В послании Федеральному Собранию Владимир Путин снял мораторий на налоговые реформы в стране В послании Федеральному Собранию Владимир Путин снял мораторий на налоговые реформы в стране Фото: kremlin.ru

«ПРОГРЕССИВНУЮ ШКАЛУ БУДЕТ ОЧЕНЬ ТРУДНО АДМИНИСТРИРОВАТЬ»

Сергей Дубинин — экс председатель Центробанка РФ:

— Мое мнение заключается в том, что прогрессивную шкалу будет очень трудно администрировать. Имеется в виду, что высокие налоги обычно имеют не просто получатели зарплат, а люди, у которых разные источники дохода. А все это нужно заполнять, вписывать в налоговую декларацию. И, собственно, проверить справедливость того, что там написано, достаточно сложно. Затраты на ту службу, которая будет проводить вот эти изыскания, с моей точки зрения, не окупятся доходом, который в перспективе может быть получен от введения этой шкалы. Попытка реализации этой системы в 90-е годы была крайне неудачной, ничего собрать по большому счету не удавалось. Поэтому мне кажется, что никакой прибавки мы здесь не получим. Плюс к этому можем получить некое укрывательство от налогов, многие не будут указывать полностью свои доходы, и это тоже трудно будет проверить и т. д.

В общем, все это налоговое администрирование окажется весьма затруднительным. Стоит ли с этим связываться? Та шкала, что существует сейчас, обеспечивает достаточно устойчивое поступление средств. Но одновременно мы знаем, по практике нашей страны, что лучше всего собираются косвенные налоги, которые неизбежны при некоторых покупках. То есть когда вы не можете уклониться или это очень сложно от оплаты НДС. Но поскольку НДС опять же бывает на разные товары, то вполне возможно на товары, которые стали сейчас на английский манер называться лакшери, установить НДС выше, чем на все остальные. Поскольку их приобретают люди состоятельные, то достигается в определенном смысле цель повышенного налогообложения людей с большими доходами. И мне кажется, что это было бы гораздо разумнее, чем введение прогрессивной шкалы.

Наталья Орлова — главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка:

— Концепция этой реформы заключается в том, что у нас действительно есть проблемы с инвестициями. И, в принципе, в идеале налоговые изменения должны, с одной стороны, да, стимулировать. А с другой стороны, у нас в последние 15 лет было очень низкое налоговое бремя на домохозяйства. Поэтому возникает ощущение, что общая концепция налоговой реформы будет заключаться в повышении налогообложения физических лиц — домохозяйств, и в каком-то сокращении или, может быть, неувеличении налогового бремени на компании. Дальше, естественно, вопрос: какие конкретно механизмы, так сказать, будут предложены для этой модели? То есть будет ли это введение прогрессивной ставки подоходного налога, или это будет повышение налога на имущество, или это будет просто повышение фиксированной ставки подоходного налога. И непонятно, в какой степени государство готово снижать ставки корпоративных налогов. Но мне кажется, что общий лейтмотив налоговых изменений будет ровно такой, о каком я говорила вначале. То есть компаниям должны быть какие-то послабления налоговой нагрузки, а для населения она должна повышаться.

Поскольку у нас растет число людей с доходами ниже прожиточного минимума, то, конечно, мысль должна заключаться в том, чтобы средний класс платил больше, чем все остальные. Конечно, в этом смысле введение прогрессивной ставки было бы оправдано. Но прогрессивную ставку подоходного налога достаточно сложно администрировать. Нужно вернуться в налоговую декларацию, а это достаточно большие издержки. Поэтому у меня нет уверенности, что в глазах меньшинства это оптимальное решение. Я не исключаю, что пойдут либо по пути повышения плоской ставки подоходного налога, либо введения какой-то дифференцированной ставки НДС на разные товары. Но вот так концептуально введение прогрессивной ставки было бы правильным. Просто есть вопросы к администрированию.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Я встречался и с Вячеславом Володиным, и с Александром Жуковым — обсуждали эти темы. На примере Татарстана думаем о том, как развивать доходную часть бюджета РФ. То, что налогообложение должно быть стимулом к развитию бизнеса, об этом говорится уже давно. Вот возьмем налог на землю. Это правильно, что на усмотрение регионов дали? Есть подвижка?

Владимир Владимирович Путин правильно подметил в своем послании, что подоходный налог интересует рядовых граждан. Богатые люди знают, как платить, и стараются как можно меньше платить. Для них 13 процентов — это не совсем справедливо. Кто-то получает в месяц 8 тысяч рублей, а кто-то — больше 500 тысяч. Наши футболисты «Рубина», например, в день получают миллион рублей. В день! Почему к ним не должна быть применена прогрессивная шкала? Но пока о возврате к ней речи не идет. Да и Путин же не будет говорить, какой налог конкретно нужно изменить. Самое главное — он поднял этот вопрос и дал поручение. По посланию президента будет план мероприятий. Мы по этим вопросам должны работать, немедленно приступить к исполнению.

«Важно прописать именно долгосрочные и неизменные условия в налоговую систему страны, иначе стимула развиваться в постоянно меняющемся правовом и налоговом поле у малого бизнеса не появится» «Важно прописать именно долгосрочные и неизменные условия в налоговую систему страны, иначе стимула развиваться в постоянно меняющемся правовом и налоговом поле у малого бизнеса не появится» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, КОТОРЫЙ У НАС СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ, ДУШИТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ»

Азат Хаким — председатель «Тулпар Аэро Групп»:

— Если сейчас ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, я полагаю, реальный объем собираемых средств не возрастет и, возможно, даже уменьшится. Сейчас предприниматели стараются платить налоги и спать спокойно. Так что внедрению прогрессивной шкалы должна сопутствовать отмена других налогов, которые бы облегчили давление на предпринимательскую деятельность. То есть то, что начнут платить государству хорошо зарабатывающие люди, должно возмещаться или по налогу на прибыль, или НДС должен быть уменьшен. Если этого не будет, найдутся лазейки, чтобы не платить налоги, и их будет собираться меньше.

Что касается нашей отрасли, возьмем самое простое, мы много раз говорили о транспортном налоге на воздушные суда. По определению двигатели на самолетах не могут быть маломощными, самолет иначе не взлетит. А берут с одной лошадиной силы, и получается бешеный налог. С компаний, которые выполняют регулярные рейсы, этот налог не взимают, а со всех остальных берут. И это полностью губит развитие малой авиации. Не надо денег давать, ничего не надо, просто отмените этот дурной транспортный налог на воздушные суда, во-первых. Во-вторых, налог на имущество, опять же по определению, воздушные суда, самолеты не могут стоить дешево. Скажем так, это очень дорогостоящее изделие. А налог на имущество для нас такой же, как у всех. Он не стимулирующий, он душит. В-третьих, сама по себе авиационная отрасль низкомаржинальная, это факт во всем мире. И налог на прибыль, который у нас сегодня существует, опять-таки душит предпринимателя и не дает прибыльно работать.

Артур Уразманов — генеральный директор сети аптек 36,6:

— У нас уже были налоговые изменения. До 2019 года должно быть изменено налоговое бремя, то есть налог на ЕНВД должен быть отменен. Но депутаты Госдумы РФ, по-моему, действие этого налога продлили по предложению президента до 2021 года. Поэтому для части предприятий, особенно для нашей сферы, это существенное послабление. А какие другие будут послабления, пока сказать не могу. Что касается возвращения прогрессивной шкалы подоходного налога, то здесь другой вопрос: как ее будут считать и все ли его будут платить?

Мария Горшунова — генеральный директор сети ООО «ПКФ «Майдан»:

— По правде сказать, объявленный ранее мораторий на повышение налогов для бизнеса до 2018 года не оправдал ожиданий бизнес-сообщества. В первую очередь это касается имущественных налогов, которые впервые введены были для малого бизнеса, работающего на УСН в части налога на недвижимость. Кадастровая цена этой недвижимости оказалась настолько велика, что и налог получился неподъемным. Кроме того, прямые затраты бизнеса постоянно растут за счет введения новшеств типа системы «Платон», «ЕГАИС», будущего нововведения по контрольно-кассовой технике. Единственное, что порадовало, — это отсрочка до 2021 года отмены ЕНВД. Так что я считаю, что сейчас очень важно прописать именно долгосрочные и неизменные условия в налоговую систему страны, иначе стимула развиваться в постоянно меняющемся правовом и налоговом поле у малого бизнеса не появится.

Что касается возвращения прогрессивной шкалы налогообложения, то мне эта мера кажется совершенно нецелесообразной, так как она заставит уходить в тень граждан с большими доходами. Тем более что однажды страна уже отказалась от прогрессивной шкалы, а собираемость подоходного налога возросла.

«Внедрению прогрессивной шкалы должна сопутствовать отмена других налогов, которые бы облегчили давление на предпринимательскую деятельность» «Внедрению прогрессивной шкалы должна сопутствовать отмена других налогов, которые бы облегчили давление на предпринимательскую деятельность» Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«ВДУМАЙТЕСЬ, ЧТО ГОВОРИТ ПУТИН И ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ДЕЛАЕТСЯ НА МЕСТАХ»

Михаил Скоблионок — бизнесмен, президент еврейской национально-культурной автономии РТ:

— Какой должна быть налоговая реформа в России? Это не ко мне, у меня есть человек, который всеми этими вопросами занимается, я не вникаю в эти дела. Вы когда-нибудь возьмите просто и вдумайтесь, что говорит Путин и что на самом деле делается на местах. Не надо воспринимать его слова как приказ к исполнению. Приказ идет другой. Слова идут одни, а приказ идет другой. Нет никаких послаблений ни в виде проверок, ни в виде уменьшения налогов. Мы видим, что все время идет и увеличение проверок, и увеличение налогов, и увеличение стоимости коммунальных услуг. Все это приводит к тому, что бизнес убивают. А государству просто деваться некуда — надо где-то деньги брать. И вот оно берет их с предпринимателей, хотя и говорят, что для них какие-то послабления есть.

Поэтому то, что говорится для всего населения, — это просто ерунда. А налоговой службе, фискальным всяким службам даются инструкции. Для основного населения — прогрессивная шкала или нет — это безразлично. Как брали налог, так его и берут. А те, у кого большущие деньги, да, они этого боятся. Но все они сидят в Госдуме в Москве, поэтому они не будут пропускать ничего такого. Кто против себя будет принимать законы?

Ильфат Файзрахманов — владелец и главный редактор газеты «Безнең гәҗит»:

— Налоговая реформа уже идет. И направлена она не на облегчение жизни налогоплательщиков, а наоборот, чтобы пополнить казну. Сколько раз говорили «упрощаем, упрощаем», а упрощения нет. Придумывают новые виды налогов, и платить их надо вовремя. Чуть зазеваешься — штрафуют. Сейчас ведь пенсионерам выдают 5 тысяч рублей, а денег у пенсионного фонда, оказывается, нет. Будут давать за счет таких штрафов. Какие-то новые налоги, отчеты... Эти налоги заставляют руководителей предприятий платить людям зарплату в конвертах. Было время, когда невыгодно было платить в конверте, а сейчас бюджет-то дырявый. Вон Улюкаев, специалист по ощупыванию дна, в тюрьме сейчас сидит.

Я сам этого налогового бремени не ощущаю. Я сам бухгалтерию не веду, а заключил договор с одним предприятием, они за меня все делают. Я не трачу время на походы в налоговую инспекцию. Сложно все. Прогрессивную шкалу подоходного налога я считаю самой прогрессивной системой. Сечин, вон, говорят, в день 3 миллиона рублей получает. Пусть такие платят больше. В нашей стране все это так несправедливо построено. Начальники получают зарплату в сотни раз больше рядовых сотрудников. На Западе это могло бы привести к социальному бунту, а у нас все молчат. Усредняют. Кто-то ест капусту, а кто-то мясо — в среднем же получается, что оба едят голубцы.

«Налоговая реформа — она уже идет. И направлена она не на облегчение жизни налогоплательщиков, а, наоборот, чтобы пополнить казну» «Налоговая реформа уже идет. И направлена она не на облегчение жизни налогоплательщиков, а наоборот, чтобы пополнить казну» Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«НА САМОМ ДЕЛЕ СЕЙЧАС ВАЖНО ДУМАТЬ О ТОМ, КАК НАПОЛНИТЬ ЭКОНОМИКУ ДЕНЬГАМИ»

Наиль Бикмуллин — директор Волжского завода строительных материалов Bikton:

— С большой долей вероятности введение прогрессивной шкалы подоходного налога приведет к тому, что многие компании, в том числе представители среднего и крупного бизнеса, перейдут на конвертную систему оплаты. Многие страны, в которых существует такая практика, приходили к выводу, что в результате введения такой системы потери бюджеты увеличивались. То есть бюджет просто терял деньги. Но я думаю, что лет через пять-семь наше государство все равно к этому вернется и у нас будет действовать прогрессивная шкала.

На самом деле сейчас важно думать о том, как наполнить экономику деньгами. Все, что делает и заявляет руководство России: надо выполнять социальные обязательства, увеличить заработную плату бюджетникам и т. д. Но я не вижу ничего из того, что они предлагают для наполнения экономики деньгами, возможности предприятиям получать нормальные кредиты...

Татьяна Федорова — председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

— Прогрессивную шкалу подоходного налога нужно было ввести давно. Потому что у нас 40 процентов бедного населения и 10 процентов богатого. Богатые могут спокойно платить по прогрессивной шкале, и никто от этого не пострадает. А по поводу налогообложения, для того, чтобы развивались предприятия, нужно убрать налог на прибыль, если предприятие эти средства вкладывает в развитие собственного производства.

Эдуард Ковалев — гендиректор ООО «ТатНЭТ» (Набережные Челны):

— Я считаю, что должна быть градация по налогам: малое, крупное, новое предприятие. Дифференциация должна быть. Я считаю, что человек, который зарабатывает 100 тысяч в месяц, он 70 процентов не может отдавать. А у нас на сегодняшний день именно так и бывает. Кроме того, налоги все должны быть прозрачными, не должно быть каких-то косвенных выплат. Чувство справедливости должен испытывать человек. А у нас 50 процентов, 70 — это вообще грабеж, я считаю. Чересчур много мы отдаем. А за что? При такой ситуации смысла работы в бизнесе нет. Можно быть наемным работником, ходить на работу и не париться, что у тебя фирма накроется, что у тебя там риски какие-то.

То есть я однозначно за прогрессивную шкалу налогов. Трансатлантический союз из-за налогов и распался. Швеция и Германия выступили против, так как налоговые системы у них не совпадают с США. Они говорили, что, платя 50 процентов, они становятся неконкурентоспособными с Соединенными Штатами, где ставка 12 процентов. А нам здесь рассказывают, что у нас чуть ли не самая прогрессивная система. На этом фоне наши платежи в 70 процентов — это полный беспредел. Я знаю, что сейчас многие предприятия разоряются и люди уходят из бизнеса именно по этой причине.