МИНУВШЕЙ НОЧЬЮ ЖУРНАЛИСТ «БИЗНЕС ONLINE» ВМЕСТЕ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ГОРОДА И РАЙОНОВ ИНСПЕКТИРОВАЛ, КАК СТОЛИЦА РТ БОРЕТСЯ СО СНЕЖНЫМ КРИЗИСОМ

Вчера руководитель исполкома Казани Алексей Песошин пригласил журналистов, в том числе интернет-газеты «БИЗНЕС Online», совершить рейд по ночным улицам Казани, чтобы посмотреть своими глазами, как, какими силами убирают снег на дорогах… Для него это был обычный объезд перед штабом по борьбе со снегом, на который руководители городских служб в эти дни собираются к 3 часам ночи. А для журналистов и горожан – неведомая ночная жизнь, которой живут с 11 вечера и до 6 утра сотни грузовиков и тракторов. Песошин, который, напомним, лишь в понедельник избавился от приставки и.о., сразу продемонстрировал новый стиль общения с журналистами: сел к ним в «ГАЗель» и лично вел необычную «экскурсию».

ГДЕ БЫЛИ КОММУНАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ КАЗАНИ?

Рейд начался в 22.30 (хотя сам глава исполкома обычно объезжает город после часа ночи, затем в 2.00). Договорились сразу – маршрут выбираем по желанию журналистов. "Я только "за", чтобы не говорили о подтасовках", - соглашается Песошин.

Пока едем в микроавтобусе на улицу Горького, задаю Песошину главный вопрос от читателей «БИЗНЕС Online»:

- Где были коммунальные службы Казани в понедельник утром? Почему не чистили город днем?

- Техника, около шестисот единиц, работала в воскресенье и днем, и ночью. Город к часу ночи более-менее привели в порядок. А полвторого пошел снег. Такой обильный, что в итоге, как вы знаете, за короткий срок набралась месячная норма осадков. Для нас все началось заново, техника вновь вышла на дороги, но к утру сама попала в пробки. Где и простояла 70 процентов времени. После этого мы максимально перевели снегоуборочные машины на ночной режим работы.

Останавливаемся на улице Горького. На дороге остатки  снега собирают две снегоуборочные машины и грузят их в КАМАЗы –  на объекте работает 14 грузовиков. Песошин комментирует:

- В ночь с воскресенья на понедельник объявили план "Буран". Главное в нем – это привлечение дополнительной техники от строительных организаций – в основном грузовиков для вывоза снега. Всего к ночи понедельника город убирали 720 единиц техники. Из них около 260 было привлечено дополнительно. Разумеется, делается это на возмездной основе.

И добавляет:

- Вы только  представьте масштаб – в понедельник с территории города вывезли более 21,1 тысячи тонн снега! КАМАЗы сделали 3670 рейсов!

- Кто-то из городских  чиновников недавно  заявил на пресс-конференции,  что в Казани  удалось избежать  пробок. Это показали по телевизору. Вам самим не смешно?

- Тут путаница  произошла, Рустам Камильевич  Нигматуллин имел в ввиду  термин – «снежные заторы». Это когда снег лежит поперек дороги и невозможно проехать в принципе. В прошлые годы такое случалось. В этом году сужение проезжей части, замедление движения, пробки – все это есть, а заторов, в узком смысле этого слова, слава Богу, удалось избежать.

Тем временем журналисты фотографируют и снимают технику. Водитель КАМАЗа рассказывает, что ночь только началась, а у него уже шестой рейс до снегоприемного пункта.  Песошин, отойдя в сторонку, шепчется о чем-то с директором МУП «Горводзеленхоз» Розой Заббаровой (один из 18 подрядчиков, занятых на уборке снега в городе). И в этот момент, набирая силу, опять предательски начинает идти снег… 

НА  ЭЛИТНЫЕ ПОСЕЛКИ  МНОГО ТЕХНИКИ  НЕ НАДО

Едем в Ново-Савиновский  район – там ситуация утром и вечером на дорогах близка к критической.

- Наши читатели  сделали предположение  – техники в  городе не хватило,  потому что она  чистила элитные  коттеджные поселки.  Это так? - спрашиваю у Песошина

- Сейчас двенадцатый  час ночи и посмотрите –  свет в квартирах уже почти  не горит, – отвечает глава исполкома. – Большинство казанцев не видит, что основная наша работа проходит ночью, сколько техники выходит на улицы. Стараемся действовать по принципу – если коммунальные службы не замечают, не вспоминают, значит, они работают хорошо. Конечно, об этом пока говорить преждевременно… А в поселках, кстати, не нужно много техники – там же припаркованных вдоль дорог машин нет.

- То есть техники  вам хватает?

- Главная проблема не в количестве техники, а в том, что днем мы не можем убирать дороги – поток машин таков, что просто не позволяет ей работать, иначе мы просто создадим дополнительные пробки. Основной упор мы делаем на ночное время, днем убираем внутриквартальные дороги.

По дороге к нам присоединяется глава района Тимур Алибаев.

По улице Чистопольская, которая днем стояла практически  намертво, друг за другом идет спецтехника. Одни машины сгребают снег с края дороги, другие собирают его и загружают в кузова "КАМАЗов". Улица, надо признать, убрана.

- Мы начинаем  вывоз снега только после часа-двух  ночи, когда снижается интенсивность движения, – говорит Алибаев. Уточняет: «На вспомогательных улицах, можно начинать раньше – в 23.00». И показывает на улицу Сибгата Хакима, мимо которой мы как раз проезжаем.

- За ночь успеваете  убрать Чистопольскую? – спрашиваю у Песошина.

- И другие  основные улицы успеваем.

- Тогда утром почему  город встает в  пробках?

- Потому что  в эти дни шел обильный снегопад, который ночью заваливал уже убранные дороги. Если осадков не будет, пробок в Казани из-за снега тоже не будет – вы видите, дорога почищена. Пробки останутся только там, где идет строительство, – развязки, станции метро… Это тоже осложняет движение по утрам. Но тут уж нужно просто перетерпеть, переждать. Метрополитен и развязки – это благо, он нам существенно поможет снизить напряжение на дорогах.

Проезжаем развязку улица Декабристов - проспект Ибрагимова. Здесь спецтехника  уже вычистила дороги, оставив  по краям ровно срезанные снежные  сугробы.

- Вы сами за сколько  до работы доезжаете?.

- За тридцать пять минут – как и раньше. Нет, мигалки у меня нет, просто рано приезжаю.

АЛЕКСАНДР ЛОБОВ: «КАМАЗ ЗАПОЛНИМ СНЕГОМ ЗА СЧИТАННЫЕ  МИНУТЫ. ЗАСЕКАЙТЕ!»

Едем в Московский район по пр. Ибрагимова.

- Как быть с замершими  наростами на дороге? Водители очень  часто вспоминают  чиновников, когда  по ним проезжают.

- Наросты убираем  песко-соляной смесью, – говорит Алибаев. – Какое-то время нужно подождать, чтобы смесь "переварила" снег в кашицу. Водители часто принимают ее за неубранный снег, но убирать раньше не позволяет технология – иначе мы дорогу превратим в каток.

- На наиболее  сложных участках мы используем  спецреагенты, – продолжает Песошин.  – Как, например, на Южной трассе, где не приспособленные под  российские зимы импортные тяжелые  фуры просто отшлифовали дорогу  до гололеда, и сами встали.

- Людей хватает? 

- С людьми непросто. На технику водителей еще хватает, а вот дворников, которые должны чистить дворы, мало. По нормативам нужно шестьсот, а у нас двести, – говорит Алибаев. – Раньше их прельщало служебное жилье, сейчас такой привилегии в федеральном законе нет. Тем не менее, за счет интенсивности смен, круглосуточной работы вопрос решаем.

Подъезжаем к улице Восстания, останавливаемся недалеко от пересечения с пр. Ибрагимова, выходим. Тут же подъезжает глава Московского района Александр Лобов.

- Видите КАМАЗ?  – показывает глава на идущую  впереди колонну спецтехники.  – Засекайте время – снегом  заполнят за считанные минуты.

Через полторы  минуты кузов, действительно, заполняется снегом, и машина уезжает к снегоплавильной камере. Тут же подъезжает следующая.

Едем в Кировский  район. Наряду с Авиастроительным, он считается самым благополучным, поскольку из-за небольшой загруженности улиц есть, где развернутся спецтехнике. По дороге к нам подсаживается глава района Дамир Фаттахов, из окна микроавтобуса показывает на припаркованную у обочины "ГАЗель".

- Несколько дней  уже ищем хозяина, – говорит  Фаттахов. – До нее дорогу убрали  и после нее убрали, а она стоит по колеса в снегу. Все это сильно замедляет работу.

Проезжаем неубранный еще от снега участок. Он утыкан припаркованными машинами. Практически в каждом случае нужно вызывать ГИБДД, составлять акты, искать водителей, эвакуировать машины – а это время, которого ночью не так много.

- Я сторонник  европейской практики, когда существуют четные и нечетные дни, – говорит глава района. – Сегодня нельзя парковаться слева, значит, дорожники могут смело левую сторону очищать от снега.

"У  НЕКОТОРЫХ ВОДИТЕЛЕЙ  Я БЫ ОТОБРАЛ  ПРАВА"

- Почему-то телевидение  не показало, что Кировская дамба  вчера стояла не из-за снега,  а из-за ДТП, – говорит Песошин, когда мы едем по дамбе. – У некоторых водителей я бы отобрал права... Неудивительно, что многие в такой ситуации едут медленно, осторожно. Вот вам еще один фактор.

Выезжаем на ул. Татарстан, к театру им.  Камала. Здесь, к восторгу видеоператоров, снегоуборочные машины идут широким рядом, друг за другом. Впрочем, такие же скопления техники мы видели за окном несколько раз и по пути.

- Во сколько  обойдется бюджету Казани этот снегопад и операция "Буран"? – спрашиваю у Песошина.

- Покажут акты  выполненных работ. Прошедшей зимой операция "Буран" обошлась в 31 миллион рублей (средства на оплату работы подрядчиков, привлеченной спецтехники). Тогда метель началась с 1 на 2 января, на праздники, и дороги не были так загружены. Мы справились достаточно оперативно.

- Средства откуда?

- Из резервного  фонда. На следующий год он  равен 150 миллионам рублей.

- А сколько в  целом город выделяет  на дороги?

- В этом году на дороги, на их благоустройство выделено 445 миллионов рублей. Но в следующем году будет больше – 510 миллионов. Конечно, это не докризисный уровень, но тем не менее…

ПЕСОШИН: "СПЕЦТЕХНИКУ СЧИТАЮ "ПО ГОЛОВАМ"

Подъезжаем к  снегоприемному пункту.  По сути – это свалка, но огороженная забором и достаточно ярко освещенная. Такие, как нам говорят, есть в каждом районе, и не одна. Грузовики идут сплошным потоком – вываливают снег и спешат обратно. Чтобы поместилось больше, привезенное трамбует трактор. Продолжаем задавать вопросы  Песошину, в том числе - вопросы от читателей БИЗНЕС Online.

- Читатели недоумевают  по поводу цифры  в 700 единиц спецтехники,  занятых на уборке  снега в Казани. Говорят - не может  быть, по их данным, на всю республику 500 машин.

- (смеется) Не могу говорить за всю республику, но свои 700 машин я лично считаю практически "по головам". Не знаю, откуда у читателей такие данные.

- Почему нельзя  убрать снег днем?

- Мешает большой  поток машин плюс припаркованный  транспорт. Своей спецтехникой  мы создадим новую пробку.

- Синоптики обещают снег до конца недели. Какова будет ситуация на дорогах Казани?

- В среду и  пятницу синоптики действительно  обещают обильный снегопад. Поэтому  нам важно было максимально  убрать все дороги сегодня  ночью и воспользоваться передышкой  в четверг. Будет снег – будем убирать.

- Какие оргвыводы  будете делать после снежного ЧП?

- Я считаю, что коммунальные службы, как бы это ни звучало сейчас, сработали достойно. Сегодня вы убедились – город достаточно чистый, они справляется со своими обязанностями. Хотя есть сложности с комплектацией бригад, с уровнем зарплат.

- Если не считать  автомобили, которые мешают уборке снега, чтобы вы изменили в работе в эти дни?

- Возможно, более  интенсивно привлекали бы спецтехнику.  Были некоторые проблемы с  исполнителями. Авральная ситуация, которая сегодня наблюдается в городе, происходит крайне редко. Такой обильный снегопад бывает один - два раза в год. Осложнило ситуацию то, что на популярных магистралях идут строительные работы транспортных развязок или станций метро. Тем не менее, дороги не убираются по щучьему велению и нашему хотению. Дороги убирает спецтехника. Вы видели – она работает практически на всех участках, там, где есть возможность.

- Сотрудники ГИБДД  три-четыре часа  добираются до  места ДТП. Может  быть, с ними стоит поработать?

- Когда мы  с вами ездили, вы видели, что  сотрудники ГИБДД работают с  нами вместе – частично перекрываем  улицу для очистки, вызываются  эвакуаторы, чтобы увезти технику  с обочин. Работа с сотрудниками  ГИБДД налажена совместная. На Южной трассе сотрудники комитета благоустройства и ГИБДД с помощью тяжелой техники вытаскивали фуры, которые перекрыли дорогу и создали заторы. Сотрудники ГИБДД точно также в авральном круглосуточном режиме работают вместе с нами.

- Куда подевалась  спецавтобаза, которая  раньше зимой чистила  дороги и чистила  достаточно хорошо? - возмущаются наши  читатели.

- Спецавтобаза, как и многие крупные предприятия  того времени, обанкротилась. 

- Лично вы ожидали, что в эти дни на вас навалится столько критики со стороны населения?

- Приятного мало, хотя власть всегда ругают, заслуженно  или нет – другое дело. Мы  к этому готовы. Но я бы хотел  вот о чем сказать. В эти  дни работники дорожных, коммунальных  служб работают в круглосуточном  режиме, и поверьте, это очень  тяжелый труд. И уж они незаслуженно получают критику в свой адрес. Кроме того, обратите внимание – во многих районах Татарстана из-за обильного снегопада начались всевозможные ЧП. Нет света, потому что оборвались провода, нет тепла. Мы, слава Богу, сумели избежать подобных серьезных происшествий.

Импровизированный городскими властями пресс-тур заканчивается на пл. Свободы. Оказывается, по ночам здесь разбит настоящий бивак для борцов со снегом – один из порядка двух десятков. Водители и рабочие подъезжают сюда, берут в полевой кухне миску с горячим пайком, пьют чай – и снова в бой со стихией.

Они еще не знают, не окажется ли их титанический труд сизифовым. Утро покажет…

Владимир Казанцев
Фото и видео с сайта мэрии