Скорую отставку прочат министру информатизации и связи РФ Николаю Никифорову Скорую отставку прочат министру информатизации и связи РФ Николаю Никифорову (в центре) Фото: kremlin.ru

СОВЕТНИК ПУТИНА: «МЕНЯ УСТРАИВАЕТ, КАК РАБОТАЕТ НИКИФОРОВ»

Скорую отставку прочат министру информатизации и связи РФ Николаю Никифорову — тема активно обсуждалась на полях сочинского экономического форума. Об этом со ссылкой на свои источники накануне поздно вечером сообщил портал CNews. Издание называет вероятными сменщиками Никифорова президента «Ростелекома» Сергея Калугина, а также главу Роскомнадзора Александра Жарова. Кроме того, есть и другие кандидаты, например, глава комитета Госдумы РФ VI созыва по информационной политике Леонид Левин, а также вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров, занимавшийся вопросами IT и связи в Совете Федерации.

После отставки Никифоров может перейти в «Ростех», говорят источники CNews, отмечая хорошие контакты главы минсвязи с госкорпорацией. «Ростех» уже заявил о своих притязаниях на реализацию «закона Яровой», которая касается IT-сферы, госкорпорация связана с Иннополисом, который курирует Никифоров, плюс именно «Ростех» будет готовить IT-инфраструктуру мундиаля-2018. Так что поле деятельности для возможного экс-министра есть. Также отмечается, что уход Никифорова может быть связан со сходом Дмитрия Медведева с премьерских рельсов. Еще до президентских выборов 2018 года правительство Медведева может быть переформатировано, либо это произойдет после выборов президента РФ.

В самом министерстве информацию категорически опровергают. «Нет, это неправда, — сказала корреспонденту „БИЗНЕС Online“ директор департамента внешних коммуникаций Екатерина Осадчая. — Я уже сказала, наверное, пятый или шестой раз, что это неправда, я опровергаю». Однако собственные источники «БИЗНЕС Online» в среде IT подтверждают, что слухи об уходе Никифорова действительно муссируются, а наиболее вероятным претендентом называют именно Жарова из Роскомнадзора, который «давно метит в это кресло». Официальные же лица предпочитают «вброс» не комментировать: «Как Никифоров работает, мне нравится, меня все устраивает, — говорит советник президента по вопросам IT Герман Клименко. — Я бы не хотел комментировать эту историю». Не стал ничего говорить и Леонид Левин. «Я не буду никаким образом комментировать, потому что это слухи и сплетни, а их я не комментирую», — довольно-таки категорично сказал он «БИЗНЕС Online». Неудивительно, если тебя называют преемником министра... В пресс-службе города, АО «ОЭЗ «Иннополис», отделе продвижения и внешних связей IT-парка комментировать возможную отставку министра тоже не стали.

ОТЕЦ ИННОПОЛИСА И «АВТОДОРИИ»

Никифоров — один из самых высокопоставленных лоббистов Татарстана. В республике расположено и его главное детище — Иннополис, который в случае ухода министра может многое потерять. Как рассказывал сам Никифоров на дне рождения города, идея проекта родилась в соавторстве с президентом РТ. «Иннополис мы придумали вместе с Рустамом Миннихановым, который просил передать вам привет! Раскрываю секрет — придумали, когда летели в самолете с заседания по развитию отрасли при президенте России в 2010 году», — сообщил министр.

За Иннополис его не раз критиковали. Счетная палата РФ обнаружила нарушения при выделении бюджетных средств на создание особой зоны в 2012 - 2013 годах. В отчете довольно жестко говорится, что ради Иннополиса минсвязи «ободрало» финансирование уже начатых проектов. Плюс федеральные средства «крутились» на счете в «АК БАРС» Банке, а финансовое обоснование Иннополиса в ведомстве Татьяны Голиковой сочли недостаточно весомым. В общем, плохо оформил Николай Анатольевич перечисление бюджетных 5 млрд. рублей... На защиту детища Никифорова (да и самого министра) встал даже Сергей Степашин, заметивший, что за все годы его работы в Счетной палате в РТ (а это все-таки 14 лет) не допускали махинаций. Высказался на эту тему и Минниханов. «Там просто некоторые документы появились немножко позже, до поступления денег, — заявил он. — Я думаю, то, что мы раньше деньги получили, — это, наоборот, были правильные решения. Хотя надо соблюдать все юридические нормы. Мы будем более внимательно смотреть при подготовке документов».

Еще один крупный проект, связанный с Никифоровым в Татарстане, — минсвязи ведет строительство логоцентра почты России. В церемонии закладки камня от федерального центра участвовал сам министр, объект строится рядом с территорией аэропорта «Казань». Возводит комплекс стоимостью 1,65 млрд. рублей «Казаньнефтехиминвест» (входит в «Ак Барс Холдинг»).

Кроме того, Никифоров (а вернее, его супруга) связан с получившим широкое развитие в Татарстане проектом «Автодории». На базе этих разработок одного из первых резидентов бизнес-инкубатора казанского ІТ-парка реализованы контроль соблюдения скорости, мониторинг и анализ транспортных потоков, контроль рядности дорожного движения, оперативный розыск машин. Сейчас компания — резидент ІТ-парка и технопарка «Сколково». «Автодория» контролируется инвестфондом «Стартобаза», который принадлежит Светлане Никифоровой.

В 2012 году инициатива отмены «мобильного рабства» натолкнулась на стену непонимания со стороны Игоря Щеголева — предшественника Никифорова на посту министра В 2012 году инициатива отмены «мобильного рабства» натолкнулась на стену непонимания со стороны Игоря Щеголева — предшественника Никифорова на посту министра Фото: kremlin.ru

АППАРАТНЫЕ ИГРЫ: КАК НИКИФОРОВ БОРОЛСЯ С ПРЕДШЕСТВЕННИКОМ

Вхождение Никифорова (в возрасте всего 30 лет) в состав правительства РФ гладким назвать нельзя. Одним из первых начинаний выдвиженца Медведева, впечатленного тем, как в Татарстане был реализован проект «Электронное правительство», стала отмена «мобильного рабства». Соответствующий закон вступил в силу с 1 декабря 2013 года, обеспечив россиянам возможность спокойно сменить оператора связи и сохранить при этом свой номер сотового. Но еще в 2012 году эта инициатива натолкнулась на стену сопротивления мобильных операторов, рупором идей которых выступил Игорь Щеголева — предшественник Никифорова на посту министра. Он разразился жесткой критикой реформы. Сами участники рынка также жаловались, что нововведение влетит им в копеечку. Тем не менее надо отдать должное Никифорову, который продавил законопроект — «мобильное рабство» было отменено.

Еще одним камнем преткновения в конфликте Николая Анатольевича и его предшественника стал «Ростелеком». Министр не раз выступал с недовольством в отношении руководства ведомства (тогда им руководил Александр Провоторов), которое считалось близким к Щеголеву. Так, Никифоров был недоволен инвестиционной программой компании, которая скупала других участников на рынке ради конкуренции с «большой тройкой» вместо того, чтобы предоставлять качественные услуги там, где операторы этого сделать не могут. В октябре 2012 года минсвязи направляло директиву о досрочном прекращении полномочий Провоторова и назначении на этот пост Вадима Семенова — гендиректора «Связьинвеста» и однокурсника Медведева. Эту инициативу тогда поддержали минэкономразвития и Росимущество, а вот в Кремле кандидатуру не одобрили. Но уже в марте 2013 года контракт с Провоторовым досрочно расторгли, главой «Ростелекома» стал Калугин.

Еще один скандал, из которого Никифоров вышел сухим из воды, связан с атакой на его диссертацию. Сообщество «Диссернет» обнаружило серию заимствований в диссертации министра еще в 2014 году. Но только в 2016-м делу был дан ход — состоялось заседание диссертационного совета. На нем, однако, ученые пели дружные дифирамбы таланту министра, рекомендовав оставить его ученую степень в покое. А один из научных авторитетов — академик АН СССР и бывший советник президента СССР Михаила Горбачева Абел Аганбегянзаявил «БИЗНЕС Online», что ни у кого нет сомнений, что глава минсвязи достоин степени. В итоге высшая аттестационная комиссия оставила степень кандидата наук Никифорову.

...Так что выходец из команды Минниханова в Москве продемонстрировал умение «вживаться» в неблагоприятную среду, удерживаясь на месте и играя в аппаратные игры чиновников. Он доказал свои возможности политического выживания, сохранив позиции не только при президенте Медведеве, но и после его смены позиции на премьерскую. При этом Никифоров по-прежнему остается в публичном пространстве, генерируя информационные поводы и присутствуя в федеральной повестке дня.

Причем если в самом начале пути он воспринимался как символ модернизации по-медведевски — молодой, активный, пользователь всевозможных гаджетов и мессенджеров, то теперь его имидж в среде либералов прямо противоположный. И в целом министру приходится становиться проводником в жизнь идей, которые в последнее время генерируют в Госдуме, — от Wi-Fi по паспорту до, вероятнее всего, расшифровки всего трафика сервисов WhatsApp, Viber, Facebook Messenger, Telegram и Skype. Сам он говорит о закручивании гаек по иностранному программному обеспечению в пользу отечественных разработок, заявляет, что «закон Яровой», реализация которого будет стоить отрасли миллиарды рублей, не имеет препятствий для реализации, тем более что речь идет как раз о возможных заказах для Иннополиса и его главного резидента — «Ростеха». Символично, что именно сегодня стало известно, что Ирина Яровая намеревается посетить IT-столицу Татарстана.

«НИКИФОРОВУ СТОИТ УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ СВОЕМУ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ВЫЖИВАНИЮ»

Насколько вероятна отставка, чем запомнился Никифоров на посту министра связи РФ? Об этом «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов и участников отрасли.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Сейчас существует серьезная нервозность от ожидания больших кадровых перестановок и больших аппаратных изменений, в том числе на уровне правительства. Отсюда волна слухов о различного рода изменениях. Раньше, когда и появлялся какой-то слух, то один, и тогда можно смотреть, реализуется или не реализуется. Сейчас сразу несколько слухов в отношении одного лица или одной структуры вбрасывается, один другого «интереснее». Это объясняется нервозностью элиты, которая сама рождает данные слухи и теории и сама их и лоббирует.

Что касается министерства связи, то, как и любое среднее отраслевое министерство, оно, конечно, оказалось в рамках интереса групп, которые проталкивают своих протеже. На это место давно пытаются пролоббировать свою кандидатуру. Тот же скандал с диссертацией тоже не с пустого места взялся. Но тогда не получилось, сейчас пытаются повторить отставку. Фигуры вроде Никифорова могут оказаться под серьезным ударом. Чтобы снять зубров вроде главы минфина, нужно больше усилий. А вот представителей министерств-середнячков, при этом контролирующих серьезные бюджеты... Они как раз находятся в зоне риска. Условно говоря, если брать транспортное министерство, то обыски в Ространснадзоре — это серьезное предупреждение главе минтранса. Мне кажется, и Никифорову тоже стоит уделить повышенное внимание своей устойчивости. Он, кстати, на федеральном уровне курируется той же самой элитной группой, что и министр транспорта.

Дмитрий Мариничев — интернет-омбудсмен:

— Я ничего лично о возможной отставке Никифорова не слышал, скажу честно. У меня никаких отрицательных действий к деятельности министра нет. Я не вижу пока никаких причин для его отставки.

Допустим, почта России — это его непосредственная зона ответственности. Скажем честно, она радикально изменилась за последнее время. Конечно, управленческая команда на сегодняшний день в почте России просто очень мощная, это, наверное, в первую очередь ее заслуга. Но никакая управленческая команда не способна что-то изменить, если нет поддержки вышестоящей инстанции, в данном случае это зона ответственности министра, наверное, это можно поставить ему в заслугу.

Во-вторых, конечно, на мой взгляд, он находится в крайне сложно положении. Нужно понимать, что за последние два-три года в принципе само министерство не много формировало каких-то законодательных инициатив или изменений. Оно живет в том пуле, в котором ему приходится защищаться и фактически расхлебывать те неудачные последствия законотворческой деятельности, которые генерировала Госдума. Это и по персональным данным закон, и Wi-Fi по паспорту, и все остальное. Фактически им приходилось демпфировать эти неудачные законодательные инициативы, что в целом команда министерства делает на высоком профессиональном уровне. Наверное, хотелось бы, чтобы законодателями мод были именно они, профессионалы, которые конкретно работают, но пока ситуация складывалась так, что ситуация была с точностью до наоборот. В принципе, я не могу сказать, что они занимали какую-то радикальную, неправильную или несогласованную с отраслью позицию, в большинстве своем они ее поддерживали, помогали отрасли защищаться от такого рода агрессивных действий.

Леонид Волков — основатель общества защиты интернета, сотрудник фонда борьбы с коррупцией:

— Я не слышал про отставку Никифорова. Хотя я знаю прекрасно, что сам он не хочет работать в министерстве, он хочет вернуться в Казань, быть мэром Иннополиса, насколько я знаю из разных источников. Но как министр я не могу сказать, что он был слишком плох, он высказывает в целом разумные идеи, победил «мобильное рабство», достаточно разумно высказывается по поводу всех инициатив и законов, которые вредят отрасли, но, с другой стороны, ничего не может сделать, чтобы ее защитить. То есть он типичный пример компетентного и грамотного человека, который попал в нынешнюю токсичную среду и ничего сделать не может. А то, что ему дают делать, — это только то, что не противоречит интересам этой среды и скорее делает хуже, чем лучше.

СУДЬБА ИННОПОЛИСА: «ЕСЛИ ИЗ ПРОЕКТА УХОДЯТ ЛЮДИ, ТО ПРОЕКТ МЕНЯЕТСЯ»

Сергей Плуготаренко — глава РАЭК:

— За период с 2012 по 2016 год Николай Никифоров продемонстрировал максимальную эффективность на посту министра связи и массовых коммуникаций. Он реализовал множество госинициатив. Включился в плотный и результативный диалог с отраслью, постулировал и реализовал программу окончательного искоренения «цифрового разрыва» в нашей стране. В общем, министр сформулировал и планомерно осуществлял задачи минкомсвязи до 2018 года, направленные на повышение качества жизни россиян.

Какие инициативы реализованы? Отменено «мобильное рабство», идет работа по повышению качества госуслуг, министерство проводит политику повышения проникновения интернета в малые населенные пункты. В работе реестр отечественного ПО и работа по импортозамещению в этой сфере, сохранены льготы для IT-компаний и так далее.

РАЭКу и мне лично очень комфортно работать с Николаем Анатольевичем. При очевидном нежелании комментировать любые слухи и утечки в связи с его возможной отставкой рассчитываю, что любой возможный приемник на его посту сохранит все эти наработки — в первую очередь живой диалог с отраслью высоких технологий. А сам Николай Анатольевич, если уход с поста министра будет реальным, займет надлежащий пост в той же отрасли, с которой он работал на посту министра.

Дмитрий Демидов — генеральный директор интернет-корпорации «Матрица»:

— Насколько я знаю, Никифоров был одним из инициаторов проекта «Иннополис», и личная поддержка федерального министра помогала городу. Если из проекта уходят люди, то он меняется. С Никифоровым у меня ассоциируются такие удачные проекты, на мой взгляд, как интернетизация России оптикой, реорганизация почты России.

По моему мнению, Никифоров сделал бы много, если бы ему давали нормально работать.

Ефим Климов — генеральный директор компании «Эттон»:

— Мы как отраслевая компания ощутили его приход на пост министра в 2012 году. Речь идет о налоговых льготах. Известно, что в структуре расходов любых инновационных компаний затраты на налоги по зарплате, НДС — основные. Никифоров добился того, чтобы был принят льготный налоговый режим для аккредитованных минкомсвязи компаний.

Второе — это, конечно, Иннополис. Это знаковый проект федерального масштаба, я бы не стал говорить о нем только с региональной припиской. Понятно, что Никифоров — из Татарстана, но масштаб проекта федеральный. Город развивается, но динамика такова, что все заявленное будет выполнено. В Иннополисе уже все запущено, лоббистские действия уже осуществлены, поэтому город будет развиваться. Благо есть поддержка президента Татарстана Рустама Минниханова, а команда у города компетентная. Сейчас вопрос о наполнении города жизнью стоит не на повестке у министра связи России, а в плоскости региона, региональных и муниципальных властей.

Кроме того, еще одно важное направление деятельности Никифорова связано с работой по импортозамещению. Есть отдельный нормативно-правовой акт. Думаю, в будущем это коснется любых крупных корпораций.

Была также реформа почты России. Я вижу, как развиваются сервисы, насколько лучше становится технологическая инфраструктура, — это все видно.