Наиль Мингазов Наиль Мингазов

СЛУЧАЙНО СТАВШИЙ ПОЭТОМ В... 45 ЛЕТ

— Наиль-абый, то, что тексты песен пишут самодеятельные поэты, это уже не новость. Но, как правило, заняты этим представители творческих профессий. Вы же большую часть жизни проработали слесарем в таксопарке, сейчас трудитесь на кабельном заводе. Как так получилось? Писали ли вы с детства?

— Действительно, я никогда не думал, что начну писать стихи. Родился в деревне Верхняя Масра Арского района Татарстана в 1954 году, после окончания восьмилетки уехал в Казань, там поступил в строительное училище, после окончания которого нас отправили в Челны. Работал на строительстве КАМАЗа, из Челнов забрали в армию, там участвовал в строительстве Олимпийской деревни в Москве, потом приехал в Казань, женился.

А песни стал писать неожиданно. Стоял солнечный день, был месяц июнь, мы поехали на дачу к племянникам. Оказалось, что у сестры мужа моей сестры был юбилей. Мы не знали об этом, неудобно было как-то, так как пришли без подарков, и я решил написать тост, посвященный Розе апе. Сел в машину, сочинил, получилось стихотворение, его зачитал. Когда ехали домой, жена спрашивает: откуда ты взял это стихотворение? Я говорю, сам написал. Жена смеется: раз из тебя вышел поэт, то из меня композитор. Приехали домой, сел на кухне и, когда пили чай, жене написал стих. Она у меня из Алькеевского района, мишарка. Мишары ведь хвастаются, что они сливки у молока, а нас, арских, дразнят катыком, потому что раньше ведь они в Казани им торговали. Вот так, написал стихотворение — и понеслось. По совету жены на свадьбы, юбилеи, дни рождения стал писать поздравления всякие.

— А как начали писать непосредственно тексты песен?

— Когда была еще жива мама, нам принесли в горшке яран гөл (герань). Сказали, что если будете счастливы, то она расцветет. Расцвела, но когда умерла мама, цветок высох. Меня это поразило, и родилась песня «Ниләр булды сиңа, гөлем» («Что случилось с тобой, мой цветок»). Тогда я еще не был знаком с артистами. Как-то с женой пошли на концерт, а там выступала Зульфия Мингазова. И поет красиво, и фамилия как у меня. Подумал и сказал: а покажу свою песню этой певице. Во время перерыва к ней подошел, дал стихи, а она познакомила с мужем Мухтаром Мингазовым. Он говорит: а у тебя еще есть? И пригласил к себе домой. Принес, он выбрал три стихотворения, сказал, что перезвонит...

Прошел месяц, два, полгода. Я уже подумал, что мои стихи в ведро выбросили. Как-то прихожу домой, жена говорит, что приходили Мингазовы, оставили аудио и видеокассету. Они, оказывается, сняли клип. Песня очень понравилась слушателям, особенно пожилым. В том же году песня стала лауреатом на «Татар җыры», и меня это окрылило. Стал писать, искать ходы-выходы, кому бы дать песню. Вот так начал писать, а у меня-то самого образование — 8 классов.

— И когда началась эта ваша новая карьера?

— Когда мне перевалило за 45 лет, где-то на рубеже веков. Я пишу и показываю певцам, композиторам. Потом еще втайне от жены, поднакопив деньги, выпустил книгу, раздал ее исполнителям всяким, музыкантам, потом — вторую книгу. Это, я вам скажу, удовольствие для таких, как мы, живущих на зарплату, недешевое.

.

«БАРС-МЕДИА» ДАЖЕ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ НЕ ПОЗДРАВИЛИ»

— Но ведь вы, наверное, должны быть обеспеченным человеком. Во-первых работали слесарем в таксопарке, должность по тем временам денежная. Во-вторых, на эстраду работаете. Разве материально невыгодно заниматься творчеством?

— Нет, вот «Барс-Медиа», если захочет, купит песню за 500 рублей. И все, больше ты на нее никаких прав не имеешь на 79 лет. Один раз платят, и все. Когда мне 60 лет исполнилось, в Арске отметили это творческим вечером, а вот «Барс-Медиа», а я им столько песен написал, даже не поздравили. Звонят, когда видят, что хорошая песня получилась, и давай говорить: Наиль-абый, дай нам свою песню! Нет уж! Они на мне деньги делают. Несколько лет назад забыли налог заплатить, и квитанция пришла мне. А там еще штрафы, пени. Пошел разбираться. Оказывается, несколько сотен тысяч рублей заработали на мне. Пошел в налоговую инспекцию, спрашивают: это ваши песни? Говорю, мои, но таких денег я отродясь не видел. Позвонил в «Барс-Медиа», а там говорят, что забыли, туда-сюда, решим вопрос... Я ведь любитель только, нот-то не знаю, на баяне или пианино играть не умею, напеть только могу. Но у каждого стиха знаю, примерно какая мелодия должна быть.

— А если напрямую певцам продавать?

— Какое там. Только в очень редких случаях. Только откроешь рот с таким предложением, так сразу: ха-ха-ха. А вот с защитой авторских прав дело обстоит не очень хорошо. Я раньше состоял в ТАО, сейчас перешел в РАО, может, будет польза. А так один вред: выпустить один диск обходится в 40 тысяч рублей. Если продавать, может, была бы польза. А так раздаешь их друзьям, знакомым. Чтобы продавать, тоже нужен талант.

А деньги они всегда нужны. Я в таксопарке отработал, а там зарплата была маленькая. С такой зарплатой вышел на пенсию, жили за счет чумары. Пенсия вышла 9 тысяч рублей, стаж — 46 лет. Это ведь несправедливо. Как таксопарк закрылся, сюда перешел, в «Таткабель». Работа не мешает творчеству, но в последнее время не пишу. Бывает, иногда подходят люди, просят написать. Вот только Асыл Гарей написал на три-четыре клипа песни, в последнее время для казанского парня Айрата Сафина написал две песни, в этом году четыре песни вышло. Ильназ Бах исполнил «Аерма, Ходай, саулыктан», «Узган гомер узар инде». Иркэ спела «Ах сусадым назларыңа», на TMTV первое место заняла даже.

— А людям, которые просят написать стихи, вы их дарите или существует какая-то такса?

— Моя такса — это 1 тысяча рублей. Чтобы написать стихотворение, нужно ведь ночь просидеть. Ты этого человека, про которого пишешь, даже не знаешь, должен представить его, я все расспрашиваю. Как-то Вадим Захаров просил написать песню про родную деревню. Сказал, что красивая деревня, и люди в ней трудолюбивые. Сказал пару слов про нее и название указал — Пчеловод. Надо ведь к слову пчеловод и рифму подобрать, пришлось попыхтеть.

— И как звучит этот стих?

— Я забыл уже, потому что стараюсь вычеркивать из головы, чтобы с другой песней не спутаться. Иногда даже чужую песню слышишь, и она у тебя в голове записывается. Не дай Бог использовать ее в своем творчестве, это как воровство, я так не делаю. Вот в книге порядка 500 стихов, из них на 120 написаны песни. Бывает, даже не сообщают мне, когда берут. Вот как-то певец Айрат Сафин мне говорит: Наиль-абый, твою песню исполняет Бахадур. Я про такого исполнителя даже не слышал, а Айрат нашел в интернете, мне показал. Они ведь не звонят, не говорят.

На конкурсе «Татар җыры» первое время грамоту давали, поздравляли, какие-никакие деньги давали. А сейчас этого нет, авторам вообще ничего нет. Моя песня «Кирәк миңа игүтибарың» на «Татар жыры» стала лауреатом, попросил билет на концерт, а мне говорят, дескать, пусть тебе певица купит. А какие у нее деньги? Диляра Илалетдинова тогда училась, у нее даже платье купить денег не было. Я распсиховался, ушел, через два дня звонят, дескать, нашли билет. Ведь если бы я не написал песню, возможно, она не стала бы лауреатом «Татар җыры».

«ВЫХОЖУ ПОКУРИТЬ, И СЛОВА САМИ ПРИХОДЯТ»

— Расскажите, как рождаются ваши стихи?

— Обычно я пишу ночью, когда все спят и остаешься один. Правда, пачку сигарет выкуриваешь, не можешь слова найти. Выхожу покурить, и слова сами приходят. Раньше хотелось себя показать, бегал за артистами. .. А сейчас, если звонят и говорят, мол, Наиль-абый, песня нужна, я и напишу.

Здесь на работе, подходят, кому маме на юбилей, кому на свадьбу нужен стих. Когда пишу, мелодия у меня в голове уже звучит. Один раз у меня получился интересный случай. Один композитор мне звонит и говорит, что попала в руки моя книга и к песне «Әти» уже придумана мелодия. А я: хотите напою по телефону? Напел, говорю, что еще когда писал песню, напевал, потому что на другую музыку здесь нельзя придумать. А иногда смотришь на какие-нибудь стихи и понимаешь, что на них не наложишь мелодию.

— Что в песне главное: слова или мелодия?

— Бывает, в голову идет какой-то стих. Если его не запишешь, то забудется. В песнях, считаю, главное — слова. На них накладывают музыку. Иногда слышу красивую музыку и ловлю себя на мысли: стихи к песне должен был я написать. А иногда, когда возвращаешься домой в машине, слышишь песню, хоть уши затыкай. В песне главное — слова, потом музыка и затем — исполнитель. Мне предлагали неоднократно, послушав музыку, написать слова, но меня не получается, как бы ни старался. Как без слов написать музыку? Не пойму я.

— Сами поете?

— Нет, в гостях разве что. На рабочем месте? Нет, что вы. Здесь как-то хотели организовать конкурс, но что-то не пошло. Тут один со мной работает, хорошо на баяне играет, да и голоса наши подходят. Так вот я готовился, но что-то не получилось.

— Расскажите про свою семью.

— Сын, дочь, сейчас сами уже семейные, есть трое внуков. С супругой вдвоем остались. Пишут ли родные стихи? Нет, но, возможно, когда-нибудь начнут. Я тоже в их возрасте не писал, начал ведь в 45 лет и сейчас продолжаю это делать. Здесь, на заводе, я как бы на облегченной работе, хорошо еще, что держат. Не выгоняют, не говорят: давай, бабай, дуй отсюда.

— Сейчас какие стихи пишете?

— Сейчас пока ничем не занят. Что-то в последнее время не рождаются стихи. Но, если приходят в голову, сразу же записываю. Впрочем, у меня они есть в неопубликованном виде. Было бы здорово выпустить новую книгу. Но все в деньги упирается...