Депутаты Госдумы РФ на «Партийной лиге» в РИК «Единой России» обсудили актуальные вопросы, касающиеся регионального и федерального бюджетов

«20 МИЛЛИОНОВ САМОЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ НЕ ПЛАТЯТ НИКАКИХ НАЛОГОВ»

Бурную реакцию собравшихся парламентариев на заседении партийной лиги «Единой России» в Казани спровоцировал вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о планах министра труда и социальной защиты Максима Топилина ввести налог на неработающих граждан в размере 20 тыс. рублей в год. Как выяснилось, инициативу, породившую жаркие споры, татарстанские депутаты горячо поддерживают.

«Считают, что завтра же внесут законопроект и все самозанятое население обложат налогом, об этом речи не идет», — поспешил, впрочем, успокоить депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов. По его словам, государство пока хочет разобраться, какое количество самозанятого населения в стране, и определить категории таких граждан. «Но 20 миллионов самозанятого населения не платит никаких налогов, в том числе среди них есть люди, которые на самом деле работают и получают заработную плату, и притом неплохую! Есть серый рынок [труда], есть профессии, в которых работники ни лицензии не берут, ни предпринимателями не становятся, но работают и никаких налогов не платят», — поддержал Гильмутдинов министра Топилина.

Он объяснил, что идея эта исходит из принципа справедливости, что никто не должен платить из своих кровных и за себя, и за того парня. «Почему за ваши деньги, которые с вас собирает минфин, платят в систему ОМС средства на этих [неработающих] граждан, это же несправедливо!» — возмутился депутат. Он предложил, что неработающие граждане могли бы покупать что-то вроде патента, из которого шли бы отчисления в фонд ОМС и пенсионный фонд.

Его коллега по российскому парламенту Айрат Фаррахов поправил, что, по последним данным, людей работоспособного возраста, но нигде официально не работающих в стране около 14,5 млн. человек. Он напомнил, из чего складывается плата в 20 тыс. рублей — это размер МРОТ вместе с оплаченным за него подоходным налогом плюс сумма взноса в фонд ОМС, которая составляет 8−9 тыс. рублей в зависимости от региона.

«МОЖЕШЬ НЕ ПЛАТИТЬ, НО ТОГДА НЕ ПОЛЬЗУЙСЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ!»

Немного опоздавший на встречу депутат Александр Сидякин попросил (вслед за Дмитрием Медведевым) не называть обсуждаемый сейчас платеж с неработающих людей «налогом на тунеядство». Но затем вошел в раж и выдал хороший парламентский спич:

«Если ты не работаешь, сидишь, здоровый мужик, хлебаешь щи целыми днями, не платишь ни копейки, но ходишь каждый день к педиатру (видимо, имелось в виду, терапевту, врачуприм. ред.) и зубному, то что-то здесь не так! Если ты работоспособный человек, но не хочешь ни вставать на биржу труда, ни платить, но пользоваться всеми благами системы здравоохранения, можешь не платить, но тогда не пользуйся системой здравоохранения!» — предложил альтернативу Сидякин.

Фаррахов согласен с коллегой в том, что есть «колоссальное количество людей старше 20 лет и моложе пенсионного возраста, которые неплохо живут, имеют неплохие автомобили, и видно, что у них есть какие-то доходы, но ничего не платят в систему медицинского страхования».

«Они, конечно, могут сказать, что им не нужна медицинская помощь, но дело в том, что если они окажутся в неотложном порядке в больнице, им придется оказать медицинскую помощь, и за нее заплатить субъекту», — говорит Фаррахов. (К слову, на этой встрече он выглядел самым хорошо подкованным депутатом, ведь он по прошлому опыту хорошо знает и финансы, и медицину.) Он напомнил раздухарившимся коллегам, что по Конституции России люди, вообще-то, имеют право не работать, но, с другой стороны, средства на здравоохранение в стране собираются по солидарному принципу. Он намекнул, что деньги, которые региональные бюджеты платят за господ-тунеядцев (порядка 4 млрд. рублей в фонд ОМС только по Татарстану), могли бы пойти, например, на лечение орфанных (редких) заболеваний.

В общем, перспектива «отцепить» от ОМС 14,5 млн. человек вырисовалась вполне очевидно. Настолько очевидно, что Сидякин тут же принялся считать, сколько будет, если умножить 14,5 млн. человек на 20 тыс. рублей. Полученный результат (290 млрд. рублей) сильно удивил парламентария и быстро породил новые идеи, на что их можно было бы потратить — на тот же ремонт больниц и школ...

БЮДЖЕТ. ВАРИАНТ КОНСЕРВАТИВНЫЙ

Но все же главной темой, которая была заявлена организаторами дискуссионного клуба, стали бюджеты Татарстана и России, формирование которых завершается в эти дни. 28 октября депутаты ждут внесения трехлетнего российского бюджета в Госдуму РФ (объемом в 3215 листов!). А 3 ноября Госсовет РТ приступит к обсуждению в первом чтении аналогичного по срокам бюджета Республики Татарстан.

Первым слово взял экс замминистра финансов РФ и депутат Госдумы РФ Фаррахов. Он напомнил, в каких турбулентных условиях шло принятие бюджета страны начиная с 2014 года. Это и четырехкратное падение доходов от продажи углеводородов, и прочие «прелести» новой геополитической обстановки вокруг России. Но сейчас, по его мнению, ситуация успокаивается, что дало возможность вновь замахнуться на трехлетнее планирование. Фаррахов не стал скрывать, что бюджет-2017 выйдет из-под «станка» в весьма консервативном виде. Мол, если будут дополнительные доходы, распределим их позже (что и говорить, учится федеральный минфин в этом плане у Татарстана, уже много лет практикующего подобный фокус). Ведущий встречи Леонид Толчинский пошутил на тему «агента минфина» в Госдуме.

Айрат Фаррахов Айрат Фаррахов не стал скрывать, что бюджет-2017 выйдет из-под «станка» в весьма консервативном виде. Мол, если будут дополнительные доходы, распределим их позже (Татарстан уже много лет практикует подобный фокус)

Сидякин тоже включился в беседу, заявив, что в новом бюджете РФ секвестрование идет практически по всем статьям. Однако в опекаемом им комитете по жилищной политике и ЖКХ (в нем депутат занимает пост первого зама) не все так плохо. К примеру, по линии фонда содействия реформированию ЖКХ наметился даже рост трат — на 350 млн. рублей. 110 млрд. рублей добавят на субсидирование ипотечных ставок, в том числе 20 млрд. рублей решено поощрить программу арендного жилья.

Сидякин анонсировал также новый нацпроект, над которым, по его словам, сейчас идет кропотливая работа, он будет называться «Городская среда» и отвечать за такие вещи, как ремонт детских площадок и дворов. «Чтобы, когда мы меняем пространство для жизни конкретного человека, начинали сквозной линией — от квартиры, подъезда, двора — и заканчивали инфраструктурой, прилегающей к дому. Вот об этом новый проект по формированию новой городской среды», — обрисовал красивую картинку Сидякин. Толчинский поинтересовался, не мало ли это — 10 млрд. рублей — на всю страну? Такой бюджет легко бы освоил один Татарстан. Но, как говорится, лучше мало, чем ничего. Так что политику осталось разве что развести руками.

В целом же Сидякин оценил ситуацию в стране как «разворот экономики в сторону роста». В подтверждение он привел данные рейтингового агентства Fitch, которое на днях повысило рейтинг страны с негативного на стабильный. «Вы можете говорить, что вот вы из „Единой России“ приехали и будете говорить о том, что негативные тенденции будут меняться, но вот вам мнение объективное!» — преподнес информационный «подарочек» депутат ГД.

ДЕПУТАТЫ РТ ПРОТИВ «ПОЛИТИКИ РОБИН ГУДА»

У новоиспеченного главы комитета Госдумы по делам национальностей Гильмутдинова оказалось меньше поводов для оптимизма. Говорит, ему еще предстоит биться за увеличение бюджета программы, посвященной сохранению национальной идентичности народов РФ (вероятно, речь идет о ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020)» прим. ред.).

Он пожаловался на то, что узконаправленная ФЦП была преобразована в госпрограмму, так сказать, широкого спектра действия, средства которой распыляются на различные мероприятия, например, по линии министерства образования, молодежи, спорта и т. п. Но самое главное, средства в ней заложены просто крошечные в размерах страны.

Модератором заседания выступил экс-гендиректор ИА «Татар-информ», а ныне руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский

«К сожалению, ее преобразовали в госпрограмму из ФЦП, там денег около 700 миллионов всего, то есть практически ничего нет. Но у нас есть желание совместно с ФАНом (федеральное агентство по делам национальностей прим. ред.) поработать, чтобы эти деньги появились», — заявил Гильмутдинов. Депутат обещал, что будет лоббировать увеличение финансирования программы ко второму чтению бюджета.

Также Гильмутдинов заявил, что депутаты Госдумы от РТ единым фронтом выступят против «политики Робин Гуда», когда налоги отбираются у богатых регионов и отдаются бедным. «Нам небезразлично, что просто так у республики будут забирать 1 процент (речь идет о планах федерального центра забирать у региональных бюджетов по 1% ставки налога на прибыль, чтобы направить их на дополнительную поддержку бедных субъектов РФ прим. ред.), а что взамен? Что мы будем иметь? Почему у нас, например, заработные платы у государственных муниципальных работников в три, а то и в четыре раза ниже, чем в соседнем Ульяновске или других регионах? При этом мы являемся донором, а они реципиентами? Почему так?» — возмутился Гильмутдинов.

ГОСПРОГРАММЫ РТ: РЕВИЗИЯ С ПОСЛЕДУЮЩИМ СОКРАЩЕНИЕМ?

Как будет развиваться бюджетная эпопея в Татарстане, рассказал замминистра экономики РТ Айрат Шамсиев. Он сообщил, что сейчас ЦЭСИ ведет придирчивый анализ всех 30 госпрограмм, которые по итогам оценки ждут большие перемены. «Сейчас у нас 30 государственных программ, будет проведена их ревизия, установлены ключевые показатели эффективности, часть программ придется перетасовать, изменить центры ответственности», — заявил Шамсиев.

Но какие именно программы пойдут под нож, а какие (а вдруг?) будут закрыты, Шамсиев тактично умолчал. «Не могу [назвать неэффективные программы], так как ревизия не проведена», — ответил он на уточняющий вопрос Толчинского.

Айрат Шамсиев Айрат Шамсиев: «Иногда приходится чем-то жертвовать в суммовом отношении — по выделению [средств] по той или иной программе»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил помочь минфину и попросил депутатов и приглашенных высказать свое мнение о том, какие новые госпрограммы они посоветовали бы принять в Татарстане, а какие, может быть, закрыть за ненадобностью? Фаррахов прагматично рекомендовал татарстанским властям формировать свои госпрограммы в форватере тех 11 стратегических проектов РФ, которые были приняты еще в июне 2016 года, объяснив это тем, что уж по этим-то программам точно будет федеральное софинансирование. Гильмутдинов вспомнил свои недавние предвыборные путешествия по районам и весям республики и предложил принять республиканскую программу «Поселок». Он поблагодарил Рустама Минниханова за то, что уже сделано немало, но напомнил, что в целом ряде казанских поселков до сих пор нет ни воды, ни дорог. Сидякин, не долго думая, заявил в духе того, что программы всякие нужны и программы всякие важны, а единственное, что нужно изменить, — добавить денег.

Почему-то испугавшийся такой постановкой вопроса Шамсиев все-таки заверил, что речи о закрытии не идет. «Речь идет не о ликвидации неэффективных программ. Правильнее говорить о согласованности программ — выполнение одной программы должно способствовать выполнению другой. Например, строительство жилья на селе должно способствовать программе увеличения продолжительности жизни, и там и там требуется финансирование, есть средства, которые можно тратить более эффективно. Но иногда приходится чем-то жертвовать в суммовом отношении — по выделению [средств] по той или иной программе», — посвятил замминистра экономики РТ собравшихся в творческие муки ЦЭСИ.