НАЧАЛОСЬ ВСЕ С РАЙОНА, ЗАКОНЧИЛОСЬ У ПУТИНА В КАБИНЕТЕ

Я никогда не планировал работать учителем, это такое стечение обстоятельств. После окончания вуза попробовал себя в разных сферах — и в ресторанном бизнесе, и в Росстате работал, но в конечном итоге пришел в школу. Подумал, раз уж окончил педагогический институт, нужно попробовать. Пришел, захватило, остался. Вот и работаю. Школа — это каждый день что-то новое. Это дети, их эмоции, требования, интересы... И у тебя вместе с ними тоже каждый день происходит что-то новое, постоянно что-то придумываешь. Это меня и захватило.

Бакалавриат я окончил в ТГППУ, а уже к моменту, когда подошло время магистратуры, нас объединили с КФУ, так что закончил я уже Институт истории Казанского федерального университета. Сложно давать оценку тому, положительно или отрицательно сказалось слияние университетов, были в этом свои и плюсы, и минусы. Возможно, преподавание стало интереснее, но при слиянии традиции педагогического института отошли немного на второй план, а в какой-то момент и вовсе исчезли. Если мы раньше ощущали себя учителями истории, то сейчас это направление практически не сохранилось. Раньше был целый факультет педагогического образования, а сейчас осталась одна кафедра.

После четырех лет работы в школе я решил принять участие в конкурсе «Учитель года». Этому было несколько причин — захотелось реализовать себя, чем-то поделиться, ну и защитить честь своей гимназии. Надеюсь, у меня это получилось! Началось все с районного конкурса, а закончилось у Владимира Путина в кабинете. Чтобы попасть на федеральный уровень, я прошел четыре этапа внутри республики. Атмосфера была великолепная — 85 лучших учителей со всей России защищают честь своих регионов. Первый тур заочный, затем очный в Самаре. Из 85 человек осталось 70. Уроки, семинары, мастер-классы, защита педагогических проектов, педсовет — здесь я и остановился, хотя прошел практически весь конкурс до конца. После педсовета у пятерки финалистов осталось одно испытание — круглый стол с министром образования России. В нем я уже участвовал как зритель. На самом деле это очень тяжело — каждый день новые испытания.

«Ольга Васильева — это человек, понимающий всю суть системы образования» «Ольга Васильева — это человек, понимающий всю суть системы образования» Фото: kremlin.ru

С ВВЕДЕНИЕМ ЕГЭ ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА, ЕГО МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ОТОШЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН

В рамках конкурса мне удалось встретиться и с новым министром образования Ольгой Васильевой. Перед встречей с Путиным мы сидели, пили чай, и она тоже сидела с нами, мы мило пообщались. От встречи с ней у меня остались только положительные впечатления: это человек, понимающий всю суть системы образования. Я думаю, что Васильева вспомнит все добрые моменты забытого старого: она поднимает вопросы трудового воспитания, планирует поменять формат ЕГЭ для того, чтобы раскрыть личность ученика, его морально-нравственные качества, потому что в последнее время это, к сожалению, отошло на второй план. Она также говорила и о взаимоотношениях «родитель — школа». Изменения, я думаю, будут. Может, не сразу так резко, но постепенно авторитет учителя, наверное, будет подниматься, и уровень российского образования тоже. Хотя оно и так не на самых последних позициях — российские школьники, в том числе татарстанские и казанские, довольно неплохо показывают себя на различных международных олимпиадах.

А чтобы поднять уровень педагога в целом, на мой взгляд, в первую очередь в работе учителя и его поступках нужно искать позитивный момент. Учителя, действительно, каждый день проводят с детьми, и, поверьте мне, это не самое легкое занятие в нашем мире. Не нужно искать сразу какой-то негатив. Я, конечно, понимаю, что такие ситуации тоже случаются, но не нужно выкатывать их на всеобщее обозрение. Это не совсем верно, на мой взгляд.

Возвращаясь к встрече с Васильевой, хочу сказать: новость о том, что якобы министерство образования рекомендует заменить изучение «Войны и мира» Льва Толстого на Библию мне кажется абсурдной. Кто это сказал? Думаю, что при подаче новости был выбран неправильный контекст. Даже в Кремлевском дворце на встрече с Путиным во время своих выступлений известные артисты зачитывали отрывки из «Войны и мира». А народный артист Василий Лановой вообще поднял вопрос о том, чтобы даже раньше начать изучать это произведение в школах.

В целом все страхи, которые существуют в обществе в связи со сферой научных интересов нового министра образования, беспочвенны. Это совершенно адекватный человек, который понимает и многообразие Российской Федерации, и интересы народов, их культуры. Это, мне кажется, абсолютно пустые опасения.

«Путин — человек очень энергичный, образованный, разбирается во многих сферах. Может, не углубленно, но представление имеет» «Путин — человек очень энергичный, образованный, разбирается во многих сферах. Может, неуглубленно, но представление имеет» Фото: kremlin.ru

ПУТИН О НИЗКОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ УЧИТЕЛЕЙ: «МЫ БУДЕМ СТАРАТЬСЯ!»

В рамках конкурса у нас также состоялась встреча с Путиным. За столом я сидел прямо рядом с ним! Когда он вошел, то пожал всем нам руки. Человек очень энергичный, образованный, разбирается во многих сферах. Может, неуглубленно, но представление имеет. Когда он затруднялся ответить на какие-то вопросы, то рядом сидела Васильева, которая давала более подробную информацию, говорила, отвечала. Владимир Владимирович любит стихи — цитировал нам по памяти «Родину» Лермонтова.

Речь на встрече с президентом прошла в формате «вопрос — ответ». Сначала он задавал нам вопросы, потом мы ему. Лично я у него спросил: «Сейчас национальная задача государства и бизнеса — это востребованные профессии. Понятно, что на ближайшие 10 лет вектор развития нам ясен, это все-таки технический, чаще всего об этом говорят. А какие, на ваш взгляд, профессии будут востребованы через 10 лет?» На это он с улыбкой ответил: «Ну вот, спросил. Откуда я знаю? Это же зависит от того, как будет развиваться следующая, пятая, говорят, технологическая революция. На грани, на стыке наук. Мы с Андреем Александровичем (Фурсенко — помощник президента РФприм. ред.) недавно встречались с нашими достаточно молодыми, но уже крупными исследователями, которые и у нас в стране живут, и частично работают за границей. На стыке: биология — химия, биология — физика».

Во время встречи глава государства поинтересовался нашей заработной платой. Хотя вопрос о заработной плате поднимать никто не хотел, он сам спросил у победителя, какая у него зарплата. Когда Путин услышал цифру в 26 тыс. рублей, то ответил: «Мы будем стараться! Еще совсем недавно было совсем плохо, уже цифра выше, но мы будем стараться и дальше поднимать зарплату учителям».

Пришел ли он в недоумение от этой цифры? Мы все дружно посмеялись. Наверняка любой руководитель города, республики, когда учитель озвучит ему свою реальную заработную плату, почувствует неловкость. Я, например, работаю на 1,5 ставки — только тогда моя зарплата будет дотягивать до уровня, который отображен в статистике. Но если я буду работать на одной ставке, моя заработная плата составит максимум 25 тыс., в то время как, по статистическим данным, средняя зарплата учителя по России составляет 32 тыс. рублей.

У Путина же на руках средние статистические данные. А из чего они складываются? Нужно учитывать то, что в Москве и северных регионах нашей страны совершенно другие зарплаты, их показатели еще больше увеличивают средние статистические данные. В Москве средняя зарплата учителя — 120 тыс. рублей! В Казани педагогов с такой заработной платой в принципе нет! Мы берем много часов, у меня 30 часов в неделю, это означает 30 уроков в неделю. А каждый урок требует подготовки, все мое свободное время уходит на это. Учителя стараются и крутятся как могут. В ущерб качеству! Как говорится, если работаешь на одной ставке — есть нечего, больше одной ставки — есть уже некогда!

Иван Филатов