«Удалите этот стриптиз на фоне дома Аллаха!», «Позорный клип, себя позорит и татарскую нацию!» — татарский сегмент интернета пестрит проклятьями в адрес певицы Резеды Ганиуллиной, чей клип на песню «Җаным» с исполнением танца живота на фоне Белой мечети в Болгаре возмутил не только исламскую общественность. «БИЗНЕС Online» разбирался в том, как такие съемки могли случиться, сама же подопечная известного продюсера Ильфака Шигапова уверена, что ее клип — это «произведение искусства».
«МЭЧЕТ ЯНЫНДА ПОЛУГОЛАЯ — ОФИГЕТЬ»
Новая скандальная история на просторах татарской эстрады заставляет вновь вспомнить недавние слова Рустама Минниханова. «Фонограмма, одеты непонятно, поют не знаю что, двигаются как-то. Никто ими толком не занимается... Как факультативное задание», — заметил президент РТ в ходе недавнего общения с руководителями ведущих татарстанских СМИ.
На этот раз возмутительницей спокойствия стала певица Резеда Ганиуллина. В клипе на песню «Җаным» («Мой родной») зритель видит симпатичную барышню (это сама артистка), которая в довольно откровенных нарядах демонстрирует нечто наподобие танца живота, и вся эта музыкальная композиция вполне в стилистике «татарский поп» с вкраплениями восточных мотивов. Все бы ничего, но происходит сие действо в интерьерах священного для мусульман Болгара на фоне Белой мечети.
Первым тревогу забил имам Закабанной мечети Казани Сейджагфар хазрат Лутфуллин, известный целым рядом экстравагантных заявлений. Неравнодушен Лутфуллин и к популярной музыке, к примеру, несколько лет назад он призывал жителей столицы Татарстана бойкотировать концерт Элтона Джона. «Позор татарского народа. На территории Белой мечети в главной святыне татар мусульман всего мира, происходит осквернение, надругательство над домом Аллаха. Ни один верующий человек не позволил бы надругательство над своей религией...» — написал имам Закабанной мечети в своем аккаунте в соцсети «ВКонтакте» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
После этого клип на песню «Җаным» стал предметом жаркого обсуждения на просторах социальных сетей. Вот только несколько мнений, которые отражают реакцию большинства комментаторов: «Удалите этот стриптиз на фоне дома Аллаха!», «Позорный клип, себя позорит и татарскую нацию!», «Девочки в трусиках — это, может быть, ресторан, но никак не эстрада», «Мэчет янында полуголая — офигеть».
Между тем сам клип уже некоторое время успешно транслируется в эфирах татарских музыкальных телеканалов, а песня крутится в эфире радиостанций. «А когда она снимала, куда все смотрели? — так прокомментировал „БИЗНЕС Online“ сложившуюся ситуацию директор телеканала „Майдан“ Дамир Давлетшин. — Нам принесли клип, мы видели, что она поет на фоне мечети, у нас вопросов не возникло. Раз она снимала, значит, все было согласовано. Невозможно же пойти и сняться в чужом месте. Я же не могу прийти к вам и сняться на вашей базе без разрешения. Там вроде и ничего такого нет, но все это происходит на фоне мечети...»
Любопытно, но, по словам Давлетшина, никакой негативной реакции на клип Ганиуллиной к ним на канал не поступало: «Отклик только сейчас появился, хотя клип вышел 16 сентября. Вот есть клипы певца Асхата, там девочки бывают в купальниках, нам тут же начинают звонить, что нехорошо, у нас мусульманская республика и так далее. Мы их убрали и демонстрируем после 23 часов. Так вот по клипу Резеды Ганиуллиной ни одного звонка не было. Но если общественное мнение будет против, мы попросим певицу забрать свой клип».
ГЛАВА СПАССКОГО РАЙОНА: «КАКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ, ВЫ ЧТО? У МЕНЯ ВСЕ ПРЕДКИ БЫЛИ МУЛЛАМИ, ИМАМАМИ...»
Как же стали возможны подобные съемки? Судя по тому, что в объектив оператора не попал ни один турист, а героиня клипа так легко одета, можно было предположить, что съемки проходили одним ранним летним утром. Но очевидно, что без разрешения они проводиться не могли.
«Да, к нам обращаются по вопросу видеосъемок, — подтвердил нашей газете замдиректора Болгарского музея-заповедника Андрей Фасхутдинов. — Когда съемки производятся на территории заповедника, то нужно согласовывать с нами. Хотя и Белая мечеть находится на нашем балансе, но фактически хазрат назначается ДУМ РТ, поэтому и с ним нужно согласовывать все вопросы. А как там на самом деле было, я не могу сказать. Я только слышал, что проходили какие-то съемки, но не знаю, как снималось и что».
Имам Белой мечети Руслан хазрат Фархутдинов, как оказалось, и вовсе был свидетелем съемок скандального клипа. «Я наблюдал весь этот процесс, видел, как снимали клип. Но они сослались на минкульт, и администрация дала добро, мы ничего не смогли сделать. Развернулись и ушли. С точки зрения ислама, конечно, это неуместно, некрасиво. Но они сказали, что так рекламируют, поднимают статус Белой мечети и Болгара, — рассказал «БИЗНЕС Online» Руслан хазрат. — Проблема в том, что Белую мечеть в большинстве случаев воспринимают больше как музейный комплекс, нежели как исламскую святыню, как мечеть. Я работаю здесь три года и лично сталкиваюсь с тем, что люди в большинстве своем именно так к ней относятся».
В министерстве культуры Татарстана нашему изданию сообщили, что к ним подобных обращений о разрешении снимать музыкальный клип в Болгаре не поступало, соответственно, ведомство ничего подобного не согласовывало.
Камиль хазрат Самигуллин: «Мечеть — это не место для танцев. Булгарская земля особо значима для самосознания татарского народа. Отсюда берут свое начало исламские традиции татар»
Отреагировал на ситуацию и муфтий Татарстана. «Мечеть — это не место для танцев. Булгарская земля особо значима для самосознания татарского народа. Отсюда берут свое начало исламские традиции татар. Это основа нашей культуры, наших обычаев, — сообщил „БИЗНЕС Online“ Камиль хазрат Самигуллин. — Пусть эстрадные певцы приходят в мечеть. Двери мечетей открыты для каждого. Но пусть приходят с тем, чтобы вознести молитвы Всевышнему, чтобы очистить свою душу. И мы с радостью поможем любому человеку, кто ищет знания об исламе и хочет жить полноценной духовной жизнью».
Наконец мы дозвонились до главы Спасского района Камиля Нугаева. Его реакция была очень резкой: «Да, я видел этот клип. Никакого разрешения они у нас не брали, администрация таких разрешений вообще не дает. Если только администрация музея, но с ними я уже очень жестко поговорил. Я директору „врезал“ капитально. Я сам несколько раз выгонял оттуда таких артистов, когда они мне попадались. Это плохо, я это осуждаю! Сами артисты должны соображать — около мечети разве можно танцевать?! Какое разрешение, вы что? У меня все предки были муллами, имамами...»
Нугаев сообщил, что еще проведет дополнительный разбор полетов: «Мне и самому интересно, у кого они взяли разрешение. Мы еще раз проведем жесткую беседу со всеми сотрудниками музея, предупредим охрану, чтобы не допускали никаких фотографий и таких съемок ни около мечетей, ни около церкви».
Камиль Нугаев: «Администрация таких разрешений вообще не дает. Если только администрация музея, но с ними я уже очень жестко поговорил. Я директору „врезал“ капитально»
«Да, пишут, что у нас светское государство. Да, светское, но чувства верующих нужно уважать. Для танцев есть другие места. Вон, у нас верблюжья ферма есть, станцевала бы там, или у музея хлеба даже, он там рядом. Пожалуйста, танцуй там, но не около мечети. А то, что она сказала, якобы у нее есть разрешение... Молодежь сейчас себя нагло ведет, особенно артисты. Они врать могут. Если что, жестко будем наказывать, выдворять будем оттуда. Они наглые, в любую дыру залезут, там же нет забора...» — резюмировал глава района.
РЕЗЕДА ГАНИУЛЛИНА: «ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ, ВЫПОЛНЕННЫЙ В СОВЕРШЕНСТВЕ, — ЭТО НЕ СТРИПТИЗ, ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА»
Сам факт появления подобной истории становится более понятным, когда оказывается, что этот клип — творение известного продюсера Ильфака Шигапова, «собаку съевшего» на различных пиар-ходах. Достаточно вспомнить недавний шумный успех в сети татарского ремейка хита «Группировки Ленинград» про лабутены. Сам Шигапов в интервью «БИЗНЕС Online» этой весной рассказывал: «Можно любого певца или певицу за год-полтора раскрутить, применив какие-то ходы...» Правда, накануне продюсер был недоступен для комментариев.
Нашумевший клип — творение известного продюсера Ильфака Шигапова, «собаку съевшего» на различных пиар-ходах
Что же касается певицы, то, как сообщают татарские СМИ, путь Ганиуллиной на эстраду был тернист. Резеду и ее четырех сестер мама вырастила одна, родители разошлись, когда старшей из сестер было 9 лет, семья жила тяжело, в жесткой нужде. Мама, заметив, что две старшие девочки поют, стала организовывать семейные концерты в соседних деревнях. Во время учебы в колледже в Арске Рафина и Резеда стали выступать на большой сцене, после этого их жизнь изменилась, и они перевезли свою мать в Казань. Кстати, Рафина поет уже много лет в коллективе Габдельфата Сафина. А вот мама, журналистка Зульфия Ганиуллина, награжденная в 2003 году медалью материнской славы, сейчас очень тяжело болеет.
«БИЗНЕС Online» удалось поговорить с самой Резедой Ганиуллиной. «Я на профессиональной сцене уже более 10 лет и приложила немало усилий, чтобы совершенствоваться. С этой целью я ездила в Арабские Эмираты, Египет и Турцию на мастер-классы, участвовала в различных конкурсах. Восточные танцы — это мой стиль, моя особенность. С самого детства я была влюблена в Восток. У меня очень много фотографий и видео на фоне красивых зданий в восточном стиле стран Востока. И вот мне захотелось снять клип на фоне Белой мечети, которая ничем не уступает всем этим восточным странам, — рассказала певица нашему изданию. — После того как вышел этот клип, я получила много отзывов и звонков из-за рубежа с удивлением: неужели это в Татарстане?»
«Несмотря на то, что я не читаю пять раз в день намаз, ни один мой день не начинается без слов „Бисмилла“. Вот недавно мы принесли в жертву барашка, я раздаю садака, всегда готова помогать людям. Наша религия ислам — самая чистая, самая искренняя, самая дружелюбная. Если этот клип задел чьи-то чувства, то я приношу свои извинения. Это мой сценический образ. Также я благодарна всем за то, что не остались равнодушными к моему творчеству, — говорит Ганиуллина. — Религиозным деятелям я тоже очень благодарна, потому что они прилагают большие усилия для того, чтобы в наше непростое время к нам не проникли различные секты и радикальные течения. Но восточный танец, выполненный в совершенстве, — это не стриптиз, это произведение искусства. Танец, песня, художественное слово — это эстрадный жанр. Еще раз хочу принести глубочайшие извинения всем тем, кого обидел мой клип».
«В НАШЕЙ ДРЕВНЕЙ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ НЕ БЫЛО ТОГО, ЧТО СЕЙЧАС АРТИСТЫ НАМ ДЕМОНСТРИРУЮТ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали резонансную историю с музыкальным клипом.
Альбир Крганов — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии, член Общественной палаты РФ:
— Я думаю, что данная тема обнажает другую большую тему — поведение деятелей так называемой культуры, которые представляют наш народ на сцене. Я знаю, что недавно отреагировал и президент Татарстана Рустам Минниханов. Я думаю, что нужно было провести некую работу, возможно, в министерстве культуры, может быть, в стенах духовного управления, организовать встречу с деятелями культуры, артистами и постараться им объяснить, что в нашей древней татарской культуре не было того, что сейчас артисты нам демонстрируют. Может быть, этого разъяснения не хватает. У людей есть разное мнение, некоторые говорят, что вот ведь в арабском мире что творится, на турецком телевидении тоже показывают откровенные сценки.
Но ведь у каждого народа своя ментальность. Когда мы говорим о Болгаре, то это особо значимое для татар место, не просто комплекс — мечеть и рядом ферма верблюдов. Это место духовного достояния, святое для татар-мусульман. Что мешало бы этой певице подсказать, чтобы она оделась поскромнее. Можно было нарядиться булгарской царицей и эту песенку спеть. Могла бы у верблюда постоять, и это было бы величественнее и красивее, чем обнажаться на фоне символа религиозного возрождения нашего народа.
Алсу Абульханова — певица, телеведущая, заслуженная артистка Татарстана:
— Возможно, она это сделала неосознанно. Ведь для этого нужно, конечно, очень много ума — догадаться так не делать. Возможно, это сделано специально, с целью пиара, но, конечно, это неправильно. Хотя, если учитывать мировые тенденции, а все мы смотрим телевизор, то клипы снимаются на фоне и церквей, и мечетей. Чего только не делается...
Конечно, свобода личности также существует, и каждый испорчен в меру своей испорченности. Здесь, думаю, должны нести ответственность телеканалы, которые транслируют это. Человек имеет право снимать где угодно, что угодно, в каком угодно виде. Он свободная личность, а вот телеканал, который берет на себя ответственность и не фильтрует ничего, — это другое дело. Если телеканал транслирует, то получается определенная агитация. Ежели здесь дело в деньгах, то если канал взял деньги и показывает, то это возмутительно.
Рустам Батров — первый заместитель муфтия Татарстана:
— Кто-то, может, и воспринимает подобные видео как свидетельство стремления светских деятелей культуры из числа татар к своим религиозным корням, но, как мне кажется, это очень странное стремление. Все-таки мечеть — это дом Всевышнего. Он требует к себе особого почтения и уважения. А обнаженный торс женщины на фоне храма — совсем не то, что соответствует вековым традициям нашего народа. Увы, но пока у некоторых представителей татарской эстрады в голове настоящий сумбур. Они не понимают, что такое мечеть и ислам в целом.
Я думаю, что здесь нет разжигания межнациональной розни, так как никакого злого умысла не было. Это говорит о низком уровне религиозной культуры у некоторых представителей татарской эстрады. Все-таки советское прошлое сказывается. Должное почтение к храмам, к святыням не у всех сформировалось в обществе. Поэтому я не думаю, что это был злонамеренный акт. Но, конечно, это недопустимо. Мечеть — это не декорации для восточных танцев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 380
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.