«У НАС В ПЛАНАХ СЕРЬЕЗНО ПОРАБОТАТЬ ПО ГОРОДСКОМУ ПАССАЖИРСКОМУ ТРАНСПОРТУ»

«Показательно, что с Рустамом Миннихановым мы встретились именно в белорусском парке высоких технологий, — пишет, предваряя разговор с лидером РТ, телеведущий программы „Контуры“ на белорусском канале „ОНТ“ Илья Колосов. — Визит сюда президента Татарстана нельзя считать неожиданностью, поскольку республика ориентирована на инновации. Первый вопрос, который был задан в гостеприимных стенах парка высоких технологий (ПВТ, расположен в Минскеприм. ред.), касался итогов белорусских переговоров».

— Я считаю, что очень открытые вот такие встречи, очень позитивные. Мы для себя определили перечень тех вопросов, на которые мы найдем дополнительные взаимоинтересные проекты, подписали план мероприятий с премьер-министром (Республики Беларусьприм. ред.) на ближайшие два года. Мы увидели те изменения, те проекты, которые реализуются: «Белкоммаш», Моторный завод.

— Полезны эти визиты на предприятия?

— Очень полезны! Вот, скажем, трамваи, которые мы эксплуатируем уже много лет. Коллеги из Беларуси говорят: у нас есть вот такое решение, мы можем сделать глубокую модернизацию, оставить вагон, а тележку, электрическое хозяйство модернизировать. И будет соответствовать самым современным стандартам. Это в два раза дешевле. Конечно, для нас это интересно. Или на Моторном заводе. У нас есть компании, которые занимаются переводом двигателей и аппаратуры под газомоторное топливо. У нас есть в планах серьезно поработать по городскому пассажирскому транспорту.

— Здесь белорусские технологии тоже могут пригодиться?

— Не только пригодиться. Мы совместно должны эту задачу решить. Не только покупка новой техники на газомоторном топливе, а существующую технику тоже перевести. Но для этого мы должны согласовать всю эту процедуру с производителем.

— Я немножко удивлен, что Татарстан занимается программой перевода техники на газомоторное топливо. У вас же «Татнефть» есть, в общем, дефицита с топливом-то нет.

— Газомоторное топливо — это прежде всего экология. Выбросы значительно меньше, особенно в городах. Экология для всех важна. Второе: цена топлива в два раза дешевле у нас. И третье, немаловажное: газ не сольешь. Не секрет, что есть наша традиция такая российская: что плохо лежит — немножко слить (смеется). Эти вопросы нас тоже касаются.

ОБ ИНТЕГРАЦИИ КАМАЗА И МАЗА: «НАДО РАЗДЕЛИТЬ, КТО КАКИЕ АВТОМОБИЛИ ПРОИЗВОДИТ»

— И все-таки я не могу не спросить о перспективах сотрудничества между Татарстаном и Беларусью в том, что касается нефти и нефтеобработки.

— «Белнефтехим» — это наш партнер. Наши нефтяники поставляют сюда нефть. Наши нефтехимики поставляют сюда нефтехимическую продукцию и получают тоже. Мы здесь построили уже 17 заправочных станций, еще планируем 4 построить. Также мы обсудили ряд вопросов по созданию совместных нефтехимических производств. Я считаю, что для нас это интересно.

— Я посмотрел фрагменты совещания, которое вы провели буквально накануне визита в Беларусь, посвященного исполнению бюджета Татарстана на первые три квартала текущего года. Вы до аудитории там довели простую и жесткую мысль: нам никто не поможет, мы должны сами открывать новые производства, новые заводы, создавать рабочие места, развивать бизнес. Вы не находите, что Татарстан и Беларусь здесь очень похожи?

— Я думаю, что рачительный хозяин всегда так должен работать. Я же не зря говорю, что для нас очень интересен опыт Беларуси. Вы посмотрите, какой агропромышленный комплекс у вас. Посмотрите, в какой сложной конкурентной борьбе ваши машиностроительные предприятия сумели создать конкурентные продукты, особенно предприятия, которые работают в области агропромышленного машиностроения, в области строительной техники и дорожной техники. Я сегодня посмотрел Моторный завод — полная линейка каких хочешь двигателей какой хочешь мощности. Это же не так просто. Или коллеги с «Белкоммаша» уже работают над электробусом. У нас тоже есть такая работа. Но это будущее. Если ты не будешь заниматься перспективой, если не будешь создавать рабочие места, если не будет у тебя конкурентной продукции, никто тебе ничего не даст.

— Вы говорите о конкуренции. А что вы думаете по поводу существования прямой конкуренции между КАМАЗом, например, и МАЗом?

— Да, они во многих сегментах находятся в одной нише. Обсуждался вопрос интеграции этих двух предприятий. Но по тем или иным причинам этого не произошло. Хорошо это или плохо, не мне судить.

— Даже, может быть, не интеграция, а разделение рынка? Мы вот это производим, вы — вот это производите, и рынок наш.

— Надо ассортиментный перечень разделить, кто какие автомобили производит.

— Это реально?

— При желании все реально. Надо друг друга слышать. Ведь можно было значительно унифицировать платформы, адаптировать компоненты. Сейчас многие белорусские поставщики компоненты поставляют нам, наши российские поставляют сюда. Это же себестоимость, это затраты, это унификация. Этим все равно надо заниматься.

— Так все крупные автопроизводители пытаются унифицировать продукт, иначе не выдержишь конкуренцию на рынке.

— Конечно. Выдержать очень сложно.

«ПРЕДПРИЯТИЕ НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАРПЛАТУ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ДЕНЕГ НЕТ. ПРОСТО У НЕГО ДРУГИЕ ПРИОРИТЕТЫ»

— Поделитесь рецептом, как вы поступаете с предприятиями, у которых есть долги по зарплате, долги перед бюджетами? Я ведь знаю, что есть такие предприятия в Татарстане. Как вы решаете?

— К сожалению, метод убеждения не всегда эффективен. Приходится использовать некие механизмы более серьезного административного убеждения. И оно дает результаты. Я считаю, что как только идет конкретный разговор и те риски, которые есть у плательщиков по поводу взаимоотношений с государством, должники быстро принимают решение. Почему это предприятие не выплачивает заработную плату? Не из-за того, что у него всегда денег нет. А просто...

— Недостаточно контролируют, что ли?

— У него другие приоритеты. А когда ты ему показываешь: дорогой друг, ты не туда двигаешься, и у тебя перспективы не очень хорошие... Почаще надо встречаться, почаще надо объяснять.

— Вы сказали о перспективах. С Андреем Владимировичем Кобяковым (премьер-министром Беларуси — прим. ред.) перспективы у вас распланированы аж на два года вперед, несмотря на непростую экономическую ситуацию. Значит ли это, что она улучшается, эта ситуация?

— Экономическая ситуация не всегда от нас зависит. Но в то же время, если в нашей работе не будет некой системности, некой стратегии, вся эта работа не даст того результата. Поэтому этот документ как бы держит нас в тонусе. Во-первых, мы определили приоритеты и по этим приоритетам будем двигаться. И мы договорились в год два раза встречаться. Когда есть некая схема... Вот, оказывается, я пять лет не был, мне стыдно. Это плохо. А когда будут такие реальные обязательства...

— Все, никуда вы уже не денетесь, вы приедете и встретитесь.

— Да. Поэтому, когда мы себя несколько загоняем в какие-то рамки, это позволяет нам работать лучше.

Илья Колосов, телеведущий ОНТ

Источник: http://ont.by/

P. S.: Интервью было записано во вторник, 18 октября, сразу после завершения визита делегации Татарстана в Беларусь и было продемонстрировано в вечернем эфире белорусского Общенационального телевидения 23 октября