В КФУ создана 5-летняя стратегия развития Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций, которая уже в октябре будет презентована на ученом совете КФУ. При ее написании учитывались разработки ЦЭСИ, сама же стратегия включает в себя планы по созданию на ее базе медиаинкубатора, медиалицея, медиаклассов в районах республики, а также множество других идей. «БИЗНЕС Online» об этом рассказал в ходе интернет-конференции директор Высшей школы Леонид Толчинский.
Одна из актуальных новостей, о которой сообщил Леонид Толчинский, — создание четкой 5-летней стратегии развития Высшей школы
СТРАТЕГИЯ — ЛУЧШАЯ МЕДИАШКОЛА В РОССИИ
Накануне в редакции газеты «БИЗНЕС Online» на вопросы читателей ответил директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета Леонид Толчинский. Беседа длилась без малого три часа, во время которой он рассказал о жизни школы, поставленных перед ним задачах, конкурсе на журфак, особенностях обучения, порассуждал о профессии журналиста, цензуре и пропаганде, прокомментировал роль татарстанских СМИ.
Одна из актуальных новостей, о которой сообщил Толчинский, — создание четкой 5-летней стратегии развития Высшей школы. Скоро она будет презентована в КФУ, на ученом совете. «Мне дали полный карт-бланш. Задачи, поставленные при назначении, — сохранить в Казанском университете медиаобразование и сделать лучшую медиашколу в России, — рассказал он. — Создать стратегию нашей школе одной из первых в университете поручил ректор Ильшат Гафуров. Писал я ее вместе с консультантами, что-то рождалось в дискуссиях с ректором, проводился анализ внутри школы и извне. Самое интересное — идеи практиков. Я также опирался на материалы центра экономических и социальных исследований Татарстана (напомним читателям, что в 90-е годы Толчинский работал замом у Алевтины Кудрявцевой в ЦЭСИ)». Преподаватели школы уже ознакомлены со стратегией и, по словам собеседника, понимают необходимость перемен.
Что же произойдет в школе? Толчинский полон оптимизма. «Я не ожидал, что скажу, но чувствую себя обалденно счастливым. Я получил такой объем свободы! Я получил такой круг общения и такой широкий спектр задач. Появилось ощущение, что делаешь что-то не зря и не впустую», — говорит он.
Сама стратегия состоит из трех частей. В ней обозначены посылы, миссия школы (применительно к медиапространству России и Татарстана), цели, анализ текущей ситуации, блоки с формулированием проблем. Большой блок стратегии посвящен практике студентов, согласно которому предстоит изменение научных планов, программ, приглашение работающих журналистов на мастер-классы. Последние уже проводятся еженедельно, и помимо местных практиков будут приглашать федеральных звезд. Толчинский также хочет создать на базе школы площадку для открытых дискуссий, по его словам, таких сегодня нет, а ветеранам журналистики, топ-блогерам нужно где-то общаться.
«Надо, чтобы тот, кто приходит в профессию, имел чуйку на инновации, новые технологии, — говорит глава школы о будущих работниках медиа и называет еще один пункт действий согласно написанной стратегии. — Есть решение ректора: со следующего учебного года переведем обучение на практическую составляющую — академический бакалавриат переводим в прикладной. В первые год-полтора обучения делается акцент на фундаменте, теоретических знаниях. Это язык, право, общие знания по экономике, политологии, я также настаиваю на математических знаниях, которые развивают системное мышление и которого так не хватает медиаспециалистам. Будем развивать специализацию „международная журналистика“ — создадим по ней магистратуру совместно с Институтом востоковедения». По словам собеседника, будет усилено обучение на татарской журналистике — есть целая подпрограмма, как вывести татарскую кафедру на сильный уровень.
Толчинский предполагает, что практику студенты проходят параллельно учебе — как в республиканских СМИ, так и в университетских. Есть «Универ-ТВ», университетская газета, мультимедийные лаборатории, система своих сайтов. В составе школы есть внекафедральные лаборатории Ильшата Аминова (гендиректор телеканала «ТНВ») и «Универ-ТВ», а также студенческая газета «Стужурка», лаборатория рекламных технологий. В стратегии есть предложения по изменению работы названных структур. Однако в школе будут созданы и свои СМИ.
МЕДИАИНКУБАТОР, МЕДИАЛИЦЕЙ, МЕДИАКЛАССЫ
С октября в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций начнется формирование первого в России медиаинкубатора, который соберет в себе интересные, перспективные проекты. «Что-то будет реализовано внутри университета, что-то может быть капитализировано на рынке, — уверен Толчинский. — Это будут стартапы, которые будут проходить определенные этапы, и для них будут подтягиваться ресурсы — не университетские». По словам Леонида Григорьвича, идея получила поддержку Сергея Юшко, гендиректора технопарка «Идея».
По словам гостя газеты, телевидение не блещет инновациями и у телеканалов много проблем здесь и сейчас, а работать на перспективу и стратегию некогда. Порассуждал он о татарстанских телеканалах. Говоря о ТНВ, отметил, что проблема не только в телеканале — в республике вообще нет ни одного телеканала, к которому зритель не имел бы претензий и который удовлетворял бы требования всей аудитории. «У ТНВ несколько миссий — это главный республиканский телеканал, и это единственный уникальный канал татар всего мира. Это две трудно соединимые миссии. Кроме того, речь и о качестве тех, кого транслирует телеканал». Кстати говоря, Толчинский был осторожен и касательно оценок местного ТV, отметив, что ни у одного из телеканалов в РТ нет четкой стратегии.
Что касается других планов, от глав муниципалитетов есть идея открытия медиаклассов в школах Татарстана. А у Толчинского есть амбициозная идея создать и открыть в Казани медиалицей. «В России такого нет, нужно собирать таланты со всей страны, чтобы потом они продолжали учиться у нас или были проводниками наших идей», — уверен он.
СЛАБАЯ ПОДГОТОВКА АБИТУРИЕНТОВ И КОНТРАКТНЫЙ НАБОР
В рамках интернет-конференции глава школы при КФУ рассказал также о структуре школы и количестве студентов, а также о приеме в вуз. На журфаке сохраняется творческий конкурс. По словам Толчинского, часто баллы результатов ЕГЭ не соответствуют творческому экзамену. Он считает, что гуманитарные факультеты должны проводить творческий экзамен.
Что касается количества бюджетных и контрактных мест на обучение в школе, в следующем году их будет 8 на журналистку и 8 на отделение по связям с общественностью. В среднем обучение стоит 100 тыс. рублей в год (меньше — для заочников, больше — для ТV-специализации). За счет платного обучения школа в среднем зарабатывает в год 75 млн. рублей. При этом с этого года начались серьезные инвестиции в развитие школы.
«Сама Высшая школа самодостаточная, и зарабатываемых средств хватает на нормальное функционирование. Но инвестиции в развитие сегодня пошли. Никогда доселе столько не вкладывалось в медиаобразование — огромная сумма», — сказал гость, но конкретную цифру не назвал. Кроме того, школе полностью передается здание на улице Нужина, 1 — под медиаструктуры.
Ответил гость на вопрос читателей о том, нужна ли журналисту грамотность. «Грамотность вообще неважная. Знание языка, на котором люди собираются работать, не очень высокое, но совсем двоечников уж нет, — посетовал он. — Грамотность нужна. Это вопрос общей культуры. По-моему, это очевидно». Комментируя вопрос о независимых СМИ и пропаганде, Толчинский сказал, что сегодня все несет на себе пропагандистский оттенок. «Хотя мы все-таки должны учить профессионализму, а не идеологии», — уточнил он.
Он также рассказал о том, труд на каком посту считает доблестным, интереснее начинать проекты с нуля или имея базу («Азартнее с нуля!»), о деятельности сына, которому в присланных вопросах приписали трудоустройство в школе. Толчинский это опроверг, рассказав, что экс-исполнительный директор «Татар-информа» Максим Толчинский иногда бесплатно помогает в деятельности школы, связанной с соцсетями и фото.
Полную стенограмму интервью читайте на сайте «БИЗНЕС Online» позднее.
Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций КФУ образована в 2016 году, ее возглавил Леонид Толчинский. Школа базируется на 55-летней истории журналистского образования в Казанском университете. В качестве самостоятельного подразделения факультет журналистики и социологии КГУ начал функционировать в 1990 году, когда на базе отделения журналистики, существовавшего в КГУ с 1962 года, был открыт факультет журналистики. В 1994 году к факультету были присоединены кафедры социологии и психологии и он стал именоваться факультетом журналистики, социологии и психологии. В 2003 году в связи с преобразованием в самостоятельный факультет отделение психологии вышло из состава факультета. В 2007 году факультет пополнился отделением «Связи с общественностью».
Леонид Григорьевич Толчинский родился 1 июня 1967 года в Казани. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета по специальности «преподаватель социально-политических дисциплин» (1991). Кандидат социологических наук. Автор более 30 научных монографий и статей.
1991 - 1993 — корреспондент-социолог, старший корреспондент-обозреватель общественно-политической газеты «Вечерняя Казань».
1993 - 1995 — заместитель директора по информатизации и печати центра социальных проблем РТ при кабмине РТ.
1995 - 1997 — заместитель директора ЦЭСИ РТ при кабмине РТ.
1995 - 1996 — входил в рабочие группы по разработке разделов государственной программы экономического и социального прогресса РТ.
1997 - 1999 — представитель председателя ОАО «КАМАЗ» по связям с общественностью, участник экспертной группы правительства РТ по выводу из кризиса ОАО «КАМАЗ».
1998 - 2003 — организатор выхода ряда общественно-политических и просветительских программ на республиканском телевидении.
2001 - 2005 — автор и ведущий информационно-аналитической программы «Татарстан. Итоги недели» (ГТРК «Татарстан»).
2005 - 2007 — генеральный директор ИА «Татар-информ».
2008 - 2012 — первый заместитель генерального директора ОАО «Татмедиа».
2008 - 2016 — генеральный директор филиала АО «Татмедиа» ИА «Татар-информ».
С апреля 2016 года — руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций К(П)ФУ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.