Так что досталось на орехи и минэкологии, и лесникам, и ФГУ «Средволгаводхоз».

Но начнем по порядку. С утра в кабмине РТ президент Татарстана Рустам Минниханов встретился с приехавшим в Казань волжским межрегиональным природоохранным прокурором Вениамином Селифановым. Подробности этой встречи, на которой также присутствовали премьер РТ Ильдар Халиков, секретарь совета безопасности РТ Айрат Шафигуллин и прокурор РТ Илдус Нафиков, не разглашаются, но не исключено, что это был просто визит вежливости. Далее уже в узком исключительно прокурорском кругу в здании прокуратуры РТ природоохранители в погонах обсудили результаты надзорной деятельности в Татарстане. Впрочем, Селифанов обошелся без резкой критики в отношении конкретных провинившихся работников или ведомств. Он дипломатично сообщил журналистам, что «тесно общается» с татарстанскими коллегами, причем «не только в служебное время» и «без внимания на их лица и должности».

Заместитель генпрокурора РФ Сергей Зайцев был более категоричен. Он напомнил, что после прокурорских проверок стало ясно: ситуация в плане соблюдения водоохранного законодательства в Татарстане напряженная. Прокурорами выявлены многочисленные факты самовольного захвата земель в границах береговых полос и водоохранных зон, а также акватории водных объектов. Более того, есть факты и незаконного распоряжения водными объектами водного фонда со стороны местных властей. «Не всегда отвечает требованиям работа уполномоченных органов государственной власти федерального и регионального уровня при реализации полномочий. Серьезные нарекания вызывает и деятельность органов местного самоуправления», — заявил Зайцев. Но опять же — ни фамилий, ни имен.

365 СНЕСЕННЫХ ЗАБОРОВ

Заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора Олег Даминов подробно рассказал о том, что в РТ был проведен «целый комплекс мер»: постановка прибрежных участков на кадастровый учет, обследование берегов и, конечно, привлечение всех нарушителей к ответу.

«Природоохранной прокуратурой выявлено 2447 нарушений, в целях устранения которых внесено 43 представления, 184 предписания, к административной ответственности привлечено 1198 виновных лиц, опротестовано 112 противоречащих законодательству правовых актов, в суды направлено 85 исковых заявлений, демонтировано 365 незаконных объектов, тем самым обеспечен свободный доступ граждан к береговым полосам водных объектов и их акватории», — перечислял не без гордости Даминов. Он также добавил, что казанской межрайонной природоохранной прокуратурой также возбуждено три уголовных дела.

Однако тут стоит вспомнить, что еще несколько недель назад замминистра экологии и природных ресурсов РТ Фаяз Шакиров озвучивал совсем иные цифры — о сносе только 276 заборов. Как годовой показатель за несколько недель вырос на четверть, не совсем ясно. Ведь если копнуть еще глубже, то на конец сентября у казанской природоохранной прокуратуры был в активе всего 71 демонтированный незаконный объект. Может быть, правда, что это только казанские данные.

Но вернемся к докладу. В качестве примеров непримиримой борьбы природоохранников с захватчиками береговых полос Даминов рассказал о том, как сносились незаконные заборы Завода им. Серго, Ташкирменьского рыбного участка, как уничтожались незаконные причалы Васильевской нефтебазы и компании «Фоника Гипс». Вся эта не ахти какая яркая фактура была украшена несколькими делами помощнее. Так, заместитель волжского межрегионального природоохранного прокурора напомнил о массовой гибели рыбы в Заинском водохранилище по вине местной ГРЭС, когда с водной глади собрали 300 тыс. кг рыбы на 22 млн. рублей. По его словам, установлено, что средневолжское территориальное управление Росрыболовства дало поддельное заключение и этим самым фактически развязало энергокомпании руки. Сейчас по данному факту ведется следствие.

После перечисления успехов Даминов вскоре перешел к критике. Гневным катком он проехался по подчиненным министра экологии РТ Фарида Абдулганиева. Прокурор обвинил их в том, что они неоднократно оставляли «без внимания обращения по факту ограничения свободного доступа граждан к реке Казанке». «Орган государственного контроля ограничивался лишь перенаправлением подобных обращений в Росреестр», — возмущался Даминов. И только благодаря титаническим усилиям прокуроров министерство не только объявило выговор двум своим нерадивым сотрудникам, но и довело дело об освобождении одного из участков береговой полосы до суда. Зампрокурора продолжил свою критику минэкологии сообщением о подозрительно больших тратах ведомства на постановку водоохранной зоны Заинского водохранилища на кадастровый учет: на оформление бумажек ушло больше 20 млн. рублей.

Досталось и министерству лесного хозяйства РТ, неизвестно зачем дожидавшемуся нажима прокуроров. «Лишь после вмешательства прокуратуры министерством лесного хозяйства республики приняты необходимые меры административного характера в отношении лесопользователей, чьи арендованные участки непосредственно примыкают к Куйбышевскому водохранилищу и ограждают береговую полосу и проход к ней. Лесничествами предъявлены исковые заявления», — сообщил Даминов.

А на Куйбышевском водохранилище и вовсе обнаружен любопытный сюжет. ФГУ «Средволгаводхоз» вместе с неким неназванным физическим лицом самовольно отгородило симпатичный бережок заборчиком. «Данный факт является вопиющим, поскольку ФГУ „Средволгаводхоз“ — это учреждение, которое обеспечивает надлежащее состояние Куйбышевского водохранилища!» — недоумевал Даминов. Получается, что охраняем, то имеем?

«МЫ НЕ ПОЛУЧИЛИ ЗЕМЛЮ В НАСЛЕДСТВО ОТ НАШИХ ПРЕДКОВ»

«Пришло время собирать камни», — драматично начал свой доклад татарстанский межрайонный природоохранный прокурор Ильсур Гильмутдинов. Мысленно вглядевшись в уходящий Год водоохранных зон, он заявил, что удалось добиться главного, по его мнению: обратить внимание общественности, государственных органов на проблему сохранения водных объектов.

Гильмутдинов тоже критиковал «зеленых» из минэкологии РТ, ведь только через судебные претензии к ведомству в 2012 году (возглавлял его тогда Артем Сидоров) был дан старт работе по установлению границ водоохранных зон. «Застройка береговой полосы, отсутствия свободного доступа, занятие акватории водного объекта являлись распространенными нарушениями, выявляемыми органами прокуратуры», — вспоминал прокурор те годы. Но благодаря наработанной практике дела по искам прокуратуры по освобождению береговой полосы и сносу самовольных построек в 2016 году пошли на поток — в судах было рассмотрено уже 77 таких дел. Он отметил, что довольно часто захватчики берегов добровольно до суда сносят свои заборы и строения. Но сплошь и рядом после суда такие заборы и строения появляются вновь, о чем ранее сокрушался и казанский природоохранный прокурор.

Более подробно Гильмутдинов остановился на одной из наиболее резонансных проверок — проверке иловых полей МУП «Водоканал». Он напомнил, что именно по иску прокурора предприятие и казанские власти прекратили сброс ила и дали обещание провести рекультивацию более 100 га водоохранной зоны Куйбышевского водохранилища. Во многом заслуга именно прокуратуры в том, что родился инвестиционный проект строительства завода по переработке ила стоимостью более 1,5 млрд. рублей. Отвечая на вопрос Зайцева, Гильмутдинов пояснил, что завод должен появиться уже к началу декабря следующего года.

Ну а закончил он свое выступление фразой из песни американских индейцев: «Мы не получили Землю в наследство от наших предков, мы одолжили ее у наших детей».

... Визит замгенпрокурора Зайцева продолжился открытием обновленных помещений. Теперь природоохранным прокурорам предстоит обживать первый этаж хрущевки по улице Назарбаева, 15
Фото: tatarstan.ru

КАК ПРОКУРОРЫ РАСШИРИЛИ «ЖИЛПЛОЩАДЬ», А ИЛЬДАР ХАЛИКОВ ДИВИЛСЯ ХРУСТАЛЬНОМУ КЛЮЧУ

Визит заместителя генерального прокурора продолжился открытием обновленных помещений казанской межрегиональной природоохранной прокуратуры, которая ранее базировалась в доме по улице Дзержинского, 11а. Теперь прокурорам предстоит обживать первый этаж хрущевки по улице Назарбаева, 15. Раньше здесь располагался Арбитражный суд РТ.

«Создание надлежащих условий для несения службы позволяет в дальнейшем спросить за эффективность работы, — сказал Зайцев на церемонии открытия и отметил роль властей, которые представлял Халиков. — В Татарстане, в Казани, это понимают, поэтому не отличают региональные ведомства от федеральных. Это все представители власти».

О том, что условия на улице Дзержинского были не совсем надлежащие, газете«БИЗНЕС Online» рассказал казанский межрайонный природоохранный прокурор Альберт Хабиров, уточнив, что ведомство идет на расширение. Занимаемая площадь увеличилась на 100 кв. м до 398,7 кв. метров. «Здесь комфортнее помещения для работы, планировка удобнее, считаю большим плюсом выход из зоны платной парковки, — сказал Хабиров. — Я не делаю особого акцента на парковке, но это один из немаловажных моментов. В шаговой доступности — министерство экологии, управление Росприроднадзора, метро».

Халиков после слов поздравлений вновь напомнил о количестве проверок. «Это огромная работа для небольшого коллектива», — сказал премьер. А коллектив действительно небольшой — всего 14 человек. «Сегодня мы наработали очень хороший опыт, и хочу сказать, что сложилась хорошая судебная практика. Мы переходим на достойный уровень: 365 демонтированных объектов — это 365 дней в году! Это серьезно, поэтому планку не должны снижать», — пожелал он.

В кабинетах первого этажа до конца еще не выветрился запах краски и мебели из ДСП. Сами помещения тоже до конца не меблированы: местами только два стула да тумбы, но уже есть кухонная зона, в планах — организация небольшого конференц-зала на 30 мест. Заселение вот-вот начнется. Хабиров затруднился сообщить нашему изданию сумму расходов на ремонт, так как прокуратура им не занималась.

«В достаточно сложное экономическое время для нас это не только прекрасный новогодний подарок, но и большая ответственность, — добавил волжский межрегиональный природоохранный прокурор Вениамин Селифанов. — Условия созданы хорошие, впору самому сюда переехать и работать».

Самым лаконичным оказался прокурор РТ Илдус Нафиков, которому явно не терпелось перерезать ленточку. «Невзирая на природоохранную прокуратуру, погода дает свое», — заметил он, намекая на 20-градусный мороз. Но это не все. После всех речей исполнительный директор подрядной организации «Восток-с» Александр Бикулов вручил Селифанову символический ключ от объекта. Да не простой, а хрустальный! «Первый раз такой вижу», — сказал опытный в деле открытия новых помещений Халиков.

Добавим лишь, что в прежние апартаменты прокуратуры на улице Дзержинского в ближайшее время въедет управление федеральной службы по аккредитации по Приволжскому округу, находящееся сейчас на улице Меридианной в Казани.