«НА ЮГЕ МНОГО ТЕПЛА, НО И МНОГО БОЛЕЗНЕЙ»

Солнечная ягода, божественная гроздь, восточная лоза, как только ни называют виноград. Суть в том, что издревле считалось, что это растение можно встретить лишь там, где светило круглый год дарит нам свое тепло. Ан нет: открывшаяся в Казани выставка северного виноградарства полностью опровергает эти представления. Ангароподобное помещение учебно-демонстрационного центра Института механизации и технического сервиса Казанского аграрного университета напоминало то ли восточный базар, то ли фруктово-ягодные ряды колхозного рынка. Столы также ломились от изобилия различных сортов винограда, а продавцы даже отдаленно не напоминали торговцев с характерным южным акцентом, которые стали в последнее время хозяевами торговых рядов, причем не только в Казани. Еще одно отличие — плоды можно было есть, сколько хочешь, но они не продавались. У самого большого специалиста по выращиванию вкусной ягоды в Татарстане Леонтия Кирягина, который одновременно является и председателем клуба виноградарей-любителей «Казанская лоза», над столом висит плакат с библейским изречением: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Евангелие от Иоанна 15:5)». Как оказалось, растить виноград в нашей географической широте помогает не только божественная помощь, что несомненно, но и особые хитрости, а так это все несложно.

Леонтий Кирягин Леонтий Кирягин

«Сложности у нас только погодные, а так виноград хорошо растет. Другое дело, что у нас не все сорта можно выращивать. Можно выращивать только ранние сорта, а поздние сорта можно выращивать только в теплице. Созревание у них растягивается, и они не укладываются в короткое наше лето. Но в нашем регионе можно выращивать где-то полторы сотни сортов и гибридных видов винограда. Разница с южным в том, что на юге много тепла, но и много болезней. Из-за них на там вынуждены 8 - 9 раз опрыскивать ядами. У нас этих болезней нет, а если есть, то хотя бы в 4 - 5 раз меньше, чем на юге. А это значит, что наш виноград более экологически чистый. По крайней мере, ядами ягоды опрыскивают куда реже».

ПОЧЕМУ СЕНТЯБРЬ НЕ ДАЛ ВИНОГРАДУ СТАТЬ СУПЕРСЛАДКИМ

Для чего нужна такая выставка? По крайней мере, не только для того, чтобы похвастаться перед другими своим обильным урожаем. Здесь соревнуются виноградари, и жюри должно выявить лучшие сорта, которые больше приспособлены к нашему, пусть и не северному, но довольно-таки прохладному для винограда климату. В Топ-10 войдут образцы, отличные от других не только по вкусовым качествам, но и по другим характеристикам, таким как срок созревания, устойчивость к болезням, крупность ягоды, товарные качества. Основной костяк выставки составили члены клуба «Казанская лоза», в этом общественном объединении людей по интересу к винограду состоит более 100 человек. Большинство из них прошло своеобразный курс молодого бойца, который называется «Школа начинающего виноградаря». С мнением своего председателя Кирягина согласны на все 100 процентов: нынешний сентябрь чуть подпортил производственные показатели.

«Август был теплый, хороший, осталось 10 дней, где бы винограду нужно было дозревать, но выдалась погода влажная и прохладная. В это время виноград, даже тот, который набрал сахар, теряет сладость. А прошлый год был наоборот — август плохой, а сентябрь хороший. Ну надо приспособиться. Поэтому самое главное — изучение сортов на пригодность. Есть еще одна проблема — если не делать регулярного полива, если нет капельного полива и виноград долгое время был без полива, а он терпит это, и потом пошел дождь или полило резко, то ягода может трескаться. Это уже мастерство виноградаря. Так что у некоторых погиб виноград, потому что они не полили его вовремя. И надо подбирать сорта, устойчивые к болезням. Есть сорта устойчивые, есть сорта неустойчивые, поэтому обезопасить себя от болезней надо. У меня почти все устойчивые сорта», — говорит Кирягин.

Как бы там ни было, гости выставки просто в восторге от продукции местных виноградарей. Ветеран труда Назип Каримуллин, например, честно признается, что, дожив до столь солидных лет, он первый раз пробует такие удивительные ягоды: вкус неописуемый.

«Я хочу у себя на даче тоже посадить такие сорта винограда. Когда-то пробовал выращивать, но он был дикий и уродился кислым. Оказывается, не то сажал».

Знание того, что сажать, какие сорта — большое дело! На выставке, например, можно было встретить названия с ласкающим слух любого татарина — Тукай. Или вот НПЗ, но это не нефтеперерабатывающий завод, а, как оказалось, «Новый подарок Запорожью». Чего только нет.

«ВИНОГРАД НИКОГДА НЕ ПРОПАДАЕТ»

Человек, представившийся начинающим виноградарем, как потом оказалось, занимается этим с 1996 года и считает, что всю жизнь надо учиться. Это растение он посадил от безысходности:

«У меня такой участок — близко грунтовые воды. Пытался выращивать яблоки, яблони засыхают, а виноград очень хорошо растет. И поэтому сперва посадил его беседку затенять, а потом ягоды выросли и оказались очень вкусными. Из урожая в основном вино делаю, очень оно вкусное, ароматное, не магазинное. В магазине уже давно вино не покупаю, только свое. Сейчас приступил к выращиванию столовых сортов».

Не только вино, но еще много чего можно сделать из винограда. В разговор вступил другой специалист по лозе:

«Виноград никогда не пропадает, делаем вино. Если вино не получается, добавляем сахар — получается что-то типа портвейна. Сахар все скрывает. Если уж и это не получается, то можно сделать чачу, а это коньячный спирт. Обычно, если его делать, мужики просят не разбавлять — 72 градуса, нежный и спокойный. Его не напьешься, а посмаковать можно. Настоящий коньяк получается. Производство соков — тоже то, что надо. С нынешних сортов они очень ароматные. Если раньше был один детский сорт, то сейчас таких сортов много. Ароматика хорошая».

Об этом рассказал известный, можно так сказать, в северном виноградном мире, специалист-руководитель проекта «Виноград Ульяновска» Петр Данилюк. По его словам, виноград — это не только хобби, но и хороший бизнес. Производство еды — всегда выгодно. В этом году товар уходил, как говорится, влет, хотя цена — 200 рублей за килограмм. Между тем узбекские «Дамские пальчики» стояли на базаре за 109 целковых. «У нас берут, потому что свежий, только срезанный, вкусный. А тот — пока дорога туда-сюда, и еще неизвестно, чем его обрабатывают. Наш кушаешь и хочется кушать, а тот покушал — и все, организм не хочет воспринимать», — аргументирует гость с родины Ильича. Далее Петр Петрович делает и вовсе сенсационное заявление, которое, кстати, единогласно одобряют его соседи по столу, тоже виноградари.

Петр Данилюк Петр Данилюк

«Я на конференциях встречался с иностранцами, они говорят, что будущее виноделия именно за нашим виноградом. Необычный вкус у него здесь. Если брать французские вина, они безвкусные, вино пахнет вином, а у нас ароматика широчайшая. Вино раскрывается с разными вариациями. В начале бокала один аромат, в середине — другой, а в пустом бокале совершенно третий аромат».

Что касается вкуса местного винограда, корреспондент «БИЗНЕС Online» также подтверждает, он необычен, очень ароматен, сладок и приятен на вкус. Могут ведь растить, если захотят. По всей видимости, желание есть, и не просто для себя, а выращивать в промышленных объемах. По словам Данилюка, они в Камско-Устьинском районе Татарстана планируют заложить виноградники. Даже природа идет навстречу: метеорологи прогнозируют, что к концу XXI века в Среднем Поволжье будет тепло, как на юге России сейчас. Вот только не повлияет ли это на необычный вкус северного винограда? Поживем — увидим.