Главным гостем состоявшегося накануне в Нижнекамске выездного заседания совета по предпринимательству при президенте РТ стал Ратмир Шайдуллин Главным гостем состоявшегося накануне в Нижнекамске выездного заседания совета по предпринимательству при президенте РТ стал Ратмир Шайдуллин

АППАРАТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕНА РТ ВАМ ПОМОЖЕТ

Главным гостем состоявшегося накануне в Нижнекамске выездного заседания совета по предпринимательству при президенте РТ стал Ратмир Шайдуллин — руководитель управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ. Компанию ему на правах хозяина территории, на которой проводится мероприятие, составил мэр Айдар Метшин. Вел мероприятие, на которое заявилось более 100 предпринимателей Закамья, Тимур Нагуманов — уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РТ. Открывая заседание, Нагуманов попросил Гузель Тимергалиеву, возглавляющую общественную приемную омбудсмена, рассказать о том, чего реально удалось добиться его аппарату в процессе реагирования на жалобы предпринимателей.

Тимергалиева разделила обращения от бизнесменов тоже на три группы. В первую входят запросы, касающиеся защиты от штрафов за нарушение правил благоустройства — это самая большая группа жалоб. По словам Тимергалиевой, нередко представители административно-технической инспекции подлавливают незадачливых предпринимателей на совсем незначительных, казалось бы, нарушениях. Предприниматели, например, не знают о том, что вешать объявления о наборе на работу на стенды для расклейки объявлений нельзя. Вместо этого следует обращаться в местный центр занятости и подавать соответствующую заявку об имеющихся вакансиях. «Или еще пример, — рассказывала Тимергалиева, — предприниматель из Бугульмы не знал, что около магазина должно быть непременно две корзины для сбора мусора. Считал, что одной вполне достаточно, но был оштрафован АТИ за нарушение правил благоустройства». А наказание существенно: для должностных лиц — от 15 до 30 тыс рублей, для юрлиц — 200 тысяч. Тем не менее, по ее словам, в 90% случаев предпринимателям, которые обращались в приемную Нагуманова с этой проблемой, удавалось отменить штрафы в судебном порядке. «Предпринимателей возмущает больше всего в этой ситуации, что их наказывают сразу — никто даже не старается предупредить об этом. Возмущение было услышано на федеральном уровне, и в июле в КоАП РФ была введена статья 4.1.1., которая допускает предупреждение для субъекта МСБ, допустившего правонарушение впервые, а не наложение штрафа», — рассказала Тимергалиева, добавив, что это касается только случаев, когда административное правонарушение не нанесло вреда жизни и здоровью третьих лиц, окружающей среде.

Следующий пласт вопросов, с которым сталкивается МСБ, связан с оказанием муниципальных услуг — начиная от согласования вывесок и заканчивая предоставлением земельных участков. Чаще всего жалобы касаются необоснованных сроков рассмотрения заявки в муниципалитетах или необоснованных требований предоставления какого-либо документа. Тимергалиева вновь привела в пример случай с предпринимателем из Азнакаево, который хотел повесить рекламную вывеску на жилом доме. Администрация перед этим требовала собрать с жильцов подписи, подтверждающие, что они не возражают против этого. Бизнесмен попытался это сделать, но у него ничего не вышло. «Мы, изучив вопрос, пришли к выводу, что для согласования вывески нет необходимости получать согласие жильцов МКД. Более того, подобного требования вообще нет в административном регламенте», — продолжала ликбез руководитель приемной.

Третья группа вопросов от предпринимателей касается налоговых правоотношений. И ключевая проблема здесь — это арест счетов. По ее словам, чаще всего арест накладывается из-за несвоевременной сдачи декларации о доходах или из-за требования налоговиков об уплате налога, штрафа и пеней. Но не все предприниматели знают, что после уплаты налоговый орган обязан снять арест со счета в течение одного дня. «Одному предпринимателю налоговая выкатила требование об аресте счета из-за того, что тот вовремя не оплатил пени в размере 1 рубль. В связи с этим срывалась сделка по закупке сырья для его производства. Он предоставил нам документ, свидетельствующий об оплате, и мы с налоговым органом этот вопрос оперативно решили. Арест был снят, сделка не сорвалась», — привела Тимергалиева очередной пример успешного вмешательства бизнес-омбудсмена.

Тимур Нагуманов Тимур Нагуманов

ПРОКУРАТУРА ОТКЛОНИЛА 34% ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК

Тему кошмарящих бизнес проверок затронул Шайдуллин. Как выяснилось, различные контролирующие органы планировали в 2016 году провести в Татарстане 11990 плановых проверок бизнеса. Однако прокуратурой республики 34% подобных «заявок» были отклонены, в том числе 19% из этого числа касались непосредственно проверки деятельности хозяйствующих субъектов, занятых в малом и среднем бизнесе. Что касается внеплановых проверок, то за согласованием к прокуратуре за 9 месяцев года таких обращений от ревизоров поступило 455, при этом прокуратура отклонила 63% обращений.

«Мы предотвратили незаконное вмешательство в деятельность 289 хозяйствующих субъектов. Таким образом, можно констатировать, что механизм, который устанавливают федеральные органы власти, работает», — с удовлетворением заметил Шайдуллин. Он добавил, что с 1 июля 2015 года стал работать единый реестр проверок органами муниципального контроля. Прокуратура, осуществляя его мониторинг, привлекает должностных лиц к ответственности за нарушение порядка ведения реестра. Так, в этом году были привлечены к ответственности четыре должностных лица органов госконтроля.

По словам Шайдуллина, достаточно много нарушений выявляется и в рамках получения господдержки МСБ — только за один месяц 2016 года было выявлено 1300 нарушений. Прокуратурой в этой связи было внесено 720 представлений, по которым были привлечены к дисциплинарной ответственности 650 должностных лиц, к административной — более 40, а также возбуждено 6 уголовных дел по ст. 169 УК РФ «Препятствование законной предпринимательской деятельности».

В этом году в ведомство Шайдуллина от предпринимателей поступило 102 жалобы, 28 из которых прокуратура удовлетворила. Однако глава управления призвал бизнесменов не обращаться в прокуратуру по поводу урегулирования хозяйственных споров. «Прокуратура сможет вам оказать помощь, если в отношении вас незаконные действия предпринимают органы государственной власти или местного самоуправления или есть признаки управы, в качестве каких-то составов [преступления], которые связаны с экономикой — мошенничество или рейдерский захват, или какие-то составы административных правонарушений», — предупредил Шайдуллин.

Ратмир Шайдуллин Ратмир Шайдуллин

«ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВСЕ ВОКРУГ БЕЛЫЕ И ПУШИСТЫЕ, А МЫ — В ГРЯЗИ»

Когда дело дошло до вопросов, первым отозвался Владимир Попов — директор ООО «Солидар-Сервис». Его компания — разработчик и патентообладатель управляемого пускорегулирующего устройства для газоразрядных ламп, которое в случае установки на уличные светильники дает увеличение срока службы лампы в 10 раз. Кроме этого, на 25 - 40% падает и потребление электроэнергии.

«В рамках проекта „Модернизация уличного освещения в РТ“ планировалось модернизировать 240 тысяч светильников по всему Татарстану, — напомнил Попов. — На реализацию этой программы правительство РТ выделило более 2 миллиардов рублей. Наша компания разработала и запатентовала устройство для газоразрядных ламп. Окупаемость проекта с нашим устройством составляет порядка 1,5 лет. Если же привлекать инвесторов в рамках энергосервисного контракта, то она увеличивалась бы до 20 - 24 месяцев. Есть инвесторы, которые были готовы вложить эти средства. Министерство промышленности Татарстана обратилось в республиканский центр энергосберегающих технологий за экспертной оценкой нашего изделия. И там написали, что, дескать, в 2006 году испытания аналогичного устройства проводились на КАМАЗе и его применение нецелесообразно! Одним словом, написали свой негативный отзыв. Они написали ложный ответ! Мы обратились в прокуратуру, чтобы нам выдали акт об испытаниях, на который ссылается ЦЭТ. Мы были уверены в том, что его нет в природе. Прокуратура провела проверку и выяснила, что этих испытаний на КАМАЗе не проводилось. Мне выдали бумагу. Но в итоге ведь и министру же, и всем другим заинтересованным сторонам доложили, что наша разработка никчемна! Почему прокуратура этот отзыв направила только мне, а не довела до всех заинтересованных сторон, тем же министрам Каримову и Файзуллину, что такого испытания ЦЭТ не проводил? Этот отзыв ведь сам профессор Мартынов написал! В итоге получилось, что все вокруг хорошие и пушистые, а наша компания оказалась в грязи. И все думают, что мы сделали какую-то ерунду, а не устройство, которое может экономить миллионы рублей. И все нам теперь говорят, вы, дескать, имеете право подать на эту организацию в суд. Но я не хочу подавать в суд! Да мне и некогда это делать! Но если прокурорская проверка была, то нужно написать в вышестоящую организацию, что был обман».

Шайдуллин попытался объяснить, что в этом вопросе нет компетенции прокуратуры: «Ваша претензия в том, что министерство промышленности не оказывает вам должного содействия в использовании вашей разработки. Но мы мерами прокурорского реагирования не можем заставить кого-то использовать вашу разработку. Если речь идет о каких-то тендерах, пожалуйста, заявляйтесь, вам никто не препятствует». «Господин прокурор, вы уходите от ответа. Проверка прокуратуры подтвердила, что министра обманули, что никаких испытаний на КАМАЗе не было. Почему вы тому же министру не написали, что тот-то и тот-то обманул вас?» — вновь задал прямой вопрос директор «Солидар-Сервиса». В итоге Шайдуллин согласился после мероприятия снова обсудить с ним этот вопрос, поднять, если потребуется, все бумаги, и проинформировать, опять же если потребуется, тот же самый минпромторг РТ. Правда, выразив желание обсудить проблему после мероприятия, Шайдуллин тут же отметил, что «это все равно не поможет, так как внедрять разработку можно, только принимая участие в соответствующем конкурсе». А если речь идет о возмещении репутационных потерь, то у предпринимателя все равно только одна дорога — в суд.

Ситуацию решил прокомментировать и сам Нагуманов: «У предпринимателей нередко создается ложное представление, что в прокуратуре у них сразу решатся все проблемы. Но у прокуратуры тоже есть ограничения в силу закона. Поэтому, касаясь данного вопроса, я хотел бы сказать: если хочешь что-то продать, то продавать надо не через прокуратуру. Через них может пройти только разовая продажа, которая не повторится больше никогда. Никто не захочет иметь дело с таким поставщиком. Бизнес так не работает».

. .

КАК ШТРАФ В 1400 РУБЛЕЙ ВЫРОС В 10 РАЗ

Проблема, с которой столкнулась фирма «Краст» Василя Шайдуллина, в Татарстане известна и обсуждается давно — весовой контроль. «К нам везли груз, — рассказал предприниматель. — На посту весового контроля в Поисево весы показали перевес в 400 килограммов. Цена вопроса — 1400 рублей. Это штраф за перевес. Но кассы, чтобы оплатить штраф на месте, на посту в Поисево, нет, она находится в Набережных Челнах. На чем водителю добираться в Челны для оплаты этого штрафа? В результате машину увезли в Мензелинск на штрафстоянку. Водитель на перекладных добрался до Челнов — касса оказалась закрытой. Дело было в пятницу, машина в итоге три дня простояла на штрафстоянке, у фирмы убыток в 14 тысяч рублей. В понедельник водитель оплачивает этот штраф. Но он не из нашего региона. Где он, по-вашему, должен эти три дня жить в Челнах, если его машину забрали на штрафстоянку? Как он будет добираться обратно? Ему ведь, согласно регламенту, надо сначала приехать обратно в Поисево, получить там разрешение на свой автомобиль, а потом ехать в Мензелинск, чтобы забрать машину. Что за беспередел?!» И тут же под аплодисменты в зале Шайдуллин внес предложение: «Надо перенести кассу в Казань или в Москву и сделать так, чтобы она работала вообще всего только один день в неделю. Тогда налогов государство сможет собрать гораздо больше. Либо на каждый пункт весового контроля следует установить кассу, чтобы ни один подобный пост не мог без нее функционировать. Спасибо».

Нагуманов, которому пришлось комментировать мытарства водителя, для начала напомнил, что обращение, касающееся работы постов весового контроля, уже не первое: «Ситуация по постам весового контроля действительно непростая, мы проанализировали действующее законодательство, но там не все так однозначно. Мы этот вопрос отрабатывали с ГИБДД, и там все вроде бы находится в правововом поле. Грубого нарушения там нет. Я тоже считаю, что это категорически неправильно, когда машину задерживают на посту и ставят на штрафстоянку, хотя предприниматель готов с ходу заплатить этот штраф. Но ему не предоставляют такой возможности. У нас есть проекты решения по этому вопросу, но пока до конкретики, к сожалению, нам дойти не удалось». Обратив взор в сторону руководителя управления прокуратуры, омбудсмен сказал: «Может быть, прокуратура нас в этой части поддержит? Мы ситуацию полностью понимаем. Это как раз тот случай, когда нужно просто додавить, что ли». Однофамилец предпринимателя Шайдуллина согласился, что процедуры, через которые пришлось пройти водителю фуры, действительно следовало бы упростить и сделать по возможности более удобными. «Да, предприниматель допустил нарушение, но это не значит, что он должен экономически страдать. Этот момент нужно поправить. Мы, думаю, совместно с бизнес-омбудсменом и представителями ГБУ „Безопасность дорожного движения“ рассмотрим это обращение и совместно проработаем вопрос», — пообещал представитель прокуратуры, добавив, что никто не запрещает предпринимателю подать иск о взыскании убытков. И если таких исков в суд будет поступать много, то, по мнению Шайдуллина, руководство бюджетного учреждения задумается об усовершенствовании системы.

Тут к месту случай, произошедший буквально несколько дней назад, вспомнил оказавшийся в зале предприниматель-дальнобойщик из Альметьевска Рашид Мухаметдинов. «Буквально 10 дней тому назад я вез груз из Перми в Самару. Нормально проехал весовой контроль в Перми, в Ижевске, в Челнах. Подъезжаю к весовому контролю у поселка Акташ — на двух мостах машины весы показывают перегруз 180 и 240 килограммов. И ничего я не смог доказать! В конечном итоге просто дал взятку, потому что машину могли бы точно так же арестовать на неделю, а мне в понедельник груз нужно было в Самаре новый получать», — честно изложил ипэшник свою историю. Услышав слово «взятка», активизировался Шайдуллин. Он первым делом заявил предпринимателю, что этот вопрос прокуратура возьмет на контроль и проведет проверку по изложенным фактам. Тут же как версию озвучил, что «что-то там, на этом посту в Акташе, по всей видимости, могло произойти с оборудованием».

«Есть еще один нюанс, — вставил свой комментарий на щекотливую тему Нагуманов. — Я вообще про взятку комментировать даже не могу. Потому что ГБУ БДД, формулируя применение новой системы и вводя подобную проблемную для эксплуатантов систему оплаты, рассматривают как своего рода форму борьбы со взятками. Они говорят, что на месте платить нельзя, все нарушения сразу фиксируются автоматитически и передаются в центральный офис. И на месте, на посту весового контроля, уже категорически нельзя ничего отыграть назад. А тут человек говорит, что дал взятку и поехал дальше... Сегодня законодатель отрегулировал эту систему так, что если зафиксировано правонарушение одним оборудованием, то контрольное взвешивание не предусмотрено. Его нет в регламентах. Возможно, нам совместно с прокуратурой эту тему удастся как-то разрулить», — вновь обратился свой взор на Шайдуллина Нагуманов.

Надзорник предположил, что в весах, возможно, есть какие-то уловки. Но обмудсмен заявил, что руководство ГИБДД заверяло его, что Татарстаном были закуплены едва ли не самые лучшие в мире весы. «С другой стороны, большинство перевозчиков говорят, что по всей России ездят, везде все нормально, а в республику заезжают — и перегруз». «Да, так и есть! — подтвердил слова Нагуманова Мухаметдинов. — Водители из других регионов первым делом спрашивают: как можно Татарстан объехать?!» «Через Татарстан всегда возить дороже, — признал Нагуманов. — Московские компании, с которыми я сталкивался, говорят, что если они везут груз на Урал, то стараются не ехать через Татарстан, потому что тариф на перевозку в этом случае существенно увеличивается. При этом они сами объясняют это тем, что в Татарстане меньше гаишников-взяточников, с которыми можно договориться на месте, чем в других регионах. Поэтому если вопросы с перегрузом решаются через кассу, расположенную к тому же или в Челнах, или в Казани, то перевозка и становится для них дороже», — сказал Нагуманов, добавив все же в завершение, что все, что он сейчас сказал, «всего лишь слухи», а он их «просто воспроизвел».