Cкульптор Cалават Щербаков у модели памятника Великому князю Владимиру Cкульптор Cалават Щербаков у модели памятника князю Владимиру Великому Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«Я ЧИНГИСХАНУ ПОСТАВИЛ БЫ ПАМЯТНИК...»

Иван Казанков — председатель СПК «Звениговский»:

— Памятники выдающимся людям? Я не против. Пусть ставят. Жалко, что ли?! У нас забывают только тех людей, которые в советское время руководили, в Великой Отечественной войне мы выиграли именно благодаря им. А у нас Сталина топчут, кем только не обзывают. Миллиарды тратят, чтобы увековечить память Ельцина, а его за хрен надо повесить, а не памятники ставить. Такую страну разгромили вместе с Горбачевым. И ему ни в коем случае нельзя ставить памятник — лучшему немцу года. До сих пор в Германии живет, продал все и уехал туда.

Сейчас ставят памятники историческим персонажам для того, чтобы пудрить мозги народу. Сейчас вроде спортивные сооружения и прочее строят, туда пускают, а потом они пустые простаивают с миллионными долгами. Стоят как памятники, а производство тем временем ничего не производит вместо того, чтобы выпускать что-то и помочь производителям. А мы все время уповаем на Запад, чтобы их продукцию — гнилое мясо, фрукты, овощи и так далее — покупали. То «ножки Буша», то еще что-то у них залежалое, а свое производство когда будет? «Боинги» на каждом шагу падают, наши начали падать, потому что долгий срок служат — в два-три раза дольше положенного. Постоянно самолеты падают, а при советской власти они не падали, когда технические условия соблюдались.

Эдуард Лимонов — политик, писатель:

— Людям делать нечего, вот они и занимаются ерундой. Политики нет, она уничтожена, поэтому все уходит в какие изнуряющие, бессмысленные споры. По-моему, в Москве и так 6 тысяч, кажется, памятников, так что, наверное, на всех уже есть — монументы есть, все что угодно есть: героям 1905 года, Ленину мавзолей на Красной площади. По-моему, у нас всего достаточно. Людям делать нечего, вот они и занимаются ерундой.

Я Чингисхану поставил бы памятник. А Ельцину — точно нет, потому что человек уничтожил «союз нерушимый республик свободных». И какие тут памятники? Я вообще выкинул бы его из могилы, где он там лежит. Какая мода на памятники? Это всегда и у всех было — и у европейской, и у восточной цивилизации, и в Древнем Риме предполагалось и предполагается, что великих людей необходимо как-то увековечивать монументами.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве в преддверии его открытия в День народного единства Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве в преддверии его открытия Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:

— Нужно учитывать интересы всех слоев общества. Когда возвращаются к истории, не нужно щекотать и чесать те моменты, которые могут вызвать непонятную реакцию, а она обязательно будет, потому что Грозного мы знаем по истории. Нужно взвешивать на весах — он больше принес блага или наоборот.

Что касается образов, то я как религиозный человек вообще не приветствую какие-либо образы. Но нужно увековечивать память людей, если это, например, ученый и память о нем приносит нам всем пользу. Нужно помнить об ученых... Например, даже шейху Шигабутдину Марджани нет памятника, мы знаем, где у него находится могила, где его мечеть, где его дом, помним его и не забываем. Мечеть Аль-Марджани является ему памятником. Памятником Баруди является медресе «Мухаммадия», которая до сих пор не закрывается, и мы помним о нем.

Михаил Виноградов — политолог, президент фонда «Петербургская политика»:

— Мне кажется, что памятники — это достаточно устаревший формат, а современный взгляд не цепляется за монументальные огромные нераскрашенные глыбы, и часто мы сами обнаруживаем, что каждый день проходим мимо какого-то памятника, не поднимаем на него глаз и никогда не думаем о том, кто это. Поэтому мне кажется, что памятник — это дань какой-то прошлой эпохе, такой эпохе до интернета. Сегодня памятник скорее омертвляет персонаж, нежели его популяризирует.

Мне кажется, что это просто желание чиновников отдельных регионов обратить на себя внимание, чем-то удивить, прозвучать на федеральном уровне. Мы видим, что, за исключением отдельных исторических персонажей, в целом обыватели слабо различают русских царей, русских императоров между собой, в отличие от американской традиции, где принято изучать каждого президента и не делить их на хороших и плохих. А в России к этому относятся достаточно формально. Это желание обратить на себя внимание, но в целом оно мало что дает, потому что в общем обыватель не различает, например, кто был раньше — Дмитрий Донской или Александр Невский, Петр I или Иван IV. Для него это все такая уже история, тяготеющая к эпохе Соловья-разбойника или Ильи Муромца.

Николай Сванидзе — журналист, историк:

— Ивану Грозному я бы не поставил памятник точно. Потому что одно дело — вычеркивать человека из истории, а вычеркивать никого нельзя, Грозный, несомненно, был историческим деятелем, но другое дело — увековечивать, иначе говоря, вводить его в качестве какого-то позитивного примера, исторического героя. Этого делать ни в коем случае нельзя с Иваном Грозным, потому что он был кровопийцей, причем неэффективным. Петр I тоже был кровопийцей, но при этом эффективным. Я бы поставил, конечно, памятник Александру II, потому что он персонаж из нашей истории, почему-то забытой, царь-освободитель, между прочим. И вот ему-то памятники ставить надо, как мне кажется. Я бы поставил памятник Столыпину, хотя он есть в Москве, Сергею Юльевичу Витте, другому великому российскому премьер-министру, про него не очень помнят. Это были два крупных премьера нашей страны, замечательных, пытавшихся вывести Россию на новый уровень.

Не могу сказать, откуда в России мода на монументальное искусство. Я думаю, что это мода на такое государственичество, которое хотят вытащить в определенных лицах, в определенных персоналиях. Вот мне нравится, чтобы была жесткая рука, что нужно круто всех брать в кулак и ломать, поставлю-ка я памятник Ивану Грозному, условно говоря. А поскольку именно на такую линию поведения это рассчитано, то такие персонажи и входят в моду. Мне кажется, дело именно в этом.

«ОТНОСИТЕЛЬНО МОДЫ НА МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭТО ВОПРОС СКОРЕЕ К ПСИХИАТРУ, ЧЕМ К ИСТОРИКУ»

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— В исламе и иудаизме запрещено ставить памятники, я считаю, это правильно. И заповедь «Не сотвори себе кумира» верная. Поэтому я бы, конечно, памятники не ставил никому. Раньше мы жили в тренде, что все те, кто был до нас, были не правы. Пришел Хрущев — развенчал Сталина, пришел Брежнев — развенчал Хрущева, Горбачев развенчал Брежнева и т. д. А сейчас мы находимся в состоянии, когда власть всегда права, любая власть. Иван Грозный был прав, Владимир Красное Солнышко был прав. Поэтому памятник ставят любому правителю, хоть Анне Иоанновне. Вот почему она не заслуживает памятника? Она ведь дала всем пример, разорвала кондуит на царство, обременявший ее особыми правилами. Почему Екатерина II недостойна, Николай I, Николай II, ведь его сделали святым великомучеником? То есть я не вижу разницы между памятником Ивану Грозному и Екатерине. И он прирастил Россию, и она присоединила Крым.

С другой стороны, как вот в Татарстане, в Казани ставить памятник Грозному, который порезал столько народа, который крестил насильно, когда, по легенде, камни из казанских мечетей вывезли и сложили собор Василия Блаженного. С какой стороны смотреть? Со стороны Александра Проханова он — великий царь, приумноживший Россию. А со стороны, скажем, даже не татар, а жителей Казани, там же не по татарам резали, а по казанцам, жили разные национальности... А с этой стороны как? Так вот я бы не ставил памятники никому. Посносил бы те, что стоят, ибо идолы они. А если их и ставят, то они мне безразличны.

Хафиз Гумеров — генеральный директор ОАО «Мелита»:

— У нас слишком большое значение придается установке памятников. Во всех странах имеется огромное количество мемориалов. Взять хотя бы Лондон, где на каждой улице установлено множество монументов. Я был там лет пять назад и рядом с Трафальгарской площадью с удовольствием посмотрел на памятник Юрию Гагарину, правда, в прошлом году его уже почему-то не было. В общем, культура памятников в мире достаточно распространенная, но Россия отличается в этом плане от всех. Для нас установка монумента — это нечто сакральное, хотя это должна быть более простая, скажем так, процедура. Тем более если он устанавливается достойному человеку.

Для Татарстана, например, из политических деятелей, я считаю, Табеев многое сделал для республики. Насколько я знаю, памятника ему нет. У нас есть деятели культуры — Нуриев, та же Губайдулина, почему им не поставить? В том же Лондоне есть памятники даже животным, а уж военным деятелям, генералам, полковникам, взводам, которые участвовали в том или ином сражении, и подавно. Им установлены красивые памятники с барельефом и так далее на каждой улочке. А мы как-то боимся этого, у нас они сразу создают большой общественный резонанс. Повторюсь, к ним надо относиться немного проще.

Олег Будницкий — историк, профессор НИУ ВШЭ:

— Я бы уж точно не ставил памятника Ивану Грозному, тем более в Татарстане. Ну а что касается увековечивания памяти тех или иных выдающихся людей, не буду называть конкретных имен, но нам остро не хватает памятников людям гражданских профессий — врачам, преподавателям, профессуре, ученым и так далее. У нас как-то все сплошные цари, генеральные секретари и прочее. Усилить гражданский элемент было бы очень неплохо.

Относительно моды на монументальное искусство это вопрос скорее к психиатру, чем к историку. Так что тут я, боюсь, не смогу быть вам полезен, это вопрос к человеку другой специальности. А если спорят относительно того или иного памятника, то ставить его не нужно.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ:

— Я думаю, что отношение общества к фигуре крестителя Руси достаточно однозначное. Куда более положительное, чем к Ивану Грозному, личность которого вызывает споры. Его фигура вызывала их даже во времена царской России. Если мы посмотрим историю дома Романовых, то при проведении мероприятий, где отмечали наиболее достойных правителей России, Иван Грозный, как правило, не фигурировал в их перечне.

По моему убеждению, решение по установке памятников должно быть на виду. Это не должно быть высасыванием из пальца в духе «а давайте придумаем, какой здесь памятник поставить». Идея должна быть на поверхности, чтобы люди хотели памятник именно этому человеку. В российской истории очень много выдающихся людей. Главное, чтобы идея установки сама вытекала из города и места. Мы знаем, что искусственные решения порой (как это было в Казани с переименованием улиц) вызывают общественный резонанс. Нужно быть аккуратными, а решение само себя найдет.

«КАКОЙ ТАТАРИН ПОТЕРПИТ, ЧТОБЫ ГРОЗНОМУ В КАЗАНИ ПОСТАВИЛИ ПАМЯТНИК?!»

Рабит Батулла — публицист, общественный деятель:

— Иван Грозный националистов возбуждает, конечно. Памятник Ивану Грозному в Казани уже есть — это трапеция на Казанке. На ней раньше так и было написано: «В честь победы над татарами». Я немного либерально к этому отношусь. Так как они погибли от рук защитников Казани, то пусть покоятся там под своей трапецией. Не надо ее взрывать или охаивать. Нужно рядом поставить памятник погибшим при защите Казани! Памятник, который воспевает трагический подвиг татарского народа. В остальных городах — во Львове или Москве — пусть сами решают, кому ставить памятники. Например, в Москве уже есть памятник татарам — Минину и Пожарскому. Они оба татарского происхождения. В Москве на Красной площади стоит памятник двум татарам, которые спасли Москву от польского нашествия.

Я не ученый, не берусь сказать, кому нужен или не нужен памятник в Казани... Мне не нужен памятник, например! Что я сделал для татарского народа? Не знаю еще, на этот вопрос пусть историки ответят. Например, памятник Ленину на площади Свободы я бы убрал. Какое отношение к Казани имеет Ленин? Он учился в Казанском университете, но потом был исключен. Вот этим я недоволен.

Фаузия Байрамова — общественный деятель, писательница:

— Я ведь сейчас живу по религиозным принципам, и мой ответ будет звучать с точки зрения ислама, а в нем установка памятников запрещена. Нельзя ставить памятники, скульптуры — это со временем может стать объектом поклонения. Я противница установки памятников кому-либо: татарам, русским, другим народам. А вот исторические доски, какие-то символы необходимы. Особенно для того, чтобы напомнить о спорных исторических событиях. Например, в Казани есть часовня, построенная в память о русских воинах, которые погибли при взятии столицы Казанского ханства. Русские до революции каждый год 15 октября отмечали как праздник взятия Казани, звонили в колокола, распивали водку, молились. Такой же памятный знак нужен и татарам. Сейчас среди соплеменников есть разные люди: и верующие, и атеисты. Религиозные могут пойти в «Кул Шариф», а вот неверующим куда идти? Было много проектов: в форме минарета, ядра, летящего в сторону стены Казанского кремля. Это все символы. Необязательно ставить изображение человека.

Я не сторонница пропаганды тиранов, нельзя ставить памятники Ивану Грозному, Ермаку, Сталину, Гитлеру. И им ставят символы. Например, в Красноярском крае поставили кол, посвященный Ивану Грозному, — он ведь сажал на кол неугодных людей. Некрасивый символ, его убрали. Почему ставят спорным историческим персонажам? Так ведь с развалом СССР исчезла идеология. За 25 лет демократии не смогли придумать свою, оригинальную. Нет советского человека, нет единой и неделимой страны, единства нации. А здесь есть и символы империи, и символы тиранов, идеализация сильных исторических личностей. Власти нужен кровавый кулак, ей необходимо объединить народ вокруг него, но вокруг кулака никогда не удавалось сплотить народ, нацию. Это большая ошибка. Нужно найти светлые, красивые личности, а их не ищут. Все крутится вокруг Ивана Грозного и Сталина.

Айвар Саттаров — заслуженный архитектор РТ, лауреат премии им. Тукая:

— В Татарстане нужно ставить памятники деятелям татарской культуры, татарской истории, татарстанцам, в конце концов. А что ставят на территории России, от нас, татар, не зависит. И памятники ставят в соответствии с действующей идеологией. В советское время ставили деятелям марксизма-коммунизма, сейчас вот заново переписывается история: то, что раньше хулилось, теперь, наоборот, возвышается. Такова история, я не знаю... Памятники нужно ставить исключительно положительным деятелям истории, а не тем, которые вызывают разногласия в обществе, имею в виду, в частности, Ивана Грозного. В Татарстане ни в коем случае нельзя ставить памятники тем, кто причиняет боль национальным чувствам коренного населения. Конечно, какой татарин потерпит, чтобы Грозному в Казани поставили памятник?!

Табриз Яруллин — председатель всемирного форума татарской молодежи:

— Я не хотел бы отвечать за всю Россию, но, как мне кажется, наряду с широко известными людьми памятники нужно устанавливать и личностям, которые, может быть, в официальной историографии и не представлены. Например, если мы говорим об Оренбурге, то это не только шаль или Екатерина Великая, но и братья Хусаиновы, которые построили целый квартал, сделали целый вклад в образование города, а также торговали. Если брать Сибирь, сейчас поставили памятник Ермаку, а почему Кучум-хану нет? Всегда, когда ставят памятник, смотрят только на одну сторону истории.

И в нашей республике забывают очень важную часть истории. Сейчас, например, идет восстановление Адмиралтейской слободы — там будет очень много кораблей, галер, но ведь эта слобода возникла не на ровном месте, до этого еще в ханское время был порт. Если делать «Аллею кораблей», то это будет очередное адмиралтейство наподобие Санкт-Петербурга, а вот если углубить, разнообразить ее ханской историей, то это будет уникальный памятник, которого в мире больше нет.

«СТАВЯТ ПАМЯТНИКИ КОМУ УГОДНО: САНТЕХНИКУ, ЭЛЕКТРОМОНТЕРУ»

Виталий Милонов — депутат Госдумы РФ:

— Мы часто увлекаемся памятниками. Отношение к истории у нас многие рисуют черно-белым цветом. Вешаем доски Маннергейму, снимаем доски, а ведь он не белый и не черный... Что касается князя Владимира, я человек православный, и, честно говоря, мне достаточно его иконы, так как он святой.

А вообще, ставят памятники кому угодно: сантехнику, электромонтеру. Поэтому, к сожалению, снижается их ценность, они становятся каким-то элементом декора, а не символом... Мы, к сожалению, не знаем собственной истории. Вот коммунисты выступали на днях с очередной обличительной речью. Когда депутаты Госдумы говорят, что мама князя Владимира — это княгиня Ольга, он свой щит прибил к воротам Царьграда, тут становится не до памятников. Здесь нужны учебники истории, и я с памятниками бы взял паузу, потому что мы уж слишком многое запамятовали.

Искандер Зигангараев — генеральный директор ООО «КЖК-Логистик»:

— Честно говоря, я против памятника Ивану Грозному, потому что это неоднозначная фигура, а татары у нас вторая в России по численности нация. Я против установки памятника Грозному однозначно, а вот каким-либо историческим деятелям — за: Александру Невскому, Петру I. Тем, кто сделал многое для России в плане объединения, хотя Иван Грозный тоже объединял, но жестоко. Пока нельзя, я думаю, ни в коем случае ставить памятники Сталину. Во-первых, государство официально не признало репрессии и не извинилось перед теми, кто был репрессирован, поэтому нельзя пока. Но со временем забудется, принесут извинения, и Сталину лет через 100, наверное, появятся памятники.

Почему начали ставить памятники историческим личностям? Потому что Россия любит копаться в своей истории, потому что она любит заниматься самобичеванием. Наши великие писатели — Достоевский, Гоголь — свои ошибки признавали, занимались самобичеванием. Если взять западную классику, то у них нет такого, что мы плохие, они просто описывают события и не делают из этого психологического разбора, не осуждают своих ошибок, а русские классики любят ковыряться в своих ошибках. И поэтому мы любим прошлое, ищем там ошибки, которые совершили, и своим будущим поколениям говорим: этих ошибок не делайте, не наступайте на те грабли, на которые мы наступали.

Рафис Бурганов — председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— На мой взгляд, надо все-таки позаимствовать опыт иностранных государств, где не торопятся ни сносить памятники, ни ставить. Мы в этом плане впереди планеты всей, довольно быстро их и рушим, довольно быстро начинаем пересматривать историю. Большое видится на расстоянии. Я бы установил какой-то срок обсуждения всех этих проектов для того, чтобы люди могли осознанно принимать такие решения, а не в порыве эйфории или еще чего-нибудь. Это ведь надо делать на века, а не так, что завтра поставили, сегодня снесли.

 Вандалы осквернили памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге Вандалы осквернили памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

Альфред Валиев — первый секретарь татарстанского отделения политической партии «Коммунисты России»:

— Я бы не поставил памятника Ельцину, никогда не поставил бы Горбачеву, а установил бы Сталину, Орджоникидзе обязательно. Иосиф Сталин — человек, который закончил войну. Кстати, над этим вопросом мы уже работаем, обращались в мэрию Казани. Также мы бы хотели переименовать улицу Волгоградскую в Сталинградскую.

Как стоит разрешать спорные моменты? С помощью общественности, в рамках референдума. Так не всегда, конечно, получается, но в этом случае хотя бы в рамках опроса населения, интернет-голосования. Что касается памятника князю Владимиру, то почему бы и нет?! И Ивану Грозному я бы поставил, Ермаку. Они, по крайней мере, объединяли Россию. Ельцин раздавал, а они объединяли. И Путин сейчас старается также объединяться, хотя бы в рамках Таможенного союза.

Алмас Идрисов — главный архитектор Набережных Челнов:

— Россия — многонациональное государство, на территории которого расположено множество республик, округов и так далее. Естественно, для каждой области, каждого региона существуют свои персонажи, оставившие след в истории. Так что у каждой территории могут появляться свои памятники. Что касается нашего региона, например, на достойном месте установлена композиция Мусе Джалилю. А вообще, памятники надо строить такие, которые нас объединяют.