Эмоционально и на повышенных тонах прошла вчера в Торгово-промышленной палате РТ встреча представителей туристического бизнеса республики. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавшая на встрече, услышала, как сувенирщики жалуются на то, что туристы обходят их стороной, представители туркомпаний — на незаинтересованность продавцов сувениров в предоставлении скидок, а представители комитета по туризму — на пассивное выжидание сувенирщиков и нежелание рекламировать собственную продукцию
Лиана Саетова: «Нам важно обсудить и договориться о взаимодействии. Речь о производителях сувенирной продукции и турагентствах, которые реализуют продукцию»
ДРУГ БЕЗ ДРУГА НИКАК
Эмоционально и на повышенных тонах прошла вчера в Торгово-промышленной палате РТ встреча представителей туристического бизнеса республики. А точнее, нескольких сторон этих самых представителей — производителей сувенирной продукции, ее продавцов в лице сувенирных магазинов, экскурсоводов и официальной стороны. Последних было несколько из разных ведомств — зампредседателя госкомитета по туризму РТ Лиана Саетова, гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ» Оксана Саргина, начальник отдела развития туриндустрии госкомитета по туризму РТ Артур Абдрашитов, гендиректор «ТИЦ Казани» Наталья Абрамович и председатель гильдии экскурсоводов РТ Надежда Секретова.
Отметим, что обсуждение организовали под кураторством ТПП РТ по итогам встречи главного по туризму в РТ Сергея Иванова и бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова с представителями туротрасли. Тогда — всего пару недель назад — одна из предпринимательниц, владеющая сувенирным магазином, пожаловалась, что хочет, но не может попасть в экскурсионный маршрут по Казани.
Увидев в зале совещания представителя газеты «БИЗНЕС Online», Саетова сочла нужным разъяснить, что же именно обсуждается с производителями сувениров и турбизнесом. «У нас есть народно-художественные промыслы — это достояние Татарстана, то, чем он гордится. Наши сувениры должны быть достойными в представлении республики. Один из способов развития промыслов — продажа сувениров туристам. Нам друг без друга никак. Надо выстроить схему взаимодействия, сегодня ее нет. Одна из схем — комиссионное вознаграждение, — пояснила она. — Нам важно обсудить и договориться о взаимодействии. Речь о производителях сувенирной продукции и турагентствах, которые реализуют продукцию. Сувенирщики говорят, что производят продукцию, а туристы к ним не заезжают. А турагентства говорят: „Мы бы заехали, но нам нужно выстроить отношения, чтобы был взаимный интерес“. В рамках „договориться“ и проходит встреча».
Почти два часа — и это был только один из вопросов встречи — присутствующие в зале пытались решить проблему. Выяснилось, что если механизм работы мастеров и магазинов еще понятен (надо все согласовать, заключить договор с магазином по продаже сувениров, получать процент с продаж при привозе туристов в магазин и не забывать платить налоги), то как привлекать туристов «ярмарочным продавцам», непонятно. Модератор — председатель комитета по сувенирной продукции и товарам НХП при ТПП Артур Мустаев — не один раз повторил, как важно найти пути взаимодействия.
Артур Мустаев и Оксана Саргина
МАЛО ВРЕМЕНИ НА ПОКУПКИ
Абрамович из ТИЦ с самого начала встречи задавала мастерам и владельцам сувенирных магазинов наводящие вопросы. «Пора в открытую заговорить о взаимоотношениях на коммерческой основе. Кто-то имеет опыт работы — современный и юридически обоснованный?» — спросила она. Ответил экскурсовод Рашит Хайруллин, который сообщил, что заключил договор с магазином «Арыш мае» — тот платит ему за привлечение клиентов 5% с покупок туристов.
Однако с магазинов разговор переключился на ярмарки — это ряды торговцев сувенирами, которые можно увидеть, например, в Кремле напротив мечети «Кул Шариф». Абрамович сказала, что вряд ли экскурсоводы говорят своим туристическим группам — не подходите к этим мастерам. На что в зале послышались возмущённые возгласы: «Еще как говорят!» ИП Романова (производство медовых пряников) рассказала, что лично слышала, как экскурсоводы говорят не подходить к продавцам сувениров у главной республиканской мечети. «Потому что дорого, говорят! Я понимаю, что комиссия за сотрудничество везде принята — в Китае, Турции. Но мы технически не представляем, как это осуществить!» — сказала Романова. В ответ на это Абрамович предложила фиксировать имена экскурсоводов, которые мешают работать сувенирщикам, и признала, что взаимодействие технически еще не продумано.
Экскурсовод, заслуженный работник культуры РТ Айрат Габдуллин, сопровождающий, по его словам, VIP-гостей, рассказал о негативном опыте, когда туристов приводишь, а магазин тебе за это ни копейки не отстегивает. «VIP-гости хотят только татарстанское и ручной работы. Однажды в Кремле я повел своих туристов к одной даме, и они купили у нее на 16 тысяч рублей. Потом опять к ней. Но она не давала проценты! А вот другая точка сразу перечисляет», — рассказал он. Проблемой Габдуллин также назвал слишком малое количество времени, которое остается у туристов на покупку сувениров. Экскурсовод Хайруллин тоже предложил официально зафиксировать дополнительные 15 - 20 минут в маршрутах на покупки. Впрочем, это касается уже туроператоров и турагентств, готовящих обзорные программы.
От представителей мастеров выступила непредставившаяся женщина — обсуждение вообще напоминало базарный день, — которая пожаловалась, что на мероприятии «Арт-галерея», где выставлены татарстанские мастера, не было ни одного посетителя. «А вы говорите — ищут ручное! Мы платим огромные деньги за аренду. Все бросают работу, потому что не вытягивают аренду», — в сердцах сказала она.
Абрамович на это отреагировала жестко: «У нас три офиса в Казани. Но вы не рассказываете нам об этом, не приходите к нам».
Другая владелица сувенирного магазина предложила составить реестр магазинов и точек, торгующих сувенирами. Мустаев согласился с идеей необходимости создания интерактивной карты.
Надежда Секретова: «У нас такой богатый краеведческий опыт, тюркская и татарская культура. Но цены! Такие, что большинство, посмотрев, отступают. Такого, чтобы было доступно, мало»
НЕДОСТАТОК ИНФОРМАЦИИ
Основатель и директор «Бюро путешествий» Елена Илькун озвучила еще одну проблему — незаинтересованность продавцов в предоставлении скидок. По ее словам, в одном из магазинов ее партнеру и гостю из Китая продавец отказался сделать скидку на сапоги за 25 тыс. рублей. «В этих магазинах стоят те, кто не заинтересованы в продажах. Они заинтересованы только в своем проценте с продажи. Звонишь владельцу и просишь 5 процентов, и он дает их, а продавцы не сделают скидку. Поэтому о чем идет речь? Хозяин магазина заинтересован, а продавцы — нет», — сказала она.
Несколько владельцев сувенирных магазинов расказали, что взаимодействуют с экскурсоводами. «Мы начинали работать с туроператорами, это было удобно. Мы заранее знали, что будут компании из таких-то стран. Мы готовили встречу с определенным языком. Сейчас есть договоренности с экскурсоводами. Они приводят группу, продавцы всех знают. Мы платим раз в квартал экскурсоводам», — сказала одна из них.
В середине дискуссии Абрамович отметила, что так и нет ни одного предложения. «Вас очень много. Надо все время напоминать о себе», — посоветовала она сувенирщикам.
Ее поддержал представитель туркомпании «Спутник Гермес». «Информацию по сувенирам нам нужно видеть. Информацию просят предоставить из других регионов. Мы же не можем свое время тратить на это», — сообщил он. Абрамович согласилась. «Тот же „Бахетле“ и вкладывается, и выпускает буклеты, электронные брошюры. Кому надо продать — нам или вам? Надо в межсезонье работу делать», — отметила представитель ТИЦ.
Одним из способов решения проблемы может стать инициатива центра развития туризма. «Мы начали работать над критериями по сувенирным магазинам, чтобы быть брендированными Visit Tatarstan. Готовим журнал с информацией об аккредитованных сувенирных магазинах», — рассказала Саргина.
«ДАВАЙТЕ ОТОРВЕМ ПОПУ ОТ СТУЛА»
В ходе дискуссии Абрамович прервала выступающих и зачитала комментарии наблюдателей эфира встречи на «Фейсбуке». «Вот что пишут. „Они не понимают, что ли, что мастера — главное. Хотелось бы помощь получить, а получили умников“. „Хорошо, что я не пошла“, — прочитала она. — О каком взаимодействии может идти речь, если треть зала так думает? Если хотите, чтобы мы помогали вам, давайте оторвем попу от стула и что-то сделаем. Я больше не приду сюда! Хожу сюда пять лет! Вы не понимаете главного — кроме того, что что-то произвести, надо это еще продать, рекламировать как-то. Давайте сделаем каталог, выпустим 50 тысяч экземпляров. Это единственный вариант. Я лично развезу это все!»
Впрочем, в зале продолжали раздаваться возгласы о том, что сувенирщиков не понимают и не помогают им.
«Часто, куда бы ни пришли, в магазинах однообразие. Эксклюзива немного, — заметила Секретова. — У нас такой богатый краеведческий опыт, тюркская и татарская культура. Но цены! Такие, что большинство, посмотрев, отступают. Такого, чтобы было доступно, мало».
В завершение дискуссии Абрашитов озвучил итоги. «Из всего услышанного мы пришли к выводу: комитету по промыслам необходимо создать печатную продукцию (каталог, бюллетень, брошюра) с точками продажи сувениров. В начале 2017 года такой продукт должен быть выпущен достаточным тиражом. А в декабре нам надо провести информационный тур по основным точкам продажи сувенирной продукции», — сказал он.
Впрочем, по шепоту сувенирщиков было понятно, что этот вариант их как будто не устраивает, так что работа предстоит долгая.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 77
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.