«ВОДИТЕЛИ С ОПЫТОМ ДУМАЮТ, ЧТО ЗНАЮТ ВСЕ. НО МЫ ЖЕ ПОНИМАЕМ, ЧТО ТЕХНИКА МЕНЯЕТСЯ»!

С начала 2016 года, согласно статистике ГИБДД РТ, на дорогах Татарстана произошло 458 ДТП только по вине водителей грузового транспорта (это на 83,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). При этом стоит учесть, что тяжесть последствий аварий с участием грузовиков почти втрое выше, чем с легковым транспортом.

«Причиной ДТП могут быть разные внешние факторы: погодные условия, состояние дорог, неожиданное появление препятствий и другие. Но умение оценивать эти риски, предупреждать их – навыки, которыми должен обладать профессиональный водитель. Значит, в большинстве случаев именно плохо обученный водитель – причина ДТП», – подчеркивает Александр Филиппов, водитель-инструктор школы водительского мастерства «AlfaDriver»[1].

Конечно, со временем определенные навыки нарабатываются, но параллельно меняется и самооценка водителя. Статистика показывает, что рост аварийности находится в прямой зависимости от стажа вождения. Больше всех свои профессиональные возможности переоценивают водители с опытом от 10 до 20 лет. Если в самом начале карьеры человек видит дорожную ситуацию как систему рисков, то с увеличением стажа отношение меняется, но лишь отношение. Риск остается прежним. После 8 - 10 лет стажа прирост навыков происходит очень медленно и лишь на уровне небольших дополнений, а вот неверные навыки управления, напротив, становятся привычкой.Также нужно понимать, что техника меняется, становится более сложной, появляется больше электроники, а знания и манера вождения остаются на старом уровне. И здесь может помочь только система профессионального образования водителей-дальнобойщиков.

Внедряя системный подход к управлению автопарком, меняется сознание водителя и желание самостоятельно изменить «свои привычки»… Управление грузовым транспортом имеет свою специфику: огромная ответственность как для водителя, так и для транспортной компании.

Инструкторы школы водительского мастерства «AlfaDriver» рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online», с какими проблемами приходится сталкиваться как водителям, так и владельцам автопарков.

Чтобы увеличить, нажмите

«Для владельцев автопарков выделю, пожалуй, две главные проблемы: это большие издержки (высокий расход топлива, износ резины, тормозных систем, стоимость запчастей и ремонт авто) и низкая квалификация водителей. Не секрет, что в структуре всех затрат транспортной компании 60 процентов приходится на топливо, — говорит Филиппов. – С другой стороны, от водителей мы часто слышим, что оплата их труда напрямую связана с выработкой маршрутов (часы и километраж). Но при выполнении плана часто возникают такие проблемы, как риск ДТП и неэффективная логистика. Даже опытные водители, признаются, что зачастую маршруты, выстраиваемые логистами, позволяют быстрее привезти товар, но это сопряжено с определенными рисками.

Превышение скорости, жесткое торможение, режим холостой работы двигателя – все это влияет на износ техники и расход топлива, а также безопасность на дорогах. К примеру, на рейсы, маршрут которых проходит по холмистой местности, расход топлива получается довольно большой. Это результат того, что водитель, даже имеющий большой опыт управления, зачастую не понимает саму природу движения! Речь и о кинетике, и о том, что часть рельефа можно преодолеть накатом. И именно из таких мелочей и складывается экономия.

Один из российских научно-исследовательских институтов выяснил, что трафик движения грузового автотранспорта в нашей стране — 53 километра в час. Примерно такие же показатели на приборах учета, используемых транспортными компаниями, автомобилей Scania. И когда показываешь эти цифры водителям, они задаются вопросом: зачем же они стараются ехать на повышенной скорости, чтобы доставить груз быстрее? Меньшее время прохождения участка зависит не от высокой скорости движения, а от средней постоянной скорости или равномерного движения. Потому что как бы ни старался водитель ехать с большой скоростью, все равно возникнет ситуация на дороге, где нужно будет тормозить, а это уменьшает ресурс используемой техники. Чем равномернее движение автомобиля, тем лучше водитель может прогнозировать дорожную обстановку, соответственно, будет меньше торможений, а после каждого торможения логично будет новое ускорение, а это повышенный расход топлива.

По подсчетам, стоимость одного торможения с использованием основной тормозной системы примерно равна 3 рублям. Стоит задуматься об этой цифре, ведь за один рейс водитель использует ОТС не один и не два раза, а сотни! И эту цифру можно сократить в разы».

– Получается замкнутый круг. Какой Вы видите выход из этой ситуации?

– Естественно, решение вижу в наращивании опыта и повышении квалификации водителей, – говорит Александр Филиппов. — Водителю нужно дать понять, что он является не просто водителем тяжелой техники, но в первую очередь хранителем многомиллионного актива, важно изменить его отношение к машине и раскрыть ее потенциал.

«ПОДСКАЗКА» ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

Получается, что выгода очевидна как водителям, так и собственникам автопарков.

«На автомобилях Scania разработана система FMS-контроля, своеобразный «черный ящик», который собирает параметры работы тягача: скорость движения, количество жестких резких торможений, количество времени работы на холостых и т. д., — рассказывает Радик Зиннатуллин, руководитель департамента продаж Scania. — А специальная программа на основе этих показателей подсказывает водителю наиболее приемлемый стиль вождения вплоть до того, какую передачу выбрать на данный момент. Общая система на основе данных вождения устанавливает оценку водителю.

Уже сразу после обучения (длится один день) собственник транспортной компании сможет получить сокращение расходов на ГСМ до 10 - 13 процентов. Самый простой расчет, сокращая издержки топлива на 10 процентов в автопарке из 10 грузовиков (средний пробег — 20 тыс. км/мес., цена на топливо — 34 руб./л), дополнительный прирост прибыли составляет 1 383 000 руб./год. Сумма значительная. Также за счет эффективной езды снижаются затраты на незапланированный ремонт, увеличивается срок эксплуатации тормозных механизмов, уменьшается износ резины – в общем, выгода очевидна».

В таком случае остается вопрос: что же получает с этого сам водитель, какова его личная мотивация и как заставить его ездить по-новому.

– Есть такая проблема, – говорит руководитель ШВМ Игорь Сомов. – Водитель, пройдя обучение, говорит себе: «Я буду ездить так, как это делал раньше». Потому что действительно переломить себя и начать управлять автомобилем по-новому – это трудно и сложно. И если в конце этого непростого пути водителя не оценят, то зачем нужны все эти старания, нет мотивации пользоваться новыми навыками. Поэтому мы даем владельцу транспортной компании инструмент, который поможет контролировать процесс эксплуатации этим водителем транспортного средства. И насколько он хорошо выполняет данные нами рекомендации по вождению, насколько будут снижаться расходы на эксплуатацию, настолько может зависеть, к примеру, и премия для дальнобойщика.

В некоторых компаниях существует мотивация в зависимости от количества сэкономленного топлива, то есть было запланировано 35 л/100 км, а водитель потратил 30 л/100 км, стало быть, «больше сэкономил – больше получил зарплату». Мы же рекомендуем владельцам автопарков выстраивать систему мотивации несколько иначе, исходя из качества и безопасности вождения. Например, с помощью программы DriverSupport[2] водителю ежемесячно выставляются баллы за вождение по основным параметрам (переключение скоростей, езда по холмистой местности, предвидение ситуации), и уже по ним формируется его личная мотивация (предположим, достиг он отметки 80 процентов («хорошо») из 100 и получает уже не 5 руб./км, а 6 руб./км. Стало быть, ему самому выгодно соблюдать и улучшать полученные навыки.

Ну и самое главное – это не только сокращение финансовых издержек транспортных компаний, но и повышение безопасности на дорогах, снижение рисков ДТП за счет повышения водительского мастерства. Ведь в условиях интенсивного движения на трассах именно профессиональные навыки водителя помогут быстро сориентироваться и принять нужное решение, а это может спасти чью-то жизнь!

16+