Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов должен проследить за тем, чтобы местным фермерам был обеспечен доступ на сельскохозяйственные ярмарки, проходящие по всей республике. Такую задачу поставил президент Татарстана. Между тем некоторые из экспертов «БИЗНЕС Online» сомневаются в эффективности таких способов разрешения проблем села, а глава ассоциации фермерских хозяйств РТ предлагает исполкому Казани передать в оперативное управление хозяйствам или кооперативам некоторые площадки под временную торговлю.
На совещании в кабмине РТ подняли тему сельскохозяйственных ярмарок в республике
«ОПЫТ КАЗАНИ НАДО ТИРАЖИРОВАТЬ»
«То, что мы сейчас в Казани делаем, площадки, для того чтобы туда можно было привозить сельхозпродукцию, упрощать, чтобы не было административных препонов. Все это очень внимательно надо...» — такой вывод сделал Рустам Минниханов по итогам разговора о том, как проходят сельскохозяйственные ярмарки в республике, поднятом на традиционном субботнем совещании в кабмине РТ. И призвал бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова: «Тимур, смотрите, чтобы все это было доступно, чтобы предприниматели приезжали, опыт Казани надо тиражировать».
Между тем, по словам первого замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николая Титова, «на ярмарки республики в целом завезено продукции уже на сумму около миллиарда рублей», при этом рекомендуемые ведомством цены ниже на 20 - 30% розничных, и они участниками ярмарки выдерживаются.
«Руководство республики держит на контроле организацию ярмарок. В ближайшее время будут первые компенсационные выплаты по ГСМ. Для нас это проект социальный, поэтому мы к организации ярмарок относимся с особой ответственностью», — сообщил Титов и призвал активизироваться в этой деятельности местные власти, особенно отметив в положительном ключе Сабинский, Арский, Кукморский, Балтасинский и еще ряд районов. Отметил первый замминистра работу холдинга «Ак Барс», тепличного комбината «Майский», а также предприятия «Татпотребсоюз».
«Наши крупные агрохолдинги, компании, которые организовывают эти ярмарки, — это тоже хорошее подспорье. Эту тему мы и дальше будем поддерживать, очень она хорошо воспринимается населением», — поддержал чиновника президент Татарстана.
«Ярмарки проходят, все хозяйствующие субъекты выставляют свою продукцию. Наряду с ними выставляются и фермерские хозяйства, — подтвердил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ председатель ассоциации фермерских хозяйств Камияр Байтемиров. — Проблемы, конечно, есть, но они легко исправимы. Есть определенные нарекания в сторону коммунальных хозяйств, когда ярмарочные площадки не очищаются, нет условий под торговлю. Приходится самим фермерским хозяйствам наводить там порядок».
На это, кстати, обратил внимание и Минниханов: «Но, обращаясь к городам, куда они приезжали, чтобы мы их достойно встречали. В то же время должны быть элементы культуры: и санитарные, и культурные, и все остальное. Эту работа надо тоже все время совершенствовать».
А бизнес-омбдусмен РТ так понял цель, поставленную перед ним главой республики. «Президент уже четко сформулировал мою задачу. Она заключается в том, что мы должны мониторить и отслеживать, чтобы у фермеров не возникало проблем с доступом, чтобы доступ был открытым и прозрачным. И условия размещения не были какими-то сверхсложными. Именно: чтобы сами фермеры получали доступ и это не превращалось в закрытую историю, когда какой-нибудь перекупщик или посредник начнет этой инфраструктурой пользоваться», — рассказал Нагуманов «БИЗНЕС Online».
При этом он добавил, что на сегодняшний день таких проблем пока не было, хотя они периодически возникают в других местах. «Если помните, в агропромпарке определенные скандалы периодически возникали, — напомнил бизнес-омбудсмен нашему корреспонденту. — И здесь надо разрешать эти проблемы еще на этапе зародыша. Мы постараемся максимально качественно подключиться к этой работе, уже подключились и будем отслеживать эту ситуацию вместе с коллегами. Не для того, чтобы наказать, не для того, чтобы найти у них нарушения, а помочь им правильно выстроить взаимодействие и коммуникацию».
Камияр Байтемиров (справа): «Есть определенные нарекания в сторону коммунальных хозяйств, когда ярмарочные площадки не очищаются, нет условий под торговлю»
«ЧТО МОЖНО ПРОДАВАТЬ, КОГДА НА УЛИЦЕ МИНУС 12 ГРАДУСОВ?»
Есть у заинтересованных лиц и идеи по совершенствованию проводимых мероприятий. К примеру, у председателя ассоциации фермерских хозяйств РТ есть предложение к исполкому Казани. «Если уж мы торгуем, то, может быть, на основе государственно-частного партнерства или муниципальной собственности некоторые площадки под торговлю, именно те, которые предназначены для торговли фермерам и крестьянским подворьям, передать в оперативное управление самим фермерским хозяйствам или кооперативам, которые объединяют эти фермерские хозяйства и крестьянские подворья. Тогда мы бы сами могли управлять этой площадкой — заниматься ее наполняемостью», — рассказал Байтемиров «БИЗНЕС Online».
А вот у Эдуарда Юнусова, генерального директора ТД «Челны-хлеб» свой взгляд на «социальный проект» минсельхозпрода. «Ярмарка — это хорошо всегда. Альтернатива кому-то мешает. Но нужно тщательно посмотреть: а есть ли финансовый результат от этих ярмарок?» — поделился своими сомнениями Юнусов с нашим корреспондентом.
Эдуард Юнусов: «Мы сегодня говорим «давайте поддержим фермеров», а облагаем таким налогом»
Более того, по словам генерального директора «Челны-хлеба», сегодня ярмарки — это прежде всего «желание Москвы обозначить альтернативу, отказаться от системной работы, которая позволила бы развиваться фермерскому движению более качественно». Что как раз и не позволяет местным фермерам и их продукции оказаться на полках магазинов «Челны-хлеб». «Есть лучшие зарубежные практики, которые нужно изучать и внедрять. Речь идет о кооперации фермеров, которая позволяет им оптимизировать издержки в складской, транспортной логистике, в упаковке, просто позволяет оказаться на прилавках. На ярмарке в такой мороз... Что можно продавать, когда на улице минус 12 градусов? Сколько нужно инвестиций в эти вагончики или арендуемый автотранспорт?» — задается вопросами Юнусов.
Он предлагает подходить к решению вопросов фермеров с другой стороны. «Есть вопрос, который мы хотим поднять в очередной раз: сельхозналог, на котором работают фермеры, не подразумевает НДС. И когда фермер заходит в нашу компанию, которая работает на общем налогообложении, возникает этот пробел на сумму НДС. Наша инициатива заключалась в том, чтобы разрешить малым фермерам на основании договора комиссии не платить НДС», — говорит гендир «Челны-хлеба». После чего резюмирует: «Мы сегодня говорим „давайте поддержим фермеров“, а облагаем таким налогом. Сначала их как будто освободили от налогов, но на их продукцию мы вынуждены наценивать по полной программе. Поэтому нужно снова делать анализ этих отношений, посмотреть, посчитать и реально открыть дорогу для фермеров в сети одним из подобных инструментов».
«ПО ЗАЯВКАМ СЕЛЬЧАН В АВТОЛАВКАХ ТАКЖЕ ЗАВОЗИТСЯ И СЛОЖНАЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, МЕБЕЛЬ И Т. Д.»
Кроме того, на заседании речь зашла об обеспечении продуктами населения небольших деревень. За эту работу минсельхозпрод отвечает вместе с Татпотребсоюзом. Титов сообщил интересную цифру: в республике около 780 населенных пунктов, не имеющих стационарных объектов торговли. Эта цифра несколько удивила президента РТ.
«Я хочу обратить внимание на выездную торговлю. Я думаю, что эту тему надо рассмотреть или на президиуме кабинета министров, или на заседании. Потому что 780 населенных пунктов — это большое количество, — сказал Минниханов. — Как мы их обслуживаем, что нужно для этого? И руководители муниципалитетов, и система Татпотребсоюза должны понимать, что другого варианта нет кроме выездной торговли».
«Благодаря централизованной поставке по программе субсидирования из указанного количества 507 сельских населенных пунктов охваченны выездной торговлей в 2016 году. Всего по программе получено 83 автолавки, ранее были приобретены 10 машин «УАЗ» через агентство по малому предпринимательству. Жители знают, в какой день недели и в какое время прибудет автолавка, поскольку выездная торговля осуществляется согласно графику, утвержденному администрацией района. По заявкам сельчан в автолавках также завозится и сложная бытовая техника: электроприборы, мебель и т. д.», — отметил Титов. Средний объем реализации одной автолавки за один выезд составляет 8 - 10 тыс. рублей. «Конечно, в этой работе еще много проблем и недоработок», — не удержался от самокритики первый зам Марата Ахметова.
«800 деревень, где нет магазинов? Эту цифру сначала нужно проанализировать, — считает Юнусов. — Сейчас в большинстве деревень есть магазин, голодающих я там не видел...» Например, в Муслюмово, говорит директор «Челны-хлеба», две «Пятерочки», два «Магнита» и магазины местных предпринимателей. «А вот является ли задача пройти эти 200 - 300 метров для них проблемой, это уже другой вопрос, — намекает Юнусов на проблемы с дорогами в сельской местности. — Многие даже в крупные города ездят за продуктами».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.