Радмила Белавина: «У нас ушло почти 8 лет на то, чтобы продвинуть эту технологию» Радмила Белавина: «У нас ушло почти 8 лет на то, чтобы продвинуть эту технологию»

«МЫ ВЫШЛИ НА РЫНОК С ПИСТОЛЕТОМ»

— Радмила Владимировна, как вы пришли в бизнес?

— Мы выходцы из Казанского авиационного института. В начале 90-х я училась там в аспирантуре, а моя мама, Светлана Олеговна Острова, доктор технических наук, профессор, преподавала и занималась наукой. С началом перестройки им объявили: «Теперь вы вольны зарабатывать столько, сколько сможете». Раньше ведь как было: зарплата плюс 50 процентов — вот и все, на что мог рассчитывать преподаватель. Профессора, конечно, оживились. В КАИ сразу организовался первый кооператив «Старт», в который собрали все научные разработки, но уже через год он распался: ученые не могут заниматься бизнесом. Точнее, не все ученые. (Смеется) Тогда мы решили создать свою компанию.

— А чем планировали заниматься?

— Изготовлением пистолетов.

— ?!

— Речь идет о пистолетах для окраски изделий из металла — и для декоративных целей, и для антикоррозионной защиты

— Одним словом, чтобы и в целости сохранить, и красоту навести?

— Именно. Нанесение порошковых покрытий до сих пор остается самой передовой технологией. Между пистолетом и изделием создается электростатическое поле. За счет этого порошок ровным слоем покрывает изделие, а потом его помещают в печь для полимеризации. Однажды пистолет для нанесения порошковой краски принесли на ремонт — у него не работала электроника. Сотрудники группы Светланы Олеговны, посмотрев, сказали: «А давайте-ка мы его модифицируем». Большой неудобный пистолет они превратили в компактный. Высоковольтный блок, который прежде был отдельно (к нему шел толстый и опасный высоковольтный кабель), также минимизировали по размерам и убрали внутрь распылителя. Это было принципиально новое решение. Назвали пистолет по имени кооператива — «Старт». С него и начался наш бизнес.

В то время в России порошковая окраска была развита очень слабо. Отечественного оборудования практически не было. Два НИИ — из Москвы и Санкт-Петербурга — разработали большие, тяжелые установки. А импортное оборудование было недоступно для предприятий ни по цене, ни физически...

— Сомнений в правильности такого шага не было?

— Никогда. Группа Светланы Олеговны всегда изобретала что-то новое. Это были разработки в разных областях. Причем прикладные, доходившие до приборов. Завод «Элекон», например, одно время выпускал лазеры с использованием их ноу-хау.

«С помощью порошковых покрытий можно преображать любые изделия из металла» «С помощью порошковых покрытий можно преображать любые изделия из металла»

— Вы наладили производство пистолетов-распылителей?

— Ну как наладили? Сначала два инженера собирали их по мере необходимости. У нас было изготовлено три пистолета, когда в Москве открылась крупнейшая в России лакокрасочная выставка. Денег на участие в ней у нас, конечно, не было. Аренда стенда стоила очень дорого. Поэтому мы попросили у одного из татарстанских участников разрешения положить на стенде один пистолет. Эта выставка проходила ежегодно, но только через 9 лет после открытия компании мы смогли наконец-то сами оплатить выставочный стенд.

— Какие были впечатления от самой первой выставки?

— Практически никто не знал, что это за технология. Директора предприятий удивлялись: «Это что, мне кроме вашего пистолета еще и камеру напыления с печью нужно купить?! Да я лучше покрашу кисточкой». Даже три пистолета в месяц продать было очень тяжело. К счастью, нашими заводами-корифеями промышленности руководили умные люди. Некоторые из них нас поддержали. В частности, первым из татарстанских предприятий заказ сделал КМИЗ — купил сразу 10 штук распылителей. А в Москве на очередной выставке мы договорились о поставках с первым потенциальным дилером. Так постепенно вышли с этим пистолетом на рынок.

— Кому вы в первую очередь стали предлагать распылители?

— Всем, кто производит изделия из металла. Раньше это были в основном заводы. Потом стали появляться индивидуальные предприниматели и небольшие компании. Хотя у нас по-прежнему много клиентов и из числа крупных предприятий, у которых, как правило, есть и большая конвейерная покраска, и небольшой участок для мелких изделий.

«НА ТО, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬ ТЕХНОЛОГИЮ, УШЛО 8 ЛЕТ»

— Когда вы почувствовали, что дело пошло?

— Прорыв случился в 1999 году. То есть у нас ушло почти 8 лет на то, чтобы продвинуть эту технологию. На выставке в Москве у нас в первый же день кончились все проспекты. Обычно этого количества вполне хватало на все 4 дня. К следующей выставке нас уже попросили привезти с собой 30 пистолетов. С тех пор объем их продаж рос, хотя и постепенно. Сначала он увеличился до 100 в месяц. Сейчас мы ежемесячно стабильно продаем порядка 300 штук маленьких пистолетов, то есть продажи выросли в 100 раз. И мы наладили серийное производство.

— Как думаете, что сыграло роль?

— В конце 90-х как раз стал развиваться малый производственный бизнес: открывались мастерские по ремонту автомобилей, изготовлению мебели, вошли в моду красивые металлические двери и т. д. Вообще, область применения порошковых покрытий широчайшая. С их помощью можно преображать любые изделия из металла: металлочерепицу, алюминиевый профиль, почтовые ящики, урны, садовый инвентарь, детские игровые комплексы, бытовую технику и многое-многое другое.

Правда, параллельно предприятия стали закупать более производительное зарубежное оборудование. Но там проблема: дорогие запчасти. Один из наших клиентов так и сказал: «Лучше я куплю 10 «Стартов», чем 1 импортный распылитель. Зеленодольский завод «ПОЗиС», например, тоже начинал с нашего пистолета, а потом приобрел большую автоматическую линию зарубежного производства, где краску напыляют уже роботы. Таких клиентов у нас тоже очень много. Но мы до сих пор с ними дружим. Они у нас и краску иногда покупают.

Мы, кстати, тоже не отстаем. Для промышленных производств разработали более серьезную большую установку с забором краски прямо из заводской тары. Конечно, она не чета, к примеру, немецкой, но качество вполне достойное. К тому же наши установки выигрывают по цене. Клиенты довольны.

«Мы долгое время выстраивали дилерскую сеть по всей России» «Мы долгое время выстраивали дилерскую сеть по всей России»

— И насколько ваш вариант дешевле?

— В 5 - 10 раз. Наши распылители тоже намного дешевле зарубежных. Во-вторых, они очень просты в эксплуатации. Пройдя краткосрочное обучение, человек уже может работать, а иностранное оборудование более сложное как в управлении, так и в обслуживании.

— Вы делаете ставку на доступность?

— Наши инженеры всегда ратуют за то, чтобы все было просто, как можно меньше регулировок. Хотя нюансов в самом процессе покраски тоже достаточно: надо знать, и как краску наносить, и какое изделие как подготовить. Мы вдруг осознали, что сейчас эта технология применяется едва ли не повсеместно, а в образовательных учреждениях ей нигде не учат. Поэтому мы открыли Школу порошковых покрытий: выезжаем к клиенту для обучения, или его сотрудники приезжают к нам. Кроме того, совместно с центром занятости и ТИСБИ планируем разработать курс для безработных по обучению технологии порошковой покраски. Пройдя обучение, маляры будут востребованы на предприятиях или даже смогут открыть собственный бизнес. Наше оборудование, кстати, закупают 14 исправительно-трудовых колоний. Людям, которые выйдут на свободу, эти навыки, думаю, тоже пригодятся.

«Пистолеты собираются из электронных компонентов: диодов, конденсаторов, резисторов. Заливаются компаундом и помещаются в специальную коробочку» «Пистолеты собираются из электронных компонентов: диодов, конденсаторов, резисторов, заливаются компаундом и помещаются в специальную корочку»

— Из чего, кстати, вы изготавливаете пистолеты?

— Они собираются из электронных компонентов: диодов, конденсаторов, резисторов. Заливаются компаундом и помещаются в специальную корочку. Технология не очень простая. Но наши гениальные инженеры разработали ее так, чтобы было недорого и не в ущерб качеству. У нас это получается до сих пор. Хотя многие компоненты (а они почти все импортные) подорожали, последние три года мы цен не поднимали.

— Неужели у вас не было последователей?

— Конечно, находились люди, которые пытались копировать наши пистолеты под разными названиями. Выходили с ними на рынок. Но наш «Старт» все равно остается самой продаваемой моделью в России. И мы идем вперед: начинали с одной модификации пистолета, а сейчас их у нас 8.

— Какая доля принадлежит вам на российском рынке?

— По малогабаритным пистолетам процентов 70.

— Как вам это удалось?

— Мы долго выстраивали свой имидж. Сегодня нас знают как надежную компанию. К примеру, если в течение гарантийного срока, а он составляет 12 месяцев, что-то выходит из строя, мы сразу меняем неисправный распылитель клиента на новый и только после этого разбираемся, что сломалось и кто виноват. И каждый наш дилер и дилерский центр для этих целей имеют один обменный пистолет.

«Между пистолетом и изделием создается электростатическое поле. За счет этого порошок ровным слоем покрывает изделие. А потом его помещают в печь для полимеризации» «Между пистолетом и изделием создается электростатическое поле. За счет этого порошок ровным слоем покрывает изделие. А потом его помещают в печь для полимеризации»

— Насколько остра конкуренция?

— По краске конкуренция очень жесткая. С распылителями дело обстоит попроще, потому что нам принадлежит уже серьезная доля рынка. Но и то нам все время приходится что-то улучшать. Мы взяли за правило: если 10 клиентов на что-то пожаловались, садимся и думаем, как это исправить.

«КЛИЕНТЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИСПОЛЬЗУЮТ НАШИ КРАСКИ СО СПЕЦЭФФЕКТАМИ»

— Ваша компания позиционирует себя как центр порошковых покрытий?

— Со временем мы решили собрать под своей крышей все, что нужно для порошковой окраски. Изготавливаем под заказ камеры напыления, печи, конвейерные линии. Иначе говоря, можем предоставить все — вплоть до малярных костюмов и респираторов.

Нам все время говорили: «Вы предлагаете пистолет — хорошо. А где взять краску?» Мы давали своим клиентам адреса заводов-производителей. Потихоньку стали сами поставлять краску. Перепробовали разную. А сейчас ее для нас выпускает небольшой завод в Польше — наш давний партнер. Причем для российского рынка — под брендом «Радар».

«Нанесение порошковых покрытий до сих пор остается самой передовой технологией» «Нанесение порошковых покрытий до сих пор остается самой передовой технологией»

— Какой у вас ассортимент?

— У нас больше 150 различных видов краски. Причем они экологически чистые. На складе всегда в наличии больше 20 тонн. Стандартная упаковка содержит 25 килограммов, но мы идем навстречу клиенту: готовы продать от 1 килограмма, а образцы предоставляем бесплатно.

В основном мы специализируемся на спецэффектах — оригинальных красках: с эффектом дерева, растрескивания, цветных металликах и т. д. У нас всегда есть новинки, которых нет у других. Наши партнеры их для нас производят, а клиенты с удовольствием используют.

— На вашем сайте говорится о том, что вам можно прислать образец продукции — вы проведете пробное окрашивание.

— Мы вообще много экспериментируем. У нас есть хотя и маленький, но настоящий покрасочный участок. Сейчас порошком можно покрывать уже не только металл, но и керамику, стекло и термостойкий пластик. Клиенты обращаются с просьбой попробовать покрасить то или иное изделие. Мы соглашаемся. Если нравится, заключаем договор на поставку оборудования. Наши пистолеты предполагают ручное нанесение краски. А если требуется конвейерное нанесение, чтобы не изобретать велосипед, в свою линию встраиваем импортные распылители.

— Какие-то необычные заказы у вас были?

— Мы очень гордимся универсиадским заказом: нашей краской с эффектом дерева были окрашены национальные музыкальные инструменты — кураи. С ними на большой арене выступали дети. Один курай клиенты подарили нам на память. Его у нас пытаются унести на каждой выставке. (Смеется.) Это лучший показатель того, что работа удалась.

«Мы очень гордимся «универсиадским» заказом: нашей краской с эффектом дерева были окрашены национальные музыкальные инструменты — кураи. С ними на большой арене выступали дети» «Мы очень гордимся универсиадским заказом: нашей краской с эффектом дерева были окрашены национальные музыкальные инструменты — кураи. С ними на большой арене выступали дети»

— Какие краски самые востребованные?

— Есть стандартные краски для дверей — «апельсиновая корка», «антики» и «крокодиловая кожа». Для автомобильных дисков всегда используется хром-зеркало. Для металлочерепицы — гладкие глянцевые, для АЗС — гладкие матовые и т. д.

— В связи с девальвацией рубля ваша краска подорожала?

— Ситуация по краске сейчас очень тяжелая. В Европе не имеют права использовать тяжелые металлы, вредные примеси. Поэтому себестоимость используемой нами краски, конечно, выше. Раньше у нас были клиенты — производители качественных металлических дверей, детских игровых комплексов, которые знали, что наша краска — это гарантированное качество. Но сейчас, к сожалению, производители на всем экономят и от нас уходят. Остаются те, кто действительно дорожит качеством.

— Иначе говоря, вы почувствовали отток клиентов?

— По краске — да, а по пистолетам, наоборот, приток. Люди стали к нам возвращаться, потому что импортное оборудование для многих опять стало недоступным.

«Директора предприятий удивлялись: «Это что, мне кроме вашего пистолета еще и камеру напыления с печью нужно купить?! Да я лучше покрашу кисточкой» «Директора предприятий удивлялись: «Это что, мне кроме вашего пистолета еще и камеру напыления с печью нужно купить?! Да я лучше покрашу кисточкой»

«НАМ ДАЛИ ВИЗУ РОВНО НА ТРИ ДНЯ»

— Как у вас налажены продажи?

— Мы долгое время выстраивали дилерскую сеть по всей России. Продажа оборудования схожа с продажей автомобилей. Нужно организовывать и сервисный центр, и обучение. А так как страна у нас большая, самим вести оперативный и качественный сервис сложно. Нам очень нравится работать через дилеров. Они берут товар оптовыми партиями. Мы не ограничиваем их по цене продажи. И все довольны. За ними же сервис, гарантийный и постгарантийный ремонт.

— А поставки за рубеж у вас есть?

— Мы экспортируем распылители в 34 страны. В основном это бывшие советские республики — Литва, Латвия, Эстония, Беларусь и т. д. Но есть и дальнее зарубежье. Наши пистолеты востребованы в Иране, в Сирии. Даже Эфиопия покупает нашу продукцию. А скоро, надеюсь, добавится 35-я страна — Афганистан. Большие поставки идут в Казахстан и Узбекистан. Там мы работаем опять же через дилеров. Организовать за границей прямые продажи очень сложно: дорога и НДС съедят весь доход. Тем более что организация у нас маленькая: весь штат — 23 человека.

«У нас больше 150 различных видов краски. Ее для нас выпускает небольшой завод в Польше — наш давний партнер. Причем для российского рынка под брендом «Радар» «У нас больше 150 различных видов краски. Ее для нас выпускает небольшой завод в Польше — наш давний партнер. Причем для российского рынка — под брендом «Радар»

— Продажами в каких странах вы гордитесь?

— В Туркменистане. Попасть туда очень сложно. Благодаря центру поддержки экспорта и минэкономики Татарстана мы участвовали в выставке, проводимой в данной стране. Причем нам оплатили выставочный стенд. Визу дали ровно на три дня, но мы успели наладить контакты. Отправляем туда пока небольшое количество распылителей, но для закрытой страны это очень хорошо. А сейчас 10 пистолетов отправили в Польшу. Партнеры, которые производят для нас краску, будут реализовывать и наше оборудование. Сейчас кризис, поэтому недорогие пистолеты пользуются спросом даже в таких странах, как Чехия, Польша, Финляндия. Вообще, наше оборудование востребовано везде, начиная со стран Латинской Америки и заканчивая Африкой и Азией. Кроме того, у нас много единичных поставок. Например, наш уникальный лабораторный комплекс «Министарт» как-то купила американская компания, которая производит измерительное оборудование для покрытий.

— Откуда они о вас узнали?!

— На выставке в Москве представители компании из Нидерландов, которая изготавливает смолу для порошковых красок, купили у нас мини-комплекс. Прежде чем поставлять смолу производителям порошковой краски, они ее проверяют. А это идеальное оборудование, чтобы провести тестовое окрашивание. Когда они приехали с этим комплексом на выставку в Европу, их увидели американцы, заинтересовались и вышли на нас.

А недавно мы вернулись из Германии, где побывали в составе татарстанской правительственной делегации. Нам уже пришло письмо-приглашение от правительства Саксонии: приезжайте, мы поможем в развитии бизнеса. Это я к тому, что с поддержкой получается гораздо эффективнее. Приехали мы сами по себе — к нам одно отношение, какое бы замечательное оборудование у нас ни было, но когда это визит в составе правительственной делегации — отношение совершенно другое.

«Для автомобильных дисков всегда используется краска хром-зеркало» «Для автомобильных дисков всегда используется краска хром-зеркало»

— Какие новые рынки вы хотите освоить?

— На этот год мы наметили Европу. Польша — первая ласточка. Есть международный образовательный проект «Глобальное образование», представленный ЮНЕСКО. Сейчас все развитые страны очень заинтересованы в поднятии экономики слабых стран, в развитии в них малого бизнеса. А где малый бизнес, там и наше оборудование. С помощью министерства экономики и руководства РТ мы надеемся широко быть представленными на экспорт.

— В чем могут быть ваши плюсы?

— Я думаю, что простое в эксплуатации, надежное и недорогое оборудование будет пользоваться спросом у мигрантов, хлынувших в европейские страны. Вообще, в мире три крупных производителя оборудования — немецкая Wagner, швейцарская Gema и американская Nordson. Вклиниться в их ряды невероятно сложно. Можно сказать, мы работаем рядом с ними. И со всеми дружим. Гендиректор Gema даже как-то подошел к нам на выставке, улыбнулся — ему понравилось наше оборудование: «Не пора ли нам с вами объединяться?»

— Вы сказали: «Да, конечно!»?

— Мы ответили, что подумаем.

«Группа Светланы Олеговны (на фото) всегда изобретала что-то новое. Это были разработки в разных областях. Причем прикладные, доходившие до приборов» «Группа Светланы Олеговны (на фото) всегда изобретала что-то новое. Это были разработки в разных областях, причем прикладные, доходившие до приборов»

«ВСЕ КРУПНЫЕ ЗАКАЗЫ «ПРИХОДЯТ» С ВЫСТАВОК»

— Ваша компания как-то меняется?

— Мы делаем все для того, чтобы идти в ногу со временем. У нас работает интернет-магазин. Но все серьезные заказы все равно «приходят» с выставок. Конечно, они возникают не просто так. Каждая выставка — это, как правило, полгода кропотливого труда.

— В чем он заключается?

— Мы прорабатываем всех потенциальных клиентов. Рассылаем индивидуальные приглашения. Стараемся заинтересовать, чтобы они пришли. К нам приезжают и наши дилеры. Если это необходимо, привозят своих клиентов. Правда, сейчас мы участвуем в выставках только в Москве и за рубежом: в Татарстане нас и так все знают. В России вообще-то только одна значимая выставка — «Интерлакокраска», которая ежегодно проходит в российской столице. Мы ее неизменные участники. На международные выставки мы ездим только лично сами. Это дело ответственное. К тому же уровень английского языка моих сотрудников пока еще не позволяет решать вопросы от имени фирмы, а я говорю на нем свободно.

— Где вам удалось побывать?

— В Германии, Арабских Эмиратах, Индонезии... К слову, в Индонезию в 2012 году мы ездили в составе российской делегации. Эта выставка была бесплатной для среднего и малого бизнеса. И даже наше оборудование туда доставили бесплатно. Светлана Олеговна по дороге вспомнила популярную в советские времена песню про эту страну: «Индонезия, любовь моя». Каково же было наше удивление, когда на приеме от имени посла Индонезии в РФ он стал исполнять эту песню. Разумеется, на своем языке. Светлана Олеговна подключилась на русском. Это было классное групповое пение. Так что мы весело живем и работаем. Все свои поездки мы, кстати, оформляем в виде альбомов — на память.

«Для промышленных производств разработали более серьезную большую установку с забором краски прямо из заводской тары» «Для промышленных производств разработали более серьезную большую установку с забором краски прямо из заводской тары»

«КЛЮЧЕВЫХ СОТРУДНИКОВ СТАРАЕМСЯ НЕ МЕНЯТЬ»

— На чье мужское плечо вы опирались?

— Этот вопрос интересует всех. Нас очень любят снимать телевизионщики. И вот в один из визитов корреспондент, оставшись с нами один на один, тихонько спросил: «Скажите честно, не на камеру, кто из мужчин за вами стоит?» Мы в шутку показали на портрет Рустама Минниханова, который висит у нас в офисе на почетном месте. Журналист изрек многозначительное: «О!» (Смеется.) А если говорить серьезно, у нас все инженеры — мужчины.

— У вас очень красивый и уютный офис.

— Мы начинали с того, что арендовали комнату в КАИ. Вообще, мы изначально хотели создать предприятие на базе института, но его руководство эта идея в тот момент не воодушевила. Как оказалось, к лучшему: сейчас мы частная, независимая компания. 10 лет спустя задумались о покупке собственного помещения. Теперь у нас в собственности офисное здание со складом для красок. В Москве мы тоже сначала арендовали, а потом приобрели помещение в шикарном офисном центре. Из московского филиала идет снабжение бывших советских республик.

— Какие кадры для вас предпочтительны?

— Светлана Олеговна очень любит отличников и старается брать на работу именно их.

«Корреспондент, оставшись с нами один на один, тихонько спросил: «Скажите честно, не на камеру, кто из мужчин за вами стоит?» Мы в шутку показали на портрет Рустама Минниханова» «Корреспондент, оставшись с нами один на один, тихонько спросил: «Скажите честно, не на камеру, кто из мужчин за вами стоит?» Мы в шутку показали на портрет Рустама Минниханова»

— Это себя оправдывает?

— На 100 процентов. Наш главный инженер с блеском окончил КАИ. Так же блестяще он и работает. Руководитель отдела продаж с отличием окончил факультет ВМК университета, главный бухгалтер — тоже с красным дипломом КАИ. Я тоже очень люблю отличников. Они широко мыслят, умеют анализировать ситуацию, принимать решения. А с умными людьми всегда приятно и общаться, и работать.

Ключевых сотрудников мы стараемся не менять. Напротив, всячески их мотивируем и стимулируем. Многие трудятся у нас уже больше 10 лет и, кстати, ценят свое место работы. Это надежные люди. Вообще, у нас сплоченная команда. Мы вместе обязательно отмечаем два события — Новый год и день рождения фирмы.

«МАМА СКАЗАЛА МОЕМУ БУДУЩЕМУ МУЖУ: «ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАПРЕЩАЙ ЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ»

— Ваша мама до сих пор участвует в работе компании или уже отошла от дел?

— Она работает даже больше меня. Кстати, моя старшая, 16-летняя дочь (а у меня еще есть младшие двойняшки-шестилетки) в прошлом году была со мной на выставке, с увлечением и красила, и обслуживала клиентов. Спрашивает, возьмем ли мы ее с собой и в этом году.

— Примеривается к бизнесу?

— С удовольствием помогает. Ей нравится сам процесс — что она работает, что взрослая. Но по душей ей другое: она с детства мечтает о своем отеле.

— В ваш семейный бизнес вовлечены только представительницы прекрасного пола?

— Просто у нас в семье 90 процентов женщин, поэтому они и вовлечены.

«Мы вдруг осознали, что сейчас эта технология применяется едва ли не повсеместно, а в образовательных учреждениях ей нигде не учат» «Мы вдруг осознали, что сейчас эта технология применяется едва ли не повсеместно, а в образовательных учреждениях ей нигде не учат»

— А как же ваш супруг?

— Он занимается совершенно другим бизнесом — производством пластиковых окон. Ему, конечно, достается. Я очень часто уезжаю, и он всегда без вопросов остается с детьми. В этом его огромная заслуга. Когда он пришел просить моей руки, мама сказал: «У меня только одна просьба: пожалуйста, не запрещай ей заниматься бизнесом». Он дал слово и все 18 лет его держит.

— Некоторые девушки считают, что вообще не должны работать: их обеспечение — забота мужчин.

— В нашей семье не было ни одной женщины-домохозяйки. Поэтому данная мысль мне даже в голову не приходила. Моя родная сестра, к примеру, адвокат. Наша бабушка ударно трудилась во время войны. Ей скоро исполнится 100 лет, но благодаря такой энергии и трудолюбию она до сих пор здравствует.

— Женщину в бизнесе воспринимают на равных?

— В 2004 году мы приехали на выставку в Ганновер. Великолепное мероприятие. Придя на свой стенд, чувствовали внимание со стороны других участников, тем не менее к нам долгое время никто не подходил. Позже мы узнали: они все ждали, когда у нас появится мужчина-руководитель. (Смеется) Увидев наши визитки, они нас очень зауважали. Кстати, в 2014 году мы вошли в число лучших 50 компаний Азиатско-Тихоокеанского региона, возглавляемых женщинами. В этом конкурсе нам предложило участвовать минэкономики РФ.

«Со временем мы решили собрать под своей крышей все, что нужно для порошковой окраски» «Со временем мы решили собрать под своей крышей все, что нужно для порошковой окраски»

«НАЙДИ СЕБЕ ДЕЛО ПО ДУШЕ, ТОГДА ТЕБЕ НЕ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ НИ ОДНОГО ДНЯ»

— Кстати, откуда у вашей мамы тяга к науке?

— От моего папы-профессора. Полюбив его, она полюбила все, что он делал. У них были и двое детей, и наука. Причем мама не ходила ни в один декретный отпуск. Папа долгое время работал в КАИ, в последние годы жизни преподавал в энергоуниверситете. Поэтому мы приняли решение поддержать самых талантливых студентов КГЭУ и 9 лет выплачивали стипендию имени профессора Белавина.

— Дети зачастую дистанцируются от родителей, а у вас с мамой один кабинет на двоих и столы соседствуют.

— Мы 22 года работаем бок о бок. И благодаря семейным узам у нас никогда не возникает конфликтов. Проще поругаться с посторонним человеком, чем с близким и родным. У нас вообще очень дружная семья.

— А как у вас распределены должности?

— Светлана Олеговна — президент компании, а я — генеральный директор. Расскажу, почему именно так. Как-то нас пригласили к себе в гости итальянцы. Я тогда занимала должность директора, а мама — заместителя директора по научной работе. И вот на банкете супруга директора итальянской компании, посмотрев наши визитки, вдруг спрашивает: «А что такое замдиректора по научной работе?» Ее муж оценивающе посмотрел на меня и маму и выдал: «Ну, это выше чем директор». (Смеется.)

В Италии очень развит семейный бизнес. Когда мы приезжали на завод-партнер, выпускавший краску, его владельцы обязательно приглашали нас к себе на ужин, на который собиралась вся их большая семья: папа — основатель компании, два его сына с супругами, у которых, в свою очередь, уже тоже есть свои сыновья. Нам было так приятно.

— Когда вы уходили в декретный отпуск, плечо вам подставляла мама?

— Конечно. Я уходила, не боясь, что здесь будет происходить что-то не так, но все равно старалась надолго не отлучаться.

«Наш «Старт» все равно остается самой продаваемой моделью в России» «Наш «Старт» все равно остается самой продаваемой моделью в России»

— У вас есть какие-то увлечения или бизнес отнимает все время?

— Выходные я провожу только с семьей. Как правило, на даче. Мы очень любим спорт. Катаемся на велосипедах, играем в бадминтон, плаваем, ходим на лыжах. Кроме того, я обожаю читать книги. Но на это как раз совсем не остается времени. Только на профессиональную литературу.

— И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: три секрета успешного бизнеса?

— На мой взгляд, должна быть гениальная идея, высококвалифицированный, очень мотивированный персонал и искренняя любовь к своему бизнесу. Сейчас очень модно цитировать Конфуция. Его высказывание «Найди себе дело по душе, тогда тебе не придется работать ни одного дня», наверное, про нас.

Редакция газеты «БИЗНЕС Online» благодарит министерство экономики Татарстана за содействие в подготовке интервью.