РОКИРОВКА ШИБАЛОВА С КАРГИНОВЫМ

На днях команда «КАМАЗ-Мастер» в рамках пресс-тура, организованного для российских блогеров и представителей федеральных СМИ, провела пресс-конференцию, на которой руководитель команды Владимир Чагин рассказал, что в настоящее время процесс подготовки команды к главным стартам года вступил в завершающую стадию. До отбытия машин на гонку в Южную Америку остается чуть больше месяца. 25 ноября машины европейских участников будут погружены на паром для 21-дневного путешествия через Атлантику, чтобы 2 января стартовать из столицы Парагвая, Асунсьона, в путь на 9 тыс. км до Буэнос-Айреса.

Чагин объявил и составы экипажей, которые отправятся на гонки «Дакар» и «Африка Эко Рейс-2017». Для участия в южноамериканском «Дакаре» команда отправит 4 экипажа. В Африку же поедут два. Причем автогигант, продолжая свой газомоторный проект, осуществляемый в партнерстве с ВТБ и «Газпромом», доверит управление газодизельной машиной пресс-секретарю председателя правления ОАО «Газпром» Сергею Куприянову. А своеобразной январской интригой, по словам рулевого команды, станет неожиданная рокировка: вторым российским грузовиком на африканской гонке будет управлять победитель «Дакара-2014» Андрей Каргинов, в то время как трехкратный победитель «Африки Эко Рейс» Антон Шибалов, напротив, отправится в Южную Америку покорять «Дакар».

«Дакар-2017» стартует 2 января, гонка продлится до 14 января. Маршрут ралли будет проложен по территории Парагвая, Боливии и Аргентины. Ралли-марафон «Африка Эко Рейс-2017» стартует в последний день уходящего года в Монако. Машины «КАМАЗ-Мастера» отправятся на нее своим ходом во второй половине декабря. Новый год участники встретят на пароме, который доставит их в Марокко, а финиширует гонка в Сенегале, на берегу Розового озера.

ВОПРОС №1 — ДВИГАТЕЛЬ

После этого Чагин выдал куда более важную новость: хорошо зарекомендовавший себя на «Шелковом пути» новый капотный грузовик команды решено на предстоящие гонки не отправлять. «Частично нам удалось решить наши финансовые проблемы, образовавшиеся в начале года, — начал объяснение мастер. — Этому способствовало соглашение о партнерстве с корпорацией «Ростех» и привлечение в качестве технических партнеров компаний Total и Mercedes. Работы по модернизации и улучшению характеристик спортивных машин, которые мы проводим ежегодно, чтобы не отставать в конкуренции от наших соперников, были продолжены, но далеко не в том объеме, который был запланирован в начале года. Также непростая финансовая ситуация затормозила программу работы над нашим грузовиком капотной компоновки, он не примет участия в предстоящих соревнованиях. „Шелковый путь-2016“ показал, что результаты разработок по трансмиссии и ходовой части капотника в целом можно признать успешными, но нам нужны решения по собственному новому двигателю. Причем это касается и грузовиков традиционной бескапотной компоновки, ведь регламент „Дакара“ с 2018 года прямо запрещает использование моторов объемом свыше 13 литров. И это для нас сейчас вопрос номер один, требующий немедленного начала работ. Тем не менее мы стараемся готовиться изо всех сил к предстоящим „Дакару“ и „Африке Эко Рейс“ и сделаем все, что возможно, чтобы в итоге не огорчить наших болельщиков».

Судя по этой исповеди перед блогерами, можно сделать вывод, что партнерство с «Ростехом» не закрыло на все сто финансовую дыру в бюджете команды, которая стала образовываться с конца прошлого года. Напомним, о сложностях с финансированием «КАМАЗ-Мастера», препятствующих участию команды в «Дакаре-2017», рулевой команды впервые заявил в июле в интервью агентству ТАСС. Он тогда рассказал, что один из генеральных спонсоров команды — Внешэкономбанк — прекратил финансирование еще в 2015 году из-за смены руководящего состава и, соответственно, приоритетов организации. После того, как семикратный чемпиона «Дакара» раскрыл карты, Сергею Когогину пришлось прокомментировать ситуацию лично в кулуарах петербургского международного экономического форума.

Гендиректор КАМАЗа пояснил тогда, что годовой бюджет команды составляет примерно $10 млн. — это содержание команды из 108 человек, сборка новых машин и участие в соревнованиях. КАМАЗ брал на себя больше половины финансовой нагрузки, а остальная часть ложилась на спонсоров и рекламодателей. Если до кризиса $10 млн. равнялись 350 млн. рублей, то с тех пор затраты на команду и гонки в рублях удвоились, плюс бюджет вырос из-за необходимости разработки нового мотора — под гонку 2017 года объем двигателя пришлось снизить с 18 до 16 литров. Этому нововведению организаторов «Дакара» КАМАЗ успел ответить, разработав новый мотор совместно с Liebherr. Но когда организаторы «Дакара» снова снизили планку максимального объема двигателей до 13 литров, это уже выглядело как реакция на усилия и затраты КАМАЗа, поскольку все остальные участники по-прежнему соответствовали новому техрегламенту. Решение оргкомитета ралли Когогин без обиняков назвал диверсией против камского автогиганта.

Поставив таким образом под сомнение участие «КАМАЗ-Мастера» в ралли 2017-го года, Когогин тем не менее не оставил попыток найти нового спонсора — он обсуждал вопрос с Владимиром Путиным, в результате чего появились слухи о замене ВЭБа на Сбербанк, но реализоваться им было не суждено. В середине июля незадолго до начала ралли «Шелковый путь» стало известно, что команда нашла, наконец, нового спонсора: долю ВЭБа взял на себя «Ростех». Сумма, которая была выделена из закромов госкорпорации, не называлась, но ранее сам Когогин оценивал необходимый бюджет команды в сумму 0,7 - 1 млрд. рублей.

НА СЕРДЦЕ РАЛЛИЙНОГО «КАМАЗА» ДВА ПРЕТЕНДЕНТА

Вчера же впервые было официально объявлено, что новым техническим партнером команды наряду с концерном Total, о чем было объявлено ранее, стало и грузовое отделение компании Daimler. Это обстоятельство, по идее, должно недвусмысленно намекать на то, что команда в желании соответствовать техрегламенту «Дакара-2018» будет использовать наработки своего партнера. Тем более что и каркас кабины на новом капотнике «КАМАЗ-Мастера» был позаимствован у мерседесовской модели Zetros. Между тем источники «БИЗНЕС Online», знакомые с ситуацией в команде, пояснили, что в настоящее время у команды по 13-литровым двигателям, с которыми она при удачном стечении обстоятельств смогла бы принять участие в «Дакаре-2018», есть лишь несколько вариантов. Среди них называют 13-литровые двигатели Cummins и Liebherr. Но с ними еще нужно серьезно работать и доводить — в смысле адаптации, повышения надежности, ресурса и отдачи. Двигатель из линейки Mercedes, который подходит по параметрам камазовской машине, по данным наших источников, был отвергнут по причине своей «древности» — он был разработан более 20 лет назад. Наиболее вероятным же вариантом называется рядный 6-цилиндровый двигатель Cummins. В ближайшее время начнутся его испытания. И по их же словам, если будет поставлена конкретная задача, то инженеры команды в оставшееся до «Дакара-2018» время с подготовкой такого мотора справятся. Во всяком случае, источники «БИЗНЕС Online» выражают свою уверенность в этом.

Что касается анонсированного Чагиным неучастия капотника в предстоящем «Дакаре», то на это есть сразу две причины. «На капотном автомобиле стоит арендованный двигатель у чешской команды „Багира“, а это не решение проблемы мотора в долгосрочной перспективе, — рассказал наш собеседник. — Да и не так уж он надежен, объективно говоря. Он был подготовлен „Багирой“ и использовался в кольцевых гонках, и в условиях бездорожья этот постоянно перегревается. В любом случае, если капотный автомобиль — перспективная разработка, было бы правильно и выпускать его на гонку с новым силовым агрегатом, с которым можно работать дальше, доводить до ума. Участие капотника в гонке — это ведь не самоцель, на ралли он должен нести какую-то нагрузку по части НИОКРа».

Второй причиной, из-за которой капотный «КАМАЗ» не едет на «Дакар», наши источники называют неудовлетворенность руководства автогиганта рекламным эффектом, который дает такая машина. Якобы капотный автомобиль не совсем ассоциируется с «КАМАЗом», который все привыкли видеть именно бескапотным. Речь, по их словам, о полном закрытии темы капотника не идет, но активные работы в связи с вышеназванным обстоятельством действительно приостановлены.

«ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ СЕРЬЕЗНЫМ УДАРОМ ДЛЯ КАМАЗА»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, что они думают о новом техническом партнере «КАМАЗ-Мастера» и с чем, по их мнению, связано решение отстранить капотник от участия в гонке.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Поскольку Daimler — акционер КАМАЗа и контролирует 15 процентов акций, почему бы ему не помочь с разработкой нового двигателя и для «КАМАЗ-Мастера»? С помощью Daimler создано производство новых кабин, есть совместные производства и по двигателям, и по автомобилям, и по коробкам. Привлечь Daimler к комплектации «КАМАЗа», который поедет на «Дакар», сам Бог велел. Кого им еще звать, если есть такой партнер?

Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» (Москва):

— Думаю, отказ от капотника связан с тем, что машина бескапотной компоновки лучше отлажена КАМАЗом, они более надежные. А на соревнованиях такого уровня, как «Дакар», на значимом, важнейшем для КАМАЗа ралли-рейде, нельзя допускать проблем с машиной. Надо иметь 100-процентную уверенность в автомобиле.

Что касается двигателя, то надо понять, что готовить его к соревнованиям нужно достаточно серьезно. Ведь мотор увеличивает мощность относительно номинала практически в два раза. Из 12-литровых двигателей Mercedes есть два относительно старых. Собственно говоря, это двигатели обычных транспортных грузовиков. И их форсировкой надо заниматься достаточно серьезно. Есть также вариант, что будут использованы двигатели нового Mercedes. Среди них есть и такой, что подходит под ограничения на «Дакар-2018». Это интересный вариант. Но дело в том, что сейчас «КАМАЗ-Мастер» работает с двигателями Liebherr. Сейчас используют 16-литровый V-8. Он тоже «выскакивает» из установленных рамок. Получается, что это все серьезно скажется на перспективах гонок вообще. И для КАМАЗа это может стать серьезным ударом, потому что в обозримом будущем таких моторов я не вижу. Впрочем, есть двигатель Liebherr, который на КАМАЗе называется «КАМАЗ-910». Он как раз на 12 литров. Сейчас работают над адаптацией его к камазовскому производству. Но дело в том, что его тоже надо доводить до гонок. Мощность моторов этого объема, как правило, выдает порядка 500 лошадиных сил. А для адаптации к спорту его надо форсировать сил до 700. Это серьезная работа. И работа даже не в том, чтобы поставить турбоаппаратуру, компрессоры, настроить систему питания, сколько нужна работа над ресурсом двигателя. Не каждый мотор выдержит такой высокий уровень форсировки. Кроме того, условия работы двигателей на гонках такого уровня, как «Дакар»... Там очень все серьезно. Там и пыль, и нагрузки, и все-все-все. А для подготовки к 2018 году остался по большому счету год. Тут могут быть проблемы.