... Событием года, по версии пользователей «Яндекса», для Татарстана, как ни странно, стало открытие парка динозавров в Казани
Фото: president.tatarstan.ru

АЙРАТ ХАЙРУЛЛИН: «ЭТИ ОБЪЕКТЫ — БЕЛЫЙ ПЕСОК, ВЕЙК-ПАРК, КОВОРКИНГ — НЕ БЫЛИ ПРИДУМАНЫ КАКИМИ-ТО НАЧАЛЬНИКАМИ...»

«Женщиной года» по версии жителей республики стала 26-летняя австралийская актриса Марго Робби, снявшаяся в сериалах «Соседи» и «Пан Американ». Россияне искали ее далеко не столь интенсивно: у нее №4, а лидер — Ксения Собчак, которая для Татарстана лишь №3 после Ольги Бузовой. А Мелания Трамп, которой интересовались россияне, и вовсе не нашла отклика в сердцах татарстанцев — жена избранного президента США отсутствует в Топ-10 женщин. К такому выводу пришли в компании «Яндекс», проанализировав запросы жителей РТ в поисковой машине за год.

Событием года, по версии пользователей «Яндекса», для Татарстана, как ни странно, стало открытие парка динозавров в Казани. Напомним, что открылся он в июне при участии президента РТ Рустама Минниханова. Минуло лето, и теперь ясно, что парк остается у «Казань Арены» до весны — с перспективой переезда на берег Казанки.

На втором месте — пляж в Альметьевске, открывшийся в нефтяной столице в рамках Года водоохранных зон. Публику заманивают белым песком из Таиланда, бассейном, игровыми площадками, вейкбордом, а воду в озере якобы чистят особые бактерии (не замерзнут ли они зимой, вопрос отдельный). Объект также открывался при участии президента РТ — в конце концов, на это чудо юго-востока республики потратили 163 бюджетных миллиона. Приятно удивленный глава Альметьевска Айрат Хайруллин заметил, что «пляжные» идеи собирали с самых низов, анализируя, чего хочется жителям города. «Эти объекты — белый песок, вейк-парк, коворкинг — не были придуманы какими-то начальниками, их захотели сами жители. По самым скромным подсчетам, только за 2 месяца этот объект посетили 250 тысяч человек: из Челнов, Казани, Ижевска, Уфы и Самары люди приезжали. Говорили, что у них в городах такого нет». Впрочем, критерии Яндекса если и приятны, то не на них ориентируется градоначальник, главное — посещаемость. «Если объекты парка будут наполняться людьми и они останутся довольными, это будет главным показателем, а не рейтинги в интернете», — подвел итог Хайруллин в разговоре с «БИЗНЕС Online».

На третьем месте Топа — запуск в Казани сервиса «Яндекс.Такси». Собственно, с появлением «Яндекса» на рынке такси в апреле этого года в самом деле случился некий сдвиг, выразившийся в жестких ценовых войнах. Как пошутили в соцсети в одной из групп для таксистов, все думали, что опустились на дно, но тут снизу постучался «Яндекс».

Во второй тройке региональных интересов — Спасская ярмарка в Елабуге, исчезновение Сулеймана Зарипова (информации о пропавшем имаме, бывшем ректоре Исламской академии нет до сих пор!), а также февральский визит президента РФ Владимира Путина в Набережные Челны — 40-летие КАМАЗа, заседание военно-промышленной комиссии и дистанционное открытие завода «Аммоний». Наконец, завершают список интересов эпидемия гриппа в Казани, конкурс «Мисс Татарстан-2016», ралли «Шелковый путь» и запрет на рыбалку весной.

... Не остался незамеченным февральский визит президента РФ Владимира Путина в Набережные Челны Фото: kremlin.ru

В ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ: «БЕЗ СМУЩЕНИЯ» ДЖОКА СТЕРДЖЕСА, БЕЗ «КРАСНЫХ ШТАНОВ ПЕСКОВА» И БЕЗ «РУСИАНО»

Кроме мужчин (на первом месте в России — Дональд Трамп, на первом месте в РТ — Сергей Лазарев) и женщин интересы татарстанцев расходятся с россиянами в целом не слишком сильно. К примеру, пики запросов одинаково приходятся на выборы в России и США, свиной грипп, допинговый скандал, убийство ребенка в Москве. Но если «пакет Яровой» в РТ оказался на 6-м месте, то среднестатистический россиянин опустил его на 10-е. Разница, вероятно, связана с опасениями, что поправки затруднят отправление религиозных обрядов вне культовых сооружений — на эту тему эмоционально высказывался, в частности, первый президент РТ Минтимер Шаймиев. И если татарстанцев интересовал теракт в Ницце, то россияне не уделили ему внимания. Взамен жители РТ игнорировали выставку Джока Стерджеса «Без смущения» — его фотографии считаются в РФ детской порнографией.

Из премьер татарстанцы запрашивали гораздо больше автомобилей, чем средние россияне. Тут вам и LADA XRAY, и брутальный УАЗ «Патриот», и новинка Hyundai Creta. Зато роднит общий интерес к Renault Captur. Кроме того, в РТ чаще интересуются китайскими смартфонами — парочка угодила в десятку премьер по версии «Яндекса».

В рубрике «Интернет» татарстанцы одинаково активно голосовали за #200 и #2000, пытаясь «продвинуть» Казань на новые купюры ЦБ. Правда, не вышло — спящий во время голосования в прямом эфире Дальний Восток и патриотический Севастополь опередили, но копий в Казани и республике сломали немало. А в рубрике интернет-мемов жители РТ оказались поскромнее: там всего лишь пятерка фраз в отличие от среднероссийской десятки. Все мы подсели на «Лабутены» и «В Питере — пить», но знаменитое медведевское «Денег нет, но вы держитесь» у россиян на 3-м месте, а у татарстанцев — на 5-м. Видимо, мы «держимся» богаче, ведь жители РТ так мало искали «сумку уборщицы „Газпрома“» (ту самую — за 2 млн. рублей), что она вообще не попала в рейтинг. Не заинтересовали «наших» и медведевское «русиано», и «красные штаны Пескова», и даже «телепортация в 2035 году», о которой якобы задумалось правительство РФ.

Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель PR-проектов «Поисковые и портальные сервисы „Яндекса“» Владимир Исаев, в Татарстане больше, чем в других регионах, интересовались судьбой заблокированного Rutracker.org и не очень активно искали петиции на Change.org. Ну и в целом по сравнению с Россией татарстанцы активнее интересовались хоккейными матчами, в том числе с участием местных команд, — в целом по РФ интерес к футболу выше.

==table1405==

КАК СЧИТАЛИ

Как поясняет «Яндекс», рейтинг публикуется каждый декабрь — в него входят люди, явления, события, ставшие приметами уходящего года. Составляется он машиной: в список попадают темы, которые вызвали у пользователей «Яндекса» наивысший всплеск интереса. Потому это совсем не то, о чем много спрашивали (ведь погода, к примеру, просто бессмертная тема!), а именно то, интерес к чему вырос непосредственно в 2016 году.

Например, Путин был в Челнах в феврале текущего года, «Юркин парк» открылся этим летом, а пляж в Альметьевске — тоже новинка-2016. «Резкий рост запросов на ту или иную тему мы называем всплеском», — объясняет «Яндекс». Анализ этих всплесков и лежит в основе алгоритма, применяемого компанией. «Например, всплеск запросов про Спасскую ярмарку в этом году оказался значительно выше, чем в прошлом. Поэтому ярмарка попала в Топ региональных событий Татарстана», — объяснил «БИЗНЕС Online Исаев. Теоретически спровоцировать резкий всплеск поисковых запросов на ну или иную тему и удержать его возможно, но маловероятно. «Обычно у компаний для этого должно случиться что-то экстраординарное», — пояснил наш собеседник. В некоторых регионах компании попали в Топ региональных событий. В основном это было связано с открытием каких-то знаковых городских объектов («Макдоналдс» в Новокузнецке, колесо обозрения в Ростове, аквапарки, зоопарки, дельфинарии и прочее) или со скандалами (отзыв лицензий у крупных пенсионных фондов, коррупционные скандалы, банкротства).

Заметим, что в 2015 году событием года в Татарстане стала трагедия — пожар в торговом центре «Адмирал». В первую тройку также вошли выборы президента Татарстана и начало работы в республике мобильного оператора Tele2. Далее шли фестиваль «Созвездие — Йолдызлык», небывалый ураган в Казани, падение фуры на трассе М7, открытие развлекательного парка ФИНА, шоу «АвтоБитва» в Казани и конкурс «Нечкэбил». Единственный неизменный лидер интереса в десятке — конкурс «Мисс Татарстан».

==table1404==

«ЧТО ВЫ ТАКОГО СДЕЛАЛИ, ЧТО ПОПАЛИ В РЕЙТИНГ «ЯНДЕКСА»?»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился и к участникам рейтинга, и к психологам.

Эрик Хайруллин — пресс-атташе команды «КАМАЗ-Мастер»:

— Мы все делали для того, чтобы попасть в рейтинги, и особенно приятно попасть в рейтинг «Яндекса» по степени значимости событий, происходивших в 2016 году. Думаю, что это вполне закономерно. «Шелковый путь» — это действительно масштабный проект, усилия по проведению которого объединили три страны: Россия, Казахстан и Китай. Это исторически сложившийся и, можно сказать, намоленный маршрут. Спорт — это символ современной дипломатии, а «Шелковый путь» — это реальное воплощение данной идеи. На гонку удалось привлечь самых титулованных спортсменов. Через их глаза, глаза участников, журналистов, освещавших мероприятие, эти красоты по пути следования команд увидели миллионы телезрителей. Гонка освещалась в 196 странах мира. Сейчас все с нетерпением ждут продолжения — гонки 2017 года. «Шелковый путь» состоится в будущем году со стартом 7 июля на Красной площади и финишем 22 июля в Сеане, в одной из древних столиц Китая. Именно в Сеане зарождался исторически Великий шелковый путь, караваны формировались там. И логично, что и финиш гонки-2017 будет в этом городе.

Был ли замечен эффект от активности интернет-пользователей? Ну моя непосредственная задача как медиадиректора — создавать этот эффект в сети. Думаю, своей цели мы достигли. Хотя тут нет предела совершенству. В следующем году мы намерены усилить работу в данном направлении — в большей степени задействовать современные медиа, расширить телевизионное покрытие. Мы заинтересованы в развитии бренда «Шелковый путь», чтобы он стал первым в дисциплине «ралли-марафон».

Изольда Сахарова — президент организации «Мисс Татарстан»:

— Наверно, все дело в том, что нам удалось организовать проект настолько хорошим образом, что он имеет такой резонанс. Наш проект имеет своей целью не только раз в году производить конкурс, он направлен прежде всего на воспитание и пропаганду красоты в истинном понимании этого слова. То есть речь идет о здоровом образе жизни, а внешность — это лишь один из компонентов красоты. Поэтому организую и провожу данный конкурс не просто для попадания в рейтинг, задачи тут куда глобальнее — воспитание детей и молодежи на основе целей и задач нашей организации.

Конкурс проводится уже 19-й год, но это лишь фасадная часть нашей работы. Главное — студия «Мисс Татарстан», агентство моделей. Что именно повлияло на поисковые запросы, сложно сказать. Мы участвуем во всех имиджевых кампаниях, в событиях, проходящих в Казани и Татарстане, в спортивных мероприятиях. Мы всегда понимали, что являемся частью имиджа Татарстана.

Гульзада Руденко — гендиректор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, организатор Спасской ярмарки:

— Я считаю, что мы попали в десятку, потому что это событие настолько популярно и настолько значительно для республики. Ведь к нам на Спасскую ярмарку съезжаются тысячи мастеров декоративно-прикладного искусства, владельцы магазинов, ресторанов, которые занимаются общественным питанием и продажей разнообразной продукции. Более 165 тысяч человек побывали на нашей ярмарке в 2016 году! И это же не только Республика Татарстан, многие со всей России едут. Мы знаем многих людей, которые ждут фестиваль колокольного звона. Они заказывают гостиницы за два-три месяца, чтобы остановиться там. То есть я хочу сказать, что Спасская ярмарка, которая проходит в Елабуге, — это уже бренд Республики Татарстан. И это в том числе является эффектом активности пользователей в интернете.

Чтобы удержаться на пике, нужно, конечно, очень много трудиться. Мы и в 2016 году очень многое изменили. Мы гораздо тщательнее подошли к ранжированию участников ярмарки. Мы их поделили на четыре категории, регистрировали их отдельно. К каждой из этих категорий были применены особые требования. Конечно, самой главной были мастера декоративно-прикладного искусства, народные умельцы и представители промыслов России — их было зарегистрировано более 800. Кроме того, мы очень серьезно подошли к общественному питанию, аттракционам, выездной торговле продуктами питания. То есть уже в этом году требования у нас поднялись, в том числе и к качеству того, что к нам привозят мастера декоративно-прикладного искусства. Чтобы мы знали, что это не перекупщики, не те, кто продает китайский ширпотреб, при регистрации они демонстрировали нам свои изделия. Кроме того, одним из главных критериев было желание и умение давать мастер-классы. И любой пришедший на ярмарку человек мог его пройти и сделать что-то своими руками.

А на следующий год у нас 10-летие ярмарки. Думаю, что мы, организаторы и руководство города, подготовимся к ней более ярко и более интересно. Может, разнообразнее будет культурная программа, количество мастеров, приехавших на ярмарку, будет больше. То есть мы постараемся удержать тот имидж, который создавали 9 лет, чтобы люди с удовольствием гуляли по ярмарке, слушали концерты, проходили мастер-классы и покупали себе то, что предлагают участники ярмарки.

«РЕЧЬ — ОБ ИНТЕРЕСАХ СКОРЕЕ МОЛОДОЙ АУДИТОРИИ»

Сергей Петрушин — психолог:

— Что ж, значит, у жителей Татарстана такие интересы! Когда мы людям что-то предлагаем, то уже оказываем влияние на их выбор. То, что ищут люди в интернете, не всегда может совпадать с их предпочтениями в реальности. Мы себя совсем по-другому ведем в жизни, нежели в интернете. Был такой эксперимент, когда один психолог взял китайца и с ним объездил 100 гостиниц Америки. Везде принимали их хорошо, все было нормально. Потом он разослал всем письмо, что собирается жить в гостинице вместе с китайцем. Половина отелей ответила им согласием, другая половина отказала. То есть реальное поведение и наши установки не совсем совпадают. Установки в интернете не есть установки реального поведения.

Галина Александрова — доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии КФУ:

— Были проанализированы поиски людей, являющихся пользователями интернета. Нужно отталкиваться от того, что необходимо рассмотреть из этой массы процентный состав тех, кто пользуется интернетом. В основном это люди более молодого возраста. Получается, что учитываются запросы прежде всего молодых людей.

Люди отдают свои предпочтения тем или иным темам, потому что они ощущают в них большую неопределенность, если информация носит противоречивый характер или же если она и вовсе отсутствует. Эта нехватка информации может актуализировать их интерес к какой-то тематике. Например, в преддверии зимних каникул люди просматривают какие-то возможности, хотят куда-то сводить своих детей, поэтому они к динозаврам и обращаются. Сервис «Яндекс.Такси» в рейтинге вообще, наверное, оказался случайно. Я имею в виду, что он не привязан ко времени, к выборке. Просто появилась возможность вызывать такси в такой новой форме, вот и выросло число запросов, так как они хотели узнать что-то большее. Почему Путин в рейтинг вошел? Потому что это личность сама по себе неординарная в политическом плане, она вызывает интерес. Поэтому тут тоже ничего удивительного. Сама заметила, что, когда открываю почту, сразу выходит масса новостей, которые предлагаются для восприятия. Естественно, это дает человеку возможность выбирать из них, уточнять. Здесь неправильно говорить, что человек изначально включает компьютер и ищет специально информацию о парке динозавров. Скорее всего, такого нет.