СЕГОДНЯ В КАЗАНИ ВСПОМИНАЮТ АРТЁМА АЙДИНОВА – СТУДЕНТА КАИ, ПОГИБШЕГО В СХВАТКЕ С ПРЕСТУПНИКАМИ

6 декабря 1965 года, спасая человека, Артём Айдинов получил смертельное ранение. О том дне, и о том, как опыт боевой комсомольской дружины помогает в нынешней жизни, «БИЗНЕС Online» рассказал известный татарстанский бизнесмен - генеральный директор набережночелнинсого ООО «Кама-Тракс», член правления Ассоциации международных автоперевозчиков России Леонид Штейнберг. 45 лет назад он, первокурсник КАИ, был на дежурстве вместе с Артемом, тоже получил удар ножом и был на миллиметр от смерти.

НО ЧТОБЫ БИТЬ ЗАДЕРЖАННОГО - НИКОГДА

В тот год добровольная народная дружина КАИ отметила свое десятилетие, а в марте 1961-го в Казани появилась боевая комсомольская дружина (БКД). К 1965 году в активе ребят была помощь в раскрытии десятков преступлений, из того, что на виду, например, наведение порядка в электричках. Поэтому неудивительно, что Артём, - которому, вспоминают, было присуще обостренное чувство справедливости, - вскоре пришел в штаб дружинников с заявлением: «Прошу принять меня в кандидаты БКД. Хочу, чтобы в нашем городе было меньше хулиганов». «В нашем городе» - приехавший из Тбилиси Артем не делил жизнь на «мое» и «чужое».

- Леонид Данилович, БКД это был порыв или все-таки нечто «добровольно-принудительное»?

- Стать дружинником было не так уж и просто - приему предшествовал кандидатский стаж, на котором процентов тридцать отсеивалось. При аттестациях, бывало, выгоняли - за драки, немотивированное применение силы. Но такого, чтобы бить задержанного, не было никогда.

- А что, собственно, привлекало в дружине?

- Мы с Артёмом были соседями по общежитию, и как-то он сказал, что его приняли в БКД, где есть ребята со всех курсов. Прямо скажем, заинтересовался еще и потому, что в чужом городе хочется общения. Я пошел и сразу понял - настоящее братство! Не думайте, что это громкие слова, тоска по прошлому! Так оно и было: дружба, искреннее внимание друг к другу, постоянная готовность помочь. И было настоящее желание бороться с несправедливостью.

Плюс авторитет организации. БКД и милиция взаимодействовали на очень высоком уровне. Ребята не просто охраняли общественный порядок, но и работали с уголовным розыском, даже участвовали в задержаниях преступников, а спортсмены-мотоциклисты КАИ ловили дорожных нарушителей. Руководство БКД приглашалось на милицейские совещания. Нам доверяли, а потому обучали: бокс, самбо, составление документов, навыки общения с людьми. Важно, что закон защищал бойца комсомольского отряда. Сейчас дружины пытаются возрождать, но для этого надо понимать - страна должна в полной мере защищать человека, который в свободное от работы или учебы время идет охранять общественный порядок.

ПОРЯДОК НА КАМАЗЕ

- Как к дружинникам относились окружающие?

- Среди сверстников было и неоднозначное отношение, чего тут скрывать, это нормально. Но, в основном относились неплохо. Сейчас не каждый сотрудник милиции, в случае чего, покажет удостоверение и призовет хулиганов к ответу, а тогда каждый член БКД, не раздумывая, делал это. И слушались. Хулиганы нас реально опасались. Ведь когда БКД была в силе, не существовало никаких группировок. Потом такие дружины из рабочей молодежи появились в Нижнекамске, Чистополе, Набережных Челнах. И, наверное, только уже работая в милиции, я в полной мере понял, какая это сила. Строители КАМАЗа до сих пор вспоминают, какой был в городе порядок. А ведь на стройку какого только люда не приехало. Однако можно было спокойно ходить в любое время... Но надо сказать, что те хулиганы были более покладистыми, что ли. Во всяком случае, поддавались убеждению. Это, конечно же, следствие авторитета власти. Нынешние «отморозки» появились из-за ее дефицита. Сколько лет гробили правоохранительную систему!

- С чего все началось в тот день - 6 декабря 1965 года?

- У нас попросил помощи студент КХТИ, которого преследовала шпана. Договорились, что вечером выйдем из общежития двумя группами на дежурство в те места, где его подлавливают. А они его раньше поймали и начали бить. Но тут подоспели мы. Двое хулиганов - в темный двор. Потом все произошло очень быстро. Артем первым нагнал их, и его пырнули. Подбежал я, приложил одного хорошо – все-таки боксер, - но почувствовал, что он и меня достал ножом. Метил в печень, но повезло - мама незадолго до этого прошила порванный карман куртки суровыми нитками, и нож со шва соскользнул... Артема спасти не удалось, а меня без сознания отвезли в больницу, где сделали операцию. Спасибо подоспевшему участковому Рифу Хайрутдиновичу Муратову, он организовал и задержание преступников - Анатолия Савченкова по кличке «Макар» и Виктора Ермолаева – «Бычка». Позже первого приговорили к расстрелу, второму дали тринадцать лет. На суде их дружки в спину шипели: «Ты у нас доходишься». Но прилюдно никто и пикнуть не смел. Настроение было... Гроб с Артемом от первого здания КАИ в аэропорт провожало чуть ли не полгорода. Наверное, никогда такой процессии не было. В Москве его встречали московские студенты. Похоронили Артема в Тбилиси... А что началось в институте! Всех словно перевернуло. Сотнями приходили с просьбой принять в БКД - не только студенты КАИ, но и других вузов, школьники, рабочие. Дружина сразу увеличилась на тысячу человек, и так продолжалось не один год.

ПРИВЕТ ИЗ «ТЕХ» ВРЕМЕН

- Опыт БКД пригодился вам в дальнейшей жизни?

- Он сформировал мою жизнь. Говорю так не только потому, что до 1989 года проработал в системе МВД, - дружина помогла реализоваться и тем, кто впоследствии был далек от правоохранительной области. И временами мне жалко нынешнюю молодежь - у нее нет того, что было у нас.

- Наверное, поэтому вы стали одним из инициаторов прошедшего недавно форума выпускников КАИ-КГТУ, возглавляющих ныне крупные, средние и малые предприятия? Насколько понимаю, главным из обсуждавшихся вопросов была помощь «оперившихся» выпускников в производственной практике студентов…

- Да, три месяца назад мы – ассоциация «Выпускники КАИ-КГТУ»  - придумали штуку, которой больше нет нигде. Должна быть отдача alma mater от выпускников, которые чего-то добились. Сейчас студент приходит на производство, а далек от него, как я от Луны – нет практики. Вот мы и предлагаем ее наладить. Пусть нас сегодня всего 40-50 выпускников-бизнесменов – завтра подключатся еще столько же. У меня - маленькое предприятие, но я летом беру пятерых студентов. И буду брать. А ведь есть и те, кто готов взять и сто человек. Нас поддержали ректор Юрий Гортышов, ассоциация промышленных предприятий Татарстана, торгово-промышленная палата республики. По своей объединяющей силе это тоже привет из бэкэдэшных времен.

- Но ведь, наверное, и сегодня в жизни и, в частности, в бизнесе правят не только «звериные законы капитализма»?

- Пусть не всегда, но это так. А если не быть уверенным, что не будет обмана, что будут вовремя выполняться договоренности, то и работать невозможно. В кризис мы ясно осознали, что надо помогать друг другу -  и финансово, и просто по-человечески. Дух коллективизма, корпоративности все еще присутствует. И это тоже заслуга наших наставников тех времен, в том числе, и первых лиц Набережных Челнов, республики, КАМАЗа. Это - добрый задел БКД, стройотрядов, других общественных формирований. Кстати, очень вовремя президент Медведев в своем послании вспомнил, что пора некоммерческим организациям, которые себя показали, как-то помогать.

Здесь можно посмотреть программу мероприятий (10-11 декабря), посвященных дню памяти Артема Айдинова и 55-летию со дня основания БКД КАИ.

Тимур Латыпов