Радик Хасанов: «Мы, и это не высокопарные слова, обеспечиваем обороноспособность нашей страны» Радик Хасанов: «Мы, и это не высокопарные слова, обеспечиваем обороноспособность нашей страны»

«ПОРОХ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ СУХИМ»

— Радик Шавкятович, какое сейчас на предприятии соотношение оборонной и гражданской продукции?

— По итогам первого полугодия на долю гражданской продукции приходится 63 процента. По итогам года будет 50 на 50, как и в прошлом году. За эти годы, а я работаю здесь больше 18 лет, мы все проходили. Бывало, что «гражданка» у нас составляла аж 92 процента. В 2012 году гособоронзаказ в силу известных причин был вообще ноль процентов. Нам удалось благодаря нашей настойчивости убедить прежнее руководство министерства обороны. А позиция руководства страны согласуется с нашей: на предприятиях оборонно-промышленного комплекса должна быть и гражданская глубоко диверсифицированная составляющая. Мы всегда придерживались этого. По крайней мере, пока я руковожу, гарантирую, что так и будет.

Благодаря этому нам удалось сохранить коллектив. Тем более что специалисты высшей пробы, которые готовятся не один год, — это товар штучный. Куда деть тысячу человек? Особенно в моногороде Зеленодольске. Были горячие головы, которые говорили: «Что тебе стоит, сократи людей!» Спасибо руководству республики, которое нас поддержало, — десятки наших рабочих участвовали в программе общественных работ, например, в восстановлении острова-града Свияжск.

Большая доля гражданской продукции для нас важна. За счет диверсификации мы уберегли святая святых — производство. А так как наше предприятие — основной производитель одного из видов вооружений, мы, и это не высокопарные слова, обеспечиваем обороноспособность нашей страны.

— К 2017 году вы создаете новое спецпроизводство. Оно оснащается по последнему слову техники?

— Как сказал Дмитрий Рогозин, техника применяется ультрасовременная. Один из принципов развития нашего бизнеса: твоя продукция, что военная, что гражданская, должна быть лучше, чем у конкурентов. К тому же в данном случае мы стремились создать комфортные рабочие места. В каком состоянии у нас было производство холодильников и какое оно сейчас — две большие разницы. Но я им как руководитель еще не удовлетворен.

«В каком состоянии у нас было производство холодильников и какое оно сейчас — две большие разницы» «В каком состоянии у нас было производство холодильников и какое оно сейчас — две большие разницы»

— Что именно вам не нравится?

— То, что еще много ручного труда. Это относится и к специальному производству. Посещая зарубежные компании, мы видели, что так бесконечно продолжаться не может — мы должны быть высокомеханизированными. Поэтому еще в начале 2000-х годов задумались, что делать и за счет чего. Начали разрабатывать концепцию. Просто в инициативном порядке. К счастью, мы к этому времени уже имели собственный инженерный центр. Кстати, один из сильнейших в оборонно-промышленном комплексе страны. К сожалению, отраслевые институты тогда практически не занимались модернизацией. И в бюджете в рамках федеральных целевых программ, как сейчас, на это не предусматривались средства. Как бы трудно ни было, мы изыскали на развитие миллионы рублей. Время подтвердило нашу правоту. Когда мы в числе первых вошли в госкорпорацию «Ростехнологии» (ныне «Ростех») и нас включили в программу реконструкции и реформирования ОПК до 2020 года, наш проект уже был готов.

— То есть он оказался чрезвычайно своевременным?

— Да. Это еще один наш принцип: работать на опережение. И мы сработали. В конкурсе по разработке этого проекта победила, я считаю, одна из лучших инжиниринговых компаний — ЗАО «Гипронииавиапром» Бориса Тихомирова. Это будет одно из лучших производств боеприпасной отрасли не только в России, но и минимум в Европе. Некоторым видам оборудования в мире аналогов единицы.

— Этот проект предполагает бюджетное финансирование?

— Да. Большая часть — это средства федерального бюджета. Само предприятие тоже участвует. Это обязательное условие. Нам удалось привлечь серьезные инвестиции. И мы их успешно освоим.

В результате минимум в два раза повысится производительность труда и примерно на 50 процентов — энергоэффективность. Кроме того, это абсолютно экологически чистое производство: нет никаких отходов кроме стружки. Мы будем применять на нем лазерные технологии, много робототехники и мехатроники. Вместе с нашими партнерами за последние три года внедрили больше 30 опытно-конструкторских работ. Должно получиться очень здорово.

— Наверное, это еще более повысит вашу загруженность?

— Мы и в этом году серьезно загружены. На следующий год у нас тоже неплохая перспектива. Но вообще мы всегда ставили себе задачу уйти от стратегической зависимости оборонзаказа. Бюджетные деньги — это баловство. Мы стремимся работать в конкурентной среде. Она держит в тонусе и побуждает к творчеству.

— Утверждают, что на 2016 год POZIS получил такой объем оборонзаказа, что не смог справиться сам и отдал часть заказа другим предприятиям.

— Нет, это обычная производственная кооперация. Для выполнения гособоронзаказа у нас есть все возможности.

— Тем не менее с 2018 года прогнозируют падение объемов оборонной продукции.

— У нас долгосрочная стратегия развития гражданской продукции. Например, сейчас мы развиваем еще и инжиниринг. Делаем разработки даже для ведущих предприятий ракето- и вертолетостроения. Кроме того, серьезно работаем над расширением экспорта. В том числе продукции военного назначения. Что-что, а боеприпасы — это расходный материал. Из истории мы знаем, что при любых военных действиях необходимы хлеб и боеприпасы. А в связи с этими санкционными мерами мировое сообщество просто ошалело. Санкции против инвалидов во время Паралимпийских игр — это уж вообще, это показывает их бессилие. Они уже не знают, где нас куснуть, поэтому порох у нас всегда должен быть сухим.

«ТОРГОВЫЕ СЕТИ ТРЕБУЮТ В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ ХОЛОДИЛЬНИКОВ»

— Какая у вас прогнозируется выручка по 2016 году?

— Около 10 миллиардов рублей. Мы могли бы сработать и больше. Но, к сожалению, не обеспечиваем спрос по холодильникам. Мы уже сегодня должны производить их в два раза больше. Такова потребность рынка.

— И мгновенно переориентироваться невозможно?

— Чтобы нарастить объемы, надо вкладывать деньги в развитие производства и его модернизацию ежегодно!

— А свободных средств нет?

— Ссудного капитала нет. Он в нашей стране не развит. А банки дают кредиты под драконовские проценты. Дали бы POZIS, например, хотя бы полмиллиарда невозвратных субсидий, мы бы точно в течение года произвели гражданской продукции на 2 миллиарда рублей больше. То есть не 5, как прогнозируем, а 7. А это уже другая налогооблагаемая база.

— Куда вы экспортируете свою продукцию?

— В страны СНГ. В том числе Молдову, Украину, Армению, Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Азербайджан. Экспортируем и в Грузию — через Армению. Можно было бы поставлять и дальше, и больше. Но и здесь не обеспечиваем потребности. В Израиль сейчас поставили пробную партию. До конца года мы получим на холодильную технику сертификат на соответствие требованиям евростандарта.

— Это сложные требования?

— Это противодействие. А мы с чего начали? Для зарубежных производителей в рамках ВТО создаем условия, а для своих нет.

«Поставили два холодильника рядом, разрисовали под единый стиль. Это выход для любой хозяйки плюс экономия семейного бюджета» «Поставили два холодильника рядом, разрисовали под единый стиль. Это выход для любой хозяйки плюс экономия семейного бюджета»

— К примеру, у вас под боком, в Челнах, появился китайский Haier...

— А мы хотим войти на китайский рынок.

— В качестве ответной меры?

— Нет, мы системно развиваем экспорт. Могу сказать однозначно: китайцев скрыто субсидируют на государственном уровне, да еще и цена кредита у них в разы дешевле. Ну не может быть, чтобы цена холодильника, который входит к нам растаможенный, даже не покрывала прямые материальные затраты российских производителей. У нас сейчас на некоторые модели холодильников ввозная пошлина уже меньше 10 процентов. А у них минимальная ввозная пошлина — 17, а по некоторым моделям и 30 процентов. Вот вам и ответ. Мы ведь ничего не требуем, кроме как равных конкурентных условий.

И конкуренции не боимся. Всякий раз, когда на наш рынок заходили LG, Bosch или Веkо, слышали: «Вам приходит конец». Кстати, турецкая компания, которая появилась у нас первой, два года назад уже остановила свое производство — преференции закончились. Они прекрасно считают свою доходность.

Я пока не удовлетворен холодильным производством: еще много ручного труда» Я пока не удовлетворен холодильным производством — еще много ручного труда»

«СКАЗАТЬ, ЧТО СИТУАЦИЯ БЫЛА ТРУДНАЯ, ЗНАЧИТ НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ»

— Вы помните свое появление на заводе?

— Когда в марте 1998 года я пришел на ПОЗиС, на нем кроме охраны, дежурных диспетчеров и подстанции ничего не работало. Ничего! За весь 1998 год было произведено продукции меньше чем на 55 миллионов рублей. Зато был 11-месячный долг по зарплате. Сказать, что ситуация была трудная, значит ничего не сказать.

— С чего вы начали?

— Созвали на предприятие всех работников, которые почти 1,5 года простаивали. Но две трети зарплаты мы им должны были платить по закону. Наши экономисты говорили: «Невыгодно их вызывать, работы-то все равно нет». Я им в ответ: «Невыгодно стоять». Около 150 человек сразу уволились.

Госзаказа не было. Спасибо Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и Евгению Максимовичу Примакову, они нам впоследствии помогли. Долг у предприятия в то время был огромный — больше 100 миллионов рублей. Поэтому мы начали думать, как его загружать. Издали красивый каталог нашей продукции на двух листах. Сфотографировали холодильник, которого у нас еще не было. И поехали по странам СНГ. Так шаг за шагом начали запускать конвейер. И ведь запустили. Надо своевременно принимать амбициозные управленческие решения и не бояться никаких трудностей.

«А какой красивой цветовой гаммы у нас холодильники!» «А какой красивой цветовой гаммы у нас холодильники!»

«НАМ ДАЛИ 20 МИЛЛИОНОВ — МЫ БЫЛИ В ШОКЕ»

— И все-таки как вам это удалось?

— Я пошел к банкирам. Считаю, что настоящие банкиры — с государственным подходом, как бывший председатель Нацбанка РТ Евгений Борисович Богачев и экс предправления банка «Татарстан» Геннадий Николаевич Захаров. Говорю: «Дайте мне, пожалуйста, денег». Они в ответ: «У вас нет залоговой базы». Шутя, отвечаю: «Я сам себя заложу, но средства вам верну». Конечно же, помогли работавший тогда премьер-министром Рустам Минниханов и наш первый президент. Нам дали деньги. Мы начали делать товар, торговать им и потихоньку раскручиваться.

А в 1999 году после визита на завод один из вице-премьеров российского правительства выделил нам 20 миллионов безвозмездных и безвозвратных средств. Мы, откровенно говоря, были в шоке. До сих пор об этом помним и благодарим.

— Эти средства вы направили на производство?

— Только на производство. Мы все делаем для его развития.

— И как оно развивалось?

— Сложно. Мы не умели ни проектировать, ни дизайн-проект разрабатывать. Да и разрабатывать было некому.

«Наши федеральные сети «Эльдорадо», «М-Видео» просят все больше наших холодильников» «Наши федеральные сети «Эльдорадо», «М.Видео» просят все больше наших холодильников»

— Еще не было соответствующих служб?

— У нас были опытные конструкторы, но без той энергетики и креативности, которая должна быть. Поэтому мы начали обучать молодежь. В нашем холодильнике используется более 270 видов материалов и комплектующих. Тут и химия, и физика, и термодинамика, и электроника, и гидравлика. А главное — душа. Главным конструктором я назначил Олега Козулина. Знаете, сколько ему было лет? 26. Пришел парень, худенький как палочка, а сейчас это уже матерый конструктор. Или другой пример — Сергей Ишмухаметов, который со своими коллегами, тоже молодыми, конструирует не только сложную оснастку и технологические линии, но и изготавливает сложнейшие стенды для испытаний узлов ракетных двигателей последнего поколения, вертолетов и самолетов, кораблей.

— Учитывая, что законодатели холодильной моды — итальянцы, вы на их продукцию обратили внимание в первую очередь?

— Мы изучали ведущие компании. Посетили и Bosch, и Siemens, и Whirpool. С Candy чуть не создали совместное предприятие.

— А почему «чуть?

— Они просто побоялись.

— Партнерства с малоизвестным предприятием из России?

— Не этого. Руководители этой компании, во-первых, были консервативными. А во-вторых, считали себя великими: должно быть по-нашему. Но я им сказал: «Создаем СП. Производим вместе, продаем вместе». Они испугались, что мы будем активно развиваться и помешаем их головной компании.

«Конкуренции мы не боимся. Всякий раз, когда на наш рынок заходили LG, Bosch или Веkо, слышали: «Вам приходит конец» «Конкуренции мы не боимся. Всякий раз, когда на наш рынок заходили LG, Bosch или Веkо, слышали: «Вам приходит конец»

«МЫ ДАЖЕ КОЛОТИЛИ ХОЛОДИЛЬНИК КУВАЛДОЙ»

— Ваши подчиненные говорят, что вы практикуете еженедельный обход предприятия.

— Это так. Каждую субботу мы с коллегами — моими заместителями, главными специалистами — обходим завод. Обсуждаем проблемы качества, выполнения программ модернизации, разработку новых моделей. До сих пор проводим техсоветы. Как и дни качества, на которых разбираем все до мелочей. Было дело даже колотили холодильник кувалдой.

— Зачем?!

— В начале 2000-х годов случалось, что выпускали некачественную продукцию. Как-то поступила рекламация на изготовленный нами холодильник из Новосибирска. Мы его привезли, поставили в центре главного конвейера. Собрали тех специалистов, кто это сотворил. Говорю: «Вот вам кувалда — бейте». Исполнители и мастер отказались: «Не будем». Начальник цеха тоже. Как и мой заместитель по качеству и зам по производству: «Вы что? Это же холодильник!» Говорю: «Тогда я буду бить сам». Снял пиджак, взял кувалду...

«У нас минимум в пять раз, чем в Европе, дороже кредитные средства. Как же можно конкурировать?» «У нас минимум в пять раз, чем в Европе, дороже кредитные средства. Как же можно конкурировать?»

— Эффект-то эта акция имела?

— Потрясающий. Виновник кричал: «Не надо!» Говорю: «Давайте тогда договоримся производить только качественную продукцию». А кувалду велел повесить в комнате мастеров в глубине конвейера. Там она с надписью «Долой брак!» и висит уже более 15 лет.

Чтобы было качество, нужно любить товар, который производишь, и никогда не быть удовлетворенным достигнутым результатом. Когда мы 1998 году возобновили выпуск холодильников, я купил один из них и увез в деревню. Мама тогда еще здравствовала. Сказал ей: «Приеду и сам распакую».

— Для вас это было так важно?

— Очень. В выходные все внимательно осмотрел, хотя я тогда в холодильниках не очень разбирался.

— Что было самым сложным?

— Долго не удавалось изменить психологию людей, чтобы они поверили в свои силы и возможности. Мы даже на фронтоне завода в качестве психологического воздействия вывесили тогда огромный баннер: «Мы лучшие!»

«Оформление холодильника может быть даже украшено кристаллами Сваровски. Как, например, этот выставочный образец с логотипом корпорации «Ростех» «В оформлении холодильника могут быть даже использованы кристаллы Сваровски. Как, например, этот выставочный образец с логотипом корпорации «Ростех»

«ВЫ ИГРАЕТЕ В ФУТБОЛ ЛИШЬ НА ОДНОЙ ПОЛОВИНЕ ПОЛЯ»

— В каком направлении сейчас движется мода на холодильники?

— Какое главное предназначение холодильника? Сохранить продукт свежим. Это и есть главное. Все остальное — маркетинговый ход.

— Что отвечает за свежесть продуктов в холодильнике?

— Компрессор, испаритель и хладагент, а также надежность теплоизоляции.

— Компрессоры импортные или их уже удалось заменить отечественными?

— Компрессоры нельзя заменить — в России их нет. Мы работаем с итальянскими партнерами. Они номер два по объему продаж компрессоров, а по надежности, может быть, даже номер один. Мы очень довольны работой с ними. Они молодцы: настолько гибкие и открытые. Даже к волатильности рубля к евровалюте подошли гибко.

В прошлом году мы начали с ними переговоры. А потом случилась декабрьская девальвация рубля. Говорю коллегам: «Готовим визит на один из их крупных заводов под Турином. Попросите, чтобы приехали ведущие финансисты компании Embraco. Надо отдать должное итальянцам, руководитель головного офиса в Бразилии приехал в Италию на переговоры с нами. Мы начали по европейскому времени в 9 часов утра, а завершили в час ночи. Зато получили большую скидку и отсрочку платежа. А у них произошел чрезвычайно большой рост продаж, чем они очень гордятся.

«За эти годы мы вложили почти 2 миллиарда рублей в модернизацию» «За эти годы мы вложили почти 2 миллиарда рублей в модернизацию»

— В целом насколько значительна роль импортных комплектующих?

— Несколько лет назад она у нас составляла более 80 процентов. Сейчас по холодильникам мы довели ее до 47 процентов. В медицинских холодильниках доля импорта составляет около 53 процентов.

— В чем главное преимущество ваших холодильников?

— Мы делаем то, что нужно людям. К примеру, стоит морозильник и стоит. Но если это морозильник No Frost, он даже не уходит — убегает.

Торговля в конце 2010 года - начале 2011-го все настойчиво просила такие холодильники. Но итальянцы, с которыми мы тогда работали, увещевали: «Господин Хасанов, не надо. Вы лучше делайте, чтобы холодильник качественнее морозил. Это главное». Один из наших партнеров, болельщик ЦСКА, сказал мне: «Вы играете в футбол на одной половине поля. Только защищаетесь — не нападаете». И мы, планируя производить холодильники с системой No Frost с 2015 года, форсировали события и выпустили их уже в конце 2012 года - начале 2013 года.

В свое время мы работали также и с итальянскими дизайнерами. Но, изучив их опыт, убедились: не то. Говорю: «Ребята, мы разве сами не можем?» Для начала создали центр разработок и дизайна и начали сами разрабатывать дизайн-проекты, конструкторскую документацию на холодильники. Научились этому, выяснилось, что, оказывается, не умеем делать вакуум-формы, штампы, которые приобретали в Италии и Германии. Стали осваивать их. В результате сейчас выпускаем достойные холодильники, которые конкурируют с мировыми брендами. А какой они у нас красивой цветовой гаммы! И исключительно надежные. Мы отслеживаем весь жизненный цикл нашей продукции.

«Покрытие дверцы холодильника может имитировать кожу. Это тоже ручная работа» «Покрытие дверцы холодильника может имитировать кожу. Это тоже ручная работа»

«ЭТО БЫЛО НА УРОВНЕ ИНЖЕНЕРНОГО ИНСТИНКТА»

— Вы активно развиваете еще и производство медтехники...

— Холодильное медицинское оборудование мы начали выпускать первыми в России. Сейчас у нас на него есть международная сертификация.

— Как вы к этому пришли?

— Это было на уровне инженерного инстинкта. Я увидел за рубежом медицинские холодильники. Говорю своим коллегам: «Какая разница, что производить?» Они сомневались: «Это, наверное, трудно и долго». Но лиха беда начало. Лет 5 назад мы заняли около 70 процентов российского рынка медтехники.

Здравоохранение хоть при царе Горохе, хоть при коммунистах или развитом капитализме было, есть и будет. В прошлом году в России только бюджетных закупок лекарств и медтехники было сделано более чем на триллион рублей. Из них немногим более 15 процентов пришлось на отечественные медизделия. Куда ушли остальные бюджетные средства? Зарубежным производителям.

— В холодильной медтехнике раньше тоже преобладал импорт?

— Да, но сейчас уже более 80 процентов составляет наша, отечественная, техника.

В этом году мы продадим медтехники более чем на 600 миллионов рублей. По результатам 9 месяцев рост по отношению к прошлому году — больше 170 процентов. И это мы еще не обеспечиваем всей потребности.

«У нас запатентована технология: на металле, как на холсте, пишется полноценная картина»

— Что способствует росту продаж?

— Во-первых, узнаваемость: мы уже известны на рынке. Во-вторых, ужесточаются требования к хранению лекарств. И это правильно. Холодовая цепь — это целая наука. Согласно ей лекарства, например, инсулин, должны храниться и перевозиться в строжайших условиях. Поэтому наряду с тем, что мы производим холодильники, наши специалисты входят в экспертный совет по медизделиям в минздраве, росздравнадзоре, минпромторге. В 2006 году за первую разработку группа наших специалистов получила премию РТ в области науки и техники. Я очень благодарен нашим татарстанским врачам, руководителям и специалистам минздрава РФ и республиканского центра переливания крови. Вместе с ними мы мощнейший медицинский научно-производственный тандем, который дает хорошие результаты. Замечу: единицы производителей в мире могут освоить холодильники со сверхнизкой — до минус 90 градусов — температурой для длительного хранения крови, плазмы и т. д.

— Вы видите в этом направлении для себя перспективы?

— Не только видим — мы уверены. И полученный сертификат евростандарта открывает перед нами новые возможности. Сейчас мы формируем список рейтинговых выставок, включая международные, чтобы принять в них участие.

— А насколько велик интерес к вашим холодильным шкафам для вин?

— Колоссальный. Виноделие — это выгодный бизнес, которым занимаются богатейшие люди. Некоторые бутылки вина дороже, чем сам холодильник.

— Другой вопрос, насколько этот бизнес развит в России.

— Мы сейчас поставляем винные шкафы в Армению, Молдову, Азербайджан. Через них пойдем дальше. Многие производители винных шкафов забеспокоились, увидев нашу линейку холодильников...

«Холодовая цепь — это целая наука» «Холодовая цепь — это целая наука»

«ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ ДЛЯ НАС НЕ НОВО»

— В связи с девальвацией рубля спрос на ваши холодильники увеличился?

— Спрос на нашу продукцию устойчивый. Наши федеральные сети «Эльдорадо», «М.Видео» просят все больше наших холодильников. У нас ежегодно в сетях идет рост процентов на 20. Кризис мы не проходили. Но для нас это не ново — преодолевать трудности. Помню, в 2009 году продажи у всех упали: спрос снизился в целом. Все производители холодильной техники были обескуражены. А мы оправились и пошли вперед.

— Сейчас снова аналогичная ситуация?

— Да. В прошлом году в России продажи холодильников снизились на 15 процентов. В этом году рынок выравнивается. Но объемы реализации все равно ниже, чем в 2012 году. Тем не менее на фоне падения продаж у других игроков рынка мы отмечаем их рост.

— Какие у вас сейчас объемы производства?

— За последний месяц мы произвели 40 тысяч холодильников.

— Месяц с месяцем разнятся?

— Конечно. В январе мы полмесяца не работаем, как и в мае. Зимой дороги заметает, весной и летом их закрывают. Когда бизнес-то делать?

«Первый наш холодильник «Мир» 1971 года выпуска занимает сейчас почетное место в выставочном зале предприятия» «Первый наш холодильник «Мир» 1971 года выпуска занимает сейчас почетное место в выставочном зале предприятия»

— У вас возникают проблемы с доставкой холодильной техники?

— Мы же возим не только холодильники, но и металл, другие комплектующие. Например, вместо того, чтобы везти 30-тонную фуру металла, везем 9-тоннкой — в 3 раза меньше.

Кто решил, что от закрытия дорог бизнес выигрывает? Я, человек с большим опытом в глубоко рыночном бизнесе, считаю, что мы от этого только проигрываем. А в итоге из-за снижения роста продаж недополучает и бюджет.

— Кто на российском рынке ваш основной конкурент?

— Вы лучше спросите, кто лидер? Мы. В прошлом году мы увеличили объемы продаж на 109 процентов. Могли обеспечить рост и на 150 процентов. Но из-за отсутствия ссудного рынка и производственных мощностей недодали продукции. Как и в этом году.

— Вы действительно не боитесь конкуренции?

— Нет. Потому что за эти годы вложили почти 2 миллиарда рублей в модернизацию. А наши специалисты научились разрабатывать, производить и, главное, продавать холодильники, которые по своим качественным характеристикам не хуже мировых. А некоторые модели превосходят и наших конкурентов. В бизнесе не бывает лирики. Там все четко: технологии. К слову, первый наш холодильник «Мир» 1971 года выпуска занимает сейчас почетное место в выставочном зале предприятия.

«Чтобы нарастить объемы, надо вкладывать деньги в развитие производства и его модернизацию – ежегодно!» «Чтобы нарастить объемы, надо вкладывать деньги в развитие производства и его модернизацию ежегодно!»

— Какие у вас на ближайшие годы планы по холодильному направлению?

— Секрет фирмы (смеется). Планы хорошие. Хозяйки будут приятно удивлены.

Вам, наверное, показывали холодильник с программным управлением. Нажал кнопку — и на экране вашего мобильника появляется список продуктов, которых нет в холодильнике. Здорово. Мы готовы производить такие холодильники. Но это очень дорого. Или взять рынок двухдверных холодильников Side-by-Side — он очень маленький. Тратиться на эти модели еще не время. Но наши конструкторы и маркетологи нашли интересное решение: поставили два холодильника рядом, разрисовали под единый стиль. Это выход для любой хозяйки плюс экономия семейного бюджета.

— Вы все время шли по пути автоматизации. Как в связи с этим менялась численность работающих?

— Прежде на производстве холодильников работали более 2 тысяч человек, а сейчас около 1,5 тысяч.

— Специалистов для вас готовят три вуза. Кадровой проблемы как будто быть не должно.

— Один из журналистов два года назад, когда прошел WorldSkills, задал мне вопрос: «Почему у нас только сейчас начали заниматься рабочими профессиями?» Я ему отвечаю: «Я и мои коллеги занимаемся этим уже больше 10 лет». В свое время POZIS предложил создать представительство КАИ в Зеленодольске, которое со временем получило статус института. Он работает на наш завод и на другие предприятия. Программы кадрового резерва у нас разрабатываются на пять лет и успешно реализуются. Мы пошли дальше — создали машиностроительные классы в подшефных школах. Курс так и называется «Инженеры будущего». Дефицита кадров у нас нет, молодежь идет.

— На что вам жалуются подчиненные в часы приема?

— А у меня официально нет часов приема. Секретарь, если обращаются, дает личную электронную почту гендиректора. Это моя просьба или требование, если хотите. Мне можно написать или подойти с тем или иным вопросом, когда обхожу завод. Зачем это делать формализованно — в часы приема? Вдруг человек не может ждать?

«Многие производители винных шкафов забеспокоились, увидев нашу линейку холодильников...» «Многие производители винных шкафов забеспокоились, увидев нашу линейку холодильников...»

«ДУМАЕТЕ, КОГОГИН НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ, ЧТОБЫ У НЕГО БЫЛ ЛУЧШИЙ АВТОМОБИЛЬ?»

— Как вы относитесь к импортозамещению?

— Я законченный патриот.

— В том смысле, что все, что нужно России, должно производиться в самой России?

— К сожалению, ряд материалов и комплектующих у нас просто не производят. Я поражаюсь порой, насколько мы не любим свою страну. Мы должны доказать, что российские товары ничуть не хуже. Всегда напоминаю молодым специалистам: мы в обязательном порядке должны научиться делать глубоко рыночную продукцию, конкурентную не только на российском, но и на мировом рынках.

— Но это сложно.

— Конечно. Но нам, я считаю, это удалось. Наша продукция нами выстрадана. Думаете, Когогин не хочет, чтобы у него был лучший грузовой автомобиль? У нас с Сергеем Анатольевичем очень добрые, товарищеские взаимоотношения. Тем более что он наш, зеленодольский. Или Вадим Александрович [Лигай]? Мы спорим, переживаем. В том числе о том, что сейчас мало пишут о людях труда. Включаешь с утра новости: кого-то ограбили или, не дай Бог, убили. Лучше бы говорили о тех, кто создал какой-то новый продукт. Но за все надо платить. Кто придумал закон «О рекламе»? Шестая колонна (смеется).

«Нажал кнопку холодильника с программным управлением и на экране вашего мобильника появляется список продуктов, которых нет в холодильнике» «Нажал кнопку холодильника с программным управлением — и на экране вашего мобильника появляется список продуктов, которых нет в холодильнике»

— Какая проблема для вас главная?

— Повторю, отсутствие ссудного рынка. Не только для нас — для многих предприятий. У нас минимум в пять раз, чем в Европе, дороже кредитные средства. Как же можно конкурировать?

— То есть условия изначально не равны?

— Компании LG, Samsung и Hyundai в 1960 - 1980-х годах достигли успеха при поддержке местных политиков. В Корее финансово-промышленные группы, управляемые семьями, называют чеболями и субсидируют государством. Прибыль банков исчисляется миллиардами. Отдайте эти деньги нам, производственным предприятиям, которые создают добавленную стоимость и рабочие места. В 2013 году мы подготовили инвестпроект. При средней процентной ставке 20 - 22 процента взяли кредит под 13 процентов. Банкиры говорят: «Радуйся, что мы тебе дали такой дешевый кредит». А мне не то что радоваться, хотелось сказать им что покрепче.

— Какие вопросы не решены для отрасли в целом?

— Это и господдержка технической модернизации, и создание современных конкурентных условий для образования. Мы, например, создали целый кластер. У нас в Зеленодольске самый лучший ресурсный центр в России, востребованный и максимально адаптированный к условиям современного бизнеса. Спасибо Рустаму Нургалиевичу и правительству РТ за прекрасный проект и финансирование.

Мы же не можем развиваться только за счет прибыли. Без государственной поддержки высокие технологии в машиностроении и ОПК развиваться не будут.

«В нашем холодильнике используется более 270 видов материалов и комплектующих. Тут и химия, и физика, и термодинамика, и электроника, и гидравлика» «В нашем холодильнике используется более 270 видов материалов и комплектующих. Тут и химия, и физика, и термодинамика, и электроника, и гидравлика»

— Почему нельзя обойтись без господдержки?

— В предприятия машиностроения вкладывают технологии и оборудование, которые для нас, возможно, и новые, а для всего остального мира уже устаревшие. Современный мир расчетлив и безжалостен: никто не заинтересован превращать нас в сильного конкурента. В то же время, покупая их технологии вчерашнего дня, мы будем не только консервировать отсталость, но и увеличивать дистанцию отставания.

«КЛАНОВОСТИ НЕТ — ЕСТЬ НОРМАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ОПЫТА»

— Вы сделали великолепную карьеру. Не поделитесь рецептом?

— У меня в жизни не было такой мечты — когда-нибудь стать гендиректором. Но у всех же есть шанс. Тем не менее я никогда не был карьеристом, не думал о том, чтобы подниматься по служебной лестнице все выше и выше. Работал без оглядки — и все.

Я деревенский парень из Буинского района. Окончил КАИ. И очень этим дорожу. Это хорошая школа жизни.

«У нас много семейных династий. Они на заводе всегда были в почете» «У нас много семейных династий. Они на заводе всегда были в почете»

После института у меня была возможность распределиться и на КАМАЗ, и на АвтоВАЗ, и на РАФ в Елгаву. Но папа попросил: «Будь уж, пожалуйста, ближе». У нас родителей принято слушать. Так я попал на зеленодольский судостроительный завод имени Горького, где из мастеров вырос до начальника инструментального цеха. Кстати, я очень благодарен своим первым наставникам.

Но после почти 15 лет работы, включая 2 года службы офицером в рядах вооруженных сил, в мае 1992 года, меня вызвали в исполком: «Вы знаете, что в городе проблема с пассажирскими автобусными перевозками? Мы остановились на вашей кандидатуре. Назначаем вас руководителем автотранспортного предприятия». Я пытался отказаться: «Какой же я транспортник?» «Партии виднее. Это не обсуждается».

— А почему вы хотели отказаться?

— Лихие 90-е. Ситуация в Зеленодольске была не самая благополучная: организованные преступные группировки, захваты автобусов. Но мы навели порядок. Автобусы у нас стали курсировать как часы: с интервалом в 2,5 минуты...

Недавно на отчетной конференции реготделения союза машиностроителей я пролистал наш заводской буклет: это же 18 лет моей жизни! Сколько всего мы с коллективом сотворили за это время...

«Холодильное медицинское оборудование мы начали выпускать первыми в России» «Холодильное медицинское оборудование мы начали выпускать первыми в России»

— Что для вас было самым трудным?

— Наверное, потеря родителей. Мой папа в 11 лет остался без отца. Трагедия! А в 22 года потерял на Курской дуге ногу. Разве это не трагедия? Но несмотря ни на что папа и мама родили и воспитали четверых детей, дали им образование. Плюс еще на их плечах остались четверо племянников: дядя не вернулся с фронта, а его жена умерла. При этом папа больше 15 лет руководил сельским предприятием. А для деревенских председатель колхоза как отец родной — со всеми вопросами идут к нему. И при этом он любил жизнь: ноги не было, а он обожал танцевать. Его только из-за этого зауважаешь. Помню: культя у него распухнет, а идет посевная. Он зубы сжал — и на работу. Самоотдача у него была колоссальная...

— Помогают ли вам близкие в работе?

— Еще как помогают. Их у меня много: жена, двое детей и пятеро внуков. Спасибо Всевышнему и детям. Мы любую встречу стремимся сделать праздником. Старший внук в этом году стал первоклассником. У нас заведено так: дома про работу ни слова. Там должно быть комфортно, чисто, вкусно. Спасибо супруге, все это есть.

Плюс еще 5 тысяч 300 близких у меня здесь, на заводе. Они мне очень близки, потому что я с ними провожу гораздо больше времени, чем с семьей. Спасибо всему коллективу!

«Долго не удавалось изменить психологию людей, чтобы они поверили в свои силы и возможности» «Долго не удавалось изменить психологию людей, чтобы они поверили в свои силы и возможности»

— С вами на заводе работает сын?

— Да. Не только мой, кстати. Здесь же трудятся и ближайшие родственники наших сотрудников. У нас много семейных династий. Они на заводе всегда были в почете. Вот, говорят, клановость. Клановости нет, есть нормальная передача прежде всего опыта. Должно быть устроено именно так. Посмотрите: семейство Robert Bosch — сейчас самая лучшая в мире компания в производстве как оборонной продукции, так и гражданской. То же самое Мiele и Liebherr.

— У вас есть увлечения?

— Я играю в футбол — у нас круглый год проводится спартакиада. В прошлом году успешно сдал нормы ГТО. По своей инициативе. Катаюсь на горных лыжах. Но вообще я не умею отдыхать. Так как, к счастью, конвейер работает и в субботу, и в воскресенье, пройдусь пешком по городу и на завод.

— И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: какие ваши три секрета успешного бизнеса?

— Не доводить проблему до того, чтобы завтра было уже поздно. Время, особенно в бизнесе, — это не возобновляемый ресурс. А еще самодисциплина и дисциплина бизнеса в целом. Еще Александр Суворов называл ее матерью победы. Но главный секрет — высочайший профессионализм и самоотдача всей компании.