Несмотря на то что в микрорайоне М-14 уже построено четыре 18-этажных дома, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» минобороны РФ решило вновь обратиться в Вахитовский районный суд Несмотря на то что в микрорайоне М-14 уже построено четыре 18-этажных дома, управление лесного хозяйства и природопользования минобороны РФ решило вновь обратиться в Вахитовский районный суд Фото: metshin.ru

«ДОМА НЕ МОГУТ СДАТЬ В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО ЗЕМЛИ УЖЕ НЕТ У НИХ»

Новую попытку вернуть себе земли в Приволжском районе Казани предприняло минобороны России. Предыдущий раунд три года назад закончился победой исполкома Казани, после чего на данной территории начал возводиться микрорайон М-14, инвестором которого выступает Госжилфонд при президенте РТ. Но, несмотря на то что в микрорайоне уже построено четыре 18-этажных дома, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» (УЛХиП) минобороны РФ решило вновь попытать счастья, обратившись в Вахитовский районный суд с требованием пересмотра прежнего решения в связи с новыми обстоятельствами.

Выступая в конце прошлой недели в суде в поддержку минобороны, прокурор татарской природоохранной межрайонной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов отметил, что претензии военного ведомства уже тормозят процесс заселения построенного жилья: «Их (построенные домаприм. ред.) не могут сдать в связи с тем, что земли уже нет у них в данный момент».

Он уточнил, что «государственно-строительная экспертиза» (вероятно, речь идет о ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре») отказывает «в выдаче положительных экспертиз на строительстве на том основании, что эти земельные участки располагаются на запретной зоне». Корреспонденту «БИЗНЕС Online» он уточнил, что речь идет о проектной экспертизе. При этом один из присутствующих вставил ремарку: «А дома-то уже построены». Более подробных комментариев Гильмутдинов давать не стал.

Отметим, что в выписке из реестра прав на недвижимое имущество участок под М-14 — 16:24:150305:2126 — имеет в строке «Правообладатель» прочерк. Но и каких-либо обременений по нему не указано. Всего в микрорайоне, возведением которого занимается компания «Ак таш», планируется построить 17 домов на 3,8 тыс. квартир — 295 тыс. кв. м жилья, где после завершения строительства будут проживать около 10 тыс. человек. Также планируется строительство пяти детских садов, двух школ, пяти многоуровневых парковок. Вся ли территория микрорайона подпадает под конфликт, судить трудно (по данным близким к спору сторон, участки неоднократно размежевались, часть из них — буквально на днях). Но в любом случае без разрешения спора продолжать проект в нынешнем виде будет невозможно.

Ильсур Гильмутдинов Прокурор татарской природоохранной межрайонной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов отметил, что претензии военного ведомства уже тормозят процесс заселения построенного жилья Фото: gossov.tatarstan.ru

«ДЕРЕВЬЯ, ПОРАНЕННЫЕ ОСКОЛКАМИ» НАПОМНИЛИ О СЕБЕ

Напомним, что строительство микрорайона стартовало в сентябре 2014 года, а его подготовительный этап сопровождался громким скандалом. Вырубка в районе РКБ целых 45 га зеленых насаждений, что называется, без объявления войны и каких-либо разъяснений вызвала шок у местных жителей, которые в начале февраля 2014 года обратились в прокуратуру РТ. Та направила в МВД по РТ материалы для возбуждения дела, ссылаясь на то, что земли, на которых растет лес, ранее принадлежали министерству обороны РФ, а значит, являются федеральной собственностью. После этого в экстренном порядке был созван брифинг, на котором журналистам было запрещено задавать какие-либо вопросы, а разъяснения из уст руководителя исполкома Казани Дениса Калинкина, исполнительного директора ГЖФ Талгата Абдуллина и гендиректора «Татинвестгражданпроекта» Аделя Хуснутдинова заняли 10 минут.

Суть заявлений сводилась к социальной значимости проекта (к тому времени «Салават Купере» еще не был запущен, и соципотека забуксовала из-за дефицита земельных участков под строительство). Законность же использования земли Калинкин обосновал решением Вахитовского районного суда 2013 года. При этом Абдуллин, объясняя, почему никакой компенсационной высадки за срубленные деревья не предусмотрено, косвенно признал, что по факту участок использовался военными (недалеко располагался танковый полигон Казанского высшего военного командного училища): «Я никакого лесного фонда там не видел! Это земли, которые предназначены для жилищного строительства. Мы, когда работали на этом месте, осматривали территорию, натыкались на деревья, которые были поранены осколками. Потребуется большая работа по улучшению пород деревьев, которые там растут, потому что растительность там дикая и старая».

Талгат Абдуллин Талгат Абдуллин, объясняя, почему никакой компенсационной высадки за срубленные деревья не предусмотрено, косвенно признал, что по факту участок использовался военными Фото: «БИЗНЕС Online»

СОЦИПОТЕЧНЫЙ ГОРОДОК В ЗАПРЕТНОЙ ЗОНЕ

Запутанную историю участка можно восстановить по судебным материалам. Еще в сентябре 1984 года исполком Лаишевского районного совета народных депутатов Татарской Автономной Республики принял акт на право пользования землей, в соответствии с которым за казанской КЭЧ минобороны РФ («Казанская квартирно-эксплуатационная часть района») закрепляется бессрочное и бесплатное пользование 6964 гектар земли в границах согласно плану землепользования, в который входила и спорная территория. В феврале 1999 года леса, расположенные на земельном участке, в соответствии с распоряжением правительства РФ были переданы Суслонгерскому районному лесхозу минобороны. В 2005 году участок был отнесен к федеральной собственности, однако без закрепления границ.

Параллельно республиканские и муниципальные власти Татарстана распоряжались участком как своим. Как напомнил на той же пресс-конференции Калинкин, земля, известная как «Медицинский городок», постановлением кабмина РТ передана Казани из Лаишевского района еще в 1998 году. В июне 2011 года исполком столицы утвердил схемы расположения земельных участков в Приволжском районе города и включил в них данные земли «в связи с необходимостью стратегического планирования использования земли в городе Казани и последующего формирования земельных участков с целью пополнения муниципального бюджета».

Именно это постановление в 2013 году пыталась оспорить прокуратура РТ в 2013 году. После того, как суд встал на сторону исполкома, распоряжением кабинета министров РТ от августа 2015 года часть земель была предоставлена государственному резервному фонду земель при президенте РТ, который по договору аренды от сентября 2015 года передал их Госжилфонду.

На последнем судебном заседании прокурор Гильмутдинов напомнил, что в прежнем решении единственным основанием для отказа послужило отсутствие доказательств размещения оспариваемых земельных участков именно на землях министерства обороны. Теперь же, спустя три года, границы территории, которую военные считают своей, зафиксированы.

Реанимации спора способствовали реформы в самом военном ведомстве. В 2015 году департамент имущественных отношений минобороны разделил полномочия в области лесных отношений между двумя подведомственными учреждениями — «Оборонлес» и «Управление лесного хозяйства и природопользования» (УЛХиП). За первым ведомством — чисто хозяйственные функции (воспроизводство лесов, их защита от пожаров). А вторая структура специализируется именно на судебной защите лесов.

«Проблема захвата земель — злободневный вопрос для многих собственников земель. Несовершенство земельного законодательства привело к тому, что наиболее привлекательные участки, расположенные вблизи крупных городов, в живописных местах, по разным серым схемам незаконно отчуждаются. По каждому выявленному случаю отделом контроля и юридической службой УЛХиП проводится претензионная работа с соблюдением всех процессуальных норм», — говорил шеф молодого ведомства, рьяно взявшегося за дело, Михаил Борисов.

На суде требования ведомства вслух зачитала судья Галина Андреянова: «В соответствии с постановлением правительства от 5 мая 2014 года «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ» в октябре 2015 года было межведомственной комиссией принято решение о необходимости установления запретных зон в отношении 28 лесничеств минобороны России, в том числе и Марийского лесничества (в последнее после нескольких пертурбаций и вошли спорные земли).

Именно в такую запретную зону, по версии военных, и угодил соципотечный городок. В этих границах, уточняет УЛХиП, запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и схожих причин. Эти земли ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность.

В выписке из Реестра прав на недвижимое имущество участок под М-14 имеет в строке «Правообладатель» прочерк. Но и каких-либо обременений по нему не указаноНажмите, чтобы увеличить

ВТОРОЙ ФРОНТ В ВЕРХОВНОМ СУДЕ РТ

Возразила против пересмотра дела Ольга Епишина, представитель министерства земельных и имущественных отношений РТ, привлеченного к делу как третье лицо. Так, решение межведомственной комиссии было принято в октябре 2015 года, в то время как решение суда было ранее — в феврале 2013 года и вступило в силу. «Значит, решение комиссии не может быть принято во внимание», — заявила она. А по закону вновь открывшееся обстоятельство должно было существовать уже на момент вынесения решения.

В итоге суд отказал в пересмотре дела, указав, что обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра, суду не представлено. Впрочем, структуры минобороны имеют право обжаловать данное решение в Верховном суд РТ в течение 15 дней.

Кроме того, на суде прокурор сделал интересное заявление. Оказывается, в Верховный суд РТ обратилось управление Рослесхоза о признании незаконным решения Казгордумы о включении данных земель министерства обороны в черту населенного пункта. Заявление на данный момент возвращено для устранения недостатков, но, как видно, федералы еще пощекочут нервы как Госжилфонду, так и соципотечникам.