Руководители фонда «Живой город» Диана Сафарова и Инна Яркова в ноябре побывали в московском «Гоголь-центре», где представили творческую лабораторию «Угол» на первом форуме независимых театров. Об «оголтелых», работающих на энтузиазме активистах, проблемах независимых театральных институций и особом положении в этом вопросе Татарстана и ее столицы они рассказывают в своем материале для «БИЗНЕС Online».
Диана Сафарова
«НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ СТАНОВЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИЕЙ»
В ноябре мы презентовали творческую лабораторию «Угол» в Москве на первом форуме независимых театров, инициировали его художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и театральный критик Павел Руднев, они же разработали программу форума. Идея состояла в том, чтобы собрать все независимые театры страны: обменяться опытом, поделиться проблемами, да и как минимум узнать о существовании друг друга. За свой счет приехало более 30 частных театров, презентацией которых и открылся форум: театры-участники рассказывали о себе в свободном формате в течение пяти минут. Основной вывод: независимые театры действительно становятся самостоятельной институцией, которую можно и нужно рассматривать наряду с традиционным репертуарным театром. Она существует независимо и является мощным энергетическим местом силы. При этом независимые театры в большинстве своем сидят без денег — это оголтелые люди, которые за идею готовы жить. Большим открытием было узнать про театры, которые существуют по 10, 20 и даже 35 лет без какой-либо поддержки, живут и выживают на энтузиазме. Среди них, кстати, немало номинантов и лауреатов «Золотой маски».
После презентации состоялся мастер-класс в формате диалога: Кирилл Серебренников и Мариус Ивашкявичус говорили о свободе в театре и ее обратной стороне — цензуре. Логично возникали вопросы о границах цензуры и что с ними делать, как не поддаваться страху быть в любой момент пресеченным.
Инна Яркова
«УГОЛ» ОКАЗАЛСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ НЕЗАВИСИМОЙ ПЛОЩАДКИ, КОТОРОЙ ПОМОГАЕТ ГОСУДАРСТВО«
Круглый стол, посвященный теме выживания частных театров, показал, что самая острая проблема— отсутствие не только финансовой поддержки, но вообще полное игнорирование со стороны властей. Почему государство занимает такую позицию, совершенно непонятно, ведь иногда бывает достаточно информационной поддержки или предоставления площадки — об этом говорило большинство участников.
И на этом фоне, конечно, абсолютно очевидно стало, что у нас в Казани какая-то совершенно уникальная ситуация. Оказывается, наличие здоровой коммуникации между местными органами власти и молодежными культурными институциями, высокий кредит доверия, которые есть у нас, многим частным театрам в России вообще недоступны. «Угол» оказался единственным примером независимой площадки, которой активно помогает и муниципальная власть, и министерство культуры республики.
Были примеры, где есть частные спонсоры. Скажем, в Ростове-на-Дону есть прекрасный театр «18+», там Герман Греков, Юра Муравицкий, и у них есть частный спонсор. Это тоже достаточно уникальная ситуация. Они существуют 60 на 40, то есть 40% зарабатывают сами, а 60% дает спонсор. И у них, конечно, очень сильные программы, они могут позволить себе приглашать режиссеров и работать с современной драматургией. Но в условиях финансового кризиса эта история в любой момент может закончиться.
«МЫ ВСЕ, В ПРИНЦИПЕ, ПРО ОДНО СУЩЕСТВУЕМ»
Успешными кейсами делились на своих мастер-классах арт-директор центра им. Мейерхольда Елена Ковальская, директор частного «Театра.doc» Елена Гремина, режиссер и руководитель собственного театра Николай Коляда. В формате беседы участники также делились друг с другом опытом и инструментами. У каждого своя специфика, связанная с тем городом, где он находится. К примеру, механизм работы со зрителями: где-то свободные входы, где-то добровольный взнос от зрителей, где-то билеты.
Интересно, что везде по-разному работает реклама. Был театр, который рекламирует свои спектакли только расклейками по округе. И это работает. Сложно представить эту ситуацию в наших реалиях. Но вот что стало очевидно: когда ты находишься у себя дома, то только здесь ты такой уникальный. На самом деле механизм работы схож везде: это читки, лекции, кинопоказы помимо основного репертуара. Мы все, в принципе, про одно существуем. Даже с точки зрения репертуара — почти везде современная драматургия, множество социальных проектов.
Нам приятно отметить, что среди всех участников только пяти театрам была предоставлена возможность показать свои спектакли, и мы попали в их число. «Угол» показал «В розовом» Регины Саттаровой, уфимский «The Театр» — спектакль «Бежать» (который через несколько дней после форума был показан в «Углу»), также свои спектакли показали частные театры из Краснодара, Ижевска и Иркутска. Наш спектакль прошел хорошо и совсем по-другому сработал, нежели в открытом пространстве. Зачастую на фестивалях возникает ощущение, что зритель очень избранный и с завышенными ожиданиями.
На форуме же каждый понимает, насколько тяжело дается рождение каждого спектакля в рамках тех ограничений, которые присутствуют на независимых площадках. Все хотят обмениваться своим мнением, что-то вместе придумывать. Так что назревает объективная необходимость создать какое-то комьюнити, потому что коллективы настолько заряжены, хочется обмениваться опытом и друг к другу ездить, где-то встречаться, чтобы у каждого коллектива была возможность показать свой спектакль. С этой точки зрения у форума очень позитивное начинание. Важен сам факт интереса со стороны Павла Руднева, «Гоголь-центра». Появилось некое место силы, где мы можем выстраивать коммуникацию друг с другом, и это здорово.
Диана Сафарова, Инна Яркова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.