Обновленные санкционные списки подписал президент Украины Петр Порошенко Обновленные санкционные списки подписал президент Украины Петр Порошенко Фото: ©Алексей Витвицкий, РИА «Новости»

«ПУСКАЙ ПИШУТ СЕБЕ...»

Обновленные санкционные списки, как стало известно накануне, подписал президент Украины Петр Порошенко. В списке, опубликованном как бы «навстречу» сегодняшним переговорам в формате «нормандской четверки» в Берлине, 167 компаний. 8 из них — татарстанские: КАМАЗ, авиакомпании «Ак Барс Аэро» (АБА), «Тулпар» и «ЮВТ Аэро», Казанский вертолетный завод, казанский завод «Электроприбор», Казанское приборостроительное конструкторское бюро, Завод им. Серго. Из опосредованно имеющих отношение к РТ компаний — авиаперевозчик «Вим Авиа», с недавних пор зарегистрированный в Богатых Сабах, и Кумертауское авиационное производственное объединение, которое, по замыслу, должны подчинить казанским вертолетостроителям. Все эти фирмы соседствуют в украинских списках с такими грандами, как «Рособоронэкспорт», «Ростех», «Ижмаш». Из республиканских физлиц в «любимчики» к «небратьям» попал только один человек — гендиректор КВЗ Вадим Лигай.

В графе, поясняющей введение санкций, говорится, что «действия иностранного юридического лица создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности и/или приводят к оккупации территории Украины».

С АБА и ЮВТ все понятно — обе летали (ЮВТ и летает) в Крым после его присоединения к России, причем АБА уже ликвидирована. С «Тулпар» украинцев тоже понять можно: хотя и эта авиакомпания на сегодня не имеет сертификата эксплуатанта, ее материнская «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ) никогда не скрывала, что имеет интересы на полуострове. Впрочем, председатель совета директоров ТАГ Азат Хаким в беседе с «БИЗНЕС Online» был спокоен: «Я всерьез это не воспринимаю. У нашей компании с Украиной никаких отношений нет, и мы не планируем в ближайшее время с ней какие-то контакты завязывать. По крайней мере, пока у них этот режим находится у власти. Пускай пишут себе. Собака лает — караван идет. Я вообще не думаю, что это что-то серьезное. Вот они внесли в список „Ак Барс Аэро“, но ее уже не существует — обанкротилась. И „Тулпар“ сегодня почти бизнес не ведет как авиакомпания. Словом, не вижу никаких поводов для беспокойства».

На КАМАЗе придерживаются схожей точки зрения. Пресс-секретарь автогиганта Олег Афанасьев, пояснив, что находится в отпуске и официальных комментариев по поводу санкций со стороны Украины от имени компании давать не может, отметил, что поставки в соседнюю страну были прекращены еще в 2014 году — после истории с захватом партии грузовиков вооруженными людьми. «Всю нашу сеть продали, — напомнил Афанасьев. — В прошлом году, по нашим данным, на Украине было продано не более 20 автомобилей «КАМАЗ», причем это были не наши поставки».

Из республиканских физлиц в «любимчики» к «небратьям» попал только один человек — гендиректор КВЗ Вадим Лига Из республиканских физлиц в «любимчики» к «небратьям» попал только один человек — гендиректор КВЗ Вадим Лигай Фото: «БИЗНЕС Online»

На КВЗ не успели оперативно ответить на запрос «БИЗНЕС Online», однако можно предположить, что санкции как-то коснутся поставки двигателей ТВ3-117 (выпускаются украинским «Мотор Сич») для вертолетов семейства Ми-8/Ми-17. Такие опасения (серийная сборка российского аналога до сих пор не налажена), впрочем, возникали не раз, и на разных уровнях даже говорилось о том, что двигатели на КВЗ больше приходить не будут. Однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», поставки как шли, так и идут, в том числе благодаря посредничеству нейтральных братьев-белорусов...

В случае с КВЗ больше интересно внесение в список физлиц гендиректора Вадима Лигая: почему именно его, а не других директоров? Возможно, дело в том, что у него есть недвижимость в Крыму — земельный участок в 3,5 га, а также 6 нежилых помещений площадью от 7 до 343 кв. метров.

«Почему Крым? Ну, наверное, потому что море. 7 объектов — это специфика регистрационного законодательства Крыма. Они фиксируют каждый объект недвижимости, будь то даже пляжный зонтик, как отдельный. В данном случае при регистрации это был бы один объект. Если посмотрите внимательнее, то это пляжный домик размером с раздевалку, причал для лодки и прочее», — поясняли декларацию тогда еще кандидата в депутаты Госсовета РТ на предприятии в 2014 году.

Самое смешное, что, насколько можно судить, приобретал свой «пляжный домик» Лигай еще в бытность полуострова украинской территорией. В декларации за 2015 год все те же самые объекты недвижимости сохранились, но их местонахождение изменилось на российское.

«Хорошую рекламу нам сделали!» — отреагировал на новость генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов. Любопытно, что предприятие не поставляло холодильную технику на Украину с 2005-го, а с этого года возобновило поставки. «Раньше мы поставляли в год по 8 - 10 тысяч холодильников на Украину, но потом начались «оранжевые революции», мы перешли на 100-процентную предоплату и... А сейчас пришло новое поколение бизнесменов, они вышли на нас, мы по предоплате отгружаем, очень позитивно они относятся, и мы к ним тоже уважительно. Кстати, они глубоко переживают по поводу всего происходящего... Словом, с апреля этого года мы отгрузили украинцам 2 тысячи холодильников». Теперь, по всей видимости, соседям их не видать...

Обращает на себя внимание избирательность списка — оборонных предприятий в Татарстане гораздо больше 8, не говоря уже о компаниях, которые так или иначе ведут дела в Крыму.

Генеральный директор ПОЗИСа Радик Хасанов: «Хорошую рекламу нам сделали!» Генеральный директор ПОЗиСа Радик Хасанов: «Хорошую рекламу нам сделали!» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕСЛЕДУЮТ В ВОЗДУХЕ И НА ВОДЕ

Но, может быть, заявление Порошенко — лишь прелюдия к новым европейским и американским санкциям? То, что они приводят к определенным последствиям, в Татарстане уже знают.

Прежде всего вспомним, что после войны с Грузией американцы изменили мнение по поводу сотрудничества с Россией по программе Ми-38. В результате не оправдались российские надежды на двигатели PW127TS от Pratt&Whitney Canada — канадского подразделения всемирно известной американской компании. Сообщалось, будто госдеп США тревожит то, что их двигатели будут устанавливаться на продукцию двойного назначения. В результате машина до сих пор не начала производиться серийно. Но есть и положительный момент: сегодня единственным вариантом для Ми-38 рассматривается российский двигатель ТВ7-117В.

К разряду в какой-то степени курьезных ситуаций можно отнести отказ голландской Akzo Nobel поставлять КВЗ краску для вертолетов.

В 2015 году немецкая MTU отказала зеленодольскому заводу им. Горького в поставках двигателей для малых ракетных кораблей проекта «Буян-М» и противодиверсионных катеров проекта «Грачонок». Пришлось оперативно вносить изменения в проекты, чтобы установить двигатели китайского производства...

Для первого и второго корпусов патрульных кораблей проекта 22160 оборудование было почти полностью заказано за рубежом, более того, часть его изготовили, но из-за санкций ничего не получили. Поэтому проектировщик, Северное ПКБ, и завод в сжатые сроки импортозаместили все что можно, в том числе главные машины от MAN.

Массовое использование импортных комплектующих изначально предполагал и проект пограничного сторожевого корабля «Океан» для пограничников. Именно в такой идеологии построили головную «Полярную звезду». Но на последующие «Океаны» решили устанавливать только российское оборудование. Например, финские дизели Wartsila поменяют, предположительно, на продукцию Коломенcкого завода.

Не обошлось и без Украины, которая задержала поставку двигателей для пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама (он должен получить корабли в 2017 - 2018 годах). Дизеля пришли в Зеленодольск с опозданием в 15,5 месяцев для первого фрегата и 10,5 — для второго. В итоге первый корабль завод передаст заказчику через 51 месяц после начала постройки (при предусмотренном контрактом сроке в 42 месяца), второй — через 54 месяца (по контракту — 46). И, судя по всему, проблемы с двигателями удалось решить только благодаря вьетнамским партнерам, которые надавили на Украину.

Словом, из всех этих ситуаций с трудом, не без потерь, но вырулили. А что если сейчас прижмут покрепче?

Не обошлось и без Украины, которая задержала поставку двигателей для пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама Не обошлось и без Украины, которая задержала поставку двигателей для пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО ПРИБЛИЗИТ СЛЕДУЮЩУЮ РЕВОЛЮЦИЮ НА УКРАИНЕ»

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», мы прежде всего видим лишь пиар-поползновения украинской власти.

Владимир Беляев — завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:

— Не думаю, что этот «список Порошенко» нужно считать прелюдией к новым санкциям ЕС и США: они уже ввели все что только можно, и новые санкции им просто невыгодны, тем более секторальные. Одно дело — бить по фигурам, по личностям, и другое — по отраслям. По отраслям им санкции вводить крайне невыгодно: какую отрасль ни возьми, получается, что им же от этого хуже. Поэтому ЕС и США никаких санкций вводить не будут. США вообще ничего не будут делать до конца срока действующего президента, а в ЕС тоже есть разные течения. Некоторые, наоборот, хотят снять санкции. А Украина.... Что с нее взять?

Дмитрий Орешкин — независимый политолог (Москва):

— Не думаю, что эти действия Порошенко как-то инспирированы его союзниками — США и ЕС: он действует в своей парадигме, а США и Европа — в своей. Это довольно большое заблуждение, что Порошенко — полностью марионетка Запада. Он сильно зависит от них, но не «на всю катушку»... Сами по себе украинские санкции, как я понимаю, нашим заводам хребта не сломают. Скорее, это инициативная акция со стороны Порошенко, который хочет показать свою крутость. Если бы Европа и Штаты захотели санкций, они бы их ввели, не обращая внимания на Украину. Но как раз они сейчас этого не очень хотят. Европа — потому что у нее и так экономические трудности, а Соединенные Штаты — потому что им надо как-то договариваться с Россией по Сирии. Так что, думаю, это не какие-то сигналы, а скорее пиар-шаг со стороны самого Порошенко.

Виктор Минин — политолог (Москва):

— Можно констатировать, что санкции Запада захлебнулись, особенно европейские. Их сложно продавливать, и если их продавят, то не в таком объеме, какой был задуман. А может, и совсем не удастся это сделать. Причем в США это зависит еще и от хода выборов. Поэтому санкции будут пытаться продлять через тех, кто готов слушаться и кто уже Западу не нужен. Это, естественно, Украина. После переговоров и подписания договоров в Турции она стала Европе не нужна. На Путина будут пытаться воздействовать через Украину. Украина здесь просто западный инструмент для ухудшения нашей экономической ситуации и воздействия на Путина. А с точки зрения Украины это просто экономическое самоубийство со всеми вытекающими отсюда последствиями и предательство украинского народа. Думаю, это приблизит следующую революцию на Украине.