НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ ПРОСИЛ ПРОЩЕНИЯ У КОЛЛЕГ

Накануне вечером в своем рабочем кабинете в одном из учебных корпусов нашли тело 57-летнего завкафедрой сервиса транспортных систем набережночелнинского филиала КФУ профессора Рифата Хабибуллина. Собственный источник в правоохранительных органах подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, судя по первичной информации, речь идет именно о самоубийстве. По крайней мере, следов насильственной смерти на месте не выявлено. Тем не менее по данному факту проводится доследственная проверка. Позже эту информацию нашему изданию официально подтвердил замначальника пресс-службы МВД РТ Максим Костромин. По его словам, в происшествии криминала нет. Причиной смерти стал суицид. На месте была обнаружена предсмертная записка, в которой профессор попрощался с женой Еленой, а незадолго до смерти он просил прощения у коллег, причем не конкретизируя, за что именно. У Хабибуллина остались 10-летняя дочь и 2-летний сын.

Сегодня пресс-служба челнинского филиала КФУ разослала некролог: «Скоропостижно скончался доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой сервиса транспортных систем Набережночелнинского института Казанского (Приволжского) федерального университета Рифат Габдулхакович Хабибуллин. Он был талантливым исследователем, признанным организатором, отличным преподавателем. В высшей школе Рифат Габдулхакович проработал 26 лет. За это время прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой. Его научные изыскания легли в основу кандидатской, а после — и докторской диссертации.

В последние годы Рифат Хабибуллин выступал в качестве куратора проектов по подготовке персонала для крупнейшего предприятия страны — ПАО „КАМАЗ“. Благодаря его стараниям в рамках реализации ведомственной целевой программы „Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса“ были успешно воплощены проекты по инновационной системе подготовки инженерных кадров. Его смерть — потрясение для коллектива Набережночелнинского института КФУ. Для всех это невосполнимая потеря. Руководство института, профессорско-преподавательский состав, сотрудники и студенты выражают глубокое соболезнование семье и близким Рифата Габдулхаковича. Прощание с ним состоится завтра, 26 октября, в здании автомобильного отделения в 10:00».

... Вдова Хабибуллина подтвердила информацию о том, что на работе у мужа были проблемы, которые могли повлечь такой печальный исход, но подробности сообщать не стала
Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЕРСИИ: НЕ ВЫДЕРЖАЛ БЕСПРЕДЕЛА?

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в учебном корпусе, где заведовал кафедрой Хабибиуллин. Правда, получить какие-либо комментарии его коллег оказалось делом нелегким. Лишь встречаясь в коридорах вуза, преподаватели украдкой разговаривали друг с другом о причинах случившегося. «Отличный был человек. Человеку три года до пенсии оставалось, это как же нужно было давить, чтобы он пошел на такое?!» — спрашивала одна.

Директор инжинирингового центра Геннадий Маврин на вопрос, что могло заставить Хабибуллина уйти из жизни, сказал: «Я не в курсе. Не знаю. Для меня его смерть была ударом. Я знал его около 15 лет. Это был высококлассный специалист, один из его проектов в 2008 году получил Гран-при на выставке в Москве на ВДНХ. Он много выступал на конференциях, много работал. Со студентами организовывал много совместных мероприятий во взаимодействии с КАМАЗом».

Коллеги по работе, с которыми на условиях анонимности все же удалось побеседовать корреспонденту нашего издания, характеризуют Хабибулина одним словом — трудоголик. «Он постоянно был в работе. Я считаю, что причина случившейся трагедии, подвигнувшей отца двоих детей на крайний шаг, кроется в его конфликте с руководством вуза. Рифат Габдулхакович ранее был деканом автомеханического факультета, который с самого основания и поднимал. А когда в вуз новое руководство пришло, оно на начальственные должности своих людей стало подтягивать. Инэковских новое руководство просто целенаправленно придавливает — проявляет недовольство работой, находит причины для увольнения или сокращения тех, кто реально работает. Я точно знаю, что на Хабибуллина писали кляузы и доносы недоброжелатели. Таким вот образом его потихоньку-потихоньку и добивали. А когда он начал возмущаться подобными методами работы нового руководства, его и с должности декана факультета попросили. Вот так вот и не выдержал человек», — рассказал «БИЗНЕС Online» источник в вузе.

В соцсетях тоже бурно обсуждают трагический случай. Некий аноним написал, что Хабибуллин «не выдержал беспредела и издевательства руководства НЧИ КФУ», что и стало причиной суицида. Выпускник автомеханического факультета Ильшат Мухаметшин в комментариях к этой записи отметил: «Что тут комментировать, хороший был и как человек, и как преподаватель, был деканом нашего факультета, знаю только, что недавно его сместили с должности декана... Печально, что такие люди уходят из нашей жизни...»

Вдова Хабибуллина, с которой связалась корреспондент «БИЗНЕС Online», подтвердила информацию о том, что на работе у него были проблемы, которые могли повлечь такой печальный исход, но подробности сообщать не стала.

«БЫЛО ПОНИМАНИЕ, ЧТО ОН СИЛЬНО УСТАЛ»

Руководство вуза, разумеется, напрочь отвергает информацию о каких-либо разногласиях с Хабибуллиным. «Никакого конфликта у него на работе не было, а было только понимание, что он сильно устал, — сообщил «БИЗНЕС Online» Махмут Ганиев, директор Набережночелнинского института КФУ. — Я думаю, это сказалось. У меня с Рифатом Габдулхаковичем отношения были дружеские — мы примерно одного возраста, оба из деревень, оба окончили КАИ. В последнее время он очень много работал. Он ведь и завкафедрой, и декан, и еще вел несколько договоров. У него было два договора с КАМАЗом: один — от КФУ, второй — совместный с Южно-Уральским государственным университетом по линии ОПК. Преподаватели обязаны работать с предприятиями, выполнять хоздоговоры, а он взял два. Плюс к этому в апреле Рифат Габдулхакович провел аккредитацию — это дополнительная жуткая нагрузка, бывает раз в пять лет. И тогда мы с ним сели, поговорили, я предложил ему немножко отдохнуть. Это было в мае. Он остался завкафедрой, а должность декана мы временно передали коллеге с его отделения Панкратову — именно на время, так мы договорились. Он ни разу никому не высказал, что ему такое положение дел не понравилось. Человеку надо было отдохнуть обязательно, он даже похудел в последнее время. Недавно он съездил в командировку на конференцию — я надеялся, что разбавит научную деятельность отдыхом...»

Ганиев признался, что смерть Хабибуллина для него совершенно неожиданная, что его коллега был очень трудолюбивым человеком, всего добился сам. «Это ведь сложно — написать кандидатскую, потом докторскую — человеку, который приехал из деревни. Потому у нас и сложились хорошие отношения: мы оба прошли этот путь. Я видел, что понаписали в соцсетях. Кому-то нравится или выгодно спекулировать на трагедии. То, что якобы он ходил и со всеми прощался, — это неправда. Он пришел на работу в 7:15, как говорит вахтер, в хорошем расположении духа. Зашел в кабинет и больше оттуда не выходил. Поэтому вечером коллеги и забеспокоились — на звонки не отвечает, не выходит. Так что ни с кем он не прощался. Сегодня мы встречались с коллегами с кафедры, с родным братом Рифата Габдулхаковича, я спрашивал о его настроении: не было ли признаков? С братом они очень были близки по духу. Нет, говорит, ничего такого не было, абсолютно. Между прочим, он и в воскресенье работал. Прямо трудоголик, потому я и думаю, что он перегорел. Мы вызвали милицию, медиков. Видимо, будут проводиться следственные мероприятия. Я сразу поставил в известность ректора, Казань в курсе. Само собой, мы выделим транспорт на похороны, поминки пройдут в нашей столовой. Будем помогать детям. Тем более в университете в таких случаях есть программа пособия на ребенка до достижения 18 лет. Это все само собой разумеется, но человека, к сожалению, не вернешь», — заключил Ганиев.

Чуть более года назад — 5 октября 2015 года — 59-летний доцент кафедры политологии Фарит Гиниятов выбросился из окна 16 этажа башни университета Чуть более года назад — 7 октября 2015 года — 59-летний доцент кафедры политологии Фарит Гиниятов выбросился из окна 16-го этажа башни университета Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ

Это не первый за относительное недолгое время случай самоубийства в КФУ. Аналогичный эпизод имел место весной 2007 года. Тогда из окна университета (в то время он еще именовался КГУ) выпрыгнул 32-летний студент-инвалид. А чуть более года назад — 7 октября 2015 года — из окна 16-го этажа башни университета в Казани выбросился 59-летний доцент кафедры политологии Фарит Гиниятов, который разбился о крышу библиотеки им. Лобачевского. Случайности быть не могло: чтобы совершить суицид, ему пришлось взломать окно, так как оно открывалось всего на несколько сантиметров. Основной версией самоубийства стали проблемы со здоровьем, якобы имевшиеся у Гиниятова. Об этом он якобы оставил предсмертную записку, в которой просил никого не винить в своей смерти. Однако о ее содержании известно лишь со слов анонимных источников ИА «Татар-информ» в правоохранительных органах, официальных сведений на этот счет не озвучивалось. Опрошенные «БИЗНЕС Online» коллеги погибшего не смогли припомнить, чтобы он жаловался на самочувствие. «Я спрашиваю: „У тебя все хорошо, как со здоровьем?“ „Все нормально“, — отвечает... Ну жаловался он однажды, что зуб болит, что давление скачет, но это некритично, никаких серьезных заболеваний, насколько я знаю, у него не было», — сообщил «БИЗНЕС Online» известный профессор и политолог, член президиума Российской академии политической науки Мидхат Фарукшин.

Таким образом, ответ на вопрос, отчего человек с 32-летним преподавательским стажем без каких бы то ни было отклонений в поведении, уравновешенный, не злоупотребляющий алкоголем, решил свести счеты с жизнью столь демонстративным образом, да еще накануне празднования Дня первокурсника и в день рождения Путина, так и остался висеть в воздухе.