Распоряжение о запрете использования ручных радаров Владимир Колокольцев аргументировал «профилактикой и пресечением коррупции в рядах Госавтоинспекции» Распоряжение о запрете использования ручных радаров Владимир Колокольцев аргументировал «профилактикой и пресечением коррупции в рядах Госавтоинспекции» Фото: kremlin.ru

ВОЗВРАТ К РАДАРАМ ПОД ПРЕССОМ АВАРИЙНОСТИ?

Два месяца Татарстан продержался без ручных радаров, показания которых давали право инспекторам ГИБДД выписывать штрафы в случае нарушений скоростного режима. Однако эксперимент провалился: вслед за Самарской, Нижегородской и Московской областями республика сегодня вернулась к мобильным системам видеофиксации нарушений.

Напомним, новые правила работы ГИБДД вступили в силу 10 июля после распоряжения главы МВД РФ Владимира Колокольцева «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции». Главный полицейский страны аргументировал появление своего приказа «профилактикой и пресечением коррупции в рядах Госавтоинспекции». В федерации автомобилистов России указывали на то, что ручные радары открывают водителям двери для предложения взятки сотруднику ГИБДД в обмен на удаление компрометирующей видеозаписи с нарушением.

Распоряжение Колокольцева коснулось всех регионов страны, причем табу распространилось на все устройства, с которых можно самостоятельно стереть данные. Инспекторам, нарушившим нововведенный запрет, грозила дисциплинарная ответственность и даже увольнение.

В июле ГИБДД Татарстана беспрекословно подчинилась распоряжению руководства, заверив, что в распоряжении инспекции достаточно передвижных систем автоматического контроля скорости. Мобильные радары заменили 285 фоторадарных передвижных комплексов КРИС-П, 11 «Кордонов» (с 15 августа должны были заработать 55) и 5 «Полисканов». Поэтому полной неожиданностью стало решение о возвращении к прежней схеме — радарам в руки сотрудников ГИБДД. Причины стали ясны из пресс-релиза ведомства. «Анализ аварийности за истекший период показал, что количество ДТП по причине превышения установленной скорости движения увеличилось в 2 раза, количество погибших — в 3 раза, количество пострадавших — на 4 человека. В связи с этим было принято решение о возобновлении использования сотрудниками ГИБДД МВД по РТ мобильных средств фото- и видеофиксации нарушений ПДД», — гласит сообщение.

Более точные цифры «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе ГИБДД РТ. Так, за июль-август 2015 года было зафиксировано 10 ДТП с превышением скорости, погибли 2 человека, еще 17 получили травмы, а за тот же период 2016 года произошло 20 ДТП с 6 погибшими и 21 травмированным.

Вторит этой статистике и свежее исследование «Альфастрахования», изучившего статистику аварий собственных клиентов. По данным компании, 21,9% застрахованных в компании водителей попали в ДТП, больше аварий произошло только в Перми — 24,2% — и Екатеринбурге — 22,2%. Казань опередила Москву (22,2%), Новосибирск (20,7%), Саратов (10%), Санкт-Петербург (17,1%), Хабаровск (15,4%), Красноярск (14,3%).

«КЛЮЧЕВАЯ ЧЕРТА ЭТИХ ПРИБОРОВ — ОГРАНИЧЕННОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ СОТРУДНИКА ГИБДД»

Замначальника управления ГИБДД по РТ Рустам Ибрагимов дал понять, что вторая жизнь радаров стала компромиссным вариантом. ГИБДД учла не только аварийность, но и коррупционные риски, которые, по сути, и стали первопричиной. Из официального комментария Ибрагимова следует, что решение о возврате радаров принимал не и. о. начальника ГИБДД Ленар Габдурахманов, а лично министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин, что само по себе можно рассматривать как важный сигнал — при прежнем шефе Рифкате Минниханове важные решения исходили непосредственно от него.

Сейчас на вооружении в ГИБДД РТ три типа таких приборов: «Визир» (74 прибора), «Амата» (146) и «Бинар» (40). Постановление Колокольцева вынудило ГИБДД по РТ вносить изменения в программное обеспечение радаров. Видеофиксаторы нарушений ДТП типа «Амата» уже переведены в формат «недопуск инспектора», тогда как над «Визиром» и «Бинаром» еще придется поработать. Ожидается, что после доработки программного обеспечения они в ближайшее время будут выведены на дороги.

«В данном случае мы будем использовать приборы «Амата» в количестве 145 штук, которые распределены по всем районам республики, — объясняет Ибрагимов. — Память данных приборов позволяет записывать в цикличном режиме всю информацию, которую инспектор собирает за время несения службы, и исключает воздействие на память самого инспектора». В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он рассказал подробности. «По сути, мы пользуемся не ручными радарами, а средствами фиксации нарушений дорожного движения, — заметил замначальника автоинспекции. — Они работают в автоматическом режиме, но, в отличие от приборов, которые до этого использовались, система администрирования у них удаленная, инспектор не может в его работу вмешиваться и удалять зафиксированные правонарушения. Кроме нас много регионов пытаются перейти к работе с приборами, которые не позволяют сотруднику ГИБДД вмешиваться в его работу. Выбор предложений на рынке разнообразный, ключевая черта этих приборов — ограниченность вмешательства в их работу со стороны сотрудника ГИБДД»

Решение о возврате радаров принимал не и. о. начальника ГИБДД Ленар Габдурахманов, а лично министр внутренних дел по РТ Артем ХохоринФото: prav.tatarstan.ru

«ПРИЕЗЖИЕ ВОДИТЕЛИ НЕ УСПЕЮТ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ И ПОВАЛЬНО НАЧНУТ ПОПАДАТЬ ПОД ЭТИ РАДАРЫ»

В татарстанском отделении федерации автомобилистов России пока не знают, как реагировать на решение руководства республиканского МВД. «К нам пока не поступало ни жалоб, ни претензий от водителей по поводу использования этих приборов, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ представитель ФАР по Казани Дмитрий Золотов. — Мы даже не знаем, где будут с этими приборами стоять сотрудники ГИБДД. Знаю только, что с переносными приборами фотовидеофиксации, которые работают в автоматическом режиме, договориться нельзя, а какой принцип здесь будет использоваться, неизвестно».

По опасениям Золотова, возврат к радарам не исключает повышение коррупционных рисков во взаимоотношениях между водителем и сотрудником ГИБДД. «В чем сам прикол того, что они [сотрудники ГИБДД] вышли с радарами? — задается вопросом собеседник издания. — У нас на некоторых участках междугородних трасс в Татарстане скорость ограничена 70 километрами в час при том, что везде стандарт в 90 километров в час. Если инспектора будут стоять под такими знаками, а не на действительно опасных участках, собирая нарушения междугородних водителей, это будет плохо. Еще хуже, если к радарам вернулись в преддверии принятия скоростного ограничения в 40 километров в час (в центре Казани прим. ред.). Приезжие водители точно не успеют сориентироваться и повально начнут попадать под эти радары.

Высказался на животрепещущую для водителей тему и Рифкат Минниханов. «Это решение руководства, я не буду его комментировать», — поначалу заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Минниханов, но все же выразил свое отношение к этому шагу руководства МВД по РТ. «Если у хирурга пинцет отобрать и потребовать сделать операцию, будет точно так же», — привел он аналогию на распоряжение Колокольцева о запрете пользоваться ручными радарами. Минниханов пояснил, что распоряжение Колокольцева не дает однозначного запрета на использование ручных радаров. Это было в форме рекомендации, а угроза коррупционных рисков снята новыми приборами, которые не позволяют удалять факты фиксации нарушений. «Вопроса коррупции при работе с данными приборами не существует, фото-, видеоизображение коррекции не поддается», — заключил собеседник издания.

Табу распространилось на все устройства, с которых можно самостоятельно стереть данные Табу распространилось на все устройства, с которых можно самостоятельно стереть данные Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

«Я БУДУ ЗНАТЬ, ЧТО МЕНЯ И ПО ДОРОГЕ МОГУТ ГДЕ-ТО «ПЕРЕХВАТИТЬ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что сегодняшняя система наказаний за нарушение ПДД преследует целью получение взяток, а не соблюдение скоростного режима.

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Изначально в этом распоряжении было указание, что можно использовать только те радары, которые не позволяют инспектору модифицировать записи. Особенно это касалось даже не Казани, а курортных городов. Там все претензии к использованию радаров сводились к тому, что местные гаишники устанавливали для отдыхающих «ловушки» на дорогах. Якобы идет ремонт дороги, соответственно, водитель едет, видит, что ремонта нет. Просто стоят знаки, предписывающие сбросить скорость до 40 км/ч. Кто эти знаки поставил — непонятно, где рабочие — тоже непонятно. Многие люди продолжали ехать, как они ехали. Тут и стояли гаишники с теми самыми ручными радарами и фиксировали превышение скорости на 60 км/ч и более. Таких случаев было очень много. Поэтому, видимо, и вышло постановление Колокольцева. Сначала речь шла как раз о Ростовской области и Краснодарском крае. Использование ручных радаров в эти регионах было направлено на коррупционные взаимоотношения.

Что касается Казани, там в принципе очень много камер. Наличие ручных приборов, в общем-то, погоду не делает. Но самое главное — чтобы был решен вопрос по невозможности корректирования информации. Практически все приборы, которые мне известны, позволяют удалять ее. Возможно, «Амата» не позволяет. Все еще зависит от того, будут ли другие коллеги в ГИБДД просматривать соответствие выписанных протоколов и видеоматериал, записанный на жесткий диск.

Рашит Низамов — ректор КГАСУ:

— Во мне борются два начала. Я как водитель хотел бы ездить так, чтобы чувствовать себя на дороге свободно. Немножко нарушая на дороге, немножко превышая скорость, и чтобы меня не штрафовали. И этого, наверное, хочет каждый водитель. Я вот возвращаюсь из районов и всегда жду — придут ли штрафы. Но и позиция того же Рифката Нургалиевича, который руководил нашей Госавтоинспекцией, мне понятна: люди постоянно гибнут, кто-то выезжает на встречку, и с этим нужно что-то делать. В этом тренде применение ручных радаров является одной из таких попыток. Я не знаю, насколько это эффективно. Но если работать по-честному, то, наверное, какой-то эффект будет. Дополнительно к стационарным радарам, о которых предупреждает «антирадар», я буду знать, что меня и по дороге могут где-то «перехватить». И, наверное, буду более осторожен. Поэтому мнение двойственное: с одной стороны, вернутся люди с радарами и весь негатив, который был от взаимоотношений водителя при непосредственном контакте с сотрудниками ГИБДД. С другой стороны, ожидание человека «с феном» будет делать меня более дисциплинированным.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Я сторонник возвращения балльной системы, которая существовала в советское время и которая в настоящее время действует в Германии. Потому что сегодняшняя система наказаний за нарушение правил дорожного движения преследует просто получение денег. Я бы принял за грубое нарушение правил дорожного движения превышение скорости на 40 километров в час и в случае трехкратного превышения скорости в течение года лишал бы прав на полгода.

Но применение ручных радаров — палка о двух концах. С одной стороны, водителям легко нарушать скоростной режим, потому что процесс уплаты штрафа с помощью мобильных приложений занимает долю секунды. И это удобно. С другой стороны, для людей, которые не ограничены в средствах, эта система наказания неэффективна. А вот система, когда водителя задерживают сотрудники ГИБДД и параллельно проверяют еще и документы, проверяют — пьяный водитель или нет, и так далее, эта система более эффективна. Поэтому я сторонник того, чтобы инспекторы и лично останавливали автомобили. Потому что при этом осуществляется более полный комплекс проверки соблюдения правил дорожного движения. Поэтому пусть будет балльная система при одновременном усилении борьбы с коррупцией. Да, при личном контакте риск дачи взятки увеличивается, но и доверять все только камерам нельзя.