СКУЧНЫЙ ФОРУМ В СОЧИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ПОСЛЕДНИМ

Вчера в Сочи официально открылся международный инвестиционный форум. Однако еще днем ранее кто-то из участников, а особенно представители СМИ, исследовали медиацентр. Тем более уже тогда открылась выставка регионов, где экспозиции дополняли последними штрихами. Надо откровенно признать, что в этом году она на порядок сократилась и уместилась в небольшой зал. Может быть, сказался кризис, а может, стоимость размещения. Как удалось выяснить корреспонденту «БИЗНЕС Online», организаторы брали от 30 тыс. рублей за квадратный метр.

Но даже в узком составе некоторые пытались выделиться. Особенно это удалось Ростовской области, чей стенд на входе в зал встречал посетителей огромными женскими ногами в красных туфлях. Видимо, рассчитывали на мужскую аудиторию, и она действительно с удовольствием заглатывала «крючок»: особой шик — встать среди между ног, обхватить их и сделать фото. А вот Москва перевезла в Сочи кусок ГУМа. Были и знаменитый фонтан (так что можно смело назначать там встречи), деревянные лавочки, легкие ажурные стульчики со столиками, кроме того, гостей бесплатно угощали тортом «Москва» и мороженым. А, например, Дагестан поскромничал — на достаточно просторном стенде (100 кв. м) привлекает внимание всего один проект — курорт «Матлас», которые даже не начали строить.

Стенд Татарстана же выполнен в уже привычных и традиционных зеленых цветах, отдельная экспозиция была посвящена чемпионату рабочих профессий WorldSkills, который состоится в Казани в 2019 году.

Тем не менее многие участники и журналисты в разговорах между собой отмечали, что форум в Сочи стал скромнее. Действительно, помимо уменьшившейся в разы выставки регионов сэкономили также на оформлении медиацентра, лишив фотографов хорошей картинки с перспективой уходящего вдаль коридора. Кажется, меньше стало и волонтеров. По крайней мере, в аэропорту участников форума у скромной маленькой стойки встречали две девушки, а в прошлые годы можно было даже бейдж получить в зоне выдачи багажа.

И, пожалуй, главное, чего лишились СМИ и участники, — вечерний прием от имени губернатора Краснодарского края. В этом году туда пускали исключительно тех, кто купил пакет «Премиум». Для многих это стало обидным событием, поскольку мероприятие было традиционным, привычным, куда многие шли для того, чтобы еще до официального открытия форума встретиться с нужными людьми и решить все вопросы за бокалом шампанского. Так что наверняка у конгресс-центра было много разочарованных среди тех, для кого двери вечеринки оказались закрытыми. Так традиционный, скажем так, вечер встреч превратился в закрытую вечеринку губернаторов, министров и крупного бизнеса, которые и без того имеют много возможностей для бесед. Столь кардинальные (в худшую сторону) изменения некоторые связывали с тем, что в этом году организатором форума выступил Росконгресс. Поговаривают, что все деньги они потратили на форумы в Санкт-Петербурге и Владивостоке, так что Сочи финансировали по остаточному принципу. По другой версии, Росконгресс руководствовался безопасностью — мол, под видом журналистов на форум проникают опасные личности. Впрочем, это всего лишь слухи, так же, как и то, что нынешний форум в Сочи грозит стать последним...

Еще один краснодарский предприниматель рассказал нашему корреспонденту, что многие бизнесмены попросту проигнорировали мероприятие, когда узнали, что только премиум-участникам будут доступны все удовольствия форума, а остальные, получалось, в пролете. «Для обычных участников даже питание не предусмотрено. Все платно, а цены выше, чем у стен Кремля. Одно блюдо — 700 рублей! Одни сборы — там 2 тысячи заплати, там что-то дай, за участие заплати. Это говорит об отношении к бизнесу, на котором форум, по сути, держится. Поэтому многие, когда узнали, что нигде нет доступа, просто не приехали», — возмущался мужчина.

Тем не менее даже деловая программа форума не столь интересна, как могла бы быть, ярких фигур, спикеров не так и много. Хотя в коридорах медиацентра вполне можно было встретить и главу «Лукойла» Вагита Алекперова, и экс министра финансов Алексея Кудрина, и главу РСПП Александра Шохина, и кого-то из вновь избранных депутатов, и много других известных в нашем государстве личностей. А вот с иностранцами была напряженка. Конечно, они встречались среди спикеров, но в общей массе их число было, кажется, на грани погрешности. Во всяком случае за два дня в медиацентре наш корреспондент всего пару раз слышала иностранную речь.

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ ОТ НАТАЛИИ ФИШМАН УСТАМИ РУСТАМА МИННИХАНОВА

На этом фоне президент РТ Рустам Минниханов в буквальном смысле стал чуть ли не хедлайнером всего мероприятия — так много сессий он успел посетить! Утро субботы главы РТ началось с делового завтрака Сбербанка, затем он стремительно переместился в конференц-зал, где уже начиналось обсуждение нового рынка тепловой энергетики. Любопытно, что изначально спикером там значился мэр Казани Ильсур Метшин, который, видимо, подстраховывал Рустама Нургалиевича, но глава республики и сюда успел. На мероприятии Минниханов пробыл совсем недолго — только заявил, что Татарстан готов быть пилотным регионом по внедрению новой модели рынка тепловой энергии.

И вот он в сопровождении свиты уже мчался по коридору в следующий зал, где его ждали на дискуссии по развитию территорий. Заблаговременно тут появилась и уселась в первый ряд Наталия Фишман. Это и понятно, ведь тема как раз напрямую связана с ее обязанностями по паркам и скверам. Вскоре подошли и все остальные, вот только кресло, предназначенное для Минниханова, пока пустовало.

«Город — это не просто здание, не просто заводы и не только магазины и общественные зоны. Это сочетание всего... «Умные» города — это прежде всего улучшение жизни», — говорил основатель, главный исполнительный директор City Transformation Agency — Barcelona Энтони Вивес. Применимость этого тезиса для России в своем выступлении пытался развить министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. Из выступления главы минстроя следовало, что они решили не просто гнаться за рекордным вводом квадратных метров (чем хвалятся последние два года), плодя один за другим «муравейники», теперь еще хочется, чтобы жилье стало комфортным, а это невозможно без обустройства жилой среды, которым теперь будут заниматься под чутким руководством минстроя сами муниципалитеты.

«Они должны будут разработать собственные проекты благоустройства с приоритетом реализации уже в 2017 году, — пообещал министр. — Программы должны разрабатываться с учетом общественного мнения».

Так что скоро вся Россия, видимо, должна стать одним цветущим и удобным городом. Во всяком случае, этого ожидает Мень. А чтобы главы муниципалитетов не занимались самодеятельностью и не изобретали велосипед, планируется создать специализированный портал с лучшими практиками благоустройства и провести обучающие семинары для местных властей. При этом АИЖК создаст комплекс стандартов для городов различных форматов.

«Документ определит технические требования к городской среде, по эстетическому оформлению, при этом оставив муниципалитетам выбор художественных решений», — расписал Мень.

Этой строгости минстроя, которая почти исключает самодеятельность регионов, есть вполне логичное объяснение — нет гарантии, что главы обладают должным вкусом в оформлении, а ведь потом в их «художествах» людям еще и жить придется.

«Иногда на практике мы знаем, что есть крепкие главы муниципальных образований, которые хорошо разбираются в ЖКХ, социальные вопросы решают неплохо, но с точки зрения эстетического развития... — Мень помедлил, подбирая слова, чтобы никого не обидеть. — Просто в силу определенного опыта изучения данного вопроса, в силу отсутствия чувства прекрасного этому очень трудно научить. Есть термин «экология глаза», не всем это присуще. Это важная работа, которая поможет нашим руководителям муниципалитетов».

Естественно, кому-то может показаться, что на регионы и муниципалитеты повесят очередную обязанность. Так, в общем-то, и есть, но финансово минстрой обещал помочь.

«Помощь будет оказываться как путем выделения субсидий всем регионам, так и в виде грантов на софинансирование отдельных проектов. Средства у нас предусмотрены. Рассчитываем, что удастся получить. Пока просим 10 миллиардов рублей. В любом случае грантовая поддержка для наших муниципалитетов будет», — успокоил министр наверняка уже распереживавшихся глав муниципалитетов, у которых денег и так кот наплакал.

Эти, пусть пока и небольшие, деньги, теперь придется грамотно освоить. Тем более, как убеждал Вивес, помимо того, что стратегия по благоустройству должна быть долгосрочной, она не должна быть дорогой. «Нужно мудро распоряжаться каждой единицей денежных средств», — советовал эксперт. Вот теперь России с ее щедрой душой придется попробовать не сорить деньгами, которых и так мало, а экономить. Ведь у Испании это получилось. «Конечно, мы хороши в футболе, но можем работать и в других областях», — не скромничал Вивес.

Минниханов на этой сессии был одним из примеров главы региона, где не ждали распоряжения сверху, а сами начали заниматься благоустройством городской среды. Кажется, особенно довольной была его помощница Фишман, являвшаяся, по ощущениям нашего корреспондента, соавтором доклада, который зачитал президент Татарстана. Уж очень его выступление отличалось от того, что, как, с какой интонацией и настроением он обычно говорит по темам инвестиций, экономики, развития республики.

«Мы привыкли говорить про благоустройство, подсчитывая физические параметры — длину введенных дорог, количество установленных детских площадок, площади озеленения. В РТ мы предъявляем требования не только к количественным параметрам, но и в первую очередь к качественным. При проектировании новых общественных пространств особое внимание уделяем социальным аспектам. Парк, сквер или набережная — это не только инфраструктура, но и прежде всего среда для взаимодействия людей, их общения, отдыха, занятий спортом, прогулок с семьей», — зачитывал президент РТ.

За каждым его словом проступала вся Наталия Львовна, которая теперь устами Минниханова давала оценку своей деятельности на столь ответственном посту. Так, например, говорилось, что за два года преобразовано 186 парков и прибрежных территорий. И весь этот титанический труд базировался на пяти главных принципах. Во-первых, равное качество среды вне зависимости от размера населенного пункта. «Например, уникальный ландшафтный парк и авторские детские площадки в селе Муслюмово. Много других районных центров не уступает по благоустройству нашим казанским паркам», — говорил Минниханов. Еще принципы — вовлечение жителей в проектирование пространств, системное наращение компетенций в проектировании, строительстве и развитие производств. Президент РТ утверждал, что Татарстан уже научился сам делать уникальные детские площадки, скамейки, фонари и другие малые архитектурные формы. И все это создает, как и любое производство, новые рабочие места, и вот уже некоторые компании республики начали покорять российский рынок своими творениями.

Наконец, пятый принцип — событийное насыщение новых парков и скверов. «Общественные пространства работают только тогда, когда там есть чем заняться», — сказал президент. С этим было сложно поспорить. Но предоставим возможность оценить событийное наполнение жителям республики. «Системность в работе позволяет достигать высоких результатов. Главный критерий — заполняемость парков, набережных и количество мероприятий», — как будто подтвердил президент РТ.

«СЕГОДНЯ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТАКОВО, ЧТО ДЕНЕГ НЕТ»

После выступления Дмитрия Медведева на пленарной сессии Минниханова ждала дискуссия о перезагрузке особых экономических зон. А это была уже 100% тема президента РТ, где ему не нужны были никакие подсказки от спичрайтеров — настолько глубоко Рустам Нургалиевич погружен в тему. Но об этом чуть позже.

Пока же обсуждение шло в русле того, насколько удачен опыт действия ОЭЗ. Как известно, правительство приняло решение часть зон, которые так и не привлекли ни одного инвестора, не создали ни одного рабочего места, закрыть. Естественно, Татарстана это не коснулось, поэтому Минниханов вместе с губернатором Калужской области Анатолием Артамоновым и главой Подмосковья Андреем Воробьевым были призваны на панельной сессии продемонстрировать успехи на своем опыте. Тем не менее зампредседателя правительства РФ Дмитрий Козак сообщил, что 8 зон в России закрылось, еще в двух сократили территории. «Причина — размывание ответственности, невнятная громоздкая система управления. Не с кого спросить за ошибки, которые привели к безрезультатной работе», — объяснил он неудачу некоторых проектов. Поэтому решили сконцентрировать управление зонами в одних руках — у губернаторов и глав регионов. «Надеюсь, что перезагрузка покажет, какие зоны работают эффективно, а какие еще надо ликвидировать», — добавил Козак.

Впрочем, некоторые полагают, что федеральный центр таким маневром попросту сбрасывает с себя не только ответственность, но и финансовые вопросы. «Когда главы территорий просят создать ОЭЗ, надеются, что из федерального бюджета поступят деньги для создания инфраструктуры. Сегодня финансовое положение таково, что денег нет. Максимум, что мы можем сделать, — предоставить каждому региону возможность создать зону. Мы предоставляем льготы по налогам и сборам. Инфраструктурное обустройство и привлечение инвесторов на эти льготы — зона ответственности руководителя региона. Видимо, в перспективе сможем выйти на такую конструкцию», — подтвердил догадки зампредседателя правительства РФ.

Но не все регионы коснется перезагрузка, например, ОЭЗ Северного Кавказа решили оставить в ведении федералов. Как утверждал министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, дело тут в особенностях развития туристско-рекреационных зон — инвестор не собирается идти в ОЭЗ, если не создана инфраструктура. Видимо, самим субъектам в одиночку это не под силу.

«ЕСЛИ БЫ БЫЛА НЕМНОГО ДЕНЕЖНАЯ ПОДУШКА...»

Этого, естественно, не скажешь про Татарстан, который первым рассказывал о феномене своего успеха.

«Те изменения, которые произошли, я считаю нормальными, когда центр ответственности переместился к нам. Мы подписали соглашения, все условия понятны: что должны мы, что будет делать федеральный центр, — объявил Минниханов. — Есть инвесторы, которые создают инфраструктуру для наших резидентов. Уверен, что все обязательства, которые мы взяли по соглашению, выполним».

Тем не менее, презентуя уже второй раз за день успехами ОЭЗ «Алабуга», президент РТ не переставал надеяться на федералов. И правда, нехорошо же бросать регионы в самые тяжелые времена.

«Мы понимаем, что в федеральном бюджете денег нет, но все время так не должно быть, мы должны хорошо работать», — призывал центр Минниханов. Видимо, недорабатывают наши чиновники.

Более того, президент РТ даже предложил им готовый механизм — возмещение затрат на инфраструктуру посредством федеральных налогов. Этот вариант уже испробован на опыте индустриальных парков.

«Для ОЭЗ это можно было использовать, потому что это новые производства, появляются современные предприятия. А что такое ОЭЗ? Все предприятия высокотехнологичные, которые нацелены на импортозамещение, на экспорт, — Минниханов обращался к Козаку. — Если бы была немного денежная подушка, было бы хорошо...»

Все-таки Рустам Нургалиевич продолжал надеяться на благоразумие федерального центра, который исправно готов собирать налоги, а вот чтобы помогать... «Если федералы будут стоять в стороне, это неправильное решение. Мы очень надеемся, что минэкономразвития не останется в стороне. Если зона эффективна, то почему бы этот опыт не тиражировать?» — поддерживал его губернатор Подмосковья.

И помощь пришла, откуда ее и ждали. Козак пообещал распространить механизм, действующий по индустриальным паркам, на ОЭЗ. «По поводу компенсации затрат на инфраструктуру... Такое решение принципиально принято. Этот инструмент себя оправдал применительно к индустриальными паркам. В настоящее время готовятся документы. С дополнительных налогов, которые поступают с ОЭЗ в федеральный бюджет, мы будем возвращать регионам те затраты, которые потрачены на инфраструктурное обустройство таких зон. Нормальный правильный инструмент без потерь для федерального бюджета», — объявил зампредседателя правительства под всеобщие аплодисменты.

«ЦЕНТР ОЧЕНЬ ХИТРО ДЕЛАЕТ — СКИДЫВАЕТ С СЕБЯ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Наконец, Минниханов решил взвалить на себя еще одну ношу (надеемся, что посильную) — объявил об идее создать «Алабугу-2». «Сегодня важно не продавать полупродукты. У нас есть большие нефтехимические производства. Сегодня законодательство не позволяет некоторые продукты перерабатывать. Хотя если бы мы получили возможность, то можно было бы даже без денег, за счет возврата инвестиций задействовать этот потенциал», — заявил президент РТ.

Как пояснил нашему корреспонденту уже после сессии гендиректор «Алабуги» Тимур Шагивалеев, Минниханов впервые публично поднял тему нового проекта на федеральном уровне. Впервые о такой инициативе было объявлено на праздновании 10-летия «Алабуги». Тогда Шагивалеев говорил, что новый проект потребует порядка 316 млрд. рублей инвестиций. Но пока это всего лишь идеи. И непонятно, рискнет ли федеральный центр как-то помогать Татарстану, учитывая, что тренд идет к закрытию неудачных ОЭЗ.

При этом в республике утверждают об исключительной важности новой ОЭЗ. «Идея нашла поддержку со стороны Дмитрия Николаевича Козака и министерства экономического развития, — уверенно заявил гендиректор «Алабуги». — Этот проект сейчас находится на стадии концепции. Вместе с тем его приоритетность является абсолютно исключительной, потому что мы направляем силу на поддержку ключевых проектов, которые формируют экономику республики и которым необходимо дальнейшее расшивание инфраструктурных проблем. Наша цель — расшить инфраструктурные проблемы для новых крупных индустриальных проектов в РТ. Наша управляющая компания имеет для этого опыт, квалификацию, персонал и готовность это реализовывать».

Впрочем, открыто в ходе сессии ни Козак, ни замминистра экономического развития Александр Цыбульский однозначное да проекту «Алабуга-2» не сказали. Видимо, не до этого сейчас федеральному центру. Тем более на форуме уж слишком часто говорили о кризисе и о том, что денег нет. Да, в этом году власти открыто заявляют об этом и разводят руками, мол, сами выкручивайтесь. «Центр очень хитро делает — скидывает с себя всю ответственность, и все должны делать регионы, — заявил нашему корреспонденту глава ТПП РТ Шамиль Агеев. — Это неправильно, потому что ОЭЗ надо довести. Там, где зонами занимались так, как у нас в республике, реальная отдача была. А там, где не занимались, что имели, то имеют. Механизм ОЭЗ во всем мире нормально работает. У нас он заработал тоже нормально. К сожалению, те зоны сохранятся, а дальнейшего развития не будет, то есть новых зон не будет». Глава ТПП РТ трезво смотрит на вещи и советует держать синицу в руках и не гоняться за журавлем в небе. «Я считаю, что нам важно сохранить потенциал, который есть в „Алабуге“. Я думаю, что у нашей республики получится сохранить», — добавил Агеев.

«УЖЕ ГУБЕРНАТОРЫ ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЧЕМ ОЭЗ»

Пожалуй, только один человек внес во вчерашнюю елейную дискуссию ложку дегтя. Этим смельчаком оказался президент BIOCAD Дмитрий Морозов, чья компания работает в ОЭЗ в Санкт-Петербурге. «Сейчас я вижу, что сам механизм не работает, решения принимаются долго, земли нет. С другой стороны, мы видим пустые лужи около нашего офиса — там нет резидентов, никого. Перестал работать тот механизм, который заряжает инвесторов приходить в зоны. Само понятие экономической зоны девальвировалось. Уже регионы, губернаторы эффективнее, чем ОЭЗ. Они больше предлагают для инвесторов новых условий, чем мы имеем в зоне», — рассуждал он, вскочив с места, и был готов вот-вот сменить место прописки своей компании на какой-то другой регион.

В свою очередь, руководитель ОНФ «За честные закупки» Анастасия Муталенко (та самая, которая открыла глаза Владимиру Путину на то, что порой ОЭЗ есть на бумаге, но нет в реальной жизни) укоряла власти за слова о том, что денег в бюджете нет. «Мы видели, что деньги, выделяемые на строительство инфраструктуры в регионах, не осваивались, а размещались на депозитах. Согласно оценкам Счетной палаты, процент по депозитным вкладам — 30 миллиардов рублей», — объявила она. Стало быть, лукавили представители власти, отказывая регионам в финансовой помощи.

При этом Муталенко тут же поддерживала решение федералов передать все управление в регионы. «Когда прекращается федеральное финансирование, начинают быстрее бегать. Мы надеемся, что ответственность, которую передают в регион, поможет все-таки некоторые территории достроить», — говорила она и тут же начинала заступаться за портовые и туристические зоны, которые так и не состоялись, поскольку регионы, зачастую дотационные, не смогли привлечь инвесторов даже на готовую инфраструктуру. «Работу по привлечению инвесторов надо оставлять на федеральном уровне. Если в ней будет провал, то смысла строительства инфраструктуры нет», — советовала Муталенко.

Но это уже совсем другая история, причем отнюдь не про Татарстан, который готов и дальше развивать механизм ОЭЗ. Хватило бы только сил и средств.