Дмитрий Комиссаров Дмитрий Комиссаров Фото предоставлено компанией «Новые Облачные Технологии»

«БОРЬБА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКТА — ЭТО ПОСТОЯННОЕ СОРЕВНОВАНИЕ БРОНИ И СНАРЯДА»

Несмотря на то, что глобальные компании занимают доминирующие позиции в большинстве сегментов рынка программного обеспечения, у российских игроков есть достаточно возможностей для развития. У нас есть ряд преимуществ по сравнению с глобальными компаниями просто в силу размера и способности к гибкому подходу.

Среди ключевых преимуществ важно назвать подход к безопасности, учитывающий требования российского регулятора, и гораздо более оперативную реакцию на запросы рынка и даже конкретных крупных клиентов, чем это могут себе позволить глобальные производители ПО.

Мы разрабатываем пакет приложений для работы с документами МойОфис уже три года, в начале весны первая версия продукта вышла на рынок, уже идут внедрения в государственных учреждениях и коммерческих компаниях.

Приступая к работе, мы с самого начала, уже на этапе разработки архитектуры, учитывали необходимость обеспечивать безопасность продукта и необходимость сертификации.

Важно понимать, что борьба за безопасность продукта — это постоянное соревнование брони и снаряда, победить в этой борьбе можно только благодаря непрерывной работе. Нельзя остановиться и сказать: теперь продукт стал безопасным. Иначе завтра появится новая угроза, которая пустит всю проделанную вами работу под откос.

Учитывая это, «Новые Облачные Технологии» еще до выхода продукта на рынок заключили контракт с Digital Security, одним из лучших российских консультантов в области безопасности. Digital Security проверяла тестовую версию МойОфис, а сейчас аудит программного продукта проводится непрерывно, он встроен в цикл разработки: от дизайна архитектуры до финального тестирования и внедрения технологий, направленных на повышение безопасности продуктов. Перед каждым новым релизом найденные уязвимости устраняются. Благодаря этому непрерывному циклу нам удается выпускать надежное программное обеспечение.

По-другому сейчас работать невозможно. Вы можете быть абсолютно уверены, что как только ваш продукт попадет в интернет, на него будут совершаться ddos-атаки, его будут пытаться вскрыть, и это нужно учитывать на этапе создания архитектуры.

«ЗАПАДНЫМ КОМПАНИЯМ ДОСТУПНЫ НЕ ВСЕ УРОВНИ СЕРТИФИКАЦИИ»

Практически одновременно с выпуском бета-версии мы запустили и процесс сертификации. Сейчас наши продукты уже получили сертификат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, благодаря чему они могут использоваться в органах государственной власти, при работе с персональными данными граждан.

Теперь мы готовимся получить сертификацию ФСБ и министерства обороны. Сертификация необходима разработчику программного обеспечения, если он намерен поставлять свои продукты ведомствам, которые защищают информацию, работают с персональными данными и тем более — с гостайной. Сюда относятся ФСБ, ФСО, министерство обороны и другие ведомства.

И здесь у российских разработчиков есть преимущество: дело в том, что западным компаниям доступны не все уровни сертификации. Например, для того, чтобы получить возможность поставлять ПО ведомствам, работающим с гостайной, необходимо раскрыть код, осуществлять сборку на территории России. Мало кто из западных вендоров идет на эти условия.

Второе преимущество — близость к клиенту, внимание к его нуждам и способность оперативно удовлетворить его потребности при разработке продукта.

Сейчас мы выпускаем новую версию продукта раз в три месяца и рассматриваем возможность сократить этот срок до месяца. Это позволяет нам действительно быстро встраивать в продукт новые функции, востребованные крупными клиентами.

Для сравнения: цикл сбора требований к Microsoft Office занимает примерно полтора года, а выпуск новой версии происходит раз в три года.

Разработка продукта с нуля дает нам возможность учесть опыт и ошибки предшественников. Известно, что офисные пакеты двух гигантов — Microsoft и Google — собраны из приложений, написанных на разных платформах, некоторые из приложений приобретались в разное время у разных разработчиков. Это привело к тому, что, например, таблицы в текстовом редакторе и в табличном редакторе являются по сути двумя разными программами, не совместимыми друг с другом.

Мы же, работая над продуктом самостоятельно с самого начала, сделали ставку на кроссплатформенность. В МойОфис доступно совместное редактирование документа с разных устройств, на разных платформах, скажем, десктопа на Windows и мобильного устройства на Android. Такое решение не предлагает пока никто в мире. Я убежден, что именно за ним будущее. Уже сейчас все идет к тому, что платформ будет множество и для успеха программного продукта необходимо обеспечить одинаковое качество работы на всех платформах.

«СОТРУДНИКИ ОФИСА В ИННОПОЛИСЕ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ ПРОДУКТОВ МОЙОФИС НА ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК»

Наша компания на пути вступления в особую экономическую зону в Иннополисе, мы готовимся к открытию офиса и уже начали набор тестировщиков и разработчиков, а также специалистов для разработки фронтенда.

В частности, сотрудники офиса в Иннополисе будут заниматься локализацией продуктов МойОфис на татарский язык. Локализованную версию с проверкой орфографии на татарском языке мы планируем выпустить в 2017 году.

Татарстан многие годы занимает лидирующие позиции в стране по применению информационных технологий в государственном секторе. Получив приглашение от республики принять участие в пилотировании отечественных продуктов, мы сразу же откликнулись.

Пилотный проект, который мы сейчас запускаем вместе с властями Татарстана, очень важен для нас. С нового учебного года пакет МойОфис установлен на рабочих местах в школах республики: как для учеников, так и для учителей. Для школ это бесплатно. Мы рассчитываем в ходе этого проекта получить рекомендации от учителей Татарстана и с учетом их опыта использования продуктов МойОфис разработать методические рекомендации для школ по всей стране.

Дмитрий Комиссаров